"КОНВЕНЦИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ АКТАХ, СОВЕРШАЕМЫХ НА БОРТУ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ"(Заключена в г. Токио 14.09.1963)
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ
АКТАХ,
СОВЕРШАЕМЫХ НА БОРТУ ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ
(Токио, 14 сентября 1963
года)
Государства - участники настоящей
Конвенции согласились о
нижеследующем:
Глава I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
КОНВЕНЦИИ
Статья 1. 1.
Настоящая Конвенция применяется в
отношении:
Статья 2. Без
ущерба для положений статьи 4 и за
исключением случаев, когда этого требует
безопасность воздушного судна или
находящихся на его борту лиц или имущества,
никакое положение настоящей Конвенции не
должно толковаться как разрешающее или
предписывающее любые меры в отношении
уголовных преступлений политического
характера или уголовных преступлений,
основанных на расовой или религиозной
дискриминации.
Статья 3. 1.
Государство регистрации воздушного судна
правомочно осуществлять юрисдикцию в
отношении преступлений и актов,
совершенных на борту.
Статья 4. Договаривающееся
государство, не являющееся государством
регистрации, не может чинить препятствий
воздушному судну, находящемуся в полете, в
целях осуществления своей уголовной
юрисдикции в отношении преступления,
совершенного на борту, за исключением
следующих случаев:
Статья 5. 1. Положения настоящей
главы не применяются в отношении
преступлений и актов, совершенных или
подготовленных к совершению лицом на борту
воздушного судна, находящегося в полете в
воздушном пространстве государства
регистрации либо над открытым морем или
любым другим районом вне территории любого
государства, если последний пункт взлета
или следующий пункт намеченной посадки не
располагается в государстве ином, чем
государство регистрации, или если
воздушное судно не продолжает полет в
воздушном пространстве государства иного,
чем государство регистрации, и такое лицо
все еще находится на борту.
Статья 6. 1. Командир
воздушного судна, если он имеет достаточные
основания полагать, что лицо совершило или
готовится совершить на борту воздушного
судна преступление или акты,
предусмотренные в пункте 1 статьи 1, может
применить к такому лицу разумные меры,
включая ограничительные меры, которые
необходимы для:
Статья 7. 1.
Ограничительные меры, примененные к лицу в
соответствии со статьей 6, не применяются за
пределами любого пункта, в котором
воздушное судно совершает посадку, за
исключением случаев, когда:
Статья 8. 1. Командир воздушного
судна может, насколько это необходимо для
целей подпунктов "a" или "b" пункта 1 статьи 6,
высадить на территории любого государства,
в котором воздушное судно совершает
посадку, любое лицо, в отношении которого он
имеет достаточные основания полагать, что
оно совершило или готовится совершить на
борту воздушного судна акт,
предусмотренный пунктом 1 "b" статьи 1.
Статья 9. 1. Командир воздушного
судна может передать компетентным органам
любого Договаривающегося государства, на
территории которого воздушное судно
совершает посадку, любое лицо, в отношении
которого он имеет достаточные основания
полагать, что оно совершило на борту
воздушного судна акт, который, по его
мнению, является тяжким преступлением
согласно уголовному законодательству
государства регистрации воздушного
судна.
Статья 10. За
действия, предпринятые в соответствии с
настоящей Конвенцией, командир воздушного
судна, любой другой член экипажа, пассажир,
владелец или эксплуатант воздушного судна,
лицо, от имени которого совершался полет, не
несут ответственности ни при каком
судебном разбирательстве по поводу
обращения с лицом, в отношении которого
были предприняты такие действия.
Статья 11. 1. Если
находящееся на борту лицо с помощью силы
или угрозы силой незаконно совершает акт
вмешательства, захвата или другого
незаконного осуществления контроля над
воздушным судном в полете или если оно
готовит к совершению такой акт,
Договаривающиеся государства принимают
все надлежащие меры для восстановления
контроля законного командира над воздушным
судном или для сохранения за ним контроля
над воздушным судном.
Статья 13. 1. Любое
Договаривающееся государство принимает
любое лицо, которое командир воздушного
судна передает в соответствии с пунктом 1
статьи 9.
Статья 14. 1. Если любое
лицо было высажено в соответствии с пунктом
1 статьи 8 или передано в соответствии с
пунктом 1 статьи 9, или высажено после
совершения акта, предусмотренного в пункте
1 статьи 11, и если такое лицо не может или не
желает продолжить свой полет и государство
посадки отказывается принять его, такое
государство может, если лицо, о котором идет
речь, не является его гражданином или лицом,
постоянно проживающим в этом государстве,
возвратить его на территорию государства,
гражданином которого оно является или в
котором постоянно проживает, или на
территорию государства, в котором оно
начало свой полет.
Статья 15. 1. Без ущерба для
статьи 14 любое лицо, которое было высажено в
соответствии с пунктом 1 статьи 8, или
передано в соответствии с пунктом 1 статьи 9,
или высажено после совершения акта,
предусмотренного в пункте 1 статьи 11, и
которое желает продолжить свой полет, может
в возможно короткий срок продолжить полет в
любой пункт по своему выбору, если только
его присутствие не требуется по
законодательству государства посадки для
целей производства о выдаче или уголовного
производства.
Статья 16. 1. Преступления,
совершенные на воздушном судне,
зарегистрированном в каком-либо
Договаривающемся государстве,
рассматриваются для целей выдачи, как если
бы они были совершены не только в месте их
совершения, но также и на территории
государства регистрации воздушного
судна.
Статья 18.
Если Договаривающиеся государства создают
совместные авиатранспортные
эксплуатационные организации или
международные эксплуатационные агентства,
эксплуатирующие воздушные судна, не
зарегистрированные ни в одном из
государств, эти государства, в соответствии
с обстоятельствами дела, назначают из их
числа государство, которое для целей
настоящей Конвенции рассматривается как
государство регистрации, и уведомляют об
этом Международную организацию
гражданской авиации, которая рассылает
такое уведомление всем государствам -
участникам настоящей Конвенции.
Статья 20. 1. Настоящая
Конвенция подлежит ратификации
подписавшими ее государствами в
соответствии с их конституционными
процедурами.
Статья 21. 1. После того как
двенадцать государств, подписавших
настоящую Конвенцию, сдадут на хранение
свои ратификационные грамоты, она вступит в
силу для них на девяностый день со дня сдачи
на хранение двенадцатой ратификационной
грамоты. Для каждого государства,
ратифицирующего ее позднее, она вступает в
силу на девяностый день после сдачи на
хранение ратификационной грамоты данного
государства.
Статья 22. 1. После вступления в
силу настоящей Конвенции она остается
открытой для присоединения любого
государства - члена Организации
Объединенных Наций или любого из ее
специализированных учреждений.
Статья 23. 1. Любое
Договаривающееся государство может
отказаться от участия в настоящей
Конвенции путем уведомления об этом
Международной организации гражданской
авиации.
Статья 24.
1. Любой спор между двумя или более
Договаривающимися государствами,
касающийся толкования или применения
настоящей Конвенции, который не может быть
урегулирован путем переговоров, по просьбе
одного из них передается на арбитраж. Если в
течение шести месяцев со дня просьбы об
арбитраже Стороны не смогут прийти к
соглашению по вопросу об организации
арбитража, по просьбе любой из этих Сторон
спор может быть передан в Международный Суд
в соответствии со Статутом Суда.
Статья 26.
Международная организация гражданской
авиации уведомляет все государства,
которые являются членами Организации
Объединенных Наций или любого из ее
специализированных учреждений: