"МЕМОРАНДУМ О ТЕХНИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ ПРОВОДИМЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕФОРМАМ ПО ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"(Подписан в г. Токио 27.11.1994)
МЕМОРАНДУМ
О ТЕХНИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ
ПРОВОДИМЫМ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕФОРМАМ
ПО
ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
(Токио, 27
ноября 1994 года)
Первый заместитель
председателя Правительства Российской
Федерации О.Н. Сосковец и заместитель
Премьер-министра, министр иностранных дел
Японии Е. Коно выразили намерение
правительств двух стран осуществлять в
целях успешного проведения в Российской
Федерации реформ по переходу к рыночной
экономике, используя при этом опыт
послевоенного развития экономики Японии,
широкое сотрудничество в деле подготовки
кадров, необходимых в рыночных условиях.
Стороны выразили общее мнение о высокой
эффективности таких форм подготовки
кадров, как стажировки в Японии широкого
круга российских специалистов с целью
изучения современного состояния, опыта
развития японской экономики, а также
направление в Российскую Федерацию
японских специалистов для обмена
информацией и деловых встреч со
специалистами центральных министерств и
ведомств, местных администраций и
предприятий, непосредственно
занимающимися вопросами осуществления
рыночных реформ.
Стороны
приветствовали тот факт, что,
руководствуясь подписанным 18 апреля 1991
года Соглашением между Правительством СССР
и Правительством Японии о сотрудничестве в
оказании технического содействия реформе
по переходу к рыночной экономике в СССР,
которое эффективно используется двумя
странами в деле оказания технического
содействия российским реформам,
направленным на переход к рыночной
экономике, Японская Сторона подтвердила
намерение оказывать в период с 1 апреля 1994
года по 31 марта 1995 года техническое
содействие России по перечисленным ниже
направлениям, а Российская Сторона
подтвердила намерение обеспечивать
необходимые условия для
беспрепятственного осуществления
вышеуказанного технического содействия.
1. Экономическое планирование.
Японская Сторона, исходя из важности
разработки и осуществления основных
направлений в области управления
экономикой, включая соответствующие планы
экономического развития, для дальнейшего
повышения эффективности проводимых в
России реформ предпримет следующие шаги:
1) по мере необходимости направит группу
экспертов по вопросам макроэкономической
структуры российской экономики
(запланировано на декабрь 1994 года);
2)
будут осуществлены совместные
исследования в области макроэкономики,
структурных проблем, внешней торговли и в
других областях экономической политики;
3) в Японии для российских специалистов
будут проведены консультации, а также между
специалистами двух стран состоится обмен
мнениями по вопросам разработки и
осуществления планов экономического
развития, методам статистики и анализа
экономики и по другим проблемам
(ориентировочно декабрь 1994 года, 5
специалистов, около 3 недель);
4) японские
специалисты проведут в Российской
Федерации семинары по следующим темам: опыт
экономического прогнозирования в Японии и
его оценка; улучшение инвестиционного
климата и контроль за рынком ценных бумаг;
совершенствование рыночной экономики и
государственное регулирование рыночной
экономики; промышленная политика и
управление предприятиями (ноябрь 1994 года,
командирование 4 специалистов).
Стороны,
как правило, два раза в год в России или
Японии продолжат регулярные двусторонние
консультации специалистов по проблемам
состояния и перспектив развития экономик
двух стран и другим вопросам (предыдущие
консультации состоялись в сентябре 1994 года,
очередные консультации планируются на март
1995 года).
2. Финансовая и
кредитно-денежная политика.
Японская
Сторона пригласит в ноябре 1994 года восемь
российских специалистов для прохождения
трехнедельной стажировки по вопросам
финансовой и кредитно-денежной политики.
3. Промышленная политика.
Японская
Сторона, сознавая важность структурных
преобразований в промышленности России,
осуществит следующие меры:
1)
основываясь на результатах семинара по
промышленной политике, проходившего в
сентябре 1994 года в Москве и касавшегося
всего комплекса вопросов, связанных с
промышленной политикой, изучит возможности
дальнейшего сотрудничества и, учитывая
большую роль содействия частным
предприятиям через сотрудничество в
области промышленных технологий для
реформирования промышленной структуры,
будет сотрудничать в развитии и
совершенствовании промышленных технологий
на основе направления и приглашения
специалистов, проведения совместных
исследований;
2) исходя из того, что
содействие эффективному управлению
предприятиями, являющимися основными
структурными единицами экономики,
способствует повышению эффективности
управления экономикой в целом, будет
разрабатывать планы реструктуризации
Красноярского металлургического завода и
Кузнецкого металлургического комбината
после проведения аналогичной работы на
машиностроительном заводе в г. Муроме
Владимирской области и текстильной фабрике
"Шарм" в Смоленской области.
4. Малое и
среднее предпринимательство.
Российская Сторона положительно оценивает
результаты предпринятых Правительством
Японии мер по предоставлению технической
помощи в области развития малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации.
Японская Сторона, сознавая
необходимость содействия ускоренному
развитию малых и средних предприятий для
осуществляемого в России перехода к
рыночной экономике, учитывая, что
организованный в апреле 1992 года в
Российской Федерации семинар по данной
проблеме принес хорошие результаты,
осуществит следующие меры:
1) направит
лекторов (23 специалиста) для проведения
стажировок на базе имеющихся во
Владивостоке и Москве центров обучения по
вопросам технологий и управления в пяти
областях (менеджмент, рыбное хозяйство,
пищевая промышленность, дерево- и
металлообработка);
2) пригласит
специалистов в области разработки политики
в сфере малого и среднего
предпринимательства (20 специалистов) и в
области практического управления
технологиями производства на малых и
средних предприятиях (20 специалистов -
технологов);
3) направит в Россию
специалистов по вопросам политики в
области малого и среднего
предпринимательства (5 - 6 специалистов) для
проведения в Москве консультаций и
обсуждения этих вопросов с лицами,
ответственными за реализацию политики в
области малого и среднего
предпринимательства.
5. Приватизация и
антимонопольная политика.
Исходя из
важности ускорения приватизации
государственных предприятий и
демонополизации в России и учитывая
результаты командирования групп экспертов,
Японская Сторона будет проводить
соответствующие консультации по вопросам
ускорения приватизации и демонополизации,
в том числе в таких областях, как транспорт
и связь.
Японская Сторона, осознавая
важность антимонопольной политики в
Российской Федерации, а также исходя из
пожеланий Российской Стороны, проведет
между специалистами обеих стран обмен
мнениями по этому вопросу.
6.
Транспорт.
Признавая важную роль
транспорта в деле осуществления реформ по
переходу к рыночной экономике в России и
принимая во внимание, что техническое
содействие в этой области будет
способствовать улучшению и развитию
транспортных связей между Россией и
Японией, будут предприняты следующие
шаги:
- для российских специалистов в
Японии будут проводиться стажировки по
вопросам эксплуатации и управления
железнодорожным транспортом (ноябрь 1994
года, 8 специалистов, 20 дней), портовым
хозяйством (декабрь 1994 года, 6 специалистов,
12 дней), а также в сфере организации
перевозок различными видами транспорта
(январь 1995 года, 12 специалистов, 20 дней);
-
в области управления движением воздушного
транспорта и для обеспечения безопасности
движения воздушных судов, следующих через
Сибирь и Камчатку, Японская Сторона примет
российских авиадиспетчеров, а также других
специалистов, занимающихся вопросами
управления воздушным движением, с целью
проведения стажировки, которая будет
включать посещение объектов,
обеспечивающих безопасность управления
воздушным движением, обмен мнениями с
представителями управления воздушного
транспорта Министерства транспорта Японии
(декабрь 1994 года, 8 специалистов, 14 дней).
7. Регулирование трудовых отношений и
стабилизация занятости.
1) В третьей
декаде ноября 1994 года сроком на 12 дней
Японию посетит делегация российских
специалистов по вопросам трудовых
отношений (10 специалистов), в состав которой
войдут представители государственных,
профсоюзных и предпринимательских кругов,
для проведения встреч с представителями
аналогичных организаций Японии и
ознакомления с состоянием трудовых
отношений в промышленности.
2) В первой
декаде февраля 1995 года сроком на 30 дней в
Японии будет принята группа российских
исследователей (4 специалиста),
занимающихся изучением вопросов труда и
занятости.
8. Повышение
производительности труда на российских
предприятиях.
Исходя из того, что
повышение производительности труда на
промышленных предприятиях является
важнейшим условием развития рыночной
экономики, будут предприняты следующие
меры:
1) Японская Сторона примет сроком
на один или два месяца представителей
предприятий Российской Федерации для
проведения в 14 японских компаниях
различных отраслей стажировки по
внешнеторговым операциям, банковскому делу
и другим вопросам (ноябрь - декабрь 1994 года,
31 специалист);
2) Японская Сторона будет
активно поддерживать деятельность
японских негосударственных организаций,
оказывающих содействие повышению
производительности труда на предприятиях
Российской Федерации, главным образом, в
таких формах, как прием стажеров
(ориентировочно 57 специалистов в период с 1
апреля 1994 года по 31 марта 1995 года) и
направление специалистов (10 специалистов в
период с 1 апреля 1994 года по 31 марта 1995
года);
3) по линии японских
неправительственных организаций будут
проводиться консультации специалистов и
прием стажеров в области внешнеторговых
операций и в других областях (февраль - март
1995 года, около 10 специалистов).
9.
Энергетика.
1) Японская Сторона,
учитывая важность реформирования
российского топливно-энергетического
комплекса как составной части общей
программы перехода экономики России на
рыночные отношения, а также значение
двустороннего и многостороннего
сотрудничества в области энергетики,
осуществляемого на взаимовыгодной основе и
в контексте целей и положений Европейской
энергетической хартии, а также принимая во
внимание роль нефтегазового сектора в
топливно-энергетическом комплексе и в
целом в экономике России, выражает большую
заинтересованность в практической
реализации проектов разработки
нефтегазовых месторождений на шельфе
острова Сахалин (проекты "Сахалин-1" и
другие).
Учитывая результаты
состоявшегося в июне - июле 1992 года визита в
Россию специалистов - нефтяников и
представителей государственных
организаций и частных компаний, Японская
Сторона рассмотрит возможность оказания
необходимого содействия в проведении
геологоразведочных работ в сибирском и
других регионах России.
Японская
Сторона организует стажировки в Японии
российских специалистов в области
нефтепереработки, а также в области добычи
угля и техники безопасности в угольной
промышленности (октябрь - декабрь 1994
года).
2) В октябре 1994 года в Японии
состоялся практический семинар по
энергетической стратегии, организованный
Международным энергетическим агентством, в
котором приняла участие группа российских
специалистов. На семинаре была отмечена
важная роль топливно-энергетического
комплекса в экономике России и его значение
для российских реформ. Участникам семинара
была представлена концепция
энергетической стратегии России. Участники
семинара, в том числе и с японской стороны,
высказали ряд рекомендаций по содержанию
концепции и способам ее реализации, которые
могут быть использованы российскими
специалистами.
10. Связь.
Японская
Сторона, исходя из понимания, что
эффективное развитие средств связи
является неотъемлемым условием проведения
в Российской Федерации реформ,
направленных на переход к рыночной
экономике, намерена и в дальнейшем
продолжать осуществление технического
сотрудничества в этой отрасли. В Японию
будут приглашены руководящие работники
Министерства связи Российской Федерации и
организаций, занимающихся электросвязью,
для стажировки по вопросам политики в
области связи, методов управления и
контроля на уровне предприятий данной
отрасли в условиях рыночной конкуренции
(ноябрь - декабрь 1994 года, 9 специалистов, 22
дня). Японской Стороной будут также
организованы посещения объектов
электросвязи, обмены мнениями с
работниками данной отрасли, экскурсии на
предприятия - изготовители соответствующей
аппаратуры и т.д.
11. Медицина.
Японская Сторона, сознавая необходимость
мер по социальной защите населения и особую
важность медицинского обслуживания в
процессе осуществления рыночных
преобразований в Российской Федерации,
намерена оказывать надлежащую поддержку
развитию сотрудничества между
соответствующими организациями обеих
Сторон.
12. Таможенная служба.
Японская Сторона в соответствии с просьбой
таможенных органов Российской Федерации, а
также исходя из понимания эффективности
использования дрессированных на поиск
наркотиков собак для контроля за
перемещением запрещенных лекарственных
средств, ориентировочно в феврале 1995 года
проведет двухнедельную стажировку в Японии
для сотрудников таможенной службы
Российской Федерации (3 специалиста из
дальневосточного региона) с целью изучения
методики дрессировки.
13. Местное
самоуправление.
С учетом расширения
прав и полномочий регионов в Российской
Федерации и повышения роли местного
самоуправления в системе социальной защиты
населения в условиях происходящего в
процессе приватизации отделения объектов
социальной сферы от предприятий, в Японии
для представителей Министерства
Российской Федерации по делам
национальностей и региональной политике, а
также сотрудников местных органов власти
России будет осуществлена стажировка, в том
числе по вопросам организации, полномочий и
бюджета японских органов местного
самоуправления и соответствующего
законодательства (декабрь 1994 года, 15
специалистов, 14 дней).
Настоящий
Меморандум составлен на русском и японском
языках.
Совершено в г. Токио 27 ноября 1994
года
(Подписи)