РЕШЕНИЕ Совета коллективной безопасности"О КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"(Принято в г. Алма-Ате 10.02.1995)
СОВЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ -
УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(Алматы, 10 февраля 1995
года)
Совет коллективной безопасности
решил:
1. Утвердить Концепцию
коллективной безопасности государств -
участников Договора о коллективной
безопасности (прилагается).
2.
Рассмотреть на сессии Совета коллективной
безопасности проект Плана реализации
Концепции коллективной безопасности.
В
целях разработки проекта Плана создать при
Генеральном секретаре Совета коллективной
безопасности временную рабочую группу из
представителей государств -
участников.
Совершено в г. Алматы 10
февраля 1995 г. в одном экземпляре на русском
языке. Экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое
направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную
копию.
(Подписи)
Приложение
к Решению Совета коллективной
безопасности о Концепции коллективной
безопасности государств - участников
Договора о коллективной безопасности
от 10 февраля 1995 года
КОНЦЕПЦИЯ
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ -
УЧАСТНИКОВ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Концепция коллективной
безопасности государств - участников
Договора о коллективной безопасности от 15
мая 1992 г. (далее - Концепция) представляет
собой совокупность взглядов государств -
участников Договора о коллективной
безопасности (далее - государства -
участники) на предотвращение и устранение
угрозы миру, совместную защиту от агрессии,
обеспечение их суверенитета и
территориальной целостности.
Концепция
основывается на принципах ООН, ОБСЕ,
Договора о коллективной безопасности, а
также положениях других документов,
принятых государствами - участниками в его
развитие.
Концепция включает в себя:
основы военной политики государств -
участников, основы обеспечения
коллективной безопасности, основные
направления и этапы создания системы
коллективной безопасности.
Реализация
положений Концепции предусматривает
осуществление согласованных политических,
экономических, военных и других мер.
Государства - участники в политическом и
военном отношениях не считают своим
противником ни одно государство или
коалицию государств, видят в лице всех
государств мирового сообщества
равноправных партнеров.
I. Основы военной
политики государств -
участников
Государства - участники
объединены военно-политическими и
экономическими интересами, сложившимися
военно-технической базой и
инфраструктурой, стремлением проводить
согласованную политику по обеспечению
коллективной безопасности.
Государства
- участники будут проводить консультации в
целях координации позиций и проведения
согласованной политики в области
безопасности:
в отношении других
государств - участников СНГ - по вопросам
военного сотрудничества и оказания
взаимной помощи при решении проблем
военного строительства;
в отношении
НАТО и других военно-политических
организаций - по вопросам сотрудничества и
партнерства, участия в имеющихся и
создаваемых новых структурах региональной
безопасности.
Государства - участники
обеспечивают коллективную безопасность
всеми имеющимися в их распоряжении
возможностями при приоритете мирных
средств. При выработке мер обеспечения
коллективной безопасности они учитывают
следующее.
Завершение глобального
противостояния между Востоком и Западом
значительно снизило опасность
возникновения мировой войны.
Вместе с
тем существует значительное количество
региональных межгосударственных и
внутригосударственных проблем, обострение
которых чревато перерастанием в
вооруженные конфликты и локальные войны.
Предпосылки для этого сохраняются в
социальных, политических, экономических,
территориальных, национально - этнических,
религиозных и других противоречиях, а также
в приверженности ряда государств к решению
их силовыми методами.
Основными
источниками военной опасности государства
- участники считают:
территориальные
притязания других стран к государствам -
участникам;
существующие и
потенциальные очаги локальных войн и
вооруженных конфликтов прежде всего в
непосредственной близости от границ
государств - участников;
возможность
применения (в том числе
несанкционированного) ядерного и других
видов оружия массового поражения,
находящегося на вооружении ряда
государств;
распространение ядерного и
других видов оружия массового поражения,
средств его доставки и новейших технологий
военного производства в сочетании с
попытками отдельных стран, организаций и
террористических групп реализовать свои
политические и военные устремления;
возможность подрыва устойчивости
стратегической обстановки в результате
нарушения международных договоренностей в
области ограничения и сокращения
вооруженных сил и вооружений,
необоснованного наращивания военной мощи
другими государствами и
военно-политическими союзами;
попытки
вмешательства извне во внутренние дела
государств - участников, дестабилизации их
внутриполитической обстановки;
международный терроризм, политику
шантажа.
В качестве факторов, способных
привести к перерастанию военной опасности
в непосредственную военную угрозу,
государства - участники рассматривают:
наращивание группировок войск (сил) в
прилегающих к внешним границам государств -
участников регионах до пределов,
нарушающих сложившееся соотношение сил;
создание и подготовку на территории других
государств вооруженных формирований,
предназначенных для применения против
государств - участников;
развязывание
пограничных конфликтов и вооруженных
провокаций с территории сопредельных
государств;
ввод иностранных войск на
сопредельные с государствами - участниками
территории (если это не связано с мерами по
восстановлению и поддержанию мира в
соответствии с решением Совета
Безопасности ООН или ОБСЕ).
Приоритетными направлениями в совместной
деятельности по предотвращению военной
угрозы государства - участники считают:
участие совместно с другими государствами
и международными организациями в создании
систем коллективной безопасности в Европе
и Азии;
координацию действий по
реализации имеющихся и разработке новых
международных договоренностей по вопросам
разоружения и контроля над вооружениями;
расширение мер доверия в военной
области;
установление и развитие
равноправных партнерских отношений с НАТО,
другими военно-политическими
организациями и региональными структурами
безопасности, направленных на эффективное
решение задач по укреплению мира;
активизацию диалога по подготовке и
принятию эффективных международных
договоренностей в области сокращения
военно-морских сил и вооружений, а также
ограничения военно-морской
деятельности;
проведение операций по
поддержанию мира по решению Совета
Безопасности ООН, ОБСЕ в соответствии с
международными обязательствами;
согласование усилий по охране внешних
границ государств - участников;
поддержание вооруженных сил и других войск
государств - участников на уровне,
обеспечивающем оборонную
достаточность.
II. Основы обеспечения
коллективной безопасности
Целью
государств - участников в обеспечении
коллективной безопасности является
предотвращение войн и вооруженных
конфликтов, а в случае их развязывания -
гарантированная защита интересов,
суверенитета и территориальной
целостности государств - участников.
В
мирное время указанная цель достигается
урегулированием спорных проблем,
международных и региональных кризисов
исключительно политическими,
согласительными средствами, поддержанием
оборонного потенциала каждого государства
с учетом как национальных, так и
коллективных интересов.
Каждое
государство - участник принимает
надлежащие меры по обеспечению стабильного
положения на своих границах. На основе
взаимного согласия они координируют
деятельность пограничных войск и других
компетентных служб по поддержанию
установленного режима в приграничных зонах
государств - участников.
При
возникновении угрозы безопасности,
территориальной целостности и
суверенитету одного или нескольких
государств - участников либо угрозы
международному миру государства -
участники незамедлительно приводят в
действие механизм совместных консультаций
с целью координации своих позиций и
принятия конкретных мер для устранения
возникшей угрозы.
Стратегические
ядерные силы Российской Федерации
выполняют функцию сдерживания от возможных
попыток осуществления агрессивных
намерений против государств - участников в
соответствии с военной доктриной
Российской Федерации.
В случае агрессии
государства - участники в соответствии со
статьей 4 Договора о коллективной
безопасности отражают ее и принимают меры к
тому, чтобы вынудить агрессора прекратить
военные действия. Для достижения этого они
заблаговременно определяют и планируют
содержание, формы и способы совместных
действий.
Коллективная безопасность
государств - участников базируется на
следующих основных принципах:
неделимость безопасности: агрессия против
одного государства - участника
рассматривается как агрессия против всех
государств - участников;
равная
ответственность государств - участников за
обеспечение безопасности;
соблюдение
территориальной целостности, уважение
суверенитета, невмешательство во
внутренние дела и учет интересов друг
друга;
коллективность обороны,
создаваемой на региональной основе;
принятие решений по принципиальным
вопросам обеспечения коллективной
безопасности на основе консенсуса;
соответствие состава и готовности сил и
средств масштабу военной угрозы.
III.
Система коллективной безопасности.
Основные направления ее создания
Основой
коллективной безопасности является
система коллективной безопасности, которую
государства - участники рассматривают как
совокупность межгосударственных и
государственных органов управления, сил и
средств, обеспечивающих на общей правовой
основе (с учетом национального
законодательства) защиту их интересов,
суверенитета и территориальной
целостности.
Межгосударственными
органами системы коллективной
безопасности являются:
Совет
коллективной безопасности - высший
политический орган на межгосударственном
уровне, обеспечивающий координацию и
совместную деятельность государств -
участников, направленную на реализацию
Договора о коллективной безопасности;
Совет министров иностранных дел - высший
консультативный орган Совета коллективной
безопасности по вопросам согласования
внутренней и внешней политики государств -
участников;
Совет министров обороны -
высший консультативный орган Совета
коллективной безопасности по вопросам
военной политики и военного строительства
государств - участников.
Для решения
конкретных задач обеспечения коллективной
безопасности могут создаваться и иные
органы управления, действующие на
постоянной или временной основе.
Государственными органами системы
коллективной безопасности являются органы
политического и военного руководства
государств - участников.
В качестве сил
и средств системы коллективной
безопасности государства - участники
рассматривают:
вооруженные силы и
другие войска государств - участников;
коалиционные (объединенные) группировки
войск (сил) в регионах, которые будут
созданы для отражения агрессии против
государств - участников;
совместную
(объединенную) систему противовоздушной
обороны, другие системы.
Создание сил и
средств системы коллективной безопасности
направлено на сдерживание возможного
агрессора, своевременное вскрытие
подготовки возможной агрессии и ее
отражение, обеспечение охраны границ
государств - участников, участие в
операциях по поддержанию мира.
Советом
коллективной безопасности для операций по
поддержанию мира, проводимых в
соответствии с решением Совета
Безопасности ООН, ОБСЕ, могут создаваться
коллективные миротворческие силы.
В
качестве основных направлений создания
системы коллективной безопасности
государства - участники рассматривают:
сближение основных положений
законодательных актов государств -
участников в области обороны и
безопасности;
проведение регулярных
консультаций по проблемам военного
строительства и подготовки вооруженных сил
государств - участников;
выработку
общих подходов по вопросам приведения
войск (сил) в высшие степени боевой
готовности, форм и способов их обучения,
оперативного и боевого применения, а также
согласованной мобилизационной подготовки
экономики государств - участников;
достижение многосторонних договоренностей
по использованию элементов военной
инфраструктуры, воздушного и водного
пространства государств - участников;
согласование вопросов оперативного
оборудования территорий государств -
участников в интересах коллективной
обороны;
проведение совместных
мероприятий оперативной и боевой
подготовки вооруженных сил и других войск
государств - участников;
согласование
программ подготовки военных кадров и
специалистов;
координацию планов
разработки, производства, поставок и
ремонта вооружения и военной техники;
выработку единых подходов к нормам
создания и содержания запасов материальных
средств.
Формирование системы
коллективной безопасности осуществляется
последовательно (поэтапно), с учетом
развития военно-политической обстановки в
мире.
На первом этапе:
в основном
завершить создание вооруженных сил
государств - участников;
разработать
программу военного и военно-технического
сотрудничества государств - участников и
приступить к ее реализации;
разработать
и принять правовые акты, регламентирующие
функционирование системы коллективной
безопасности.
На втором этапе:
создать коалиционные (объединенные)
группировки войск (сил) для отражения
возможной агрессии и провести планирование
их применения;
создать совместную
(объединенную) систему противовоздушной
обороны;
рассмотреть вопрос о создании
объединенных вооруженных сил.
На
третьем этапе завершить создание системы
коллективной безопасности государств -
участников.
* * *
Государства - участники
в своей деятельности по обеспечению
коллективной безопасности будут соблюдать
Устав ООН, общепринятые
международно-правовые нормы и принципы.
Данная Концепция коллективной
безопасности закрепляет приверженность
государств - участников целям
предотвращения войн и вооруженных
конфликтов, устранения их из системы
международных отношений, создания условий
для всестороннего развития личности,
обществ и государств на базе идеалов
гуманизма, демократии и всеобщей
безопасности.
Положения Концепции
будут дополняться, уточняться и
совершенствоваться по мере дальнейшего
развития и укрепления сотрудничества между
государствами - участниками и формирования
новой системы международных
отношений.
ЗАМЕЧАНИЯ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
К РЕШЕНИЮ О КОНЦЕПЦИИ
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ -
УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Раздел
II. Основы обеспечения коллективной
безопасности
1. В абзаце 1 после слов
"государств - участников" добавить "на
основе двусторонних отношений".
2. В
абзаце 4 исключить слова "либо угрозы
международному миру" (это выходит за рамки
Договора о коллективной безопасности).