РЕШЕНИЕ Экономического суда СНГ n 08/95<О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ В УСТАВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТУСА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА>(Принято в г. Минске 13.12.1995)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N
08/95
(Минск, 13 декабря 1995
года)
Экономический Суд Содружества
Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя
Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей
Экономического Суда Абдрахманова С.С.,
Апостола Д.Д., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А.,
Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник
В.И., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
при
секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием:
представителя Межгосударственного банка
Бурмана М.А.,
генерального советника
Экономического Суда Лазаренкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по запросу Межгосударственного банка
о толковании,
установил:
Основанием
для запроса Межгосударственного банка о
толковании послужила необходимость
внесения в Устав Банка изменений и
дополнений с целью совершенствования
статуса Межгосударственного банка. Между
тем правовой механизм внесения изменений и
дополнений в Устав Межгосударственного
банка определяется документами
Содружества неоднозначно.
Устав
Межгосударственного банка является
неотъемлемой частью Соглашения об
учреждении Межгосударственного банка,
подписанного главами государств -
участников Содружества 22 января 1993 года.
Согласно части 12 статьи 8 Устава Банка
дополнения и изменения к нему могут быть
внесены в форме специальных протоколов с
согласия всех Договаривающихся Сторон.
21 октября 1994 года Совет глав государств
Содружества Решением о совершенствовании
деятельности органов Содружества
Независимых Государств установил, что на
рассмотрение Совета глав государств
выносятся вопросы, определяющие
стратегическое направление развития
Содружества по проблемам политического,
экономического и военного сотрудничества.
Совету глав правительств, Совету министров
иностранных дел, Совету министров обороны,
Межгосударственному экономическому
комитету Экономического союза и другим
органам Содружества поручено принимать
окончательные решения по вопросам,
входящим в их компетенцию.
В развитие
этого положения Совет глав правительств
Содружества Протокольным решением от 9
декабря 1994 года предоставил Совету
Межгосударственного банка право вносить
изменения и дополнения в Устав Банка.
В
связи с изложенным Межгосударственный банк
просит Экономический Суд дать толкование
по следующим вопросам:
1. В каком порядке
вносятся изменения и дополнения в Устав
Банка?
2. Достаточно ли для внесения
изменений и дополнений в Устав
Межгосударственного банка принятия
решения Советом Банка?
3. Каким образом
Межгосударственный банк приобретает права
юридического лица? Требуется ли соблюдение
процедуры регистрации Межгосударственного
банка? Если требуется, то в каком порядке
Межгосударственный банк подлежит
регистрации?
Заслушав судью -
докладчика Толибова Х., представителя
Межгосударственного банка Бурмана М.А.,
исследовав материалы дела и другие
документы, относящиеся к существу запроса,
проанализировав заключение генерального
советника Экономического Суда Лазаренкова
Е.В., Экономический Суд пришел к следующим
выводам.
Согласно статье 14 Соглашения
об учреждении Межгосударственного банка
оно вступает в силу со дня его подписания, а
для Договаривающихся Сторон,
законодательство которых требует
ратификации таких соглашений, - со дня сдачи
ратификационных грамот государству -
депозитарию.
В настоящее время
Соглашение ратифицировано всеми
государствами - участниками Соглашения, за
исключением Украины, которая представила
ноту о применении условий Соглашения до его
ратификации. Все государства,
ратифицировавшие Соглашение, сдали
ратификационные грамоты Правительству
Республики Беларусь - депозитарию
Соглашения - к июлю 1994 года, не заявив при
этом о неприменении Соглашения в отношении
Украины.
Следовательно, Соглашение
вступило в силу для всех государств -
участников со дня сдачи ратификационных
грамот государству - депозитарию, а в
отношении Украины Соглашение применяется
временно до момента его ратификации либо
направления уведомления о своем намерении
не становиться участником Соглашения.
Положения части четвертой статьи 2
Соглашения и части второй преамбулы Устава
Банка, определяющие Устав Банка как
неотъемлемую часть Соглашения, а также
процедура их подписания и ратификации
свидетельствуют о том, что текст Соглашения
и текст Устава Банка представляют собой
международный договор, состоящий их двух
документов, один из которых, Соглашение,
регламентирует условия и общие принципы
создания межгосударственного субъекта, а
второй, Устав Банка, - функции и порядок
деятельности данного субъекта, процедуру
создания, компетенцию его органов
управления и другие вопросы.
Следовательно, внесение изменений и
дополнений в Устав Банка означает внесение
изменений и дополнений в составную часть
единого документа - Соглашения.
В силу
статьи 12 Соглашения оно может быть изменено
лишь с согласия всех Договаривающихся
Сторон, под которыми следует понимать,
исходя из преамбулы Соглашения,
государства - участники Соглашения.
Дополнения и изменения в Устав Банка могут
быть внесены в форме специальных
протоколов также с согласия всех
Договаривающихся Сторон (часть 12 статьи 8
Устава Банка).
В соответствии с нормами
международного публичного права (статья 11
Венской конвенции о праве международных
договоров от 23 мая 1969 года) согласие
государства на обязательность для него
договора может быть выражено подписанием
договора, обменом документами, образующими
договор, его принятием, утверждением,
присоединением к нему или любым другим
способом, о котором условились Стороны
договора.
Статья 14 Соглашения
предусматривает, по сути, два способа
выражения согласия Договаривающихся
Сторон - ратификацию и подписание (для
государств - участников, законодательство
которых не требует ратификации таких
соглашений). Следовательно, согласие на
внесение изменений и дополнений в Устав
Банка, равно как и изменений в текст
Соглашения, должно быть выражено одним из
этих способов.
Соглашением и Уставом
Банка не предусмотрен порядок внесения
изменений и дополнений в тексты этих
документов. Только применительно к форме
вносимых изменений и дополнений в Устав
Банка предусмотрено, что они вносятся
специальными протоколами.
Согласно
статье 40 Венской конвенции о праве
международных договоров, если договор не
предусматривает иное, необходимо
руководствоваться (следующим: все
Договаривающиеся государства должны
уведомляться о любом предложении,
касающемся поправок к многостороннему
договору, которые должны действовать в
отношениях между всеми участниками, причем
каждое из Договаривающихся государств
имеет право участвовать в:
а) принятии
решения о том, что следует сделать в
отношении такого предложения;
б)
переговорах и заключении любого соглашения
о внесении поправок в договор. Каждое
государство, имеющее право стать
участником договора, также имеет право
стать участником договора, в который были
внесены поправки. При этом Конвенцией
предусмотрен важнейший принцип
международного публичного права -
суверенного равенства государств -
участников договора: соглашение о внесении
поправок не связывает государство, уже
являющееся участником договора, но не
ставшее участником соглашения о внесении
поправок в договор (часть 4 статьи 40).
Исходя из данных положений, было бы
неправомерным рассматривать Протокольное
решение Совета глав правительств
Содружества от 9 декабря 1994 года о
предоставлении Совету Межгосударственного
банка права внесения изменений и
дополнений в Устав Банка в качестве
договора государств - участников
Соглашения о его изменении. Поскольку
компетенция Совета Банка устанавливается
Уставом Банка, являющимся неотъемлемой
частью Соглашения, любое ее изменение
должно производиться в договорном порядке
в соответствии с правилами,
предусмотренными Соглашением и Уставом
Банка, - в форме специального протокола
Договаривающихся Сторон о внесении
поправок в часть 3 статьи 7 Устава Банка,
определяющую компетенцию Совета Банка.
Анализ учредительных документов
Межгосударственного банка (Соглашения и
Устава Банка) позволяет утверждать, что
Банк - это международная организация,
которая создана в соответствии с нормами
международного публичного права.
Учредительный акт Межгосударственного
банка представляет собой международный
договор. Членами Банка являются суверенные
государства. Соглашением и Уставом Банка
предусмотрена система постоянно
действующих органов управления Банком:
Совет и президент Банка.
Межгосударственный банк является
международным расчетным и
кредитно-финансовым учреждением (часть 2
статьи 1 Устава Банка).
Межгосударственный банк наделен
международной правосубъектностью: правом
заключать международные соглашения в
пределах его компетенции (часть 4 статьи 1
Устава Банка), участвовать в международных
финансовых и банковских организациях и
союзах (статья 2 Соглашения), а также
привилегиями и иммунитетами в отношениях с
государством пребывания (статья 2
Соглашения, часть 5 статьи 1 и часть 8 статьи 8
Устава Банка).
На основании этих
положений вопрос о приобретении
Межгосударственным банком прав
юридического лица следует решать в
соответствии с нормами международного
публичного права.
Соглашение об
учреждении Межгосударственного банка
(статья 2) и Устав Банка (часть 3 статьи 1),
предоставляя Банку статус юридического
лица, вместе с тем не определяют момент
приобретения Банком прав юридического
лица.
Международное публичное право
предусматривает, что международная
организация приобретает права
юридического лица в порядке,
предусмотренном учредительным актом
(соглашением, уставом, договором),
являющимся, по существу, международным
договором. В случае, если порядок
приобретения международной организацией
прав юридического лица в учредительном
акте не предусмотрен, она приобретает такие
права в момент вступления в силу
учредительного акта.
Основываясь на
установленном выше положении о том, что
Устав Банка является неотъемлемой частью
Соглашения, следует констатировать, что
Межгосударственный банк приобретает права
юридического лица с момента вступления в
силу Соглашения об учреждении
Межгосударственного банка (в соответствии
с вышеупомянутой статьей 14 Соглашения).
Актами Содружества Независимых Государств
не предусматривается регистрация
международных организаций как субъектов
международного права. Национальное
законодательство государств - учредителей
международной организации применимо в этом
отношении в пределах, установленных
соответствующим международным
договором.
В учредительных документах
Межгосударственного банка
предусматривается, что Устав Банка
регистрируется в соответствии с
законодательством государства пребывания
(часть 13 статьи 8 Устава Банка). При этом
устанавливается также, что отношения между
Банком и государством его пребывания
определяются соответствующим соглашением
(статья 2 Соглашения, часть 5 статьи 1 Устава
Банка).
Законодательством Российской
Федерации, государства местопребывания
Банка, не установлена обязательность
регистрации международных организаций -
субъектов международного публичного права
(Федеральный Закон от 21 октября 1994 года "О
введении в действие части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации"
и Закон РСФСР от 13 декабря 1991 года "О банках
и банковской деятельности в РСФСР", с
изменениями и дополнениями, внесенными
Законом Российской Федерации от 24 июня 1992
года).
Соглашение об условиях
пребывания Межгосударственного банка на
территории Российской Федерации, в котором
Стороны могли бы предусмотреть
необходимость и порядок регистрации Банка
(Устава Банка), на момент рассмотрения дела
в Экономическом Суде не заключено.
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Межгосударственным
банком об условиях пребывания
Межгосударственного банка на территории
Российской Федерации заключено 30.07.1996. На
основании изложенного и руководствуясь
пунктом 5 Положения об Экономическом Суде
Содружества Независимых Государств и
пунктом 13.4 Регламента Экономического Суда
Содружества Независимых Государств
Экономический Суд решил:
По запросу
Межгосударственного банка дать следующее
толкование:
1. Дополнения и изменения в
Устав Межгосударственного банка вносятся с
согласия всех Договаривающихся Сторон в
форме специального протокола с последующим
выполнением государствами - участниками
Соглашения об учреждении
Межгосударственного банка от 22 января 1993
года внутригосударственных процедур
(ратификация, сдача ратификационных грамот
государству - депозитарию либо подписание
протокола - для государств - участников,
законодательство которых не требует
ратификации таких документов).
2. Совет
Межгосударственного банка не наделен
правом самостоятельного принятия решений о
внесении изменений и дополнений в Устав
Банка. Совет Банка вправе обсудить на своем
заседании предлагаемые дополнения и
изменения в Устав Банка и направить их в
установленном порядке для принятия
окончательного решения Советом глав
государств.
3. Межгосударственный банк
приобретает права юридического лица с
момента вступления в силу Соглашения об
учреждении Межгосударственного банка.
Регистрация Устава Банка осуществляется в
соответствии с законодательством
государства пребывания.
4. Копию Решения
направить для сведения в
Межгосударственный банк, Исполнительный
Секретариат Содружества,
Межгосударственный экономический комитет
Экономического союза и государствам -
участникам Соглашения о статусе
Экономического Суда Содружества
Независимых Государств.
5. Решение может
быть обжаловано в месячный срок после
получения его копии в Пленум
Экономического Суда Содружества
Независимых Государств.
6. В
соответствии со ст. 16 Положения об
Экономическом Суде, Содружества
Независимых Государств решение подлежит
обязательному опубликованию в изданиях
Содружества и средствах массовой
информации государств -
участников.
Председатель
Л.А.ДАШУК