"ДЕКЛАРАЦИЯ САНЫ О СОДЕЙСТВИИ УКРЕПЛЕНИЮ НЕЗАВИСИМЫХ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ"(Принята в г. Сане 07.01.1996 - 11.01.1996 на Семинаре по содействию укреплению независимых и плюралистических средств информации арабских государств)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
КУЛЬТУРЫ
ДЕКЛАРАЦИЯ САНЫ
О
СОДЕЙСТВИИ УКРЕПЛЕНИЮ НЕЗАВИСИМЫХ И
ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ
(Сана, 7 - 11 января 1996
года)
Мы, участники Семинара по
содействию укреплению независимых и
плюралистических средств информации
арабских государств, проводившегося в
рамках Организации Объединенных Наций и
Организации Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры в Сане, Йемен,
с 7 по 11 января 1996 г.,
принимая во
внимание статью 19 Всеобщей декларации прав
человека, которая гласит, что "каждый
человек имеет право на свободу убеждений и
на свободное выражение их; это право
включает свободу беспрепятственно
придерживаться своих убеждений и свободу
искать, получать и распространять
информацию и идеи любыми средствами и
независимо от государственных границ",
ссылаясь на Резолюцию 59 (I) Генеральной
Ассамблеи Организации Объединенных Наций
от 14 декабря 1946 г., в которой утверждается,
что свобода информации является одним из
основных прав человека, а также на
Резолюцию 45/76 A Генеральной Ассамблеи от 11
декабря 1990 г. об информации на службе
человечества,
ссылаясь на Резолюцию 104,
которая была принята Генеральной
конференцией Организации Объединенных
Наций по вопросам образования, науки и
культуры (ЮНЕСКО) на ее двадцать пятой
сессии в 1989 г. и в которой обращается
внимание на содействие развитию
"свободного распространения идей словесным
и изобразительным путем как на
международном, так и на национальном
уровнях",
ссылаясь также на Резолюцию 4.3,
принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО
на ее двадцать шестой сессии, в которой
признается, что "свободная,
плюралистическая и независимая пресса
является существенным элементом любого
демократического общества" и предлагается
Генеральному директору "распространить на
другие регионы мира усилия ... с целью
поощрения свободы прессы и содействия
независимости и плюрализму средств
массовой информации",
ссылаясь далее на
решение Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций от 20 декабря 1993 г.
относительно проведения 3 мая Всемирного
дня свободы печати,
отмечая с
удовлетворением Резолюцию 4.6 двадцать
восьмой сессии Генеральной конференции
ЮНЕСКО (1995 г.), которая, подчеркнув их
"важнейшее значение", одобрила Декларации,
принятые участниками семинаров,
состоявшихся в Виндхуке, Намибия (29 апреля -
3 мая 1991 г.), в Алма-Ате, Казахстан (5 - 9 октября
1992 г.), и в Сантьяго, Чили (2 - 6 мая 1994 г.), а
также выразила убеждение в том, что
"совместный региональный семинар ЮНЕСКО и
Организации Объединенных Наций... по
содействию укреплению независимых и
плюралистических средств информации
арабских государств, который состоится в
Сане, Йемен, в начале 1996 г., будет
содействовать созданию условий,
позволяющих плюралистическим средствам
информации развиваться и эффективно
участвовать в процессах демократизации и
развития в арабском регионе",
подчеркивая растущую роль Международной
программы развития коммуникации (МПРК)
ЮНЕСКО, Межправительственный совет которой
на своей сессии в феврале 1992 г. решил
предоставить приоритет проектам,
направленным на укрепление независимых и
плюралистических средств информации,
отмечая жизненно важное значение доступа
женщин к свободному выражению убеждений и к
принятию решений в области средств
информации,
отмечая с удовлетворением
заявления, сделанные на открытии Семинара
от имени Генерального секретаря
Организации Объединенных Наций
заместителем Генерального секретаря по
вопросам информации общественности, и от
имени Генерального директора ЮНЕСКО
заместителем Генерального директора по
вопросам коммуникации, информации и
информатики,
выражая нашу искреннюю
признательность Организации Объединенных
Наций и ЮНЕСКО за проведение данного
Семинара,
выражая также нашу искреннюю
признательность всем
межправительственным, правительственным и
неправительственным органам, организациям,
учреждениям и фондам, которые
способствовали усилиям Организации
Объединенных Наций и ЮНЕСКО по организации
данного Семинара,
выражая нашу
благодарность правительству, народу, а
также организациям и работникам средств
информации Йеменской Республики за их
гостеприимство, которое способствовало
успеху этого Семинара,
выражаем нашу
полную поддержку и приверженность
принципам Виндхукской декларации,
признавая ее важнейшее значение для
содействия развитию свободных, независимых
и плюралистических средств печати и
вещания во всех регионах мира, и стремимся к
практическому применению принципов,
заложенных в этой Декларации;
приветствуем всемирную тенденцию к
демократии, свободе выражения убеждений и к
свободе печати, признаем усилия,
предпринимаемые рядом арабских стран в
этом направлении, и настоятельно призываем
все арабские государства участвовать в
этом историческом процессе;
выражаем
убежденность в том, что появление новых
информационных и коммуникационных
технологий способствует подлинному
сотрудничеству, развитию, демократии и
миру; признаем вместе с тем, что эти
технологии могут быть использованы для
манипулирования общественным мнением; и
отмечаем, что некоторые правительства
используют предполагаемую опасность таких
технологий для оправдания ограничений
свободы печати;
выражаем сожаление, что
в арабском мире журналисты, издатели и
другие работники средств информации
продолжают быть жертвами преследований,
физических нападок, угроз, арестов,
задержания, пыток, похищения, изгнания и
убийства. Они также подвергаются
экономическому и политическому давлению, в
том числе увольнениям, цензуре,
ограничениям свободы передвижения, у них
изымаются паспорта, им отказывают в визах.
Наряду с ограничениями на свободное
распространение новостей и информации, на
распространение периодических изданий
внутри стран и через национальные границы
средства информации подвергаются также
ограничениям в использовании
типографского и другого профессионального
оборудования и материалов. Системы
лицензирования и злоупотребления в
регулировании ограничивают возможности
издания и вещания;
считаем, что арест и
задержание журналистов на основании их
профессиональной деятельности являются
серьезными нарушениями прав человека, и
настоятельно призываем правительства тех
арабских стран, в которых журналисты
содержатся в тюрьме по этим причинам,
обеспечить их незамедлительное и
безусловное освобождение. Журналистам,
которым пришлось покинуть свои страны,
следует обеспечить возможность свободного
возвращения и возобновления своей
профессиональной деятельности. Тем, кто
подвергся необоснованному увольнению,
следует предоставить возможность
восстановиться в своей должности.
Заявляем о следующем:
Арабским
государствам необходимо обеспечить и в
соответствующих случаях укрепить
конституционные и правовые гарантии
свободы выражения убеждений и свободы
печати и следует отменить те законы и меры,
которые ограничивают свободу печати;
тенденции правительств устанавливать
пределы, так называемую "красную черту", вне
сферы действия закона ограничивают эти
свободы и являются неприемлемыми.
Создание подлинно независимых
представительных ассоциаций, объединений
или профсоюзов журналистов, а также
ассоциаций издателей и печатников является
вопросом приоритета в тех арабских странах,
где такие организации в настоящее время еще
не существуют. Любые правовые и
административные препятствия созданию
независимых журналистских организаций
следует устранить. Там, где это необходимо,
следует разработать в соответствии с
международными нормами законодательство о
трудовых отношениях.
Разумная
журналистская практика является наиболее
эффективной гарантией против
правительственных ограничений и давления
со стороны групп, преследующих особые
интересы. Определение руководящих
принципов в отношении норм журналистской
деятельности является делом
профессиональных работников средств
информации. Любые попытки установить нормы
и руководящие принципы должны исходить от
самих журналистов. Споры, в которых
участвуют средства информации и / или
профессиональные работники средств
информации в ходе своей профессиональной
деятельности, должны разрешаться в суде, и
такие случаи следует рассматривать в
рамках гражданских, а не уголовных кодексов
и процедур.
Следует поощрять создание
журналистами своих собственных
независимых предприятий средств
информации, деятельность и финансирование
которых обеспечиваются самими
журналистами и которые, в случае
необходимости, получают поддержку в виде
субсидий, предоставляемых на основе
гласности и с гарантиями того, что
финансирующие учреждения не вмешиваются в
издательскую политику.
Международную
помощь в арабских странах следует
направить на развитие печатных и
электронных средств информации, не
зависимых от правительств, с тем чтобы
поощрять плюрализм, а также издательскую
независимость. Общественные средства
информации следует поддерживать и
финансировать только в тех случаях, когда
они имеют издательскую независимость и
когда гарантированы конституциональные
реальные свобода информации и выражения
убеждений и независимость прессы.
Государственным органам вещания и
информационным агентствам следует
предоставить статус, обеспечивающий их
журналистскую и издательскую
независимость в качестве открытых
учреждений государственной службы. Следует
также поощрять создание независимых
информационных агентств и средств вещания
с частной и / или общинной собственностью, в
том числе в сельских районах.
Правительствам арабских стран следует
сотрудничать с Организацией Объединенных
Наций и ЮНЕСКО, с другими
правительственными и неправительственными
учреждениями и организациями в области
развития, а также с профессиональными
ассоциациями, с тем чтобы:
i) ввести в
действие и / или пересмотреть законы в целях
обеспечения соблюдения прав на свободу
выражения убеждений и свободу печати, а
также юридически обязательного свободного
доступа к информации; устранения монополии
контроля над новостями и рекламой;
ликвидации всех форм социальной,
экономической или политической
дискриминации в вещании, в распределении
частот, в печатном деле, в распространении
газет и журналов, а также в производстве и
распределении газетной бумаги; устранения
всех барьеров для выпуска новых изданий и
ликвидации любых форм дискриминации в
области налогообложения;
ii) приступить
к деятельности по устранению экономических
барьеров для создания и функционирования
новых предприятий средств информации, в том
числе ограничительных импортных пошлин,
тарифов и квот на такие товары, как газетная
бумага, типографское оборудование, машины
для набора и обработки текстов и
телекоммуникационная техника, а также
налогов на продажу газет или других
ограничений на доступ общественности к
средствам информации;
iii) улучшить и
расширить подготовку на
недискриминационной основе журналистов и
менеджеров, а также других работников
средств информации в целях повышения их
профессионального уровня, в том числе путем
создания новых центров подготовки в тех
странах, где они не существуют, включая
Йемен.
Стремимся к получению помощи со
стороны национальных, региональных и
международных профессиональных
организаций, занимающихся вопросами
свободы печати и средств информации, а
также со стороны соответствующих
неправительственных организаций для
создания национальных и региональных сетей
с целью мониторинга и борьбы с нарушениями
свободы выражения убеждений, для создания
банков данных и обеспечения консультаций и
технической помощи в области
компьютеризации, а также в сфере новых
информационных и коммуникационных
технологий при том понимании, что ПРООН,
МПРК и другие партнеры в области развития
будут рассматривать удовлетворение этих
потребностей в качестве важного
приоритета.
Просим национальные
комиссии арабских государств по делам
ЮНЕСКО оказать помощь в организации
национальных и региональных совещаний в
целях укрепления свободы печати и
поощрения создания независимых учреждений
средств информации.
Международному
сообществу следует способствовать
осуществлению и достижению целей этой
Декларации.
Генеральному секретарю
Организации Объединенных Наций следует
представить настоящую Декларацию
Генеральной Ассамблее, а Генеральному
директору ЮНЕСКО - Генеральной конференции
в целях ее осуществления и принятия
последующих мер.