ЗАКЛЮЧЕНИЕ n 193 (1996) Парламентской ассамблеи Совета Европы"ПО ЗАЯВКЕ РОССИИ НА ВСТУПЛЕНИЕ В СОВЕТ ЕВРОПЫ"(Принято в г. Страсбурге 25.01.1996)
[перевод с английского]
ПАРЛАМЕНТСКАЯ
АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N 193
(1996)
ПО ЗАЯВКЕ РОССИИ НА ВСТУПЛЕНИЕ В
СОВЕТ ЕВРОПЫ
(Страсбург, 25 января 1996
года)
1. 7 мая 1992 года Российская Федерация
подала заявку на вступление в Совет Европы.
25 июня 1992 г. Комитет министров принял
Резолюцию 92 (27), которой обратился к
Парламентской ассамблее с просьбой
подготовить заключение по заявке в
соответствии с уставной Резолюцией (51) 30A.
2. 14 января 1992 года Парламенту Российской
Федерации предоставлен статус специально
приглашенного в Парламентской
ассамблее.
3. 2 февраля 1995 года в связи с
конфликтом в Чечне процедура рассмотрения
заявки России была прервана. 27 сентября 1995
года Резолюцией 1065 процедура была
возобновлена с учетом того, что Россия
приступила к поискам политического
урегулирования конфликта и что проводится
расследование по фактам нарушений прав
человека, как заявленным, так и
подтвердившимся.
4. Ассамблея с глубокой
озабоченностью следила за событиями в
декабре 1995 года в Гудермесе и недавними
событиями в Первомайском. Она решительно
осуждает захват заложников как акт
терроризма и вопиющего нарушения прав
человека, который нельзя оправдать
никакими целями. Вместе с тем она считает,
что российские власти не проявили
достаточной заботы о безопасности
заложников. Очевидное невыборочное
применение силы стоило жизни многим
невинным людям и явилось нарушением
международного гуманитарного права.
Чеченский конфликт нельзя разрешить путем
применения силы. Без политического решения,
основанного на переговорах и на
европейских демократических ценностях,
установить мир в этом регионе и положить
конец террористическим нападениям
невозможно.
5. Ассамблея отмечает, что
процесс политических, правовых и
экономических реформ в России
продолжается. Правовая система страны, как
отметили юридические эксперты Совета
Европы (Заключение от 7 октября 1994 года), все
еще страдает рядом недостатков. Вместе с
тем наблюдается рост общего осознания
необходимости в утверждении верховенства
закона и прогресс в соблюдении
законности.
6. В Письме от 18 января 1995
года Президент Российской Федерации,
Премьер-министр, Председатели
Государственной Думы и Совета Федерации
заверили Совет Европы в том, что будут и
дальше следовать курсу на проведение
реформ.
7. Принимая во внимание
указанные заверения, а также соображения и
обязательства, изложенные ниже, Ассамблея
считает, что Россия - согласно статье 4
Устава - имеет четко выраженное желание и в
ближайшем будущем будет способна
соответствовать критериям членства в
Совете Европы, установленным в статье 3
Устава ("каждый член Совета Европы должен
признавать принцип верховенства Права и
принцип, в соответствии с которым все лица,
находящиеся под его юрисдикцией, должны
пользоваться правами человека и основными
свободами, и искренне и активно
сотрудничать во имя достижения цели
Совета...").
i. С 1992 года Россия принимает
участие в различных направлениях
деятельности Совета Европы, подключаясь к
выполнению межправительственных программ
"сотрудничества и содействия" (в частности,
в области правовых реформ и прав человека) и
направляя свою делегацию со статусом
специально приглашенной для участия в
работе Парламентской ассамблеи и ее
комиссий;
ii. начиная с 7 мая 1992 года между
Россией и Комитетом министров установлен
"политический диалог";
iii. Россия
присоединилась к ряду конвенций Совета
Европы, в том числе к Европейской
культурной конвенции;
iv. в
первоочередном порядке с использованием
международной экспертизы разрабатываются
следующие законодательные акты: новые
Уголовный и Уголовно-процессуальный
кодексы, новые Гражданский и
Гражданско-процессуальный кодексы и
Уголовно-исполнительный кодекс. В их основу
положены принципы и стандарты Совета
Европы;
v. ожидается, что будут приняты
соответствующие стандартам Совета Европы
новые законы: о роли, деятельности и
организации Прокуратуры и Бюро
уполномоченного по правам человека; о
защите национальных меньшинств; о свободе
собраний и свободе вероисповедания;
vi.
статус адвоката будет защищен законом;
будет учреждена профессиональная коллегия
адвокатов;
vii. лица, признанные
виновными в нарушении прав человека, в
особенности в связи с событиями в Чечне,
будут привлечены к судебной
ответственности;
viii. будет обеспечено
реальное осуществление прав, закрепленных
в статье 27 Конституции и законе о свободе
передвижения и выборе места жительства;
ix. в соответствии с Рекомендацией A (87)3 о
Единых европейских пенитенциарных
правилах будут улучшены условия содержания
заключенных, в частности, безотлагательно
будут улучшены по сути нечеловеческие
условия содержания во многих следственных
изоляторах;
x. управление
пенитенциарными учреждениями и надзор за
исполнением наказаний будут переданы, как
только это станет возможным, в компетенцию
Министерства юстиции;
xi. состояние и ход
законодательных реформ позволят в
установленные сроки подписать и
ратифицировать конвенции Совета Европы,
перечисленные в пункте 10;
xii. Российская
Федерация окажет лицам, ранее
депортированным из оккупированных
балтийских государств, или их потомкам
помощь в возвращении в свои страны в
соответствии с подлежащими разработке
специальными программами репатриации и
компенсации.
8. С тем, чтобы обеспечить
соблюдение перечисленных заверений и
обязательств, Парламентская ассамблея
принимает решение разработать в тесном
сотрудничестве с делегацией Федерального
Собрания свою собственную парламентскую
программу "рекомендательного и
контрольного характера" под эгидой
комиссий Ассамблеи, отвечающих за
реализацию Распоряжения N 508 (1995)
относительно соблюдения странами - членами
Совета Европы взятых на себя обязательств и
обязанностей. Эта программа послужит
дополнением к процедуре контроля согласно
Распоряжению N 508 (1995), никоим образом не
подменяя эту процедуру.
9. Ассамблея
приветствует совместную программу
Европейского Союза и Совета Европы по
укреплению федеральных структур,
механизмов защиты прав человека и
проведению реформы правовой системы как
вклад в долгосрочное содействие и
сотрудничество. В рамках указанной
совместной программы особое внимание будет
уделено поддержке и укреплению
правозащитных неправительственных
организаций, а также созданию гражданского
общества.
10. Парламентская ассамблея
принимает к сведению, что Российская
Федерация полностью разделяет ее видение и
толкование принимаемых на себя
обязательств, указанных в пункте 7, и что
Россия намерена:
i. при вступлении
подписать Европейскую конвенцию о защите
прав человека и основных свобод и в течение
одного года ратифицировать Конвенцию и
Протоколы к ней N 1, 2, 4, 7 и 11, а также признать
право на подачу индивидуальных жалоб в
Европейскую комиссию по правам человека
(статьи 25 и 46 Конвенции), до момента
вступления в силу Протокола N 11;
ii.
подписать в течение одного и
ратифицировать не позднее, чем через три
года с момента вступления, Протокол N 6 к
Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, касающихся
отмены смертной казни в мирное время, и
установить со дня вступления мораторий на
исполнение смертных приговоров;
iii.
подписать и в течение одного года с момента
вступления ратифицировать Европейскую
конвенцию о запрещении пыток и
бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения или наказания;
iv. подписать и
в течение одного года с момента вступления
ратифицировать Рамочную конвенцию о защите
национальных меньшинств, строить свою
политику в отношении меньшинств с учетом
принципов, сформулированных в Рекомендации
Ассамблеи 1201 (1993), сделав их частью правовой
и административной системы страны и
воплотив их в повседневную практику;
v.
подписать и в течение одного года после
вступления ратифицировать Европейскую
хартию местного самоуправления и Хартию
региональных языков и языков меньшинств;
изучить в целях ратификации Социальную
хартию, и с момента вступления проводить
национальную политику в соответствии с
принципами, закрепленными в вышеупомянутых
конвенциях;
В информационный банк
включены Европейская социальная хартия от
18.10.1961 (ETS N 35) и Европейская социальная
хартия (пересмотренная) от 03.05.1996 (ETS N 163). vi.
подписать и ратифицировать другие
конвенции Совета Европы, в частности,
касающиеся выдачи преступников; взаимной
помощи в уголовно-правовой сфере;
перемещения лиц, приговоренных к наказанию;
отмывания, выявления, изъятия и конфискации
доходов от преступной деятельности, и с
момента вступления соблюдать
основополагающие принципы, закрепленные в
вышеупомянутых конвенциях;
vii.
разрешать международные и внутренние споры
мирными средствами (что является
обязательным для всех стран - членов Совета
Европы), решительно отказываясь от любых
форм угрозы применения силы против своих
соседей;
viii. урегулировать существующие
пограничные споры с соседними странами в
соответствии с принципами международного
права при соблюдении действующих
международных договоров;
ix. в течение
шести месяцев после вступления
ратифицировать Соглашение между
Правительствами Российской Федерации и
Молдавии от 21 октября 1994 года и продолжить
вывод 14-й армии и ее военного снаряжения с
территории Молдавии с тем, чтобы завершить
его в течение трех лет с момента подписания
Соглашения;
x. выполнить обязательства
по Договору о сокращении обычных
вооружений и вооружений в Европе (ОВСЕ);
xi. провести переговоры в связи с
требованиями европейских стран о
реституции культурных ценностей, применяя
особый подход с учетом объекта (архивы,
произведения искусств, строения и т.д.) и
вида собственности (государственной,
частной, принадлежащей организациям
различного типа);
xii. в кратчайшие сроки
возвратить собственность религиозных
организаций;
xiii. признать как
неправильную концепцию двух различных
категорий иностранных государств,
рассматривающую некоторые из них как зону
особых интересов, именуемую "ближним
зарубежьем";
xiv. в кратчайшие сроки
урегулировать все вопросы, касающиеся
возвращения собственности, требования на
которую предъявили государства - члены
Совета Европы, в частности, архивов,
вывезенных в Москву в 1945 году;
xv.
немедленно прекратить практику
ограничений на зарубежные поездки лиц,
владеющих государственными секретами, и
облегчить доступ к архивам, хранящимся в
Российской Федерации, оставив лишь те
ограничения, которые являются
общепринятыми в государствах - членах
Совета Европы;
xvi. обеспечить такой
порядок применения Конвенции СНГ по правам
человека, который бы никоим образом не
препятствовал обеспечению процедуры и
гарантий, предусмотренных Европейской
конвенцией о защите прав человека и
основных свобод;
xvii. в течение одного
года после вступления пересмотреть закон о
федеральных службах безопасности, с тем
чтобы привести его в соответствие с
принципами и стандартами Совета Европы; в
частности, должно быть отменено право
Федеральной службы безопасности (ФСБ) иметь
в своем ведении и управлять центрами
предварительного заключения;
xviii.
принять закон об альтернативной военной
службе, как это предусмотрено статьей 59
Конституции;
xix. сократить и, в конечном
счете, исключить случаи жестокого
обращения, а также гибели людей в
вооруженных силах, незадействованных в
вооруженных конфликтах;
xx. продолжить
проведение правовой реформы с тем, чтобы
привести все национальное
законодательство в соответствие с
принципами и стандартами Совета Европы;
наряду с прочими законодательными
документами в кратчайшие сроки должен быть
пересмотрен президентский Указ N 1226;
xxi.
расширить международное сотрудничество в
целях предотвращения природных и
техногенных катастроф и устранения их
экологических последствий;
xxii.
подписать и в течение одного года с момента
вступления ратифицировать Генеральное
соглашение о привилегиях и иммунитетах и
Дополнительные протоколы к нему;
xxiii.
всемерно сотрудничать в вопросе реализации
Распоряжения Ассамблеи N 508 (1995)
относительно соблюдения странами - членами
Совета Европы взятых на себя обязательств и
обязанностей, а также использовании
механизмов контроля, разработанных во
исполнение Декларации Комитета министров
от 10 ноября 1994 года (95-я сессия);
xxiv.
строго соблюдать положения международного
гуманитарного права, в том числе в случаях
вооруженных конфликтов на своей
территории;
xxv. сотрудничать в духе
доброй воли с международными гуманитарными
организациями и допускать их деятельность
на российской территории в соответствии с
их мандатом.
11. Опираясь на изложенные
выше обязательства и договоренности,
Парламентская ассамблея рекомендует
Комитету министров:
i. пригласить
Российскую Федерацию стать членом Совета
Европы;
ii. предоставить Российской
Федерации восемнадцать мест в
Парламентской ассамблее;
iii. привести
средства и возможности Организации, в
особенности Ассамблеи и институтов по
правам человека, в соответствие с
последствиями, вызываемыми настоящим
решением, и не использовать вступление
России для уменьшения взносов остальных
государств - членов.