РЕШЕНИЕ Экономического суда СНГ n С-1/10-96<О ПРИМЕНИМОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМНОМ ПРИЗНАНИИ ПРАВ И РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПОДПИСАННОГО В Г. БИШКЕКЕ 9 ОКТЯБРЯ 1992 Г., В ОТНОШЕНИИ ИМУЩЕСТВА ВЛКСМ>(Принято в г. Минске 22.05.1996)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N
С-1/10-96
(Минск, 22 мая 1996
года)
Экономический Суд Содружества
Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя
Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей
Экономического Суда Апостола Д.Д.,
Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К.,
Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Сафиуллина
Д.Н., Симоняна Г.В., Толибова X.,
при
секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием
генерального советника Экономического
Суда Прониной М.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
запросу Министерства Российской Федерации
по сотрудничеству с государствами -
участниками Содружества Независимых
Государств о толковании,
установил:
Министерство Российской Федерации по
сотрудничеству с государствами -
участниками Содружества Независимых
Государств обратилось в Экономический Суд
с запросом о применимости положений
межгосударственного Соглашения о взаимном
признании прав и регулировании отношений
собственности, подписанного в г. Бишкеке 9
октября 1992 г., в отношении имущества
ВЛКСМ.
Заслушав судью - докладчика
Вылкова И.К., проанализировав заключение
генерального советника Экономического
Суда Прониной М.Г., исследовав и оценив
материалы дела, Экономический Суд пришел к
следующим выводам.
Решение вопроса о
применимости положений Соглашения о
взаимном признании прав и регулировании
отношений собственности от 9 октября 1992 г. в
отношении имущества ВЛКСМ предполагает
определение социально-правовой природы
этой организации и правового режима ее
имущества.
"Самодеятельная
общественно-политическая организация"
Всесоюзный Ленинский Коммунистический
Союз Молодежи, в соответствии с его Уставом,
утвержденным XX съездом ВЛКСМ 17 апреля 1987 г.,
представляла собой единую систему,
построенную по
территориально-производственному признаку
на основе принципов демократического
централизма (абзац первый преамбулы, пункты
12, 13 Устава ВЛКСМ).
Об имуществе ВЛКСМ,
как материальной базе для выполнения его
уставных задач, указывалось в пунктах 30, 31, 36
"б" и 65 Устава ВЛКСМ.
Так, пунктом 65
Устава предусматривалось, что денежные
средства ВЛКСМ и его организаций
составлялись из членских взносов, доходов
от издания молодежных газет и журналов,
книжной продукции, мероприятий
комсомольских организаций, молодежного
туризма, от предприятий и учреждений
комсомола и других поступлений;
расходовались на организацию работы среди
молодежи, содержание комсомольских
органов, подготовку и переподготовку
кадров и актива, пропаганду и агитацию,
международные связи, капитальное
строительство и другие цели. Порядок
использования денежных средств комсомола
определялся ЦК ВЛКСМ.
Пункт 30 Устава,
определяя компетенцию ЦК ВЛКСМ, закреплял,
что Центральный Комитет "создает различные
органы, учреждения и предприятия комсомола
и руководит их деятельностью, распределяет
средства комсомольского бюджета и
контролирует его исполнение".
Центральная Ревизионная Комиссия ВЛКСМ
ревизовала правильность исполнения
комсомольского бюджета, в том числе уплаты,
приема и учета членских взносов, а также
финансово-хозяйственную деятельность
предприятий и учреждений ЦК ВЛКСМ (пункт 31
Устава ВЛКСМ).
Таким образом, нормы
Устава ВЛКСМ позволяют сделать вывод, что
имущество этой общественной организации,
образующей систему, было обобществлено на
уровне объединения (союза) в целом.
Право собственности общественных
организаций признавалось
законодательством Союза ССР: Основами
гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик от 8 декабря 1961 г. (статьей
24) и последующими законами, в частности,
Законом Союза ССР от 9 октября 1990 г. "Об
общественных объединениях" (статьей 18),
Основами гражданского законодательства
Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. (статьей
50).
ВЛКСМ, как общественная организация,
являлся собственником принадлежавшего ему
имущества.
Структурные подразделения
общественных организаций, а также
создаваемые ими предприятия, учреждения не
являются субъектами права собственности, а
владеют, пользуются и распоряжаются
принадлежащим им имуществом на праве
оперативного управления (в соответствии с
Основами гражданского законодательства
Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., и
полного хозяйственного ведения). В полном
же объеме правомочие распоряжения
имуществом принадлежит общественной
организации в целом. Закон признавал
общественные организации, предприятия этих
организаций имеющие обособленное
имущество и самостоятельный баланс,
юридическими лицами (ст. 11 Основ
гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик от 8 декабря 1961 г. и
указанные выше последующие Законы Союза
ССР, а также гражданские кодексы союзных
республик).
Ст. 52 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и республик от 31
мая 1991 г. устанавливала право собственности
юридических лиц, в том числе хозяйственных
обществ и товариществ, общественных
организаций и др.
Таким образом, анализ
законодательства Союза ССР, Устава ВЛКСМ
позволяет сделать вывод, что ВЛКСМ, как
общественная организация, являлся
юридическим лицом и имел право
собственности на принадлежащее ему
имущество.
В соответствии с
законодательством бывшего Союза ССР и
Уставом ВЛКСМ в лице его высших органов
вправе был учреждать предприятия различных
организационно-правовых форм, в том числе
выступать в порядке, установленном законом,
одним из учредителей акционерных обществ
за счет принадлежащего ему на праве
собственности имущества.
Следует,
однако, учесть, что в сентябре 1991 г. Решением
XXII чрезвычайного съезда ВЛКСМ был
реорганизован путем разделения в
соответствии с Законом СССР от 9 октября 1990
г. "Об общественных объединениях" (статья 14)
и Уставом ВЛКСМ. Этим Решением были
определены правопреемники ВЛКСМ, к которым
в долях, определенных съездом, переходило
имущество ВЛКСМ.
Указанный выше вывод
является исходным для определения
применимости Соглашения о взаимном
признании прав и регулировании отношений
собственности от 9 октября 1992 г. к имуществу
ВЛКСМ, расположенному на территории
государств - участников данного
Соглашения.
К собственности
общественных организаций, как юридических
лиц, применима ст. 2 Соглашения, которая
гласит: "Каждая из Сторон признает право
собственности другой Стороны, ее граждан и
юридических лиц по отношению к
расположенным на ее территории
предприятиям, учреждениям, организациям и
другим объектам (филиалы, доли, паи, акции и
иное имущество), находившимся на 1 декабря
1990 г. в ведении органов государственного
управления других бывших союзных республик
в составе Союза ССР, а также являвшимся
собственностью иных юридических и
физических лиц, за исключением объектов,
построенных в целях ликвидации последствий
форс-мажорных обстоятельств".
Экономический Суд в Решении от 14 марта 1996 г.
N 14/95/С-1/7-96 по запросу Правительства
Республики Таджикистан о толковании статей
1 и 2 Соглашения о взаимном признании прав и
регулировании отношений собственности от 9
октября 1992 г. пришел к выводу, что в статье 2
Соглашения речь идет об объектах,
расположенных на территории признающей
Стороны.
Следовательно, буквальный
текст ст. 2 Соглашения позволяет сделать
вывод, что каждое государство - участник
Соглашения признает права собственности
граждан, а также юридических лиц другого
государства - участника Соглашения, если
принадлежащий на праве собственности
гражданину или юридическому лицу объект (в
том числе предприятие) расположен на
территории признающего государства -
участника.
Если объект, расположенный
на территории признающей Стороны, является
не только собственностью граждан и
юридических лиц "другой Стороны", но и "иных
юридических и физических лиц", то есть
является общей собственностью, то,
соответственно, признается право
гражданина или юридического лица другой
Стороны на долю, пай, акции.
В ст. 2
Соглашения речь идет о признании права
собственности юридических лиц. К таким
юридическим лицам законодательством
отнесены: хозяйственные общества и
товарищества, кооперативы, арендные и
коллективные предприятия, хозяйственные
объединения, общественные и религиозные
организации, благотворительные и иные
фонды, являющиеся юридическими лицами.
Следовательно, в соответствии со ст. 2
Соглашения, каждое государство - участник
обязано признать право собственности
юридического лица другого государства -
участника на объект (долю, пай, акции),
расположенный на его территории.
Вопрос
о применимости этой нормы к имуществу
ВЛКСМ, внесенному в виде долей, паев, акций в
предприятия различных
организационно-правовых форм, должен быть
решен с учетом того, что ВЛКСМ в сентябре 1991
г. был реорганизован путем разделения, и его
имущество должно было перейти в
определенных долях и в установленном
порядке к правопреемникам. Следовательно, в
соответствии со ст. 2 Соглашения,
государство - участник применительно к
расположенным на его территории объектам
должно признавать право собственности
юридических лиц - правопреемников ВЛКСМ на
соответствующие доли, акции, переданные им
в установленном законом порядке.
Данный
вывод согласуется и с нормами статьи 7
Соглашения: "Стороны согласились
содействовать сохранению ранее созданных
предприятий, организаций и обществ с
долевой или совместной формами
собственности Сторон, в том числе
акционерных обществ.
Если учредителями
таких предприятий, организаций и обществ,
имущество которых расположено на
территории Сторон, выступали министерства,
ведомства бывшего Союза ССР или
предприятия бывшего союзного подчинения,
их учредительные документы подлежат
уточнению органами, уполномоченными
управлять государственным имуществом в
соответствии с законодательством Стороны
места нахождения предприятий, организаций
и обществ, указанных в части первой
настоящей статьи".
Буквальный текст
части первой статьи 7 Соглашения говорит о
содействии сохранению акционерных обществ,
предприятий и обществ с долевой или
совместной формами собственности
государств - участников Соглашения. Об
участии в таких обществах и предприятиях
общественных организаций или созданных ими
предприятий в части первой статьи 7 не
говорится.
Следовательно, нет оснований
распространять часть вторую статьи 7
Соглашения на предприятия и общества,
учредителями которых были общественные
организации.
Представляется, что если
учредителями акционерного общества наряду
с общественными организациями были
министерства и ведомства бывшего Союза ССР
или предприятия бывшего союзного
подчинения, то мог быть поставлен вопрос об
уточнении учредительных документов
данного акционерного общества по месту
нахождения этого общества (по месту
нахождения его органа управления).
К
юридическим лицам - общественным
организациям и созданным ими предприятиям,
обществам применимы также нормы статей 13 и
15 Соглашения. В соответствии со ст. 13
Соглашения деятельность предприятий,
учреждений, организаций и других объектов
всех форм собственности, перечисленных в
ст. 2 Соглашения, регулируется в
соответствии с законами Сторон, на
территории которых они расположены, если
иное не предусмотрено другими
соглашениями, заключенными Сторонами. К
собственности юридических лиц -
общественных организаций, хозяйственных
товариществ и обществ и др. - применима
равным образом и ст. 15 Соглашения, которая
гласит: "Собственность Сторон, их
юридических и физических лиц пользуется
полной и безусловной правовой защитой,
обеспечиваемой Стороной, на территории
которой она находится. Эта собственность не
может быть подвергнута принудительному
изъятию, кроме как в исключительных
случаях, предусмотренных законодательными
актами. В случаях принудительного изъятия
упомянутой собственности ее владельцу
государством выплачивается компенсация,
соответствующая реальной стоимости
изымаемой собственности, в сроки,
установленные законодательством Стороны
ее местонахождения".
На основании
изложенного и руководствуясь пунктами 5 и 16
Положения об Экономическом Суде
Содружества Независимых Государств,
пунктами 13.4, 13.5 Регламента Экономического
Суда Содружества Независимых Государств,
Экономический Суд Содружества Независимых
Государств решил:
По запросу
Министерства Российской Федерации по
сотрудничеству с государствами -
участниками Содружества Независимых
Государств дать следующее толкование.
1.
Признать, что к имуществу бывшего ВЛКСМ, как
общественной организации - юридического
лица, а также к имуществу, перешедшему к его
правопреемникам, применимы положения
статей 2, 13 и 15 межгосударственного
Соглашения о взаимном признании прав и
регулировании отношений собственности,
совершенного в г. Бишкеке 9 октября 1992 г.
2. Положения статьи 2 Соглашения применимы в
части признания каждым государством -
участником Соглашения права собственности
юридических лиц - правопреемников бывшего
ВЛКСМ другого государства - участника на
объекты (в том числе доли, паи, акции),
расположенные на территории первого, то
есть признающего государства.
3.
Положения статьи 13 Соглашения,
устанавливающей, что деятельность
предприятий, учреждений, организаций и
других объектов, перечисленных в статье 2
Соглашения, регулируется в соответствии с
законами государства - участника, на
территории которого они расположены,
применимо и к объектам, являющимся
собственностью правопреемников ВЛКСМ.
4. Положения статьи 15 Соглашения применимы к
имуществу правопреемников ВЛКСМ в части,
касающейся правовой защиты собственности
юридических лиц государств - участников,
обеспечиваемой государством - участником,
на территории которого эта собственность
находится, невозможности ее
принудительного изъятия, кроме
исключительных случаев, предусмотренных
законодательными актами, и выплате
компенсации в случае такого изъятия.
Копию решения направить Министерству
Российской Федерации по сотрудничеству с
государствами - участниками Содружества
Независимых Государств, государствам -
участникам Соглашения о взаимном признании
прав и регулировании отношений
собственности от 9 октября 1992 г.,
Исполнительному Секретариату Содружества
Независимых Государств,
Межгосударственному экономическому
комитету Экономического союза,
государствам - участникам Соглашения о
статусе Экономического Суда Содружества
Независимых Государств от 6 июля 1992 г.
Решение может быть обжаловано в
трехмесячный срок со дня получения его
копии в Пленум Экономического Суда
Содружества Независимых Государств.
Решение подлежит обязательному
опубликованию в изданиях Содружества и
средствах массовой информации государств -
участников Соглашения о статусе
Экономического Суда Содружества
Независимых Государств.
Председатель
Л.А.ДАШУК