"ПОЛОЖЕНИЕ О ТАМОЖЕННОМ КОМИТЕТЕ СООБЩЕСТВА"(Принято 04.09.1996)
Утверждено
Решением Исполнительного
Комитета
Сообщества Беларуси и
России
от 4 сентября 1996
года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТАМОЖЕННОМ КОМИТЕТЕ
СООБЩЕСТВА
I. Общие положения
1.
Таможенный комитет Сообщества (далее - ТК
Сообщества) является отраслевым органом
управления Сообщества, осуществляющим
совместную организацию и руководство
таможенным делом в Сообществе.
ТК
Сообщества подотчетен Высшему Совету и
Исполнительному Комитету Сообщества и
осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими отраслевыми
органами управления Сообщества.
2. ТК
Сообщества в своей деятельности
руководствуется Договором об образовании
Сообщества от 2 апреля 1996 года, Статутом
Высшего Совета Сообщества, Положением об
Исполнительном Комитете Сообщества,
Основами таможенных законодательств
государств - участников Содружества
Независимых Государств,
нормативно-правовыми актами Сообщества и
унифицированным законодательством
государств Сообщества в области
таможенного дела, а также настоящим
Положением.
3. ТК Сообщества решает
возложенные на него задачи как
непосредственно, так и через центральные
таможенные органы государств
Сообщества.
II. Основные задачи
Таможенного комитета Сообщества
4.
Основными задачами ТК Сообщества
являются:
4.1. защита экономических
интересов Сообщества, обеспечение в
пределах своей компетенции его
экономической безопасности и завершение
создания общего таможенного пространства
Сообщества (единой таможенной
территории);
4.2. участие в разработке
таможенной политики Сообщества и
реализации этой политики;
4.3.
организация и совершенствование
таможенного дела в Сообществе;
4.4.
организация применения и
совершенствование средств таможенного
регулирования хозяйственной деятельности,
исходя из приоритетов развития экономики
Сообщества и необходимости создания
благоприятных условий для участия
государств Сообщества в мирохозяйственных
связях;
4.5. обеспечение формирования
нормативно-правовой базы Сообщества по
таможенному делу;
4.6. обеспечение
соблюдения нормативно-правовых актов
Сообщества и унифицированного
законодательства государств Сообщества по
таможенному делу и иного законодательства,
контроль за исполнением которого возложен
на таможенные органы Сообщества;
4.7.
обеспечение участия Сообщества в
международном сотрудничестве по
таможенным вопросам.
III. Функции
Таможенного комитета Сообщества
5. ТК
Сообщества в соответствии с возложенными
на него задачами выполняет следующие
функции:
5.1. подготавливает предложения
по определению таможенной политики
Сообщества и ее совершенствованию;
5.2.
разрабатывает правовой, экономический и
организационный механизмы реализации
таможенной политики Сообщества,
обеспечивает ее претворение в жизнь;
5.3.
подготавливает проекты
нормативно-правовых актов Сообщества и
унифицированных законодательных актов
государств Сообщества о таможенном деле;
5.4. разрабатывает и реализует программы
развития таможенного дела в Сообществе;
5.5. участвует в подготовке предложений о
совершенствовании механизма регулирования
взаимоотношений государств Сообщества с
другими государствами в сфере экономики,
включая укрепление международной
производственной кооперации,
стимулирование экспорта, привлечение
иностранных инвестиций;
5.6. вносит в
Исполнительный Комитет предложения о
ставках и механизме применения таможенных
и иных пошлин и налогов, относящихся к
товарам, перемещаемым через таможенную
границу Сообщества;
5.7. участвует в
разработке мер экономической политики в
отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Сообщества, включая
лицензирование, регулирование цен и другие
нетарифные меры, организует в соответствии
со своей компетенцией реализацию этих
мер;
5.8. организует взимание таможенных
пошлин и налогов, относящихся к товарам,
перемещаемым через таможенную границу
Сообщества, а также иных таможенных
платежей.
Обеспечивает распределение
взимаемых таможенных пошлин и налогов
между бюджетами государств Сообщества в
порядке, определяемом Исполнительным
Комитетом Сообщества, а также
своевременное и полное внесение таможенных
пошлин и налогов в бюджеты соответствующих
государств;
5.9. организует систему
контроля за правильностью определения
таможенной стоимости товаров;
5.10.
обеспечивает эффективное использование
таможенных режимов при перемещении товаров
и транспортных средств через таможенную
границу Сообщества и при ведении
производственной и иной хозяйственной
(коммерческой) деятельности на территориях
государств Сообщества;
5.11. организует
осуществление таможенного оформления и
таможенного контроля товаров и
транспортных средств, принимает меры к
совершенствованию и упрощению таможенного
оформления и таможенного контроля без
ущерба эффективности такого контроля;
5.12. разрабатывает меры и создает условия,
способствующие ускорению товарооборота
через таможенную границу Сообщества, а
также содействующие развитию
внешнеэкономических связей государств
Сообщества, предприятий, учреждений,
организаций и граждан, обеспечивает
реализацию этих мер, включая развитие
таможенной инфраструктуры;
5.13.
обеспечивает деятельность таможенных
органов государств Сообщества по
соблюдению режима зоны таможенного
контроля, а также по охране таможенной
границы Сообщества;
5.14. создает и
совершенствует систему мер, обеспечивающих
соблюдение нормативно-правовых актов
Сообщества и унифицированного
законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на таможенные органы;
5.15. участвует в разработке и организует
соблюдение разрешительного порядка
перемещения отдельных товаров и
транспортных средств через таможенную
границу Сообщества;
5.16. участвует в
организации экспортного контроля, контроля
за вывозом стратегических и других
жизненно важных для интересов Сообщества
материалов, а также культурных
ценностей;
5.17. организует осуществление
таможенными органами валютного контроля за
перемещением валюты и валютных ценностей
через таможенную границу Сообщества, а
также за совершением валютных операций,
связанных с перемещением товаров и
транспортных средств через эту границу;
5.18. обеспечивает участие таможенных
органов в осуществлении мер по защите
государственной безопасности, охране
общественного порядка, нравственности
населения, жизни и здоровья человека,
животных и растений, окружающей природной
среды, защите интересов потребителей
ввозимых товаров;
5.19. организует
деятельность таможенных органов
государств Сообщества в борьбе с
контрабандой, иными преступлениями в сфере
таможенного дела, а также нарушениями
таможенных правил и административными
правонарушениями, посягающими на
нормальную деятельность таможенных
органов государств Сообщества;
5.20.
разрабатывает и реализует систему мер по
пресечению незаконного оборота через
таможенную границу Сообщества
наркотических средств и психотропных
веществ, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического
достояния народов государств Сообщества и
зарубежных стран, объектов
интеллектуальной собственности, видов
животных и растений, находящихся под
угрозой исчезновения, их частей и
дериватов, других товаров;
5.21.
обеспечивает оказание таможенными
органами содействия борьбе с международным
терроризмом;
5.22. организует ведение
таможенной статистики внешней торговли и
специальной таможенной статистики
государств Сообщества;
5.23. представляет
в установленном порядке данные таможенной
статистики Высшему Совету Сообщества,
Парламентскому Собранию Сообщества,
Исполнительному Комитету Сообщества,
отраслевым органам управления Сообщества,
высшим органам государственной власти
государств Сообщества;
5.24. обеспечивает
информирование иных государственных
органов государств Сообщества,
предприятий, учреждений, организаций и
граждан посредством официальных
публикаций данных таможенной статистики
внешней торговли по принятым в
международной практике формам;
5.25.
обеспечивает в установленном порядке
Высший Совет Сообщества, Парламентское
Собрание Сообщества, Исполнительный
Комитет Сообщества и отраслевые органы
управления Сообщества, высшие органы
государственной власти государств
Сообщества информацией по таможенным
вопросам;
5.26. участвует в работе по
подготовке предложений об изменении и
дополнении Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности СНГ;
5.27. принимает меры по защите прав и
интересов граждан, предприятий, учреждений
и организаций при осуществлении
таможенного дела;
5.28. создает систему по
оказанию консультационных услуг;
5.29.
обеспечивает в пределах своей компетенции
опубликование нормативно-правовых актов по
таможенному делу;
5.30. проводит
информационно-разъяснительную работу по
состоянию и развитию таможенного дела в
Сообществе, используя для этого различные
средства, включая публикации в средствах
массовой информации;
5.31. в
установленном порядке согласовывает
проекты международных договоров
государств Сообщества по вопросам
таможенного дела, а также других
международных договоров государств
Сообщества в части, касающейся таможенного
дела, представляет предложения о
заключении таких договоров;
5.32.
координирует участие центральных
таможенных органов государств Сообщества в
международном сотрудничестве по
таможенным вопросам;
5.33. организует
проведение научно-исследовательских работ
в области таможенного дела;
5.34. обобщает
и анализирует практику применения
нормативно - правовых актов Сообщества и
унифицированного законодательства
государств Сообщества о таможенном деле;
5.35. обеспечивает изучение и анализ
таможенной политики иностранных
государств и состояния таможенного дела в
этих государствах;
5.36. обеспечивает
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации должностных лиц и
специалистов для таможенных органов и
подведомственных им предприятий,
учреждений и организаций;
5.37.
утверждает единые учебные программы для
учебных заведений, подведомственных
центральным таможенным органам государств
Сообщества;
5.38. организует систему
обучения специалистов в области
таможенного дела для государственных
органов, предприятий, учреждений и
организаций государств Сообщества;
5.39.
осуществляет оперативное управление
имуществом, являющимся совместной
собственностью государств Сообщества и
переданным ему в установленном порядке;
5.40. обеспечивает создание,
функционирование и совершенствование
единой автоматизированной информационной
системы таможенных органов Сообщества;
5.41. осуществляет финансирование
мероприятий по развитию таможенного дела в
Сообществе в пределах средств, выделенных
Таможенному комитету Сообщества;
5.42.
развивает материально-техническую и
социальную базу таможенных органов и
подведомственных им предприятий,
учреждений и организаций;
5.43.
содействует реализации мер правовой и
социальной защиты должностных лиц и
работников таможенных органов и
подведомственных им предприятий,
учреждений и организаций;
5.44. выполняет
другие функции, возложенные на него Высшим
Советом и Исполнительным Комитетом
Сообщества.
IV. Права Таможенного комитета
Сообщества
6. Для выполнения возложенных
на него задач ТК Сообщества вправе:
6.1.
вносить в Исполнительный Комитет
Сообщества предложения по основным
направлениям таможенной политики,
организации и совершенствованию
таможенного дела в Сообществе;
6.2.
издавать в пределах своей компетенции
нормативные акты по таможенному делу и
контролировать их исполнение;
6.3.
поручать центральным таможенным органам
Сообщества подготовку предложений по
вопросам тарифного и нетарифного
регулирования внешнеэкономической
деятельности;
6.4. запрашивать и получать
у отраслевых органов управления Сообщества
и у таможенных органов государств
Сообщества документы и сведения,
необходимые для выполнения возложенных на
него задач и функций;
6.5. заслушивать
отчеты руководителей таможенных органов
государств Сообщества по вопросам
совместной организации таможенного дела в
Сообществе;
6.6. согласовывать решения о
создании, реорганизации и ликвидации
центральными таможенными органами
государств Сообщества региональных
(областных) таможенных управлений, таможен,
таможенных постов и подведомственных
центральным таможенным органам государств
Сообщества предприятий, учреждений и
организаций, а также при необходимости
положения (уставы) о них;
6.7.
осуществлять издательскую деятельность;
6.8. выполнять в установленном порядке
функции заказчика продукции (работ,
услуг);
6.9. образовывать координационные
и экспертные советы, временные творческие
коллективы и рабочие группы по вопросам
таможенного дела;
6.10. привлекать на
договорной основе научные учреждения,
ученых и специалистов, включая зарубежных,
к решению проблем таможенной политики и
таможенного дела;
6.11. взаимодействовать
в пределах своей компетенции с
государственными органами, предприятиями,
учреждениями, организациями, а также
должностными лицами и гражданами как в
государствах Сообщества, так и в иных
странах;
6.12. принимать в установленном
порядке иностранные делегации по вопросам,
касающимся таможенного дела в
Сообществе;
6.13. осуществлять иные
правомочия, предоставленные Высшим Советом
и Исполнительным Комитетом Сообщества.
V.
Организационная структура Таможенного
комитета
Сообщества
7. ТК Сообщества
возглавляет Председатель. На эту должность
назначается руководитель таможенной
службы государства, председательствующего
в Исполнительном Комитете Сообщества.
Назначение на должность и освобождение от
должности оформляются решением Высшего
Совета Сообщества по представлению
Исполнительного Комитета.
8.
Председатель ТК Сообщества имеет
заместителей по числу государств
Сообщества, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности по его
представлению Исполнительным Комитетом
Сообщества.
9. В ТК Сообщества
образуется коллегия в составе Председателя
ТК Сообщества (председатель коллегии), его
заместителей (по должности), а также
руководящих работников центральных
таможенных органов с равным
представительством государств
Сообщества.
Члены коллегии ТК
Сообщества утверждаются Исполнительным
Комитетом Сообщества по представлению
Председателя ТК Сообщества.
10. Функции
рабочего аппарата ТК Сообщества выполняет
центральный аппарат Государственного
таможенного комитета Российской
Федерации.
Финансирование расходов на
содержание указанного аппарата
осуществляется за счет средств, выделяемых
на содержание таможенной системы
Российской Федерации.
11. Финансирование
совместных программ развития таможенного
дела, реализуемых ТК Сообщества,
осуществляется за счет средств