"ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ"(Утверждена 13.09.1996 на 16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)
Утверждена
на шестнадцатом
заседании Совета
по железнодорожному
транспорту
13 сентября 1996
года
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ПРОВОДНИКА
ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
СООБЩЕНИЯ
Введение
Настоящая Типовая
инструкция для проводника пассажирского
вагона является основанием для разработки
каждой железнодорожной администрацией
нормативных документов, определяющих
обязанности проводника пассажирского
вагона межгосударственного сообщения.
В Типовой инструкции изложены обязанности
проводника пассажирского вагона
межгосударственного сообщения в пункте
формирования при приемке и подготовке
вагона в рейс, в пути следования, в пункте
оборота и по прибытии поезда в пункт
формирования.
На основании Типовой
инструкции железнодорожные администрации
разрабатывают и утверждают должностные
инструкции, инструкции по технике
безопасности и пожарной безопасности,
санитарных правил, применительно к
действующим нормативным актам государства
и конкретным условиям работы каждого
подразделения, обеспечивающего
обслуживание пассажирских поездов
межгосударственного сообщения.
1. Общие
положения
1.1. На должность проводника
вагона межгосударственного сообщения
назначаются лица, прошедшие курсы
подготовки в учебных заведениях или на
предприятиях по обслуживанию пассажиров и
сдавшие экзамены на знание устройства и
правил эксплуатации оборудования,
конструкции составных частей пассажирских
вагонов, безопасных приемов труда,
требований пожарной безопасности,
санитарного минимума и нормативных
документов.
1.2. Лица, назначенные на
должность проводника вагона, проходят
медицинский осмотр, порядок и очередность
которого регламентируются
законодательными актами государств -
участников Соглашения.
1.3. На должность
проводника вагона назначаются лица не
моложе возраста, установленного трудовым
законодательством государства.
1.4.
Обслуживающий персонал поездов
межгосударственного сообщения обязан
проявлять уважительное отношение к нравам
и обычаям народов государств - участников
Соглашения, соблюдать законодательные акты
государств, по территориям которых следует
поезд.
1.5. При проведении пограничного и
таможенного контроля в поезде проводник
вагона должен оказывать содействие
пограничным и таможенным органам.
1.6.
Проводник вагона межгосударственного
сообщения помимо нормативных документов по
кругу своих обязанностей должен знать:
правила пользования вагонами
межгосударственного сообщения;
действующие правила внутреннего
пассажирского сообщения, распоряжения и
предписания, необходимые проводнику для
выполнения своих служебных
обязанностей;
железнодорожные правила,
действующие на дорогах следования, а также
поездные и маневровые сигналы, применяемые
на железных дорогах страны назначения
вагона и на транзитных дорогах маршрута
следования;
общие таможенные,
пограничные и валютные положения,
действующие в государствах, через которые
следует поезд или вагон;
все виды
проездных билетов, квитанций доплат,
документов, дающих право на ревизию
пассажирского поезда на всем маршруте его
следования;
перед началом рейса
проводник получает от начальника поезда
бланки формы ЛУ-72 или ИНУ-4 по учету
населенности вагона и расхода постельного
белья; бланки ЛУ-73 по учету наличия
свободных и освобождающихся мест получают
проводники головного и хвостового
вагонов;
проводник обязан знать общее
устройство и обеспечивать правильную
эксплуатацию отопления,
электрооборудования, вентиляции,
холодильных установок, установок
кондиционирования воздуха, пожарной
сигнализации (УПС), циркуляционных насосов,
кипятильников, системы сигнализации
контроля нагрева букс (СКНБ) и других
устройств вагона, а также сохранность
внутреннего оборудования и инвентаря.
1.7. Проводник должен выполнять по кругу
своих обязанностей требования:
Правил
технической эксплуатации железных
дорог;
Инструкции по сигнализации на
железных дорогах;
Правил перевозок
пассажиров и багажа по железным дорогам;
Правил учета и передачи сведений о
свободных и освобождающихся местах в
пассажирских поездах;
Инструкции по
обеспечению пожарной безопасности в
вагонах пассажирских поездов;
Инструкции по техническому обслуживанию
оборудования пассажирских вагонов;
Санитарных правил подготовки пассажирских
вагонов и Санитарных правил содержания
пассажирских вагонов в пути следования.
В информационный банк включены
Санитарные правила пассажирских перевозок
на железнодорожном транспорте в
международном сообщении, утвержденные
07.03.2001 на 28-ом заседании Совета по
железнодорожному транспорту СНГ.2.
Обязанности проводника при приемке
и
подготовке вагона в рейс
2.1. Перед
отправлением в рейс проводник обязан
явиться на работу в установленное время, в
чистой и опрятной форменной или фирменной
одежде.
2.2. При приемке вагона или перед
отправлением в рейс проводник обязан
проверить:
исправность поручней,
переходных площадок, тамбурных входных
площадок, а также дверей и дверных замков по
всему вагону;
наличие пломб на
стоп-кранах и рукоятках привода аварийных
выходов;
исправность пожарных кранов в
котельном отделении и туалете нетормозного
конца вагона;
обеспеченность вагона
водой, работу питьевой точки;
состояние
кранов, умывальных чаш и унитазов,
механизмов смыва унитазов;
наличие и
исправность огнетушителей (проверяется
согласно действующей Инструкции по
обеспечению пожарной безопасности в
вагонах пассажирских поездов: по
количеству и сроку годности);
наличие
съемного оборудования и имущества (по книге
формы ФИУ-11);
наличие топлива для
приготовления чая;
санитарное
состояние вагона, наличие постельных
принадлежностей, мыла, моющих,
дезинфицирующих средств и туалетной бумаги
(при приемке от комплексной экипировочной
бригады или от сменщика);
укомплектованность уборочным
инвентарем;
наличие пепельниц в местах,
отведенных для курения;
действие
ручного тормоза;
наличие аптечки для
оказания медицинской помощи, а также на
случай возникновения аварийной ситуации,
проводник штабного вагона проверяет
наличие санитарных носилок, которые
хранятся в этом вагоне.
2.3. При приемке
вагона проводник совместно с
электромехаником (при его отсутствии - с
начальником поезда) обязан проверить:
состояние распределительных щитов, панелей
автоматики; работоспособность
потребителей электроэнергии на
функционирование включением и выключением
их с пульта или щита управления;
отсутствие утечки тока на корпус вагона;
состояние аккумуляторных батарей, степень
зарядки батареи по показаниям приборов на
электрическом щите;
исправность и
работоспособность системы сигнализации
контроля нагрева букс; пожарной
сигнализации;
исправность кипятильника
(визуально и по показаниям прибора) и
наличие пламеотражателя в топке титана;
исправность хвостовых и сигнальных
фонарей.
Примечание. При необходимости,
проводник получает консультацию от
поездного электромеханика по правилам
пользования указанным оборудованием.
2.4.
В отопительный сезон проводник
дополнительно обязан:
проверить
исправность сети отопления в рабочем
состоянии, наличие колосников в топке,
исправность ручного и циркуляционного
насосов;
проверить наличие воды в
системе отопления и обеспеченность вагона
топливом; получить топливо по нормам;
не
допускать хранение в котельном помещении
дров, обтирочных, горючих материалов и
других посторонних предметов.
2.5. О всех
неисправностях или недостатках,
обнаруженных в процессе приемки вагона,
проводник обязан доложить начальнику
поезда или поездному электромеханику для
принятия соответствующих мер.
2.6. Перед
рейсом проводник должен получить продукты
чайной торговли (чай, сахар, кофе,
кондитерские изделия, другие виды
продуктов питания и напитков).
2.7.
Проводник должен навесить на вагон с двух
сторон маршрутные доски, а с внутренней
стороны окна - порядковый номер вагона
согласно схеме формирования состава.
2.8.
До подачи поезда для посадки пассажиров
проводник должен поддерживать температуру
в вагоне в зимнее и переходное время года в
пределах 18 - 22 град. Цельсия, в летнее - 22 - 26
град. Цельсия.
2.9. Во время посадки
пассажиров в поезд проводник должен
находиться возле открытой двери вагона
(остальные двери вагона должны быть закрыты
на внутренний замок - "секретку") и проверить
у пассажиров наличие и правильность
оформления проездных документов, следить (и
нести ответственность) за соблюдением
правил перевозки ручной клади согласно
действующим нормам.
2.10. За пять минут до
отправления поезда проводник должен
предупредить, чтобы провожающие освободили
вагон.
3. Обязанности проводника в пути
следования
3.1. В пути следования
проводник обязан:
во время дежурства
иметь визитную карточку;
содержать
вагон в чистоте и поддерживать нормальную
температуру в вагоне в соответствии с
санитарными правилами;
следить за
состоянием внутреннего оборудования
вагона и правильным положением межвагонных
переходных площадок;
не менее двух раз в
сутки производить влажную уборку в вагоне,
а в туалете - по мере необходимости, но не
менее четырех раз в сутки с обязательным
мытьем полов в соответствии с Санитарными
правилами содержания пассажирских вагонов
в пути следования.
Запрещается мыть
полы в вагонах с электроотоплением при
наличии высокого напряжения на
электрических печах отопления.
Влажную
уборку разрешается производить только при
обесточенных печах электрического
отопления.
На вагонах с комбинированным
отоплением разрешается производить
влажную уборку полов, кроме котельного
отделения, не отключая цепи
электронагревателей высоковольтного
комбинированного котла отопления;
мусор в вагоне должен собираться в
специальную емкость "для мусора" и
сжигаться в топке котла вагона или
удаляться из вагонов только в
предусмотренных для этого местах на
станциях, указанных в расписании, в пунктах
формирования и оборота. Выбрасывать золу и
мусор на пути, а также на пол тамбура,
переходную площадку вагона запрещается;
в вагонах пассажирских поездов не менее
трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч.
по местному времени обеспечивать
пассажиров чаем, кофе, кондитерскими
изделиями, а в фирменных поездах и в вагонах
СВ поездов всех категорий - по требованию
пассажиров в любое время суток. При
обслуживании пассажиров чаем проводник
должен быть в белой куртке или фартуке;
поддерживать наличие кипяченой
охлажденной воды;
в вагонах со
спальными местами обеспечивать пассажиров
комплектами постельных принадлежностей; по
желанию пассажиров при возможности
заменять использованное постельное белье в
пути следования за дополнительную плату;
доставлять постельное белье на места
пассажиров, а также застилать постели
инвалидам, больным, пассажирам преклонного
возраста, пассажирам с малолетними детьми.
Уборка постельных принадлежностей и
постельного белья производится после
выхода пассажиров; в исключительных
случаях разрешается с позволения
пассажиров убирать постельное белье не
ранее чем за 30 минут до прибытия поезда на
станцию;
при выходе из строя
радиоустановки объявлять пассажирам в
дневное время названия остановочных
пунктов, сообщать о границах санитарных зон
и продолжительности стоянок поезда;
инструктировать пассажиров о правилах
проведения таможенного и пограничного
контроля досмотра;
следить за тем, чтобы
окна вагона, при необходимости, открывались
только с одной - коридорной - стороны (на
двухпутных участках - с полевой стороны), а в
вагонах с полным кондиционированием
воздуха при работе кондиционера все окна
были закрыты;
обеспечивать для
пассажиров беспрепятственное пользование
санузлами (кроме санитарных зон и стоянок
поезда на станциях);
вести учет
населенности вагона и расхода постельного
белья на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4, учет
наличия свободных и освобождающихся мест
на бланках формы ЛУ-73;
при приеме - сдаче
смены проверить наличие в папке билетов и
их соответствие занятым пассажирами
местам, расход постельного белья и сделать
соответствующие отметки в бланках формы
ЛУ-72 или ИНУ-4 и ЛУ-73;
оказывать
пассажирам первую доврачебную медицинскую
помощь;
при отсутствии
централизованного отопления во время топки
котла твердым топливом поддерживать
температуру в вагоне в соответствии с п. 2.8
настоящей Инструкции;
строго соблюдать
требования к санитарным зонам и при
подъезде к крупным станциям, курортам
закрывать туалеты.
3.2. В случае утери,
порчи, а также загрязнения постельных
принадлежностей, требующего их химической
чистки, в случае порчи инвентаря или
оборудования вагона по вине пассажира
проводник должен заявить об этом
начальнику поезда, который по квитанции
формы ГУ-57 взыскивает стоимость
поврежденного или утраченного имущества
согласно расценочной ведомости с выдачей
на руки пассажиру квитанции об уплате.
3.3. Во время движения поезда проводники
обязаны держать боковые и торцевые двери
нерабочего тамбура в головном и хвостовом
вагонах закрытыми на внутренние запоры -
"секретки" и специальный ключ. В остальных
вагонах боковые двери нерабочего тамбура
закрываются на внутренний запор и
специальный ключ, в рабочем тамбуре - только
на внутренний запор. Торцевые двери для
перехода из вагона в вагон должны быть
незаперты.
3.4. До прибытия поезда на
станцию, где имеется высадка, проводник
обязан за 30 минут предупредить
пассажиров.
По прибытии поезда на
станцию проводник должен после полной
остановки открыть дверь, поднять откидную
площадку, зафиксировать ее (при отсутствии
высокой платформы), протереть поручни и
приступить к высадке и посадке пассажиров.
При стоянке поезда менее 5 мин. и отсутствии
посадки и высадки пассажиров проводник
должен открыть дверь и, находясь в тамбуре,
рекомендовать пассажирам не выходить из
вагона; при отправлении пассажирского
поезда закрыть дверь, кроме проводников
хвостового и штабного вагонов, которые
должны проводить станцию до конца
платформы.
3.5. На линейных станциях
проводник должен производить посадку
пассажиров с билетами на данный поезд
независимо от того, в какие вагоны выданы
билеты, и не допускать посадки и высадки
пассажиров на ходу поезда.
3.6. При отборе
у пассажира проездных документов после
посадки в вагон проводник должен их
погасить путем надрыва, не нарушая
компостерные знаки, за исключением
проездных документов транзитных
пассажиров, которым в пути следования
предстоит пересадка на другой поезд, и
пассажиров, желающих в пути сделать
остановку с продлением срока годности
билета.
В вагонах со спальными местами
проездные документы всех форм служебных и
талонных билетов до конца поездки в данном
поезде должны