РЕКОМЕНДАЦИЯ n 186 Международной организации труда"О НАЙМЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ МОРЯКОВ"(Принята в г. Женеве 22.10.1996 на 84-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 186
О
НАЙМЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ МОРЯКОВ
(Женева,
22 октября 1996 года)
Генеральная
конференция Международной организации
труда,
созванная в Женеве
Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 8 октября 1996 года
на свою 84-ю сессию,
постановив принять
ряд предложений, касающихся пересмотра
Конвенции 1920 года о трудоустройстве
моряков, что является третьим пунктом
повестки дня сессии, и
решив придать
этим предложениям форму рекомендации,
дополняющей Конвенцию 1996 года о найме и
трудоустройстве моряков,
принимает
сего двадцать второго дня октября месяца
одна тысяча девятьсот девяносто шестого
года следующую рекомендацию, которая может
именоваться Рекомендацией 1996 года о найме и
трудоустройстве моряков.
1.
Компетентный орган должен:
a) принимать
необходимые меры, способствующие
эффективному сотрудничеству между
службами найма и трудоустройства, как
государственными, так и частными;
b)
учитывать нужды морской отрасли как на
национальном, так и международном уровнях
при разработке программ профессиональной
подготовки для моряков с участием
судовладельцев, моряков и соответствующих
учебных заведений;
c) принимать
соответствующие меры по укреплению
сотрудничества между представительными
организациями судовладельцев и моряков в
организации и деятельности
государственных служб найма и
трудоустройства, где таковые существуют;
d) иметь постоянно действующую систему по
сбору и анализу всей соответствующей
информации о морском рынке труда,
включая:
i) текущее и перспективное
предложение рабочей силы в разбивке по
возрасту, полу, званию и уровню
квалификации, а также потребности отрасли,
причем сбор данных с разбивкой по возрасту
и полу допускается только для целей
статистики или в случае их использования в
рамках программы по недопущению
дискриминации по признаку возраста и
пола;
ii) наличие рабочих мест на
национальных и иностранных судах;
iii)
непрерывность занятости;
iv)
трудоустройство юнг, курсантов морских
училищ и других стажеров; и
v)
профессиональную ориентацию будущих
моряков;
e) обеспечивать, чтобы персонал,
ответственный за непосредственное
руководство службами найма и
трудоустройства, имел адекватную
профессиональную подготовку и
соответствующие знания в области морской
отрасли;
f) предписывать или одобрять
рабочие нормативы и поощрять принятие
кодексов поведения и этических норм для
этих служб; и
g) содействовать
проведению постоянного контроля на основе
системы нормативов качества.
2. Рабочие
нормативы, указанные в пункте 1 "f", должны
касаться следующих вопросов:
a) уровней
квалификации и профессиональной
подготовки, необходимых для аппарата
управления и персонала служб найма и
трудоустройства, которые должны включать
знание в области морской отрасли, особенно
соответствующих международных морских
актов, касающихся профессиональной
подготовки, свидетельств о квалификации и
трудовых норм;
b) ведения учета моряков,
ищущих работу на морском судне; и
c)
вопросов, касающихся медицинских
освидетельствований, вакцинаций,
выдаваемых морякам документов и других
вопросов, решение которых может
потребоваться для получения моряком
рабочего места.
3. В частности, рабочие
нормативы, указанные в пункте 1 "f", должны
предусматривать, что каждая служба найма и
трудоустройства:
a) хранит, с должным
учетом права на невмешательство в личную
жизнь и необходимости защиты
конфиденциальности, полную без изъятий
документацию о моряках, находящихся на
учете в системе найма и трудоустройства
этой службы, которая должна включать
следующие данные, но не ограничиваться
ими:
i) квалификация моряков;
ii)
предшествующая трудовая деятельность;
iii) личные данные, касающиеся трудовой
деятельности;
iv) медицинские данные в
связи с трудовой деятельностью;
b) ведет
и обновляет списки экипажей судов, для
которых она подбирает экипаж, и
обеспечивает, чтобы имелись возможности
для установления связи с ними в экстренных
случаях в любое время суток;
c) имеет
формальные процедуры, обеспечивающие,
чтобы моряки не подвергались эксплуатации
со стороны агентства или его персонала в
отношении предложения о найме на
конкретные суда или конкретными
компаниями;
d) имеет формальные
процедуры, исключающие возможности
эксплуатации моряков, возникающие в связи с
выплатой авансов или с любой другой
финансовой сделкой между работодателем и
моряком, совершаемой при посредничестве
службы;
e) предоставляет четкую
информацию о затратах, которые моряк
понесет при оформлении медицинских или
других документов;
f) обеспечивает,
чтобы моряки получали информацию о всех
особых условиях на конкретном рабочем
месте, которое они будут занимать, и о
конкретной политике работодателей,
касающейся их занятости;
g) имеет
формальные процедуры, которые не
противоречат принципам естественной
справедливости и соответствуют
национальному законодательству, практике и
коллективным договорам, если таковые
существуют, для рассмотрения случаев
некомпетентности или нарушения
дисциплины;
h) имеет формальные
процедуры, обеспечивающие, по мере
практической возможности, чтобы
свидетельства о квалификации и медицинские
справки моряков, представляемые при найме
на работу, были действительны и не были
приобретены обманным путем, а также
проверку сведений о трудовой
деятельности;
i) имеет формальные
процедуры, обеспечивающие, чтобы просьбы о
получении информации или консультации,
поступающие от семей моряков, которые
находятся в плавании, удовлетворялись
быстро, доброжелательно и бесплатно; и
j)
руководствуется принципом, в соответствии
с которым моряки направляются только тем
работодателям, которые предлагают морякам
такие условия занятости, которые находятся
в полном соответствии с действующим
законодательством или коллективными
договорами.
4. Международное
сотрудничество между государствами -
членами и соответствующими организациями
должно поощряться и может включать:
a)
систематический обмен информацией о
морской отрасли и рынке труда на
двусторонней, региональной и
многосторонней основе;
b) обмен
информацией о морском трудовом
законодательстве;
c) гармонизацию
политики, практических методов и
законодательства, регулирующего найм и
трудоустройство моряков;
d)
совершенствование процедур и условий для
международного найма и трудоустройства
моряков; и
e) планирование рабочей силы с
учетом предложения и спроса на моряков, а
также потребностей морской отрасли.