РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Москве 28.03.1997)
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Москва, 28 марта
1997 года)
Совет глав государств
Содружества Независимых Государств,
обсудив Концепцию экономического
интеграционного развития Содружества
Независимых Государств,
решил:
1. В
основном одобрить Концепцию
экономического интеграционного развития
Содружества Независимых Государств
(прилагается).
2. Правительствам
государств - участников Содружества при
реализации Концепции экономического
интеграционного развития Содружества
Независимых Государств внести необходимые
уточнения и изменения к очередному
заседанию Совета глав государств
Содружества.
Совершено в г. Москве 28 марта
1997 года в одном подлинном экземпляре на
русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном Секретариате
Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству -
участнику Содружества его заверенную
копию.
Председатель
Совета глав
государств
Содружества Независимых
Государств
Б.ЕЛЬЦИН
Одобрена
Решением Совета глав
государств
Содружества
о Концепции
экономического
интеграционного
развития
Содружества Независимых
Государств
от 28 марта 1997
года
КОНЦЕПЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
ВВЕДЕНИЕ
Концепция
экономического интеграционного развития
Содружества Независимых Государств (далее -
Концепция) представляет собой систему
взаимосогласованных государствами -
участниками Содружества взглядов на общие
для них цели и приоритеты
социально-экономического развития в
условиях углубления межгосударственных
экономических отношений, пути, мероприятия,
механизмы и этапы их практического
осуществления.
Стержнем Концепции
является добровольность и
самостоятельность государств в
определении направлений и глубины участия
в интеграционных процессах, постепенность
и этапность реализации мероприятий по
развитию межгосударственного
сотрудничества. Это предполагает переход
от начальных форм межгосударственного
сотрудничества к более высоким по мере
создания объективных экономических
предпосылок с учетом реальной ситуации в
каждом из государств - участников
Содружества и мирового опыта формирования
региональных экономических сообществ.
Необходимость разработки Концепции
объективно обусловлена сложившейся в
последние годы новой
политико-экономической ситуацией на
обширном евроазиатском пространстве.
Государства, создавшие в декабре 1991 г.
Содружество Независимых Государств (СНГ), а
в сентябре 1993 г. - Экономический союз,
ориентируясь на вхождение в мировое
сообщество, должны стремиться использовать
преимущества, обеспечиваемые
международным разделением труда,
специализацией и кооперированием
производства при достижении своих общих и
текущих интересов.
Развитие новых
независимых государств Содружества
характеризуется высоким уровнем
хозяйственно-технологической, культурной и
духовной общности, наличием многих сходных
задач, составляющих часть единого в прошлом
хозяйственного комплекса, взаимосвязанных
по своей структуре, размещению
производительных сил, используемым
технологиям, принципам организации
производства. В результате разрыва
взаимных хозяйственных связей нанесен
большой экономический ущерб всем
государствам сообщества, обусловивший
долговременный спад производства.
Налаживание экономического сотрудничества
со странами, не входящими в Содружество,
пока еще не сказалось существенным образом
на продвижении товаров национального
производства на мировой рынок и на приток
иностранных инвестиций.
Внутренние
рынки государств Содружества перенасыщены
товарами из государств, не входящих в
сообщество, свои же производственные
мощности едва используются на одну
четверть. Приостановка негативных
тенденций неотделима от налаживания
тесного экономического взаимодействия
между государствами - участниками СНГ.
Направления этого взаимодействия
предопределяются национальными
экономическими стратегиями, имеющимися для
их реализации ресурсами, политической
волей руководителей государств -
участников СНГ к формированию новой
системы межгосударственного
сотрудничества на основе равного
партнерства, уважения суверенитета и учета
национальных интересов.
Практическое
осуществление курса на развитие
интеграционных процессов требует от
каждого его участника тщательного учета
реально складывающихся внутренних и
внешних условий.
В обстановке
экономического спада, бюджетного дефицита,
напряженности материальных и финансовых
ресурсов особенно актуальной для
участников Экономического союза является
проблема их рационального использования на
наиболее приоритетных направлениях.
Лицо современной интеграции - это
производство, коммуникации, наука и
техника. Поэтому приоритеты
интеграционного развития находятся в сфере
расширения экономического сотрудничества
в области улучшения использования
имеющегося научно-технического потенциала,
топливно-энергетического комплекса,
отраслей современного машиностроения,
агропромышленного комплекса. В этих
комплексах целесообразно в первую очередь
создать финансово - промышленные группы,
которые могут стать центрами
взаимовыгодного сотрудничества.
Степень заинтересованности государств -
участников СНГ в экономической интеграции
обосновывается балансом их стратегических
интересов, достижение которых с
наименьшими затратами одинаково важно для
всех государств.
Чтобы в одиночку
поднять экономический потенциал каждого
государства, для этого нужны огромные
материальные и финансовые затраты и
потребуется немало лет. На территории
государств - участников СНГ могут быть
реализованы масштабные экономические
проекты, которые позволят эффективно
развивать хозяйство каждого государства в
отдельности и всех вместе.
Концепция
базируется на принятых основных положениях
и документах Содружества Независимых
Государств. В ней также использованы
результаты научных исследований и
практических разработок проблем
интеграции, выполненных в разных
государствах - участниках Содружества.
Структура Концепции экономического
интеграционного развития СНГ приведена на
схеме 1.
Настоящую Концепцию следует
рассматривать как заданный ориентир на
выработку согласованной экономической
стратегии и возможных, наиболее
приоритетных и конструктивных направлений
экономического сотрудничества государств -
участников СНГ, а также практических шагов
по разработке и осуществлению совместных
межгосударственных проектов в различных
сферах хозяйственной деятельности и
секторах экономики.
Схема
1
СТРУКТУРА
КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СНГ
-------------------------T----------------------------¬
/
/ ¦
------------------------¬ --------------¬
----------------+----------¬
¦Анализ экономической
¦ ¦Анализ хода ¦ ¦Анализ влияния
мировых ¦
¦ситуации в
государствах+<---->+экономических+<----+интеграционных
процессов ¦
¦Содружества ¦
¦реформ ¦ ¦на государства
Содружества¦
L------------T----------- L------T-------
L---------------T-----------
¦ ¦
¦
¦
-------/-----¬ ¦
¦
¦Цели и задачи¦ ¦
L---------------->+экономической+<---------------------
¦интеграции ¦
L------T-------
-------------------------+----------------------------¬
-------------/-------¬ -------/------¬
----------------/---------¬
¦Организационно - ¦
¦Формирование ¦ ¦Координация
структурной ¦
¦экономические ¦
¦механизмов ¦ ¦политики и
сотрудничество ¦
¦условия и
предпосылки+------->+интеграционных+--->+в
производственной сфере ¦
¦межгосударственного ¦ ¦процессов ¦
¦ ¦
¦экономического ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦сотрудничества ¦ ¦ ¦ ¦
¦
L----T----------------- L-------T-------
L------------------T--------
¦ ¦
¦
L----------------------T----------+--------------T----------------
--------/------¬ --------/------¬
¦Концепция ¦ ¦Основные ¦
¦экономического
+-------->+мероприятия ¦
¦интеграционного¦
¦интеграционного¦
¦развития
СНГ ¦ ¦развития ¦
L-------/------- L-------/-------
L--------------------------
РАЗДЕЛ
I
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ПРЕДПОСЫЛКИ
ИНТЕГРАЦИОННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Изменение положения
государств - участников СНГ
в мировой
экономике
Современное развитие мирового
сообщества государств и народов во многом
предопределяется взаимодействиями между
формирующимися интеграционными
образованиями стран Европы, Америки,
Тихоокеанского региона, в основе которых
лежат геостратегические, политические и
экономические интересы.
В региональной
интеграции видят путь к развитию своей
экономики и укреплению международных
позиций не только малые страны, но и мировые
державы, такие как США, Германия,
Великобритания, Франция.
Являясь
географическим и социокультурным звеном,
связывающим интегрирующуюся Европу и бурно
развивающиеся страны Азиатско -
Тихоокеанского региона, государства -
участники СНГ, используя преимущества
межгосударственного экономического
сотрудничества, могут занять достойное
место в общемировом разделении труда.
Государства - участники СНГ имеют все
экономические предпосылки для
формирования рынков продукции и услуг и
располагают для этого вполне достаточным,
но далеко еще не востребованным
экономическим потенциалом.
По
имеющимся оценкам, промышленный потенциал
государств СНГ составляет примерно 10,0%
мирового, запасы основных видов природных
ресурсов - около 25,0%, экспортный потенциал -
4,5%.
Транспортно-коммуникационные
системы (железные дороги, аэродромы,
включая военные, морские и речные порты,
трубопроводный транспорт) государств -
участников СНГ, как известно, достаточно
развиты. Еще недавно эффективность
использования этой системы была в
несколько раз выше, чем в Америке и Китае. В
бывшем СССР железные дороги перевозили
половину всех грузов и четверть пассажиров
общемирового объема. По оценкам Мирового
банка, доход от эксплуатации
транспортно-коммуникационных систем СНГ
мог бы составить 100 млрд. долларов США.
Необходимо в связи с этим скоординировать
наши действия по совместному использованию
транспортно-коммуникационной системы и ее
взаимовыгодному развитию.
По
производству электроэнергии государства -
участники СНГ находятся на четвертом месте
в мире. В 1996 г. у нас было произведено
примерно 1250 млрд. квт-час, то есть около 10,0%
мирового производства. Однако используем
мы этот энергетический потенциал
недостаточно эффективно, ряд регионов
постсоветского пространства не имеет
нормального энергоснабжения, а
энергоемкость общественного производства
в государствах - участниках Содружества
примерно в 1,5 раза превышает аналогичные
показатели Европы.
Высок наш
научно-технический и культурный потенциал,
сохранение и приумножение которого
является актуальнейшей задачей, ибо без
этого невозможно осуществлять структурную
перестройку, технологические инновации,
улучшить здравоохранение, увеличить
продолжительность жизни.
За последнее
время положение государств - участников СНГ
в мировой экономике изменилось следующим
образом:
Таблица 1
ДОЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ СООБЩЕСТВ
В ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ МИРА (В
%)
-------------------------T---------T--------T----------T---------¬
¦Страны и интеграционные ¦1985 <*> ¦1990
<*>¦ 1993 <*> ¦1995 <**>¦
¦
сообщества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+----------+---------+
¦
Мир в целом, ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦СНГ - 12 ¦ 7,4 ¦ 7,6 ¦ 4,1 ¦ 4,0
¦
¦ЕЭС - 12 ¦ 17,7 ¦ 20,6 ¦ 21,0 ¦
20,8 ¦
¦США ¦ 20,7 ¦ 22,3 ¦ 23,1
¦ 23,6 ¦
¦Япония ¦ 7,5 ¦ 8,8 ¦ 9,3
¦ 9,7 ¦
¦Китай ¦ 3,9 ¦ 5,3 ¦
6,9 ¦ 8,0 ¦
L------------------------+---------+--------+----------+----------
--------------------------------
<*> Вопросы статистики, 1995, N 11. С. 31.
<**> Оценка.
В мире происходит
дальнейшее усиление национальных хозяйств
и интеграционных сообществ тех стран,
экономика которых ориентирована на
развитие взаимовыгодных
торгово-экономических отношений.
Так, в
ЕЭС доля внутренней торговли сообщества к
общему объему экспорта превышает 61,0%, в
НАФТе - 45,0%, в СНГ доля взаимных поставок 12
государств - участников СНГ составляла в 1990
г. 72,1% от общей стоимости их экспорта, а в 1995
г. - 55,0%. При этом сокращается в первую
очередь доля товаров с высокой степенью
обработки.
Если эта тенденция
сохранится, то в ближайшее время
государства - участники СНГ, по-видимому, не
смогут обеспечить поддержание
производства и сколько-нибудь широкий сбыт
своей продукции с высокой степенью
обработки вне своего экономического
пространства.
1.2. Основные тенденции
социально-экономического развития
и
интеграционных процессов в Содружестве
Независимых
Государств в 1991 - 1995
гг.
Социально-экономическое развитие
государств - участников СНГ в 1991 - 1995 гг.
характеризовалось противоречивыми
тенденциями.
В результате
экономических преобразований в
государствах - участниках СНГ создан базис
рыночного хозяйства, в ряде государств
обеспечена высокая степень либерализации
экономики, ее открытости, проведена
масштабная приватизация. В 1995 г. во всех
государствах - участниках СНГ замедлились
темпы падения производства, снизилась
инфляция, укрепились национальные валюты,
уменьшился бюджетный дефицит. Однако эти
процессы не приобрели устойчивый характер
прежде всего потому, что в некоторых
государствах, по объективным и
субъективным причинам,