"ДОКЛАД О ХОДЕ РАБОТЫ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ НА ВСТРЕЧЕ"ВОСЬМЕРКИ" НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ В ДЕНВЕРЕ"(Принят в г. Денвере 20.06.1997 - 22.06.1997)


[перевод с английского]
ДОКЛАД
О ХОДЕ РАБОТЫ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
НА ВСТРЕЧЕ "ВОСЬМЕРКИ" НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ В ДЕНВЕРЕ
(Денвер, 20 - 22 июня 1997 года)
1. Мы привержены стратегии глобальной интеграции, направленной на обеспечение международного мира и процветания. С этой целью мы продолжали действовать в развитие уже принятых нами решений и договорились расширять наши совместные усилия. Со времени нашей последней встречи в Лионе мы укрепили наше сотрудничество в области нераспространения, противопехотных мин, транснациональной преступности, борьбы с терроризмом и реформы ООН. В настоящем Докладе о ходе работы отмечены наши достижения в этих областях и решения для дальнейших совместных действий. Мы продолжим обсуждение этих вопросов в течение предстоящего года и вновь рассмотрим их в Бирмингеме. В соответствии с нашими твердыми обязательствами содействовать укреплению международного мира и безопасности мы рассмотрели широкий круг политических ситуаций, что дополнило и подкрепило обсуждения, проведенные руководителями "восьмерки".
НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ
Незаконный оборот ядерных материалов
2. Мы высоко оцениваем деятельность Группы экспертов по нераспространению (ГЭН) по выполнению мандата, предоставленного ей в Москве и Лионе в целях реализации "Программы по предотвращению и борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов", которая была одобрена на Московской встрече на высшем уровне по проблемам ядерной безопасности в апреле 1996 года.
3. Мы призываем к более широкому обмену информацией и сотрудничеству между правоохранительными и таможенными органами, а также спецслужбами в борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов, по возможности, на основе уже действующих соглашений, договоров и договоренностей, как это предусмотрено в носящем рекомендательный характер "Рамочном документе о расширении сотрудничества и обмена информацией", предложенном Россией и одобренном ГЭН на ее совещании 12 - 13 мая 1997 г.
4. Мы утверждаем решение своих экспертов по нераспространению определить конкретные задачи и средства связи для системы "контактных пунктов", предусмотренных вышеназванной Программой, соответствующие полномочия и предварительные условия обмена информацией о значительных инцидентах, связанных с незаконным оборотом ядерных материалов.
5. Для расширения сферы охвата и повышения эффективности своих усилий в борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов мы по-прежнему призываем к увеличению числа участников этой Программы. С этой целью мы обратились к США как нынешнему председателю "восьмерки" по-прежнему поддерживать контакты, налаженные Францией, с будущими потенциальными участниками. Мы пришли к выводу, что в целях сохранения общего руководства Программой после того, как состав ее участников расширится, председателю следует стремиться к организации периодических совещаний новых участников под эгидой "восьмерки" для обсуждения деятельности в рамках Программы и обмена мнениями о незаконном обороте ядерных материалов. Мы приветствуем намерение Соединенных Штатов Америки организовать первое такое совещание в ноябре 1997 года в Вене.
6. Мы приветствуем прогресс, достигнутый с помощью международных усилий по разработке системы судебного разбирательства в ядерной области под эгидой МАГАТЭ, а также посредством проведения совещаний Международной технической рабочей группы (МТРГ).
Обращение с плутонием
7. Мы приветствуем выводы Группы экспертов, созданной во исполнение решений, принятых на Московской встрече на высшем уровне по ядерной безопасности в апреле 1996 года, с целью изучения возможных вариантов и определения возможных направлений развития международного сотрудничества в области обеспечения безопасного и эффективного обращения с расщепляющимися материалами, заявленными как более не требующиеся для целей обороны. Наши эксперты пришли к выводу, что наиболее своевременным и технически осуществимым является использование плутония в качестве смешанного оксидного топлива (МОКС) для ядерных реакторов и, как дополнительный вариант, иммобилизация плутония в стеклянной или керамической форме в смеси с высокорадиоактивными отходами. Они пришли также к выводу, что, до того как будут выбраны варианты более долгосрочного хранения и использования, необходимо предусмотреть промежуточное хранение. Эти выводы были также одобрены Группой экспертов по нераспространению в ноябре прошлого года в Париже.
8. Такой подход к обращению с избыточным оружейным плутонием отвечал бы целям международного сообщества в вопросах нераспространения и послужил бы важным практическим вкладом в сокращение ядерных вооружений. Задаче нераспространения должно уделяться первоочередное внимание при планировании и осуществлении программ сотрудничества. Следует также надлежащим образом учитывать технические, экономические, финансовые, экологические и другие соответствующие факторы.
9. Международное сотрудничество будет способствовать усилиям по решению проблемы обращения с избыточным количеством оружейного плутония. Поэтому мы приветствуем объявление Францией, Германией и Россией своих планов строительства в России опытной установки по производству топлива МОКС, в осуществлении которых могут участвовать и другие государства. В этой связи мы приветствуем усилия Канады и России по изучению, в сотрудничестве с Францией и Германией, возможности производства топлива КАНДУ МОКС. Координируя свои действия в рамках других международных усилий, Соединенные Штаты Америки и Россия планируют также сотрудничать в области преобразования оружейных компонентов в материалы, пригодные для хранения. В настоящее время другие страны "восьмерки" также изучают возможность своего участия в этих и иных подобных инициативах.
10. Мы вновь подчеркиваем важность обеспечения транспарентности в области обращения с плутонием, заявленным как более не требующийся для целей обороны. Реализация всех альтернатив должна сопровождаться надлежащей международной проверкой, как только она станет практически возможной, при соблюдении строгих стандартов в области охраны, контроля и учета материала с целью обеспечения уверенности в том, что избыточное количество плутония больше не будет использоваться для изготовления ядерных зарядов или в противозаконных целях. В этой связи мы приветствуем прогресс, который, согласно сообщениям, был достигнут в Вене в разработке "Руководящих принципов обращения с плутонием". Мы приветствуем также прогресс, который, согласно сообщениям Соединенных Штатов Америки и России, они достигли в своих совместных с МАГАТЭ усилиях по согласованию мер предоставления этому агентству для проверки оружейного расщепляющегося материала, заявленного как более не требующегося для целей обороны.
11. С целью сохранения и поддержания темпов, набранных с помощью этих инициатив, которые были выработаны в преддверии Московской встречи на высшем уровне, Группе экспертов по нераспространению следует приступить к обсуждению возможных договоренностей относительно координации и осуществления деятельности, касающейся обращения с плутонием. Группе экспертов по нераспространению следует представить доклад руководителям наших государств к началу встречи на высшем уровне в Бирмингеме в следующем году.
ПРОТИВОПЕХОТНЫЕ МИНЫ
12. Наши правительства предприняли ряд действий в поддержку определенной в Лионе цели - "не жалеть усилий, чтобы добиться запрещения зла, которое представляют собой распространение и неизбирательное использование противопехотных мин".
13. В прошлом году мы активно содействовали проведению переговоров по договору о запрещении противопехотных мин. На 51-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Германия, Италия, Канада, Франция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки и Япония присоединились к числу авторов Резолюции, настоятельно призывающей государства заключить соглашение, запрещающее противопехотные мины. Эта Резолюция была принята подавляющим большинством голосов: 156 - "за", 0 - "против".
14. Мы признаем важные и дополнительные усилия, которые предпринимаются на Конференции по разоружению в Женеве и будут продолжены на официальных переговорах в сентябре в Осло в рамках "Оттавского процесса", с целью разработки эффективного, юридически обязательного международного соглашения, запрещающего применение, накопление, производство и передачу противопехотных мин.
15. Недавно Германия выступила в качестве спонсора конференции по изысканию возможных методов проверки выполнения такого договора. Наши правительства продолжат участвовать в усилиях, направленных на обеспечение эффективного запрещения наземных мин с тем, чтобы решить эту не терпящую отлагательств проблему.
16. В соответствии с прошлогодними решениями, принятыми в Лионе, наши правительства намерены решительно добиваться всеобщего присоединения к Конвенции по обычным вооружениям и к Протоколу по минам, минам - ловушкам и другим устройствам 1996 года, которые повышают действенность ограничений на применение и передачу противопехотных мин. Наши правительства будут и впредь прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить ратификацию этого Протокола с внесенными в него изменениями, и настоятельно призывают все другие государства завершить работу по его ратификации.
17. Наши правительства вместе с членами Европейского Союза в индивидуальном порядке ввели различные запреты, моратории и другие ограничения на противопехотные мины. В некоторых странах запрещено их производство и применение, а во многих других начата работа по существенному сокращению их запасов. Мы будем стремиться придать постоянный характер нашим различным запретам на экспорт противопехотных мин.
18. Наконец, в соответствии с нашим торжественным обязательством, которое мы взяли на себя в Лионе, мы продолжаем поддерживать международные усилия по обнаружению и обезвреживанию установленных наземных мин и оказанию помощи их жертвам. Мы оказываем помощь другим странам в осуществлении на местах собственными силами программы информирования населения об опасности мин, а также программы разминирования. Япония, Германия и Канада выступили в качестве спонсоров конференций по проблемам разминирования, включая обмен информацией о технологии обнаружения и обезвреживания мин, создание местных потенциалов по разминированию и оказание надлежащей медицинской помощи пострадавшим от мин. Европейский Союз внес огромный вклад в усилия во всех этих областях. В предстоящем году мы продолжим наши усилия по разработке наиболее перспективной технологии обнаружения и обезвреживания мин и в соответствующих случаях будем обмениваться этой технологией с международным сообществом. Кроме того, мы продолжим осуществление наших активных программ помощи по разминированию.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
19. Группа старших экспертов осуществляла контроль за выполнением согласованных в Лионе 40 рекомендаций по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Эти мероприятия были разработаны с целью уделить особое внимание практическим, правовым и оперативным вопросам, которые затрагивают правоохранительную сферу, содействовать укреплению правоохранительных потенциалов и сотрудничеству между государствами - членами и предложить шаги, которые могли бы предпринять все государства на многодисциплинарной основе с тем, чтобы решить глобальные проблемы, связанные с транснациональной организованной преступностью.
20. В целях укрепления своего оперативного потенциала наши эксперты в области правоохранительной деятельности рассмотрят предложения по совместным проектам по отслеживанию и ликвидации крупных международных преступных организаций и их деятельности.
21. В целях содействия передаче преступных элементов в руки правосудия мы достигли согласия в отношении практических мер по экстрадиции и взаимной помощи. Наши эксперты энергично работают над договоренностями по обеспечению выдачи, передачи для целей судебного разбирательства или для эффективного внутреннего уголовного преследования граждан, а также над налаживанием оперативной и действенной координации деятельности правоохранительных органов.
22. В целях более эффективной борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия мы согласились содействовать налаживанию тесного оперативного сотрудничества между нашими экспертами и соответствующими правоохранительными органами других государств (включая содействие оперативному исполнению запросов, связанных с отслеживанием огнестрельного оружия), развивать прямой обмен информацией, в том числе научно-технической, в интересах правоохранительной деятельности.
23. В целях борьбы с незаконным провозом людей через наши границы мы обязались повысить эффективность применения наших законов и других мер для борьбы с соответствующими организованными преступными группировками. Наши эксперты подготовили централизованные контактные пункты для более эффективного и оперативного обмена информацией о лицах, которые руководят деятельностью контрабандных сетей по провозу иностранцев, а также сведениями о способах организации этих сетей с учетом соблюдения соответствующих соглашений по обмену имеющейся информацией.
24. Признавая, что поддельные и похищенные проездные или другие официальные документы являются основными инструментами для совершения многих форм международных преступлений, мы приняли меры по борьбе с подделкой документов.
25. Стремительное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий порождает новые вызовы: глобальным сетям необходимы новые правовые и технические механизмы, с помощью которых правоохранительные органы могут своевременно и эффективно реагировать на международном уровне на совершение преступлений, связанных с компьютерами. С этой целью мы будем сотрудничать для укрепления возможностей по определению местонахождения, выявлению и уголовному преследованию преступников; сотрудничать друг с другом и оказывать помощь в сборе доказательств; и продолжать развивать профессиональную подготовку сотрудников правоохранительных органов для борьбы с преступлениями в области высоких технологий и компьютерными преступлениями.
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
26. Террористические взрывы во Франции, России, Соединенном Королевстве, на Ближнем Востоке и в Южной Азии, захват заложников в резиденции японского посла в Лиме и другие злонамеренные террористические нападения на невинных граждан в истекшем году свидетельствуют о том, что терроризм по-прежнему представляет угрозу гражданскому обществу. Дополнительной причиной для озабоченности является увеличение числа случаев захвата заложников террористами в целях политического шантажа или получения выкупа. Достигнув существенного прогресса в выполнении 25 рекомендаций Конференции по проблемам терроризма, состоявшейся в Париже в 1996 году на уровне министров, наши правительства предприняли важные шаги по борьбе с угрозой терроризма. В частности:
Для укрепления сотрудничества в деле борьбы с терроризмом

Международное законодательство »
Читайте также