"ДОКЛАД О ХОДЕ РАБОТЫ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ НА ВСТРЕЧЕ"ВОСЬМЕРКИ" НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ В ДЕНВЕРЕ"(Принят в г. Денвере 20.06.1997 - 22.06.1997)
[перевод с английского]
ДОКЛАД
О
ХОДЕ РАБОТЫ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
НА ВСТРЕЧЕ "ВОСЬМЕРКИ" НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ В
ДЕНВЕРЕ
(Денвер, 20 - 22 июня 1997 года)
1. Мы
привержены стратегии глобальной
интеграции, направленной на обеспечение
международного мира и процветания. С этой
целью мы продолжали действовать в развитие
уже принятых нами решений и договорились
расширять наши совместные усилия. Со
времени нашей последней встречи в Лионе мы
укрепили наше сотрудничество в области
нераспространения, противопехотных мин,
транснациональной преступности, борьбы с
терроризмом и реформы ООН. В настоящем
Докладе о ходе работы отмечены наши
достижения в этих областях и решения для
дальнейших совместных действий. Мы
продолжим обсуждение этих вопросов в
течение предстоящего года и вновь
рассмотрим их в Бирмингеме. В соответствии
с нашими твердыми обязательствами
содействовать укреплению международного
мира и безопасности мы рассмотрели широкий
круг политических ситуаций, что дополнило и
подкрепило обсуждения, проведенные
руководителями
"восьмерки".
НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ
Незаконный
оборот ядерных материалов
2. Мы высоко
оцениваем деятельность Группы экспертов по
нераспространению (ГЭН) по выполнению
мандата, предоставленного ей в Москве и
Лионе в целях реализации "Программы по
предотвращению и борьбе с незаконным
оборотом ядерных материалов", которая была
одобрена на Московской встрече на высшем
уровне по проблемам ядерной безопасности в
апреле 1996 года.
3. Мы призываем к более
широкому обмену информацией и
сотрудничеству между правоохранительными
и таможенными органами, а также
спецслужбами в борьбе с незаконным
оборотом ядерных материалов, по
возможности, на основе уже действующих
соглашений, договоров и договоренностей,
как это предусмотрено в носящем
рекомендательный характер "Рамочном
документе о расширении сотрудничества и
обмена информацией", предложенном Россией и
одобренном ГЭН на ее совещании 12 - 13 мая 1997
г.
4. Мы утверждаем решение своих
экспертов по нераспространению определить
конкретные задачи и средства связи для
системы "контактных пунктов",
предусмотренных вышеназванной Программой,
соответствующие полномочия и
предварительные условия обмена
информацией о значительных инцидентах,
связанных с незаконным оборотом ядерных
материалов.
5. Для расширения сферы
охвата и повышения эффективности своих
усилий в борьбе с незаконным оборотом
ядерных материалов мы по-прежнему
призываем к увеличению числа участников
этой Программы. С этой целью мы обратились к
США как нынешнему председателю "восьмерки"
по-прежнему поддерживать контакты,
налаженные Францией, с будущими
потенциальными участниками. Мы пришли к
выводу, что в целях сохранения общего
руководства Программой после того, как
состав ее участников расширится,
председателю следует стремиться к
организации периодических совещаний новых
участников под эгидой "восьмерки" для
обсуждения деятельности в рамках Программы
и обмена мнениями о незаконном обороте
ядерных материалов. Мы приветствуем
намерение Соединенных Штатов Америки
организовать первое такое совещание в
ноябре 1997 года в Вене.
6. Мы приветствуем
прогресс, достигнутый с помощью
международных усилий по разработке системы
судебного разбирательства в ядерной
области под эгидой МАГАТЭ, а также
посредством проведения совещаний
Международной технической рабочей группы
(МТРГ).
Обращение с плутонием
7. Мы
приветствуем выводы Группы экспертов,
созданной во исполнение решений, принятых
на Московской встрече на высшем уровне по
ядерной безопасности в апреле 1996 года, с
целью изучения возможных вариантов и
определения возможных направлений
развития международного сотрудничества в
области обеспечения безопасного и
эффективного обращения с расщепляющимися
материалами, заявленными как более не
требующиеся для целей обороны. Наши
эксперты пришли к выводу, что наиболее
своевременным и технически осуществимым
является использование плутония в качестве
смешанного оксидного топлива (МОКС) для
ядерных реакторов и, как дополнительный
вариант, иммобилизация плутония в
стеклянной или керамической форме в смеси с
высокорадиоактивными отходами. Они пришли
также к выводу, что, до того как будут
выбраны варианты более долгосрочного
хранения и использования, необходимо
предусмотреть промежуточное хранение. Эти
выводы были также одобрены Группой
экспертов по нераспространению в ноябре
прошлого года в Париже.
8. Такой подход к
обращению с избыточным оружейным плутонием
отвечал бы целям международного сообщества
в вопросах нераспространения и послужил бы
важным практическим вкладом в сокращение
ядерных вооружений. Задаче
нераспространения должно уделяться
первоочередное внимание при планировании и
осуществлении программ сотрудничества.
Следует также надлежащим образом учитывать
технические, экономические, финансовые,
экологические и другие соответствующие
факторы.
9. Международное
сотрудничество будет способствовать
усилиям по решению проблемы обращения с
избыточным количеством оружейного
плутония. Поэтому мы приветствуем
объявление Францией, Германией и Россией
своих планов строительства в России
опытной установки по производству топлива
МОКС, в осуществлении которых могут
участвовать и другие государства. В этой
связи мы приветствуем усилия Канады и
России по изучению, в сотрудничестве с
Францией и Германией, возможности
производства топлива КАНДУ МОКС.
Координируя свои действия в рамках других
международных усилий, Соединенные Штаты
Америки и Россия планируют также
сотрудничать в области преобразования
оружейных компонентов в материалы,
пригодные для хранения. В настоящее время
другие страны "восьмерки" также изучают
возможность своего участия в этих и иных
подобных инициативах.
10. Мы вновь
подчеркиваем важность обеспечения
транспарентности в области обращения с
плутонием, заявленным как более не
требующийся для целей обороны. Реализация
всех альтернатив должна сопровождаться
надлежащей международной проверкой, как
только она станет практически возможной,
при соблюдении строгих стандартов в
области охраны, контроля и учета материала
с целью обеспечения уверенности в том, что
избыточное количество плутония больше не
будет использоваться для изготовления
ядерных зарядов или в противозаконных
целях. В этой связи мы приветствуем
прогресс, который, согласно сообщениям, был
достигнут в Вене в разработке "Руководящих
принципов обращения с плутонием". Мы
приветствуем также прогресс, который,
согласно сообщениям Соединенных Штатов
Америки и России, они достигли в своих
совместных с МАГАТЭ усилиях по
согласованию мер предоставления этому
агентству для проверки оружейного
расщепляющегося материала, заявленного как
более не требующегося для целей обороны.
11. С целью сохранения и поддержания темпов,
набранных с помощью этих инициатив, которые
были выработаны в преддверии Московской
встречи на высшем уровне, Группе экспертов
по нераспространению следует приступить к
обсуждению возможных договоренностей
относительно координации и осуществления
деятельности, касающейся обращения с
плутонием. Группе экспертов по
нераспространению следует представить
доклад руководителям наших государств к
началу встречи на высшем уровне в
Бирмингеме в следующем
году.
ПРОТИВОПЕХОТНЫЕ МИНЫ
12. Наши
правительства предприняли ряд действий в
поддержку определенной в Лионе цели - "не
жалеть усилий, чтобы добиться запрещения
зла, которое представляют собой
распространение и неизбирательное
использование противопехотных мин".
13. В
прошлом году мы активно содействовали
проведению переговоров по договору о
запрещении противопехотных мин. На 51-й
сессии Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций Германия, Италия,
Канада, Франция, Соединенное Королевство,
Соединенные Штаты Америки и Япония
присоединились к числу авторов Резолюции,
настоятельно призывающей государства
заключить соглашение, запрещающее
противопехотные мины. Эта Резолюция была
принята подавляющим большинством голосов:
156 - "за", 0 - "против".
14. Мы признаем важные
и дополнительные усилия, которые
предпринимаются на Конференции по
разоружению в Женеве и будут продолжены на
официальных переговорах в сентябре в Осло в
рамках "Оттавского процесса", с целью
разработки эффективного, юридически
обязательного международного соглашения,
запрещающего применение, накопление,
производство и передачу противопехотных
мин.
15. Недавно Германия выступила в
качестве спонсора конференции по изысканию
возможных методов проверки выполнения
такого договора. Наши правительства
продолжат участвовать в усилиях,
направленных на обеспечение эффективного
запрещения наземных мин с тем, чтобы решить
эту не терпящую отлагательств проблему.
16. В соответствии с прошлогодними
решениями, принятыми в Лионе, наши
правительства намерены решительно
добиваться всеобщего присоединения к
Конвенции по обычным вооружениям и к
Протоколу по минам, минам - ловушкам и
другим устройствам 1996 года, которые
повышают действенность ограничений на
применение и передачу противопехотных мин.
Наши правительства будут и впредь
прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить
ратификацию этого Протокола с внесенными в
него изменениями, и настоятельно призывают
все другие государства завершить работу по
его ратификации.
17. Наши правительства
вместе с членами Европейского Союза в
индивидуальном порядке ввели различные
запреты, моратории и другие ограничения на
противопехотные мины. В некоторых странах
запрещено их производство и применение, а
во многих других начата работа по
существенному сокращению их запасов. Мы
будем стремиться придать постоянный
характер нашим различным запретам на
экспорт противопехотных мин.
18. Наконец,
в соответствии с нашим торжественным
обязательством, которое мы взяли на себя в
Лионе, мы продолжаем поддерживать
международные усилия по обнаружению и
обезвреживанию установленных наземных мин
и оказанию помощи их жертвам. Мы оказываем
помощь другим странам в осуществлении на
местах собственными силами программы
информирования населения об опасности мин,
а также программы разминирования. Япония,
Германия и Канада выступили в качестве
спонсоров конференций по проблемам
разминирования, включая обмен информацией
о технологии обнаружения и обезвреживания
мин, создание местных потенциалов по
разминированию и оказание надлежащей
медицинской помощи пострадавшим от мин.
Европейский Союз внес огромный вклад в
усилия во всех этих областях. В предстоящем
году мы продолжим наши усилия по разработке
наиболее перспективной технологии
обнаружения и обезвреживания мин и в
соответствующих случаях будем
обмениваться этой технологией с
международным сообществом. Кроме того, мы
продолжим осуществление наших активных
программ помощи по
разминированию.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
19. Группа
старших экспертов осуществляла контроль за
выполнением согласованных в Лионе 40
рекомендаций по борьбе с транснациональной
организованной преступностью. Эти
мероприятия были разработаны с целью
уделить особое внимание практическим,
правовым и оперативным вопросам, которые
затрагивают правоохранительную сферу,
содействовать укреплению
правоохранительных потенциалов и
сотрудничеству между государствами -
членами и предложить шаги, которые могли бы
предпринять все государства на
многодисциплинарной основе с тем, чтобы
решить глобальные проблемы, связанные с
транснациональной организованной
преступностью.
20. В целях укрепления
своего оперативного потенциала наши
эксперты в области правоохранительной
деятельности рассмотрят предложения по
совместным проектам по отслеживанию и
ликвидации крупных международных
преступных организаций и их
деятельности.
21. В целях содействия
передаче преступных элементов в руки
правосудия мы достигли согласия в
отношении практических мер по экстрадиции
и взаимной помощи. Наши эксперты энергично
работают над договоренностями по
обеспечению выдачи, передачи для целей
судебного разбирательства или для
эффективного внутреннего уголовного
преследования граждан, а также над
налаживанием оперативной и действенной
координации деятельности
правоохранительных органов.
22. В целях
более эффективной борьбы с незаконным
оборотом огнестрельного оружия мы
согласились содействовать налаживанию
тесного оперативного сотрудничества между
нашими экспертами и соответствующими
правоохранительными органами других
государств (включая содействие
оперативному исполнению запросов,
связанных с отслеживанием огнестрельного
оружия), развивать прямой обмен
информацией, в том числе
научно-технической, в интересах
правоохранительной деятельности.
23. В
целях борьбы с незаконным провозом людей
через наши границы мы обязались повысить
эффективность применения наших законов и
других мер для борьбы с соответствующими
организованными преступными
группировками. Наши эксперты подготовили
централизованные контактные пункты для
более эффективного и оперативного обмена
информацией о лицах, которые руководят
деятельностью контрабандных сетей по
провозу иностранцев, а также сведениями о
способах организации этих сетей с учетом
соблюдения соответствующих соглашений по
обмену имеющейся информацией.
24.
Признавая, что поддельные и похищенные
проездные или другие официальные документы
являются основными инструментами для
совершения многих форм международных
преступлений, мы приняли меры по борьбе с
подделкой документов.
25. Стремительное
развитие компьютерных и
телекоммуникационных технологий порождает
новые вызовы: глобальным сетям необходимы
новые правовые и технические механизмы, с
помощью которых правоохранительные органы
могут своевременно и эффективно
реагировать на международном уровне на
совершение преступлений, связанных с
компьютерами. С этой целью мы будем
сотрудничать для укрепления возможностей
по определению местонахождения, выявлению
и уголовному преследованию преступников;
сотрудничать друг с другом и оказывать
помощь в сборе доказательств; и продолжать
развивать профессиональную подготовку
сотрудников правоохранительных органов
для борьбы с преступлениями в области
высоких технологий и компьютерными
преступлениями.
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
26.
Террористические взрывы во Франции, России,
Соединенном Королевстве, на Ближнем
Востоке и в Южной Азии, захват заложников в
резиденции японского посла в Лиме и другие
злонамеренные террористические нападения
на невинных граждан в истекшем году
свидетельствуют о том, что терроризм
по-прежнему представляет угрозу
гражданскому обществу. Дополнительной
причиной для озабоченности является
увеличение числа случаев захвата
заложников террористами в целях
политического шантажа или получения
выкупа. Достигнув существенного прогресса
в выполнении 25 рекомендаций Конференции по
проблемам терроризма, состоявшейся в
Париже в 1996 году на уровне министров, наши
правительства предприняли важные шаги по
борьбе с угрозой терроризма. В частности:
Для укрепления сотрудничества в деле
борьбы с терроризмом