РЕКОМЕНДАЦИЯ n r (2005) 5 Комитета министров Совета Европы"О ПРАВАХ ДЕТЕЙ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"(Принята 16.03.2005 на 919-ом заседании представителей министров)
[неофициальный перевод] <*>
КОМИТЕТ
МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R
(2005) 5
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ
О ПРАВАХ ДЕТЕЙ,
ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ
В
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(16 марта
2005 года)
--------------------------------
<*>
Перевод на русский язык Берестнева
Ю.Ю.
Комитет министров, в соответствии с
положениями статьи 15 "b" Устава Совета
Европы,
принимая во внимание, что целью
Совета Европы является достижение большего
единства между его членами, inter alia,
посредством содействия принятию общих
правил;
напоминая о действии программы
Совета Европы для детей и его проекта
политики по вопросам детства, в частности, о
рекомендациях Конференции по "Правам детей
и политике по вопросам детства в Европе:
Новые подходы?", проведенной в Лейпциге в 1996
году, Рекомендации Парламентской Ассамблеи
1286 (1996) по Европейской стратегии в интересах
детей, 1551 (2002) по созданию общества XXI века с
детьми и для детей: дополнение к
Европейской стратегии в интересах детей
(Рекомендация 1286 (1996)) и 1601 (2003) по улучшению
положения брошенных детей в
специализированных учреждениях;
вновь
подтверждая юридические тексты, касающиеся
положения детей, постоянно проживающих в
специализированных учреждениях, в целом и в
особенности Европейскую конвенцию о защите
прав человека и основных свобод (СЕД N 5);
Конвенцию Организации Объединенных Наций о
правах ребенка; Европейскую социальную
хартию (СЕД N 35) и пересмотренную
Европейскую социальную хартию (СЕД N 163);
Европейскую конвенцию по предупреждению
пыток и бесчеловечного или унижающего
достоинство обращения или наказания (СЕД N
126); Европейскую конвенцию об осуществлении
прав детей (СЕД N 160) и Конвенцию о контактах
с детьми (СЕД N 192);
принимая во внимание
резолюции и рекомендации Комитета
министров: Резолюцию N R (77) 33 о размещении
детей и Рекомендацию N R (79) 17 о защите детей
от плохого обращения, Рекомендацию N R (84) 4 об
обязанностях родителей, Рекомендацию N R (87) 6
о приемных семьях, Рекомендацию N R (87) 20 об
общественной реакции на преступность среди
несовершеннолетних, Рекомендацию N R (94) 14 по
последовательной и комплексной политике по
вопросам семьи, Рекомендацию N R (98) 8 об
участии детей в семейной и социальной
жизни, Рекомендацию Rec (2001) 16 о защите детей
от сексуальной эксплуатации, Рекомендацию
Rec (2003) 19 о повышении доступности социальных
прав и Рекомендацию Rec (2003) 20 о новых методах
работы с несовершеннолетними
правонарушителями и о роли правосудия по
делам несовершеннолетних;
принимая во
внимание принципы Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод и
Конвенции Организации Объединенных Наций о
правах ребенка, в соответствии с которыми
необходимо по возможности избегать
размещения детей в специализированных
учреждениях путем принятия превентивных
мер;
сознавая, что, несмотря на
превентивные меры, некоторых детей все
равно потребуется забрать из родных
семей;
принимая во внимание, что выбор
учреждения для размещения ребенка должен в
первую очередь определяться нуждами и
интересами ребенка, а также, если это
возможно, его или ее собственным мнением по
данному вопросу; это мнение должно
учитываться в зависимости от возраста
ребенка и его или ее степени зрелости;
заботясь о том, чтобы все дети, живущие не в
родной семье, особенно постоянно
проживающие в специализированных
учреждениях, росли в атмосфере достоинства,
в наилучших условиях из возможных, не
становясь маргиналами ни в детстве, ни во
взрослом состоянии, и о том, чтобы они
беспрепятственно становились
полноправными гражданами европейских
общества,
рекомендует властям
государств-членов:
1. принять
законодательство и иные необходимые меры,
включая национальную политику и планы
действий, гарантирующие соблюдение
установленных в Приложении к данной
Рекомендации принципов и стандартов
качества, в целях достижения полного
соблюдения прав детей, постоянно
проживающих в специализированных
заведениях, вне зависимости от причин и
характера пребывания;
2. обеспечить
путем соответствующих мер и деятельности
широкое распространение данной
Рекомендации среди детей и прочих людей и
организаций, имеющих отношение к данному
вопросу.
Приложение
к
Рекомендации N R (2005) 5
Основные
принципы
- Семья - это естественная среда
для роста и благополучия ребенка, и
первостепенной обязанностью родителей
является воспитание и развитие ребенка;
- превентивные меры поддержки детей и семей
в соответствии с их особыми нуждами должны
оказываться как можно дольше;
-
размещение детей в специализированных
учреждениях должно оставаться исключением
и служить в первую очередь интересам
ребенка и целям его или ее успешной и
скорейшей интеграции или реинтеграции в
общество; такое размещение должно
гарантировать полное соблюдение основных
прав ребенка;
- пребывание в
специализированном учреждении не должно
длиться дольше необходимого и должно
периодически пересматриваться в
соответствии с интересами ребенка, которые
в процессе пребывания ребенка в учреждении
должны соблюдаться в первую очередь;
родители должны получать всю возможную
поддержку, направленную на гармоничную
реинтеграцию ребенка в семью и общество;
- ребенок, выходящий из-под опеки, должен
иметь право на оценку его или ее нужд и
соответствующую последующую поддержку в
соответствии с целью обеспечения
реинтеграции ребенка в семью и общество;
- принятие решения о помещении ребенка в
специализированное учреждение и само такое
размещение не должно быть связано с
дискриминацией по половому, расовому,
социальному, этническому или национальному
признаку, по высказываемым мнениям, языку,
собственности, религии, инвалидности,
рождению или любому иному статусу ребенка
и/или его или ее родителей;
- процедура и
организация размещения, а также
индивидуальный план опеки, включая
периодический пересмотр вопроса о
нахождении ребенка в учреждении, должен
гарантировать соблюдение прав ребенка,
особенно права ребенка быть услышанным;
мнение ребенка должно учитываться в
зависимости от возраста ребенка и его или
ее степени зрелости;
- любые меры по
контролю и дисциплине, которые могут
использоваться в специализированных
учреждениях, включая меры, нацеленные на
предотвращение нанесения вреда самому себе
и другим, должны основываться на
государственных нормах и утвержденных
стандартах;
- семья ребенка должна по
возможности быть вовлечена в планирование
и организацию пребывания ребенка в
учреждении;
- в случае, когда возврат
ребенка в родную семью невозможен, должны
быть предусмотрены иные меры по опеке или
продолжение пребывания в
специализированном учреждении, с учетом
желаний и нужд ребенка и непрерывности его
или ее жизненного пути.
Особые права
детей, постоянно проживающих
в
специализированных учреждениях
Дабы
обеспечить соблюдение данных базовых
принципов и основных прав ребенка,
необходимо признать нижеследующие особые
права детей, постоянно проживающих в
специализированных учреждениях:
- право
быть помещенным в специализированное
учреждение только для удовлетворения нужд,
которые признаны безоговорочными на основе
междисциплинарной оценки, с периодическим
пересмотром вопроса о размещении; при таких
пересмотрах необходимо искать
альтернативные варианты и принимать во
внимание мнение ребенка;
- право
поддерживать регулярные контакты с родной
семьей и другими важными для ребенка
людьми; такие контакты могут быть
ограничены или прекращены, только если они
нарушают интересы ребенка;
- право
братьев и сестер при любой возможности
оставаться вместе или поддерживать
регулярные контакты;
- право на
индивидуальность;
- право на соблюдение
этнических, религиозных, культурных,
социальных и языковых обычаев ребенка;
-
право на частную жизнь, в том числе доступ к
человеку, которому они доверяют, и
компетентному органу для получения
конфиденциального совета по их правам;
-
право на качественное здравоохранение,
соответствующее нуждам и благополучию
конкретного ребенка;
- право на уважение
человеческого достоинства и физической
неприкосновенности ребенка; особенно право
на пребывание в условиях человечного, не
унижающего достоинство обращения и
ненасильственного воспитания, включая
защиту от телесных наказаний и всех форм
жестокого обращения;
- право на равные
возможности;
- право на доступ ко всем
видам образования, профессиональной
ориентации и профессионального обучения,
на тех же условиях, что и у других детей;
- право быть подготовленными к активной и
ответственной гражданской жизни
посредством игр, спорта, культурной
деятельности, неформального образования и
возрастающей ответственности;
- право
на участие в процессе принятия решений в
отношении ребенка и условий проживания в
специализированном учреждении;
- право
на получение информации о правах детей и
правилах специализированного учреждения в
форме, удобной и доступной ребенку;
-
право жаловаться в идентифицируемый,
беспристрастный и независимый орган с
целью защиты основных прав
детей.
Руководящие принципы и стандарты
качества
Дабы обеспечить соблюдение
данных принципов и прав, необходимо принять
во внимание нижеследующие основные
принципы и стандарты:
- если позволяют
обстоятельства, для размещения ребенка
должно выбираться специализированное
учреждение, расположенное как можно ближе к
месту предыдущего места жительства
ребенка, а родители должны иметь
возможность выполнять свои обязанности и
поддерживать контакт с ребенком на
постоянной основе;
- должно
предоставляться небольшое помещение для
проживания в семейном стиле;
-
необходимо отдавать приоритет физическому
и психическому здоровью ребенка и его или
ее полному гармоничному развитию как
ключевым условиям успешной реализации
плана опеки;
- должен разрабатываться
индивидуальный план опеки, основанный на
принципах как развития способностей и
навыков ребенка и уважения его или ее
независимости, так и поддержания контактов
с внешним миром и подготовки к будущей
жизни вне учреждения;
- предпочтение
отдается условиям, которые позволяют
сохранять непрерывность воспитательных и
надлежащих эмоциональных отношений между
персоналом и детьми, особенно посредством
поддержания стабильности состава
персонала (постоянное присутствие,
отсутствие, по возможности, кадровых
перестановок);
- необходимо
предусмотреть комплексную организацию
функционирования учреждения, основанную
на:
- качестве и стабильности жилых
помещений;
- смешанных жилых помещениях,
если это в интересах ребенка;
- высоких
профессиональных стандартах персонала,
обеспеченных повышением квалификации без
отрыва от рабочего места;
- адекватной
оплате труда персонала;
- отсутствии
кадровой текучки и достаточном количестве
работников;
- диверсификации персонала,
особенно по половому признаку;
-
междисциплинарной командной работе и иных
методах поддержки, включая курирование;
- эффективном использовании имеющихся
ресурсов в зависимости от нужд ребенка;
- средствах и специальном обучении по
развитию надлежащего сотрудничества с
родителями ребенка;
- этических
кодексах, описывающих стандарты практики,
которые должны соответствовать Конвенции
Организации Объединенных Наций о правах
ребенка;
- все специализированные
учреждения должны быть аккредитованы и
зарегистрированы в компетентных
государственных органах на основе правовых
норм и минимальных национальных стандартов
опеки;
- на основе данных стандартов
должна быть создана эффективная система
мониторинга и внешнего контроля за
специализированными учреждениями;
-
необходимо собирать и анализировать
соответствующие статистические данные, а
также поддерживать проведение
исследований в целях обеспечения
эффективности мониторинга;
- любые
нарушения прав детей, постоянно
проживающих в специализированных
учреждениях, должны караться в
соответствии с установленными
эффективными процедурами;
- необходимо
признать, что помимо государственных
учреждений, важную роль для детей,
постоянно проживающих в
специализированных учреждениях, могут
играть неправительственные, религиозные и
прочие частные организации; эта роль должна
определяться властями государств-членов.
Участие неправительственных органов не
должно освобождать государства-члены от
закрепленных в данной Рекомендации
обязательств по отношению к детям,
постоянно проживающим в
специализированных учреждениях, в
особенности в отношении установления
соответствующих стандартов, систем
аккредитации и инспекции компетентными
органами.