"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА"(Вместе с <РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ>)(Принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-6 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
на десятом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 10-6
от 6 декабря 1997
года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА
Настоящий Закон регулирует
отношения в области защиты населения и
территорий государства от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, являющейся в современных
условиях важнейшей частью обеспечения
безопасности.
Модельный закон о защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера имеет целью определить общие
организационно-правовые нормы в области
защиты граждан государства, иностранных
граждан и лиц без гражданства, находящихся
на территории государства (далее -
население), всего земельного, водного,
воздушного пространства в пределах
государства или его части, объектов
производственного и социального
назначения, а также окружающей природной
среды (далее - территория) от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера.
Статья 1. Основные понятия.
Чрезвычайная ситуация <*> - обстановка на
определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия, которые повлекли или могут
повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей природной
среде, значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности
людей.
Статья 3. Цели
настоящего Закона. Целями настоящего
Закона являются:
Статья 4. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Единая
государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
объединяет органы управления, силы и
средства государственных органов
исполнительной власти субъектов
государства, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций независимо от их
организационно-правовых форм (далее -
организации), в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Статья 5. Определение границ зон
чрезвычайных ситуаций. Границы зон
чрезвычайных ситуаций определяются
назначенными в соответствии с
законодательством государства
руководителями работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций на основе
классификации чрезвычайных ситуаций <*>,
установленной правительством государства,
и по согласованию с исполнительными
органами государственной власти и органами
местного самоуправления, на территориях
которых сложились чрезвычайные
ситуации.
Статья 6.
Гласность и информация в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций. Информацию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций составляют сведения о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, их последствиях, а также
сведения о радиационной, химической,
медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на
соответствующих территориях.
Статья 7. Основные
принципы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Мероприятия,
направленные на предупреждение
чрезвычайных ситуаций, а также на
максимально возможное снижение размеров
ущерба и потерь в случае их возникновения,
проводятся заблаговременно.
Статья 8. Полномочия органов
государственной власти и органов местного
самоуправления в области обеспечения
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Определение
полномочий <*> органов государственной
власти, органов власти субъектов
государства и органов местного
самоуправления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
основано на конституции государства и
включает:
Статья 9.
Государственное управление в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Для осуществления
государственного управления и координации
деятельности государственных органов
исполнительной власти в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций создается специально
уполномоченный государственный орган
исполнительной власти. Указанный орган
создает подведомственные ему
территориальные органы.
Статья 10. Участие общественных
объединений в ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Общественные объединения могут
участвовать в мероприятиях по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций в соответствии с
законодательством государства и со своими
уставами.
Статья 13. Права и
обязанности граждан государства в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и социальная защита
пострадавших. Граждане государства имеют
право:
Статья 14.
Подготовка населения и пропаганда знаний в
области защиты от чрезвычайных ситуаций. 1.
Порядок подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций
определяется правительством
государства.
Статья 15.
Порядок финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций. 1. Финансирование целевых
программ по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению
устойчивости функционирования организаций
осуществляется в соответствии с
законодательством государства и
законодательством его субъектов.
Статья 16.
Государственная экспертиза, надзор,
контроль и ответственность за нарушение
законодательства государства в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. 1. Государственная
экспертиза предполагаемых для реализации
проектов и решений по объектам
производственного и социального
назначения и процессам, которые могут быть
источниками чрезвычайных ситуаций или
могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, организуется и проводится
специально уполномоченными
государственными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов государства в целях проверки и
выявления степени их соответствия
установленным нормам, стандартам и
правилам и осуществляется в соответствии с
законодательством государства.
Статья 18.
Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.