РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПОЛОЖЕНИИ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УЧЕТА ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЪЕЗЖАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с "ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМОЙ...", "ПРИМЕРНЫМ ЕДИНЫМ ПЕРЕЧНЕМ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ...")(Принято в г. Тбилиси 03.06.2005)
РЕШЕНИЕ
О ПОЛОЖЕНИИ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ
УЧЕТА ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ
ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЪЕЗЖАЮЩИХ НА
ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
(Тбилиси, 3 июня 2005
года)
Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Положение о единой
системе учета граждан третьих государств и
лиц без гражданства, въезжающих на
территории государств-участников
Содружества Независимых Государств.
2.
Поручить Совету командующих Пограничными
войсками совместно с заинтересованными
органами государств, подписавших настоящее
Решение, и органами Содружества
Независимых Государств подготовить и
внести в установленном порядке
соответствующие предложения по реализации
указанного Положения на рассмотрение
Совета глав правительств СНГ.
3.
Настоящее Решение вступает в силу с даты
его подписания, а для государств,
законодательство которых требует
выполнения внутригосударственных
процедур, необходимых для его вступления в
силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию
уведомления о выполнении упомянутых
процедур.
Совершено в городе Тбилиси 3
июня 2005 года в одном подлинном экземпляре
на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете
Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству,
подписавшему настоящее Решение, его
заверенную
копию.
(Подписи)
Утверждено
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
"О
Положении о единой системе
учета
граждан третьих государств
и лиц без
гражданства, въезжающих
на территории
государств-участников
Содружества
Независимых Государств"
от 3 июня 2005
года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УЧЕТА
ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА, ВЪЕЗЖАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Настоящее
Положение разработано в целях содействия
обеспечению безопасности
государств-участников Содружества
Независимых Государств (далее -
государства-участники СНГ), повышению
эффективности совместной борьбы с
терроризмом, транснациональной
преступностью, незаконной миграцией и
иными вызовами и угрозами безопасности на
территориях государств-участников СНГ.
I.
Общие положения
1.1. Единая система учета
граждан третьих государств и лиц без
гражданства, въезжающих на территории
государств-участников СНГ (далее - единая
система учета) - специализированная
межгосударственная автоматизированная
система, обеспечивающая получение, сбор,
накопление, обработку, хранение и передачу
потребителям определенной информации о
физических лицах.
1.2. Единая система
учета предназначена для постоянного
фиксирования фактов въезда в
государства-участники СНГ, пребывания на их
территориях и выезда из них граждан третьих
государств и лиц без гражданства. Она
создается в виде
организационно-технической системы,
позволяющей осуществлять информационное
обеспечение компетентных органов
государств-участников СНГ.
1.3.
Применительно к настоящему Положению
термины (определения) означают:
единая
система учета - совокупность
организационно, функционально и технически
взаимосвязанных органов, абонентских
постов и пунктов, средств связи,
информационно-учетных комплексов и банков
учетных данных, обеспечивающих сбор,
обработку, защиту, хранение, подготовку и
передачу субъектам-потребителям
определенных учетных сведений;
учетные
данные - неформализованная или
формализованная информация (сведения) о
гражданах третьих государств и лицах без
гражданства, циркулирующая в единой
системе учета и составляющая ее
информационные ресурсы;
третьи
государства - государства, не являющиеся
участниками Решения о Положении о единой
системе учета граждан третьих государств и
лиц без гражданства, въезжающих на
территории государств-участников
Содружества Независимых Государств;
гражданин третьего государства -
физическое лицо, не являющееся гражданином
какого-либо государства-участника Решения
о Положении о единой системе учета граждан
третьих государств и лиц без гражданства,
въезжающих на территории
государств-участников Содружества
Независимых Государств и имеющее
доказательства наличия гражданства
(подданства) третьего государства;
лицо
без гражданства - лицо, в отношении которого
не имеется доказательств принадлежности к
гражданству (подданству) какого-либо
государства;
корреспонденты учетных
данных - должностные лица, компетентные
органы, абонентские посты и пункты,
технические средства и комплексы,
осуществляющие первичное получение
учетных данных, предварительную и
последующую их обработку и передачу в
соответствующие инстанции (органы);
банк учетных данных - совокупность
организованных по общим принципам и
объединенных единым управлением баз
(массивов) данных, а также программных и
технических средств, обеспечивающих их
обработку, систематизацию, архивирование и
работу с ними заинтересованных
корреспондентов и субъектов-потребителей
учетных данных;
субъекты-потребители
учетных данных - должностные лица,
компетентные органы, абонентские посты и
пункты, технические средства и комплексы,
осуществляющие получение обработанных
учетных данных.
II. Основные принципы,
цель
и задачи формирования единой
системы учета
2.1. Основными принципами
формирования единой системы учета
являются:
общая (коллективная)
заинтересованность в создании и
функционировании единой системы учета;
соблюдение принципов и норм международного
права, в том числе международных договоров,
заключенных в рамках СНГ;
взаимовыгодное сотрудничество на этапах
выбора технических решений, разработки,
создания и эксплуатации единой системы
учета;
разработка согласованных
требований к созданию структурных
компонентов (элементов) единой системы
учета, содержанию информационно-учетных
данных, составу и комплектации аппаратного,
программного и методического
обеспечения;
соблюдение прав
государств-участников СНГ на независимое
формирование и использование национальных
информационно-учетных систем,
ведомственных и межведомственных банков
данных, информационных массивов, ресурсов и
фондов;
добровольность участия
государств-участников СНГ в создании общих
унифицированных информационно-учетных
фондов, ресурсов и их взаимная
ответственность за оперативность, полноту,
точность, достоверность и своевременность
предоставления сведений в общий банк
данных;
единство требований к защите
информационно-учетных фондов, ресурсов,
банков данных и общность подходов к их
реализации.
2.2. Целью формирования
единой системы учета является
осуществление, на основе единого перечня
учетных данных, автоматизированного сбора,
обработки, накопления, хранения, передачи и
использования информации, позволяющей
вести своевременный учет граждан третьих
государств и лиц без гражданства,
пересекающих государственные границы
государств-участников СНГ.
2.3. Единая
система учета строится на основе
существующих или создаваемых национальных
информационно-учетных систем
государств-участников СНГ. Она может быть
составной частью более крупной
межгосударственной автоматизированной
системы информационного обмена между
государствами-участниками СНГ и входить в
ее состав в виде отдельной подсистемы для
обслуживания определенной категории
пользователей, обеспечения
субъектов-потребителей необходимыми
учетными данными.
2.4. Основными задачами
формирования единой системы учета
являются:
разработка общих
организационных и технических требований к
единой системе учета;
определение
состава и структуры единой системы учета,
основных компонентов (элементов) и
взаимосвязей между ними;
установление
единого перечня, характера и объема учетных
сведений, принципов и способов их
формирования, обработки, защиты, хранения,
представления и циркулирования в единой
системе учета;
выбор технических
решений построения единой системы учета, ее
компонентов (элементов);
определение
возможностей и порядка функционирования
корреспондентов (абонентов), общего банка
учетных данных и субъектов-потребителей
учетных данных;
установление
рациональных способов функционирования
единой системы учета на основе результатов
экономической оценки вариантов ее
построения;
реализация
организационно-технических решений и
построение функционирующего механизма
получения, сбора, обработки, защиты,
хранения и передачи субъектам-потребителям
учетных данных о гражданах третьих
государств и лицах без гражданства,
въезжающих на территории
государств-участников СНГ;
обеспечение
автоматизированного учета и контроля
въезда-выезда, регламента
(продолжительности) пребывания на
территориях государств-участников СНГ
граждан третьих государств и лиц без
гражданства;
создание соответствующей
инфраструктуры и унифицированной системы
подготовки специалистов, осуществляющих
организационную, техническую,
информационную и учетную практику.
III.
Основы формирования единой системы
учета
3.1. Формирование единой системы
учета основывается на создании и развитии
национальных информационно-учетных
систем.
На начальном этапе национальные
системы (сегменты) единой системы учета -
корреспонденты (абоненты), ведомственные,
межведомственные, территориальные,
региональные, национальные банки (массивы)
учетных данных или органы их ведения -
функционируют как структурно автономные
блоки. Связь и взаимодействие между
внутренними компонентами в этих блоках
обеспечиваются средствами и
аппаратно-программными комплексами
внутригосударственных локальных сетей.
Взаимодействие с внешними пользователями
учетной информации - модулями общего банка
учетных данных и субъектами-потребителями -
осуществляется с использованием
традиционных средств связи (проводные,
радио, радиорелейные, факсимильные и
т.д.).
По мере формирования
нормативно-правовой базы, определяющей
состав, структуру, основы построения,
регламент, порядок функционирования и
финансирования единой системы учета,
осуществляется интеграция ее составляющих
в рамках общего банка учетных данных.
Проводится информационно-коммуникационное
сопряжение национальных систем (сегментов)
и их компонентов с блоками (модулями) общего
банка учетных данных и
субъектами-потребителями учетной
информации. Сопряжение производится с
использованием внутригосударственных и
межгосударственных телекоммуникационных
систем.
3.2. Единая система учета и ее
составляющие - национальные
информационно-учетные системы -
разрабатываются или дорабатываются на
основе применения типовых проектных и
технических решений с учетом возможностей
использования существующих
информационных, программно-технических,
телекоммуникационных и кадровых ресурсов,
а также современных достижений в области
информатизации и автоматизации процессов
обмена данными.
При выборе проектных и
технических решений построения единой
системы учета и ее компонентов в качестве
типовых могут рассматриваться
существующие национальные
автоматизированные информационные
системы, выполненные по схеме
"корреспонденты - распределитель
(накопитель) - потребители".
3.3. Единая
система учета имеет блочно-модульную
структуру. Она формируется из совокупности
структурно автономных национальных систем
(сегментов) с возможностью их
самостоятельного построения, расширения и
развития без нарушения принципов
функционирования.
Структура единой
системы учета, ее основные блоки и
функциональные взаимосвязи показаны на
схеме (Приложение).
3.4. Основными
требованиями к техническому и программному
обеспечению единой системы учета
являются:
информационная и
технологическая совместимость всех
уровней системы;
автоматизация
основных процессов функционирования;
сопряжение программно-технических
комплексов (элементов);
надежность
линий и каналов связи;
использование
современных аппаратных и программных
средств, комплексов и технологий
автоматизированного сбора, считывания,
обработки, хранения и передачи
информации;
оперативность, полнота и
точность предоставляемых
субъектам-потребителям учетных данных;
простота и достаточный уровень
защищенности циркулирующих информационных
потоков и накапливаемых
информационно-учетных ресурсов,
обеспечение равнопрочной защиты,
целостности и подлинности учетной
информации на всех этапах ее обработки
(формализации), хранения (архивирования) и
передачи по каналам связи;
контроль
доступа к информационно-учетным ресурсам
(массивам) и банкам учетных данных на
предмет использования учетных данных в
служебных целях;
оптимальные затраты на
разработку, приобретение (закупку),
установку, эксплуатацию и обслуживание
программно-технических средств и
комплексов.
3.5. Программно-технические
комплексы всех уровней единой системы
учета проектируются в открытой архитектуре
"клиент-сервер", включают средства
технического, программного и
лингвистического обеспечения. Они
объединяются в единую
информационно-учетную систему на основе
Web-технологии с использованием локальных
сетей на местах, ведомственных,
государственных и межгосударственных
сетей связи и передачи данных общего
назначения.
Для передачи и получения
сведений в электронном виде, формирования
информационно-учетных ресурсов (массивов) в
национальных и общем банках учетных данных
могут использоваться специализированные
сети передачи данных, а также Интернет для
обмена открытой информацией между
заинтересованными органами и
международными организациями через
отдельные абонентские пункты.
3.6.
Формирование единой системы учета
осуществляется на основе применения
стандартизированных технических и
программных средств (комплексов), а также
унифицированных информационных фондов
(ресурсов) с использованием единых форматов
и классификаторов учетных данных,
стандартных протоколов и регламентов для
внутреннего обмена и взаимодействия с
внешним окружением.
Специальное
аппаратно-программное обеспечение единой
системы учета создается в виде
технологически взаимосвязанных модулей
(массивов, баз данных, пакетов, электронных
таблиц, файлов) с возможностью гибкой
настройки на конкретные условия
применения. При этом обеспечивается
одноразовость первичного ввода учетных
данных, согласованность их спецификаций и
комплексность обработки.
При изучении
типовых проектов программно-технических
комплексов автоматизированных систем
пунктов пропуска через государственную
границу одним из критериев может быть
возможность получения информации о лице
посредством машиночитаемых документов,
удостоверяющих личность.
IV.
Нормативно-правовое, организационное,
информационное и научное обеспечение
единой системы учета
4.1.
Нормативно-правовое обеспечение единой
системы учета заключается в
целенаправленной конкретизации
действующих и разработке новых