РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПОЛОЖЕНИИ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УЧЕТА ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЪЕЗЖАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с "ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМОЙ...", "ПРИМЕРНЫМ ЕДИНЫМ ПЕРЕЧНЕМ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ...")(Принято в г. Тбилиси 03.06.2005)


РЕШЕНИЕ
О ПОЛОЖЕНИИ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УЧЕТА ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ
ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЪЕЗЖАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Тбилиси, 3 июня 2005 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Положение о единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств.
2. Поручить Совету командующих Пограничными войсками совместно с заинтересованными органами государств, подписавших настоящее Решение, и органами Содружества Независимых Государств подготовить и внести в установленном порядке соответствующие предложения по реализации указанного Положения на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе Тбилиси 3 июня 2005 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)


Утверждено
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
"О Положении о единой системе
учета граждан третьих государств
и лиц без гражданства, въезжающих
на территории государств-участников
Содружества Независимых Государств"
от 3 июня 2005 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УЧЕТА ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ ГОСУДАРСТВ И ЛИЦ БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА, ВЪЕЗЖАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Настоящее Положение разработано в целях содействия обеспечению безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники СНГ), повышению эффективности совместной борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной миграцией и иными вызовами и угрозами безопасности на территориях государств-участников СНГ.
I. Общие положения
1.1. Единая система учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников СНГ (далее - единая система учета) - специализированная межгосударственная автоматизированная система, обеспечивающая получение, сбор, накопление, обработку, хранение и передачу потребителям определенной информации о физических лицах.
1.2. Единая система учета предназначена для постоянного фиксирования фактов въезда в государства-участники СНГ, пребывания на их территориях и выезда из них граждан третьих государств и лиц без гражданства. Она создается в виде организационно-технической системы, позволяющей осуществлять информационное обеспечение компетентных органов государств-участников СНГ.
1.3. Применительно к настоящему Положению термины (определения) означают:
единая система учета - совокупность организационно, функционально и технически взаимосвязанных органов, абонентских постов и пунктов, средств связи, информационно-учетных комплексов и банков учетных данных, обеспечивающих сбор, обработку, защиту, хранение, подготовку и передачу субъектам-потребителям определенных учетных сведений;
учетные данные - неформализованная или формализованная информация (сведения) о гражданах третьих государств и лицах без гражданства, циркулирующая в единой системе учета и составляющая ее информационные ресурсы;
третьи государства - государства, не являющиеся участниками Решения о Положении о единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств;
гражданин третьего государства - физическое лицо, не являющееся гражданином какого-либо государства-участника Решения о Положении о единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) третьего государства;
лицо без гражданства - лицо, в отношении которого не имеется доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства;
корреспонденты учетных данных - должностные лица, компетентные органы, абонентские посты и пункты, технические средства и комплексы, осуществляющие первичное получение учетных данных, предварительную и последующую их обработку и передачу в соответствующие инстанции (органы);
банк учетных данных - совокупность организованных по общим принципам и объединенных единым управлением баз (массивов) данных, а также программных и технических средств, обеспечивающих их обработку, систематизацию, архивирование и работу с ними заинтересованных корреспондентов и субъектов-потребителей учетных данных;
субъекты-потребители учетных данных - должностные лица, компетентные органы, абонентские посты и пункты, технические средства и комплексы, осуществляющие получение обработанных учетных данных.
II. Основные принципы, цель
и задачи формирования единой системы учета
2.1. Основными принципами формирования единой системы учета являются:
общая (коллективная) заинтересованность в создании и функционировании единой системы учета;
соблюдение принципов и норм международного права, в том числе международных договоров, заключенных в рамках СНГ;
взаимовыгодное сотрудничество на этапах выбора технических решений, разработки, создания и эксплуатации единой системы учета;
разработка согласованных требований к созданию структурных компонентов (элементов) единой системы учета, содержанию информационно-учетных данных, составу и комплектации аппаратного, программного и методического обеспечения;
соблюдение прав государств-участников СНГ на независимое формирование и использование национальных информационно-учетных систем, ведомственных и межведомственных банков данных, информационных массивов, ресурсов и фондов;
добровольность участия государств-участников СНГ в создании общих унифицированных информационно-учетных фондов, ресурсов и их взаимная ответственность за оперативность, полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления сведений в общий банк данных;
единство требований к защите информационно-учетных фондов, ресурсов, банков данных и общность подходов к их реализации.
2.2. Целью формирования единой системы учета является осуществление, на основе единого перечня учетных данных, автоматизированного сбора, обработки, накопления, хранения, передачи и использования информации, позволяющей вести своевременный учет граждан третьих государств и лиц без гражданства, пересекающих государственные границы государств-участников СНГ.
2.3. Единая система учета строится на основе существующих или создаваемых национальных информационно-учетных систем государств-участников СНГ. Она может быть составной частью более крупной межгосударственной автоматизированной системы информационного обмена между государствами-участниками СНГ и входить в ее состав в виде отдельной подсистемы для обслуживания определенной категории пользователей, обеспечения субъектов-потребителей необходимыми учетными данными.
2.4. Основными задачами формирования единой системы учета являются:
разработка общих организационных и технических требований к единой системе учета;
определение состава и структуры единой системы учета, основных компонентов (элементов) и взаимосвязей между ними;
установление единого перечня, характера и объема учетных сведений, принципов и способов их формирования, обработки, защиты, хранения, представления и циркулирования в единой системе учета;
выбор технических решений построения единой системы учета, ее компонентов (элементов);
определение возможностей и порядка функционирования корреспондентов (абонентов), общего банка учетных данных и субъектов-потребителей учетных данных;
установление рациональных способов функционирования единой системы учета на основе результатов экономической оценки вариантов ее построения;
реализация организационно-технических решений и построение функционирующего механизма получения, сбора, обработки, защиты, хранения и передачи субъектам-потребителям учетных данных о гражданах третьих государств и лицах без гражданства, въезжающих на территории государств-участников СНГ;
обеспечение автоматизированного учета и контроля въезда-выезда, регламента (продолжительности) пребывания на территориях государств-участников СНГ граждан третьих государств и лиц без гражданства;
создание соответствующей инфраструктуры и унифицированной системы подготовки специалистов, осуществляющих организационную, техническую, информационную и учетную практику.
III. Основы формирования единой системы учета
3.1. Формирование единой системы учета основывается на создании и развитии национальных информационно-учетных систем.
На начальном этапе национальные системы (сегменты) единой системы учета - корреспонденты (абоненты), ведомственные, межведомственные, территориальные, региональные, национальные банки (массивы) учетных данных или органы их ведения - функционируют как структурно автономные блоки. Связь и взаимодействие между внутренними компонентами в этих блоках обеспечиваются средствами и аппаратно-программными комплексами внутригосударственных локальных сетей. Взаимодействие с внешними пользователями учетной информации - модулями общего банка учетных данных и субъектами-потребителями - осуществляется с использованием традиционных средств связи (проводные, радио, радиорелейные, факсимильные и т.д.).
По мере формирования нормативно-правовой базы, определяющей состав, структуру, основы построения, регламент, порядок функционирования и финансирования единой системы учета, осуществляется интеграция ее составляющих в рамках общего банка учетных данных. Проводится информационно-коммуникационное сопряжение национальных систем (сегментов) и их компонентов с блоками (модулями) общего банка учетных данных и субъектами-потребителями учетной информации. Сопряжение производится с использованием внутригосударственных и межгосударственных телекоммуникационных систем.
3.2. Единая система учета и ее составляющие - национальные информационно-учетные системы - разрабатываются или дорабатываются на основе применения типовых проектных и технических решений с учетом возможностей использования существующих информационных, программно-технических, телекоммуникационных и кадровых ресурсов, а также современных достижений в области информатизации и автоматизации процессов обмена данными.
При выборе проектных и технических решений построения единой системы учета и ее компонентов в качестве типовых могут рассматриваться существующие национальные автоматизированные информационные системы, выполненные по схеме "корреспонденты - распределитель (накопитель) - потребители".
3.3. Единая система учета имеет блочно-модульную структуру. Она формируется из совокупности структурно автономных национальных систем (сегментов) с возможностью их самостоятельного построения, расширения и развития без нарушения принципов функционирования.
Структура единой системы учета, ее основные блоки и функциональные взаимосвязи показаны на схеме (Приложение).
3.4. Основными требованиями к техническому и программному обеспечению единой системы учета являются:
информационная и технологическая совместимость всех уровней системы;
автоматизация основных процессов функционирования;
сопряжение программно-технических комплексов (элементов);
надежность линий и каналов связи;
использование современных аппаратных и программных средств, комплексов и технологий автоматизированного сбора, считывания, обработки, хранения и передачи информации;
оперативность, полнота и точность предоставляемых субъектам-потребителям учетных данных;
простота и достаточный уровень защищенности циркулирующих информационных потоков и накапливаемых информационно-учетных ресурсов, обеспечение равнопрочной защиты, целостности и подлинности учетной информации на всех этапах ее обработки (формализации), хранения (архивирования) и передачи по каналам связи;
контроль доступа к информационно-учетным ресурсам (массивам) и банкам учетных данных на предмет использования учетных данных в служебных целях;
оптимальные затраты на разработку, приобретение (закупку), установку, эксплуатацию и обслуживание программно-технических средств и комплексов.
3.5. Программно-технические комплексы всех уровней единой системы учета проектируются в открытой архитектуре "клиент-сервер", включают средства технического, программного и лингвистического обеспечения. Они объединяются в единую информационно-учетную систему на основе Web-технологии с использованием локальных сетей на местах, ведомственных, государственных и межгосударственных сетей связи и передачи данных общего назначения.
Для передачи и получения сведений в электронном виде, формирования информационно-учетных ресурсов (массивов) в национальных и общем банках учетных данных могут использоваться специализированные сети передачи данных, а также Интернет для обмена открытой информацией между заинтересованными органами и международными организациями через отдельные абонентские пункты.
3.6. Формирование единой системы учета осуществляется на основе применения стандартизированных технических и программных средств (комплексов), а также унифицированных информационных фондов (ресурсов) с использованием единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколов и регламентов для внутреннего обмена и взаимодействия с внешним окружением.
Специальное аппаратно-программное обеспечение единой системы учета создается в виде технологически взаимосвязанных модулей (массивов, баз данных, пакетов, электронных таблиц, файлов) с возможностью гибкой настройки на конкретные условия применения. При этом обеспечивается одноразовость первичного ввода учетных данных, согласованность их спецификаций и комплексность обработки.
При изучении типовых проектов программно-технических комплексов автоматизированных систем пунктов пропуска через государственную границу одним из критериев может быть возможность получения информации о лице посредством машиночитаемых документов, удостоверяющих личность.
IV. Нормативно-правовое, организационное,
информационное и научное обеспечение единой системы учета
4.1. Нормативно-правовое обеспечение единой системы учета заключается в целенаправленной конкретизации действующих и разработке новых

"ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСНОВАХ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ АНГОЛА"(Принята в г. Москве 23.06.1998)  »
Международное законодательство »
Читайте также