РЕШЕНИЕ Межгосударственного экономического комитета Экономического союза"О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Москве 11.09.1998)


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Москва, 11 сентября 1998 года)
Президиум Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза,
руководствуясь Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о делегировании полномочий на принятие окончательных решений по отдельным проектам документов от имени Совета глав правительств Содружества Независимых Государств Президиуму Межгосударственного экономического комитета Экономического союза и Совету министров иностранных дел государств - членов Содружества Независимых Государств от 6 марта 1998 г., решил:
1. Принять Концепцию создания Геоинформационной системы Содружества Независимых Государств (ГИС СНГ) (прилагается).
2. Поручить Межгосударственному совету по геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли государств - участников Содружества Независимых Государств разработать и представить для рассмотрения на заседании Совета глав правительств Содружества проект Программы сотрудничества геодезических служб государств - участников Содружества Независимых Государств в области создания и освоения ГИС СНГ.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Москве 11 сентября 1998 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ГИС СНГ)
Общие положения
Новые технологии в области картографии, т.е. появившаяся в последние десятилетия техническая возможность создания цифровых топографических и тематических карт, позволяют строить информационные системы нового поколения - геоинформационные системы.
Концепция создания Геоинформационной системы (ГИС) Содружества Независимых Государств (СНГ) (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов и подходов геодезических и военно-топографических служб государств - участников Содружества Независимых Государств, направленных на осуществление общей стратегии создания названной системы.
ГИС является сложной (большой) системой и в отличие от простой не может рассматриваться как сумма составляющих ее частей.
ГИС - это множество структурных элементов, находящихся между собой в многосвязевых отношениях и реализующих достижения в области сбора, хранения, анализа и распространения информации о процессах и явлениях, имеющих пространственное распространение.
ГИС предназначена для решения задач, связанных с использованием формализованной геоинформации различной степени детализации в разных сферах деятельности (политической, экономической, демографической, общегеографической, оборонной и т.д.) и для представления результатов в удобной для визуального восприятия форме при подготовке и принятии оптимизированных управленческих решений.
Структура ГИС включает технические средства, программное обеспечение, базы данных и каналы информационного обмена, трудовые ресурсы, необходимые для получения, обработки, хранения, анализа, распространения и улучшения использования геопространственных данных.
Важное место в структуре ГИС занимают геоинформационные технологии и геоинформационные ресурсы.
Геоинформационные технологии (ГИС - технологии) - совокупность программных и технических средств для решения задач ГИС.
Геоинформационные ресурсы - совокупность банков (баз) данных картографической и тематической информации.
Геоинформация - пространственные данные о Земле и окружающей действительности, представленные в среде компьютерной техники.
При создании ГИС ее структура трансформируется и как категория имеет более емкое понятие - ГИС-инфраструктура.
ГИС-инфраструктура включает все компоненты структуры ГИС, политические и правовые аспекты, институционные нормы и правила, стандарты межгосударственного обмена информацией, построение (создание) национальных ГИС.
ГИС СНГ предназначена для обеспечения органов власти государств - участников Содружества актуальной, достоверной и комплексной геоинформацией для оперативного принятия научно обоснованных управленческих решений, для обмена информацией между этими органами власти и доведения ее до индивидуальных пользователей.
Наиболее удобно и наглядно та или иная ситуация для принятия решений с использованием ГИС СНГ представляется с помощью коллективных средств отображения информации (табло, специальные экраны).
В последние десятилетия высокие темпы роста применения ГИС-технологий отмечены в Северной Америке и Западной Европе. Начинает развиваться новый мощный и перспективный рынок геоинформационных технологий, продуктов и услуг в Азиатско - Тихоокеанском регионе.
Создание и гарантии эффективности ГИС СНГ базируются на результатах научных разработок, проводившихся еще во время существования СССР. Это прежде всего - опыт разработки автоматизированных системы управления, методы, алгоритмы и программное обеспечение, разработанные и используемые в интересах различных систем управлений, огромные фонды тематической информации, технологии преобразования в цифровую форму картографической и тематической информации, технологии создания специальных цифровых и электронных карт.
ГИС-инфраструктура должна формироваться с учетом новых разработок, имеющихся в настоящее время в государствах - участниках СНГ.
В Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации, Республике Узбекистан и Украине проводятся работы в области создания цифровых карт. В Российской Федерации разработаны и внедрены современные технологии создания цифровых топографических, тематических и электронных карт и банков данных этих карт (банки данных цифровых карт масштабов 1:1000000 и 1:2000000 созданы на всю территорию Российской Федерации). Разработана и утверждена Концепция создания ГИС для органов государственной власти (ОГВ) Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утвержден "Перечень приоритетных задач, решаемых в ГИС ОГВ". Разрабатывается ГИС для субъектов Российской Федерации и т.п.
Необходимо провести инвентаризацию информации, имеющейся в министерствах, ведомствах и в регионах государств - участников СНГ, разработать регламенты взаимодействия и интеграции разнородных по составу и структурам баз данных, решить вопросы стандартизации, развития инфраструктуры и правового регулирования отношений между субъектами рынка геоинформационных продуктов.
Реализация положений Концепции увязывается с рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, геологическими прогнозами, поисками полезных ископаемых, развитием промышленности, сельского, лесного, водного хозяйства и др.
Определенная роль в создании ГИС-инфраструктуры государств - участников Содружества и вхождении их в мировое сообщество на геоинформационном уровне может принадлежать ООН.
Цели и задачи
Основной целью реализации Концепции является формирование основных форм взаимодействия, регулирующих сотрудничество государств - участников СНГ в области создания и освоения ГИС-инфраструктуры.
Главной задачей создания ГИС-инфраструктуры должна стать реализация преимуществ геоинформационного сотрудничества для получения максимальных выгод в области экономического, социального и природного развития государств - участников Содружества.
К основным направлениям решаемых в ГИС СНГ задач относятся:
экономика, финансы, бюджет;
социально-политические задачи;
общественный порядок;
собственность;
геополитика;
экология, природные и другие ресурсы, природопользование;
целевые программы;
сельское хозяйство и потребительский рынок;
транспорт и связь;
оборона и безопасность;
промышленность;
местное самоуправление;
комплексная социально-экономическая ситуация;
государственная служба;
чрезвычайные ситуации.
Основные принципы взаимодействия
Процесс взаимодействия государств - участников Содружества при создании ГИС СНГ предполагает соблюдение следующих принципов их отношений:
добровольность участия в совместных работах по конкретным программам и подпрограммам;
равноправие участников совместной деятельности и взаимовыгодность их сотрудничества в использовании полученных результатов;
сохранение суверенных прав государств на информацию, принадлежащее им программное обеспечение, технологии и техническое оборудование;
соблюдение положений международных нормативно-правовых актов (документов) и ранее принятых обязательств;
свобода выбора организационной формы сотрудничества;
солидарная ответственность за возможный ущерб, если таковой возникнет в результате совместной деятельности;
совместное формирование критериев, определяющих права государств - участников СНГ на информацию ГИС;
сохранение на основе взаимности конфиденциальной информации.
Выработка согласованной геоинформационной политики
При осуществлении согласованной геоинформационной политики должны предусматриваться:
разработка и согласование стандартов в области ГИС-технологий, а также формирование единой нормативной базы;
разработка нормативно-правовых актов о вопросах создания и функционирования геоинформационной инфраструктуры;
выработка и проведение согласованной политики в области технического, программного и информационного обеспечения, оптимизированного использования человеческих и природных ресурсов, обеспечения различных потребителей геоинформацией, а также политики обмена геоинформацией на межгосударственном уровне;
разработка и согласование требований к содержанию и качеству геоинформации, ее контролю и обеспечению необходимых гарантий;
создание межнациональной сети пространственных данных, базирующихся на едином информационном обеспечении, для обмена;
создание системы сертификации и поддержания в актуальном состоянии государственных цифровых картографических и тематических баз данных;
создание информационно-справочной системы пространственных баз данных;
выработка согласованной политики в вопросах лицензирования видов деятельности в области ГИС-технологий и в вопросах привлечения инвестиций;
обеспечение защиты информации в ГИС-инфраструктуре;
совместная организация и финансирование международных и межгосударственных проектов по созданию и использованию ГИС-технологий;
организация и проведение межгосударственных конференций по проблемам ГИС с участием представителей соответствующих программ ООН.
Реализация сотрудничества осуществляется в основном по межгосударственным программам и проектам комплексного характера.
Правовое и финансовое обеспечение
Правовое обеспечение СНГ должно осуществляться путем подготовки пакета межгосударственных соглашений, регламентирующих совместную деятельность геодезических и военно-топографических служб государств - участников Содружества и определяющих порядок обмена и обработки совместных информационных данных.
Финансирование совместных геодезических, топографических, картографических и других работ, в том числе по подготовке и обработке данных, может осуществляться:
за счет государственного бюджета (по договоренности Сторон работы могут выполняться на основе заказа или на коммерческих условиях);
за счет привлечения средств инвестиционных институтов и учреждений;
за счет внебюджетных фондов научно-технического развития, включая средства инновационных фондов и коммерческих банков.
Затраты на реализацию Концепции распределяются по таким основным направлениям, как организационно-методическая и нормотворческая деятельность, создание телекоммуникационной среды, аппаратного и программного обеспечения, сервисное обслуживание, создание и ведение баз данных, содержание персонала. Эти затраты покрываются по соглашению государств - участников Содружества пропорционально объемам их участия.
Система программных мероприятий
Основу программы создания и освоения ГИС СНГ будут составлять мероприятия, которые условно разделены на четыре группы, включенные в отдельные подпрограммы:
1. Организационно-методические мероприятия создания и освоения ГИС СНГ.
2. Картографическое обеспечение ГИС СНГ.
3. Мероприятия по дистанционному зондированию Земли.
4. Геоинформационное обеспечение экологической безопасности и комплексного территориального кадастра.
В первую подпрограмму входят следующие мероприятия:
проведение форума (международной конференции) геодезических и военно-топографических служб государств - участников СНГ по вопросам ГИС-инфраструктуры на территориях этих государств;
разработка предложений по развитию ГИС-инфраструктуры и принципов правового регулирования отношений между субъектами рынка геоинформационных продуктов и услуг на территориях государств - участников Содружества;
разработка правил и процедур межгосударственного информационного взаимодействия;
формирование единой технической политики в области программно-технических средств, средств телекоммуникаций, средств защиты от несанкционированного доступа к геоинформации, включая средства контроля достоверности данных при их передаче, вводе, хранении и выводе потребителям;
создание регламента информационного взаимодействия гео- и других информационных систем государств - участников СНГ с учетом потоков информации.
Во вторую подпрограмму включены следующие мероприятия:
разработка требований к номенклатуре, содержанию (объектовому составу), масштабам и другим параметрам топографических и тематических карт, используемых в ГИС СНГ;
разработка с учетом особенностей территорий государств - участников Содружества Единой системы классификации и кодирования картографической и тематической информации, используемой в ГИС СНГ;
создание банка цифровых топографических и тематических карт территорий государств - участников СНГ по согласованию Сторон;
создание региональных центров цифровой топографии на базе существующих научно-производственных подразделений национальных служб геодезии и картографии;
разработка технологий создания и обновления топографических и тематических карт и планов городов в графической и цифровой формах;
разработка (адаптация) программного обеспечения по управлению банками цифровых топографических и тематических карт;
разработка концепции и бизнес-плана создания и тиражирования Атласа государств - участников Содружества в графической и цифровой формах.
В третью подпрограмму

Международное законодательство »
Читайте также