РЕКОМЕНДАЦИЯ n 136 Международной организации труда"О СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ"(Принята в г. Женеве 23.06.1970 на 54-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 136
О СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
И ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ
(Женева, 23 июня 1970 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1970 года на свою пятьдесят четвертую сессию,
напоминая о положениях действующих международных конвенций и рекомендаций об обучении и занятости молодежи, в частности Рекомендации 1935 года о безработице среди молодежи, Рекомендации 1962 года о профессиональном обучении и Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике в области занятости,
принимая во внимание, что специальные программы обеспечения занятости и подготовки молодежи, предназначенные для того, чтобы дать молодым людям необходимую квалификацию, чтобы позволить им приспосабливаться к темпам изменений в обществе и активно участвовать в развитии своей страны, представляют собой средство решения проблем занятости и безработицы среди молодежи в дополнение к положениям существующих актов,
учитывая, что проблемы, которые предполагается разрешить при помощи этого средства, возникли в широких масштабах только в последние годы,
принимая во внимание важность принятия акта, устанавливающего цели, методы и гарантии для таких специальных программ, так, чтобы они полностью соответствовали прежним международным нормам в области условий труда, которые могут касаться этих программ, в особенности положениям Конвенции 1930 года о принудительном труде и Конвенции 1957 года об упразднении принудительного труда,
постановив принять ряд предложений по вопросу о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития, что является шестым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать третьего дня июня месяца тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1970 года о специальных программах для молодежи:
I. ХАРАКТЕР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. 1) Настоящая Рекомендация применяется к специальным программам, имеющим целью дать молодежи возможность участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию ее страны и получить образование, квалификацию и опыт, которые облегчат ее последующую экономическую деятельность в течение длительного времени и помогут ее включению в жизнь общества.
2) Эти программы именуются ниже "специальными программами".
2. В целях настоящей Рекомендации специальными программами могут считаться:
a) программы, которые отвечают потребностям в области занятости и обучения молодежи, еще не удовлетворенным существующими национальными программами образования или профессионального обучения или нормальными возможностями на рынке занятости;
b) программы, дающие молодежи, особенно безработной молодежи, обладающей образованием или технической квалификацией, необходимыми обществу в целях развития, особенно в областях экономической, социальной, образования или здравоохранения, возможность использовать ее квалификацию на благо общества.
II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
3. 1) Специальные программы должны разрабатываться в рамках национальных планов развития, где таковые существуют, и должны, в частности, полностью увязываться с планами и программами в области людских ресурсов, направленными на осуществление полной и продуктивной занятости, а также с регулярными программами образования и обучения молодежи.
2) Специальные программы должны иметь временный характер и быть рассчитанными на удовлетворение текущих и неотложных экономических и социальных потребностей. Они не должны ни дублировать, ни наносить ущерба другим мерам экономической политики или осуществлению регулярных программ образования и профессионально-технического обучения, ни рассматриваться в качестве возможной замены для таких мер и таких регулярных программ.
3) Специальные программы не должны осуществляться таким образом, чтобы это открывало возможность для снижения трудовых норм, и служба участников программ не должны использоваться в интересах частных лиц или предприятий.
4) Специальные программы должны обеспечивать участникам, в случае необходимости, по крайней мере минимальный уровень образования.
4. Необходимые элементы любой специальной программы должны включать защиту человеческого достоинства и развитие личности и чувства личной и общественной ответственности.
5. Руководство специальными программами должно осуществляться без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения; они должны использоваться в целях активного содействия обеспечению равенства возможностей и обращения.
6. Цели и задачи каждой специальной программы, а также категории участников должны четко определяться компетентным органом власти и должны подвергаться периодическому пересмотру в свете приобретенного опыта.
7. 1) Участие в специальных программах должно быть добровольным. Исключения могут быть допущены только посредством законодательных мер и в тех случаях, когда имеется полное соответствие с положениями существующих международных трудовых конвенций о принудительном труде и о политике в области занятости.
2) Программы, в отношении которых допустимы такие исключения, могут включать:
a) программы общего образования и профессионального обучения, предусматривающие вербовку в обязательном порядке безработной молодежи в течение определенного периода после достижения нормального возраста окончания школьного образования;
b) программы для молодежи, которая приняла на себя обязательство продолжать служить в течение определенного периода в качестве предварительного условия для получения образования или технической квалификации, представляющих особый интерес для общества в целях развития.
3) В случаях, когда допускаются исключения, участникам должен предоставляться, в возможно большей степени, свободный выбор между различными имеющимися формами деятельности и различными районами в пределах страны и при их назначении должна надлежащим образом учитываться их квалификация и способности.
8. Условия службы участников специальных программ должны четко устанавливаться компетентным органом власти; они должны соответствовать законоположениям, регулирующим минимальный возраст допуска на работу, и должны согласовываться с другими законоположениями, применимыми к молодежи, находящейся на обычном обучении или работе в нормальных условиях.
9. Участники должны сохранять возможность состоять членами молодежных или профсоюзных организаций по своему выбору и принимать участие в их деятельности.
10. Должна существовать формальная процедура обжалования участниками решений, касающихся их вербовки, приема или условий службы, а также упрощенная процедура рассмотрения мелких жалоб.
III. ПРОГРАММЫ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТЯМ
ЗАНЯТОСТИ И ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ, ЕЩЕ НЕ УДОВЛЕТВОРЕННЫМ
СУЩЕСТВУЮЩИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЛИ НОРМАЛЬНЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА РЫНКЕ ЗАНЯТОСТИ
A. Цели
11. В соответствии с потребностями и условиями в стране специальные программы, к которым применяется настоящий раздел Рекомендации, должны преследовать одну или несколько из следующих конкретных целей:
a) предоставлять молодежи, находящейся в неблагоприятном положении в отношении образования или в другом отношении, такое образование, квалификацию и трудовые навыки, которые ей необходимы для осуществления полезной и оплачиваемой экономической деятельности и для включения в жизнь общества;
b) вовлекать молодежь в национальное экономическое и социальное развитие, включая сельское и сельскохозяйственное развитие;
c) обеспечивать молодежь, которая иначе была бы безработной, полезным занятием, связанным с экономическим и социальным развитием.
B. Участие в специальных программах
12. При наборе молодежи для участия в специальных программах должно учитываться следующее:
a) возраст и образование, возможный уровень подготовки и трудовой опыт участников, принимая во внимание, в зависимости от характера программы, необходимость расширения возможностей обездоленной молодежи, способность участников извлечь пользу из их участия в программе и их способность внести вклад в осуществление программы;
b) умственную и физическую пригодность участников к осуществлению поручаемых им задач как в течение участия в программе, так и в последующем;
c) степень, в какой опыт, который они могут пробрести в рамках программы, может расширить их возможности и их полезное участие в социальном и экономическом развитии.
13. Предельный возраст, устанавливаемый с учетом предлагаемого обучения и работы, которую необходимо выполнять в рамках специальных программ различных типов, должен определяться компетентным органом власти. Такой предельный возраст должен устанавливаться с учетом международных трудовых норм, касающихся минимального возраста для приема на работу.
14. Специальные программы должны позволять переход как можно более значительного числа молодых людей к обычным видам экономической деятельности или к обычным программам образования или профессионального обучения, и соответственно период участия в таких программах должен быть ограничен.
15. В рамках каждой специальной программы следует принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы до поступления каждый участник полностью понимал условия службы, включая любые правила поведения, которые могут существовать, работу, которую предстоит выполнять в рамках программы, требуемый уровень подготовки и права, которыми он будет пользоваться в период службы и по завершении этого периода.
C. Содержание специальных программ
16. Содержание специальных программ должно быть приспособлено к возрасту, полу, уровню образования и подготовки, а также способностям участников и должно меняться в зависимости от этих факторов, даже в рамках одной и той же программы.
17. Все программы должны включать краткий вступительный период:
a) для ознакомления всех участников с вопросами общего характера, в частности с общими правилами техники безопасности и гигиены труда и подробными правилами, регулирующими деятельность, осуществляемую в рамках программы;
b) для предоставления участникам возможности привыкнуть к условиям жизни и труда в рамках программы и для стимулирования их интереса;
c) для оценки способностей участников с целью назначения их на такую работу, которая лучше всего соответствует этим способностям.
18. Участники специальных программ должны получать дополнительное образование, включая образование в области основных прав и обязанностей члена общества, экономическое и социальное образование, связанное с их потребностями, а также с потребностями и чаяниями страны, и должны быть информированы о роли и функциях организаций, созданных на добровольной основе для того, чтобы представлять интересы трудящихся и предпринимателей.
19. Специальные программы, полностью или частично направленные на предоставление молодежи, обладающей лишь ограниченными возможностями, квалификации, необходимой для полезной экономической деятельности, должны:
a) быть нацеленными на подготовку участников к таким профессиям, которые дадут им возможность найти полезную работу, учитывая, по мере возможности их личные пожелания;
b) давать участникам хорошую основу в области практической подготовки, а также соответствующие теоретически знания;
c) учитывать потенциальное стимулирующее влияние, которое участники смогут оказывать на других, и готовить их к этой роли;
d) облегчать и, насколько возможно, обеспечивать:
i) переход участников к обычным программам образования или профессионального обучения, или к другим специальным программам повышения уровня образования или квалификации, в особенности для тех из них, которые проявляют особые способности;
ii) их переход к нормальной экономической деятельности, в частности с помощью мер, обеспечивающих признание полученной ими квалификации.
20. Специальные программы, которые полностью или частично направлены на привлечение молодежи к участию в проектах экономического и социального развития, должны:
a) включать подготовку по крайней мере такую, которая требуется для выполнения предстоящей работы, а также подготовку в области соответствующих мер техники безопасности и гигиены труда;
b) быть направлены на развитие хороших трудовых навыков;
c) использовать, по возможности, участников в тех областях, к которым они проявляют способности и для которых они имеют известную квалификацию.
21. Критерии, применяемые при выборе видов работ для специальных программ, упомянутых в параграфе 20, должны включать:
a) потенциальный вклад этих видов работ в расширение экономической деятельности страны или района и, в частности, в расширение будущих возможностей для участников;
b) их ценность с точки зрения обучения, в частности обучения тем профессиям, которые дадут участникам возможность впоследствии найти полезную работу;
c) их ценность с точки зрения вклада в экономическое и социальное развитие и их экономическая рентабельность с учетом, в частности, отношения затрат к результатам;
d) необходимость использовать особые методы, предусматривающие, в частности, что труд участников не будет представлять собой нечестной конкуренции для труда работников, работающих в обычных условиях.
D. Условия службы
22. Условия службы должны отвечать по крайней мере следующим нормам:
a) продолжительность службы нормально не должна превышать двух лет;
b) некоторые причины, как например состояние здоровья или трудности семейного или личного порядка, должны признаваться как уважительные причины для освобождения участника до истечения нормального периода службы;
c) число часов, посвящаемых ежедневно и еженедельно производительному труду и обучению, должно быть ограничено таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для общего образования и отдыха, а также для досуга;
d) помимо жилья, питания и одежды, соответствующих характеру специальной программы, участники должны получать оплату наличными; им должны предоставляться возможности и стимулы для накопления сбережений;
e) участники специальных программ, продолжительность службы в которых составляет один год или более, должны получать ежегодный отпуск по возможности с бесплатным проездом домой и обратно;
f) по мере возможности на участников должны распространяться положения о социальном обеспечении, применимые к лицам, работающим на обычных условиях; во всех случаях должны приниматься

Международное законодательство »
Читайте также