РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"(Вместе с "ПРИМЕРНЫМ ПЕРЕЧНЕМ И ВРЕМЕННЫМИ СТАВКАМИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН ПРИ ИМПОРТЕ ИЗ ТРЕТЬИХ СТРАН...")(Принято в г. Москве 25.11.1998)
РЕШЕНИЕ
О ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВ -
УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
НА ПЕРИОД ДО 2000
ГОДА
(Москва, 25 ноября 1998 года)
Совет
глав правительств Содружества Независимых
Государств решил:
1. Утвердить Программу
обеспечения сельскохозяйственной техникой
агропромышленных комплексов государств -
участников Содружества Независимых
Государств на период до 2000 года (далее -
Программа) (прилагается) и разрешить
разработчикам Программы -
Межгосударственному совету руководителей
министерств и ведомств по сотрудничеству в
области машиностроения и
Межправительственному совету по вопросам
агропромышленного комплекса - вносить в нее
изменения и дополнения непринципиального
характера.
Координацию действий по
реализации Программы возложить на
Межгосударственный экономический комитет
Экономического союза.
2. Правительствам
государств - участников Программы
назначить государственных заказчиков,
ответственных за ее реализацию.
Государственным заказчикам ежегодно в срок
до 1 марта представлять в
Межгосударственный экономический комитет
Экономического союза информацию о ходе
выполнения Программы.
3. Настоящее
Решение вступает в силу с даты его
подписания.
Совершено в городе Москве 25
ноября 1998 года в одном подлинном экземпляре
на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном Секретариате
Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству,
подписавшему настоящее Решение, его
заверенную
копию.
(Подписи)
ПРОГРАММА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ТЕХНИКОЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
НА ПЕРИОД ДО 2000
ГОДА
Введение
Программа обеспечения
сельскохозяйственной техникой
агропромышленных комплексов государств -
участников Содружества Независимых
Государств на период до 2000 года (далее -
Программа) разработана во исполнение
Решения о сотрудничестве в области
обеспечения сельскохозяйственной техникой
агропромышленных комплексов государств -
участников СНГ, принятого главами
правительств Содружества 12 апреля 1996 года в
городе Москве.
В большинстве государств
- участников Содружества сельское
хозяйство является одной из основных
отраслей национальной экономики. Начиная с
1990 года в условиях общего экономического
кризиса, спада производства, инфляции,
бюджетного дефицита и финансовой
нестабильности в аграрном секторе
нарастают кризисные явления. Объем валовой
продукции сельского хозяйства за 1997 год в
целом по государствам - участникам СНГ
снизился примерно на 1% по сравнению с 1996
годом, а за период с 1991 года производство
уменьшилось на 33%. Среди факторов
значительного спада производства следует
выделить резкое сокращение уровня
оснащенности агропромышленных комплексов
государств - участников Содружества
сельскохозяйственной техникой, которая в
настоящее время находится на уровне 60-х
годов. Парк машин повсеместно резко
сократился, нагрузка на технику
значительно увеличилась. Более половины
парка машин морально устарело, а сроки их
эксплуатации превышают нормативные. Особую
тревогу вызывает состояние тракторного и
комбайнового парков. Обеспеченность этой
техникой сельскохозяйственных предприятий
государств - участников Содружества в 1997
году по сравнению с 1991 годом уменьшилась в
1,5 раза.
В связи с продолжающимся
сокращением парка машин ожидается
дальнейшее увеличение потерь урожая из-за
нарушения агротехнических сроков
проведения работ.
С другой стороны,
обладая большим производственным и
научно-техническим потенциалом, тракторное
и сельскохозяйственное машиностроение в
государствах - участниках СНГ находится в
глубоком кризисе. Созданный
производственный потенциал предприятий
сельскохозяйственного машиностроения
государств - участников СНГ используется в
настоящее время всего на 10 - 15%.
Настоящая Программа отражает стремление
государств - участников скоординировать и
сделать прогнозируемыми действия
заинтересованных сторон, направить их на
преодоление трудностей, сложившихся в
обеспечении агропромышленных комплексов
сельскохозяйственной техникой, повысить ее
технический уровень, сократить потери и
увеличить производство
сельскохозяйственной продукции.
I.
Основные положения Программы
Программа
представляет собой комплекс согласованных
мер межгосударственного и национального
уровней, направленных на преодоление
негативных тенденций ухудшения
обеспеченности агропромышленных
комплексов государств - участников СНГ
сельскохозяйственной техникой и улучшение
использования имеющегося
производственного потенциала
сельскохозяйственного машиностроения.
Основу Программы составляют
предусмотренные в Решении Совета глав
правительств Содружества от 12 апреля 1996
года меры для:
повышения качества и
надежности техники;
создания
инженерно-технического сервиса и перехода
к фирменному обслуживанию техники заводами
- изготовителями;
сохранения
взаимовыгодной специализации действующих
предприятий - изготовителей техники на
долговременной основе;
обеспечения
агропромышленного комплекса техникой на
основе прогрессивных форм взаиморасчетов,
включая долгосрочную аренду (лизинг);
сбалансированной и взаимосогласованной
ценовой политики;
предоставления
кредитных и иных льгот;
тарифного и
нетарифного регулирования, включая
сертификацию ввозимой аналогичной техники
из третьих стран;
создания
межгосударственных финансово-промышленных
групп, ассоциаций, транснациональных
корпораций и других современных форм
интеграционного сотрудничества в области
финансирования, производства, закупки и
сбыта техники.
Правовое обеспечение
Программы будет осуществляться путем
совместной подготовки пакета
межгосударственных и национальных
нормативных документов, регламентирующих
деятельность предприятий
сельскохозяйственного машиностроения и
обеспечивающих их увязку с
нормативно-правовыми актами государств -
участников СНГ.
Программа обеспечения
агропромышленных комплексов
сельскохозяйственной техникой базируется
на рыночных механизмах хозяйствования,
предусматривающих равные условия
субъектам предпринимательской
деятельности. В то же время особенности
аграрного сектора: отставание реформ,
неразвитость инфраструктуры, диспаритет
цен на материально-технические ресурсы для
АПК и сельхозпродукцию не в пользу АПК
обусловили острый дефицит платежных
ресурсов и убыточность более половины
сельскохозяйственных предприятий. В связи
с этим немонопольная по своей природе
отрасль с ярко выраженной сезонностью
является неконкурентоспособной на рынке
финансовых ресурсов. В этих условиях
предусматриваются меры к созданию
благоприятной среды для сельских
товаропроизводителей, включая подготовку
унифицированной нормативно-правовой и
методической документации о развитии
финансового лизинга. В качестве моделей при
разработке нормативных документов будет
использован опыт государств, имеющих
наиболее отработанную базу, - Российской
Федерации, Украины, Казахстана. Программа
не исключает также поставки продукции
тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения на других условиях, в том
числе на клиринговой основе в рамках
межправительственных соглашений о
торгово-экономическом сотрудничестве
государств СНГ.
Финансирование
Программы предусматривается за счет
средств хозяйствующих субъектов и частично
за счет федеральных бюджетов. Кроме того,
могут привлекаться внебюджетные источники,
кредиты банков, благотворительные средства
юридических и физических лиц, другие
источники. Потребность в финансовых
ресурсах и их практически полное
отсутствие у участников Программы требуют
поиска таких методов финансирования,
которые обеспечивали бы достижение целей
сотрудничества и сохраняли ее участникам
полную независимость в вопросах
финансирования - их минимальность и
прозрачность.
Минимальность расходов
обеспечивается тем, что стоимость
финансирования не превышает стоимости
потерь урожая, а стоимость поставок ниже
стоимости дополнительно произведенной
сельскохозяйственной продукции.
Независимость финансирования
обеспечивается тем, что финансовые
средства находятся под контролем
государства. Они используются для закупки
техники собственного производства и
техники, производимой в государствах -
участниках Содружества за счет
формирования лизинговых фондов,
предоставления хозяйствам АПК кредитов и
других средств. Изменение условий
финансирования отдельными участниками не
оказывает влияния на достижение основной
цели Программы.
При подготовке
Программы учитывалось, что
сельскохозяйственное и тракторное
машиностроение в государствах - участниках
Содружества длительное время
формировалось как единый
производственно-технологический комплекс
с широко развитой специализацией, а
реализация автономных программ его
развития требует много времени и
привлечения значительных финансовых и
материальных ресурсов. В условиях
построения рыночной экономики существенно
меняется роль государства в системе
экономических отношений, снижается роль
административных инструментов и
возрастает значение экономических
интересов субъектов экономики. В Программе
нашли отражение реальные экономические
процессы и система мер, обеспечивающих
развитие конкуренции, а также уточнены роль
и место органов управления, изготовителей и
потребителей сельскохозяйственной
техники. Государство определяет правила
игры и при необходимости оказывает
временную поддержку, а предприятия несут
полную ответственность за итоги своей
деятельности.
Среди комплекса мер
предусмотрена разработка программы
технического переоснащения сельского
хозяйства современной техникой.
Для
достижения и повышения
конкурентоспособности техники,
выпускаемой в государствах - участниках
Содружества, стабилизации
финансово-экономического положения
отечественных предприятий и поддержки
производства сельскохозяйственных машин,
тракторов и другой техники для сельского
хозяйства в государствах - участниках СНГ
предполагается установить временно -
сроком на 3 - 5 лет (с последующим их
согласованным поэтапным снижением или
отменой) - ввозные таможенные пошлины на
технику, импортируемую из третьих стран,
специализированное производство которой
имеется в государствах - участниках
Содружества. Полученные от введения
таможенных пошлин средства будут
использованы на нужды развития и
совершенствования базы отечественного
сельскохозяйственного машиностроения,
пополнение лизинговых фондов.
В
Программе предусмотрены меры для
активизации интеграционных процессов в
сельскохозяйственном машиностроении,
важнейшими из которых являются
формирование межгосударственных финансово
- промышленных групп (ФПГ), ассоциаций,
транснациональных корпораций (ТНК). Они
позволяют сократить потери от
нерационального использования имеющегося
промышленного потенциала и преодолеть
конкуренцию изготовителей этой техники из
третьих стран.
Для ускорения
наращивания производства
сельскохозяйственной техники в первый год
Программой предусмотрен льготный кредит
предприятиям машиностроения на пополнение
оборотных средств.
Реформирование
системы производственного и технического
сервиса, а также материально-технического
обеспечения как важнейшего фактора
функционирования агропромышленного
комплекса базируется на необходимости
структурных и организационных
преобразований. Основу этих преобразований
составляют потребность сельских
товаропроизводителей в высококачественном
обслуживании техники и поддержании ее в
работоспособном состоянии, а также
стремление предприятий - изготовителей
техники к наиболее полному удовлетворению
пользователя сервисными услугами, оказанию
ему необходимой квалифицированной помощи
при эксплуатации и обслуживании имеющейся
техники, заинтересованность в возможности
прямого доступа к информации о недостатках
производимой техники. На повышение
технического уровня и создание системы
технического сервиса по обслуживанию
техники предлагается направлять прибыль
машиностроительных предприятий,
полученную за счет увеличения объемов
производства сельскохозяйственной техники
с учетом использования средств
государственной поддержки.
Программа
состоит из семи разделов.
В первом
разделе предусматриваются меры для
организации поставок и использования
сельскохозяйственной техники в
агропромышленных комплексах государств -
участников СНГ. Указанные объемы поставок
этой продукции являются ориентировочными и
могут уточняться с учетом заключенных
договоров (контрактов) на поставку техники
и финансовых возможностей. Поставки
техники в указанных объемах позволят в 1998 -
1999 годах приостановить снижение
обеспеченности техникой АПК государств -
участников СНГ, к 2000 году стабилизировать, а
в отдельных государствах повысить ее
уровень.
Во втором разделе приведен
перечень предприятий, сохраняющих
специализацию на долговременной основе. В
этих целях государства, принявшие
Программу, заключают соглашения о
сохранении на долговременной основе
действующей специализации на указанных
предприятиях и будут способствовать
организации на них производства продукции
в объемах, обеспечивающих потребность всех
государств - участников Содружества. При
этом решение о создании за счет бюджетных
средств в своих государствах дублирующих
мощностей по производству указанной
техники будет приниматься ими согласованно
с государствами, ее производящими.
В
третьем разделе предусматриваются меры для
подготовки и принятия комплекса
унифицированных нормативных актов,
обеспечивающих решение вопросов повышения
технического уровня, качества, надежности и
конкурентоспособности
сельскохозяйственной техники.
Четвертый раздел "Ценовая политика,
тарифное регулирование ввоза техники в
государства - участники Содружества из
третьих стран" содержит конкретные меры,
согласование и принятие которых позволит
создать условия для развития и защиты
машиностроительного комплекса государств -
участников СНГ. Предложен также Примерный
перечень машиностроительной продукции и
ставки таможенных пошлин при импорте ее из
третьих стран.
В пятом разделе
приводится ориентировочный перечень и
состав участников создаваемых
финансово-промышленных групп, ассоциаций,
транснациональных корпораций и других форм
интеграционного сотрудничества в отрасли
сельскохозяйственного и тракторного
машиностроения.
Шестой раздел "Порядок
финансирования Программы" содержит меры,
предусматривающие порядок финансирования
поставок сельскохозяйственной техники,
дополнительные объемы финансовых средств и
направления их использования. Указанные
объемы финансовых средств могут уточняться
при формировании государственного бюджета
на соответствующий год.
В седьмом
разделе приводится механизм реализации
Программы.
Стороны создают наиболее
благоприятные условия для реализации
настоящей Программы.
1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ