РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ"(Принято в г. Москве 02.04.1999)
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ
С
ПРЕСТУПНОСТЬЮ
(Москва, 2 апреля 1999
года)
Совет глав государств Содружества
Независимых Государств
решил:
1.
Одобрить Концепцию взаимодействия
государств - участников Содружества
Независимых Государств в борьбе с
преступностью (прилагается).
2. Поручить
Исполнительному Секретариату Содружества
согласовать замечания и предложения
государств - участников Содружества
Независимых Государств и внести Протокол к
Концепции взаимодействия государств -
участников Содружества Независимых
Государств в борьбе с преступностью на
рассмотрение очередного заседания Совета
глав государств Содружества Независимых
Государств.
3. Настоящее Решение
вступает в силу со дня его
подписания.
Совершено в городе Москве 2
апреля 1999 года в одном подлинном экземпляре
на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном Секретариате
Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству,
подписавшему настоящее Решение, его
заверенную копию.
(Подписи)
Одобрена
Решением Совета глав
государств Содружества Независимых
Государств о Концепции взаимодействия
государств - участников Содружества
Независимых Государств в
борьбе с
преступностью
от 2 апреля 1999
года
КОНЦЕПЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С
ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Государства - участники
Содружества Независимых Государств (далее -
СНГ), учитывая, что:
преступность в
государствах - участниках СНГ все более
приобретает транснациональный характер и
реально противодействует проводимым
социально-экономическим реформам, посягает
на безопасность государств - участников
СНГ, подрывает веру граждан в способность
государственных структур обеспечить
соблюдение их прав и свобод;
единое
криминальное пространство на территориях
государств - участников СНГ продолжает
сохраняться, а наиболее опасные виды
преступных проявлений и тенденции
преступности являются во многом схожими;
консолидируясь на территориальном,
межрегиональном и международном уровнях,
преступные сообщества активно используют
территории государств - участников СНГ для
наркобизнеса, легализации преступных
доходов, разграбления национальных
богатств, иной криминальной экспансии;
задачи, функции, полномочия
правоохранительных и других
государственных органов, осуществляющих
борьбу с преступностью, при некоторых
различиях, в основном совпадают;
эффективная борьба с преступностью может
быть обеспечена на основе тесного
взаимодействия государств - участников
СНГ,
принимают настоящую Концепцию
взаимодействия государств - участников
Содружества Независимых Государств в
борьбе с преступностью (далее -
Концепция).
I. Общие положения
1. Целью
настоящей Концепции является расширение и
укрепление сотрудничества и
взаимодействия государств - участников
Содружества Независимых Государств в
борьбе с преступностью.
2. Настоящая
Концепция определяет принципы, задачи,
основные направления, формы и систему
обеспечения взаимодействия государств -
участников СНГ в борьбе с преступностью
через определяемые ими компетентные
органы, такие, как прокуратура, органы
внутренних дел, органы безопасности и
специальные службы, налоговая полиция
(служба), таможенная служба, органы охраны
государственной границы и другие
государственные органы, осуществляющие
борьбу с преступностью, а также через
уставные органы и органы отраслевого
сотрудничества СНГ, созданные для
координации и взаимодействия в борьбе с
преступностью (Координационный совет
генеральных прокуроров, Совет министров
внутренних дел, Совет руководителей
органов безопасности и специальных служб,
Совет руководителей таможенных служб,
Совет командующих Пограничными войсками,
Бюро по координации борьбы с
организованной преступностью и иными
опасными видами преступлений на территории
государств - участников СНГ и другие).
3.
Положения Концепции могут использоваться
при разработке правовой базы
сотрудничества и взаимодействия
государств - участников СНГ в борьбе с
преступностью, заключении двусторонних и
многосторонних соглашений и договоров.
II.
Принципы, задачи и основные направления
взаимодействия
1. Взаимодействие
государств - участников СНГ в борьбе с
преступностью осуществляется на основе
принципов:
уважения суверенитета
государств и неукоснительного соблюдения
их национального законодательства, норм и
принципов международного права;
укрепления доверия между компетентными
органами государств - участников СНГ;
приоритета защиты прав и свобод
человека;
равноправия сторон.
2.
Задачей взаимодействия государств -
участников СНГ в борьбе с преступностью
является повышение эффективности работы
компетентных органов по предупреждению,
выявлению, пресечению, раскрытию и
расследованию преступлений, розыску
преступников, возмещению причиненного
преступлениями ущерба, исполнению
наказаний, совершенствованию
международно-правовых норм и национального
законодательства, а также их согласованная
деятельность в борьбе, прежде всего, с:
терроризмом, бандитизмом, захватом
заложников;
"заказными" и серийными
убийствами;
похищениями и торговлей
людьми, органами или тканями человека для
трансплантации;
наемничеством,
незаконным производством или
распространением оружия массового
поражения, нападениями на лиц и учреждения,
которые пользуются международной защитой,
и другими преступлениями против мира и
безопасности человечества;
незаконным
пересечением государственной границы
государств - участников СНГ
террористическими группами и другими
преступными элементами;
незаконной
миграцией;
фальшивомонетничеством,
контрабандой, легализацией средств и
имущества, приобретенных незаконным путем,
налоговыми и другими преступлениями в
экономике, наносящими ущерб государствам -
участникам СНГ;
преступлениями,
связанными с незаконным производством и
оборотом оружия, радиоактивных материалов,
боеприпасов, взрывчатых и отравляющих
веществ, взрывных устройств;
незаконным
производством и оборотом наркотических
средств и психотропных веществ;
преступлениями в сфере интеллектуальной
собственности;
преступлениями в сфере
компьютерной информации;
взяточничеством, коммерческим подкупом в
области межгосударственных, экономических
и других отношений государств - участников
СНГ;
нарушениями законодательства об
охране окружающей среды, загрязнением вод,
атмосферы, морской среды и другими
экологическими преступлениями,
затрагивающими интересы государств -
участников СНГ;
преступлениями против
безопасности движения и эксплуатации
транспорта, наносящими ущерб государствам -
участникам СНГ;
преступлениями,
совершаемыми против лиц из состава
Коллективных миротворческих сил;
нелегальным алкогольным, антикварным,
игорным бизнесом, а также порнографией и
проституцией;
любыми преступлениями,
совершаемыми преступниками -
"гастролерами", действующими на территориях
государств - участников СНГ, либо лицами,
имеющими транснациональные преступные
связи;
нелегальным автомобильным
бизнесом и иными преступными
посягательствами на автотранспортные
средства.
3. Приоритетное значение
приобретают совместные усилия в борьбе с
организованной и транснациональной
преступностью, которая представляет особую
угрозу безопасности государствам -
участникам СНГ. Эта угроза несет
опасность:
а) в социальной сфере:
вовлечения в преступную деятельность все
большего числа людей и прежде всего
молодежи;
создания в обществе атмосферы
страха, неуверенности и социальной
напряженности;
возрастающего вреда,
причиняемого экологическими
преступлениями, фальсифицированием
продуктов, алкогольных и других
напитков;
б) в экономической сфере:
глобальной криминализации экономических
отношений и упрочения позиций
криминального капитала;
роста теневой
экономики, подрывающей
социально-экономические основы государств
- участников СНГ;
снижения уровня
международного доверия к усилиям
государств - участников СНГ в
инвестиционной политике,
внешнеэкономической, кредитно-финансовой
деятельности и других сферах экономики;
в) в политической сфере:
вторжения
криминальных структур, располагающих
крупными капиталами, в политическую жизнь,
лоббирования своих интересов во властных
структурах, в том числе путем формирования
выгодного им общественного мнения через
подконтрольные средства массовой
информации, принятия законодательных и
иных нормативных актов, создающих
благоприятные условия для их
деятельности;
подкупа государственных
служащих;
провоцирования
межнациональных конфликтов и политических
скандалов, физического устранения
неугодных лиц.
4. Основными
направлениями взаимодействия компетентных
органов государств - участников СНГ, а также
уставных органов и органов отраслевого
сотрудничества СНГ, созданных по взаимному
согласию для координации и взаимодействия
в борьбе с преступностью, являются:
совместный анализ состояния, структуры,
динамики и последствий транснациональной
преступности, результатов работы по
выявлению, предупреждению, раскрытию,
расследованию преступлений, исполнению
наказаний;
выполнение, в пределах своей
компетенции, совместных программ борьбы с
преступностью, ее отдельными видами;
совместные следственные,
оперативно-розыскные действия и другие
мероприятия по конкретным делам и
материалам о преступлениях, борьба с
которыми требует скоординированных
усилий;
обобщение практики исполнения
межгосударственных договоров, принятых в
рамках СНГ;
подготовка информации о
борьбе с преступностью Совету глав
государств, другим органам СНГ, а также
органам государственной власти государств
- участников СНГ;
разработка
предложений по совершенствованию
правового регулирования совместной
деятельности государств - участников СНГ в
борьбе с преступностью, в том числе по
вопросам передачи уголовного
преследования;
изучение и оценка
эффективности совместных усилий
компетентных органов государств -
участников СНГ в борьбе с преступностью,
распространение опыта в этой области;
создание правовой основы упрощенного
порядка выдачи лиц, совершивших
преступления;
сотрудничество в области
защиты прав потерпевших, свидетелей и
других участников уголовного процесса;
согласованная разработка рекомендаций для
использования в национальном
законодательстве с учетом специфики
правовых систем государств - участников
СНГ;
профессиональная подготовка и
переподготовка кадров государств -
участников СНГ;
разработка,
изготовление, производство и поставка для
нужд компетентных органов государств -
участников СНГ криминалистической техники
и специальных средств.
III. Основные формы
взаимодействия
1. Основными формами
взаимодействия компетентных органов
государств - участников СНГ в борьбе с
преступностью признаются:
а)
осуществление совместных следственных,
оперативно-розыскных действий и иных
мероприятий на территориях государств -
участников СНГ;
б) оказание содействия
работникам компетентных органов одного
государства работниками компетентных
органов другого государства в пресечении,
раскрытии и расследовании преступлений,
задержании лиц, подозреваемых в совершении
преступлений, розыске преступников. Это
содействие выражается в форме
предоставления другой стороне
транспортных средств, криминалистической
техники, связи, оргтехники, необходимой
оперативной информации, организации работы
переводчиков, экспертов, осуществления
иных конкретных мероприятий;
в) обмен
информацией и опытом работы компетентных
органов по предупреждению, пресечению и
раскрытию преступлений, проведение
совместных семинаров, учений, сборов,
консультаций и совещаний;
г) выполнение
запросов и просьб, поступающих от
компетентных органов других государств -
участников СНГ;
д) выдача лиц для
привлечения к уголовной ответственности,
приведения приговора в исполнение и
передача осужденных для дальнейшего
отбывания наказания в порядке,
предусмотренном соответствующими
договорами;
е) обеспечение привлечения
к уголовной ответственности граждан своего
государства за совершение преступлений на
территориях других государств - участников
СНГ;
ж) проведение совместных научных
исследований;
з) сотрудничество
компетентных органов государств -
участников СНГ в международных
организациях;
и) сотрудничество в
подготовке кадров компетентных органов;
к) развитие согласованных форм и методов
профилактики преступлений и иных
правонарушений.
2. В целях повышения
оперативности взаимодействия признается
необходимым на договорной основе
урегулировать порядок пребывания
сотрудников компетентных органов одних
государств на территориях других
государств - участников СНГ, предоставив им
право:
а) присутствия представителей
компетентных органов одного государства
при производстве следственных и розыскных
действий, проводимых по просьбе или запросу
на территории другого государства;
б)
получения по направляемым запросам
оперативной информации в компетентных
органах государств - участников СНГ;
в)
проведения оперативно-розыскных
мероприятий в отношении лиц, подозреваемых
в совершении преступлений и находящихся на
территории другого государства - участника
СНГ, по заранее присланному запросу,
полученному на него разрешению, с участием
и под контролем компетентных органов
государства пребывания;
г)
осуществления преследования лица и его
задержание с разрешения, под контролем и с
участием компетентных органов государства
пребывания;
д) руководителям
компетентных органов приграничных
территорий сопредельных государств -
участников СНГ самостоятельно
разрабатывать совместные мероприятия
длительного характера по борьбе с
преступностью с обязательным направлением
необходимых документов (планов, решений,
соглашений и др.) на экспертизу и
утверждение в центральные ведомства
соответствующих компетентных органов.
3. Также в целях повышения оперативности
взаимодействия признается необходимым
разработать систему мер, направленных на
упрощение порядка пересечения границ
государств - участников СНГ участниками
уголовного судопроизводства, работниками
компетентных органов в служебных целях, а
также перемещения через эти границы
вещественных доказательств по уголовным и
административным делам, изъятых у
преступников ценностей и других предметов,
связанных с пресечением, раскрытием и
расследованием преступлений.
4.
Применительно к задачам и ситуациям борьбы
с организованной преступностью признается
необходимым на договорной основе: