РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ"(Принято в г. Москве 02.04.1999)


РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ
С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
(Москва, 2 апреля 1999 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (прилагается).
2. Поручить Исполнительному Секретариату Содружества согласовать замечания и предложения государств - участников Содружества Независимых Государств и внести Протокол к Концепции взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Москве 2 апреля 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Одобрена
Решением Совета глав
государств Содружества Независимых
Государств о Концепции взаимодействия
государств - участников Содружества
Независимых Государств в
борьбе с преступностью
от 2 апреля 1999 года
КОНЦЕПЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), учитывая, что:
преступность в государствах - участниках СНГ все более приобретает транснациональный характер и реально противодействует проводимым социально-экономическим реформам, посягает на безопасность государств - участников СНГ, подрывает веру граждан в способность государственных структур обеспечить соблюдение их прав и свобод;
единое криминальное пространство на территориях государств - участников СНГ продолжает сохраняться, а наиболее опасные виды преступных проявлений и тенденции преступности являются во многом схожими;
консолидируясь на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, преступные сообщества активно используют территории государств - участников СНГ для наркобизнеса, легализации преступных доходов, разграбления национальных богатств, иной криминальной экспансии;
задачи, функции, полномочия правоохранительных и других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, при некоторых различиях, в основном совпадают;
эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена на основе тесного взаимодействия государств - участников СНГ,
принимают настоящую Концепцию взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (далее - Концепция).
I. Общие положения
1. Целью настоящей Концепции является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью.
2. Настоящая Концепция определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ими компетентные органы, такие, как прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности и специальные службы, налоговая полиция (служба), таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью (Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ и другие).
3. Положения Концепции могут использоваться при разработке правовой базы сотрудничества и взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, заключении двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
II. Принципы, задачи и основные направления
взаимодействия
1. Взаимодействие государств - участников СНГ в борьбе с преступностью осуществляется на основе принципов:
уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права;
укрепления доверия между компетентными органами государств - участников СНГ;
приоритета защиты прав и свобод человека;
равноправия сторон.
2. Задачей взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью является повышение эффективности работы компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства, а также их согласованная деятельность в борьбе, прежде всего, с:
терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;
"заказными" и серийными убийствами;
похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;
наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;
незаконным пересечением государственной границы государств - участников СНГ террористическими группами и другими преступными элементами;
незаконной миграцией;
фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;
преступлениями, связанными с незаконным производством и оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;
незаконным производством и оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
преступлениями в сфере интеллектуальной собственности;
преступлениями в сфере компьютерной информации;
взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений государств - участников СНГ;
нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы государств - участников СНГ;
преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб государствам - участникам СНГ;
преступлениями, совершаемыми против лиц из состава Коллективных миротворческих сил;
нелегальным алкогольным, антикварным, игорным бизнесом, а также порнографией и проституцией;
любыми преступлениями, совершаемыми преступниками - "гастролерами", действующими на территориях государств - участников СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи;
нелегальным автомобильным бизнесом и иными преступными посягательствами на автотранспортные средства.
3. Приоритетное значение приобретают совместные усилия в борьбе с организованной и транснациональной преступностью, которая представляет особую угрозу безопасности государствам - участникам СНГ. Эта угроза несет опасность:
а) в социальной сфере:
вовлечения в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего молодежи;
создания в обществе атмосферы страха, неуверенности и социальной напряженности;
возрастающего вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов, алкогольных и других напитков;
б) в экономической сфере:
глобальной криминализации экономических отношений и упрочения позиций криминального капитала;
роста теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств - участников СНГ;
снижения уровня международного доверия к усилиям государств - участников СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики;
в) в политической сфере:
вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь, лоббирования своих интересов во властных структурах, в том числе путем формирования выгодного им общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, принятия законодательных и иных нормативных актов, создающих благоприятные условия для их деятельности;
подкупа государственных служащих;
провоцирования межнациональных конфликтов и политических скандалов, физического устранения неугодных лиц.
4. Основными направлениями взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, являются:
совместный анализ состояния, структуры, динамики и последствий транснациональной преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;
выполнение, в пределах своей компетенции, совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;
совместные следственные, оперативно-розыскные действия и другие мероприятия по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;
обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, принятых в рамках СНГ;
подготовка информации о борьбе с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти государств - участников СНГ;
разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, в том числе по вопросам передачи уголовного преследования;
изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;
создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;
сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса;
согласованная разработка рекомендаций для использования в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем государств - участников СНГ;
профессиональная подготовка и переподготовка кадров государств - участников СНГ;
разработка, изготовление, производство и поставка для нужд компетентных органов государств - участников СНГ криминалистической техники и специальных средств.
III. Основные формы взаимодействия
1. Основными формами взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с преступностью признаются:
а) осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств - участников СНГ;
б) оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников. Это содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий;
в) обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;
г) выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств - участников СНГ;
д) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;
е) обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств - участников СНГ;
ж) проведение совместных научных исследований;
з) сотрудничество компетентных органов государств - участников СНГ в международных организациях;
и) сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;
к) развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.
2. В целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым на договорной основе урегулировать порядок пребывания сотрудников компетентных органов одних государств на территориях других государств - участников СНГ, предоставив им право:
а) присутствия представителей компетентных органов одного государства при производстве следственных и розыскных действий, проводимых по просьбе или запросу на территории другого государства;
б) получения по направляемым запросам оперативной информации в компетентных органах государств - участников СНГ;
в) проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений и находящихся на территории другого государства - участника СНГ, по заранее присланному запросу, полученному на него разрешению, с участием и под контролем компетентных органов государства пребывания;
г) осуществления преследования лица и его задержание с разрешения, под контролем и с участием компетентных органов государства пребывания;
д) руководителям компетентных органов приграничных территорий сопредельных государств - участников СНГ самостоятельно разрабатывать совместные мероприятия длительного характера по борьбе с преступностью с обязательным направлением необходимых документов (планов, решений, соглашений и др.) на экспертизу и утверждение в центральные ведомства соответствующих компетентных органов.
3. Также в целях повышения оперативности взаимодействия признается необходимым разработать систему мер, направленных на упрощение порядка пересечения границ государств - участников СНГ участниками уголовного судопроизводства, работниками компетентных органов в служебных целях, а также перемещения через эти границы вещественных доказательств по уголовным и административным делам, изъятых у преступников ценностей и других предметов, связанных с пресечением, раскрытием и расследованием преступлений.
4. Применительно к задачам и ситуациям борьбы с организованной преступностью признается необходимым на договорной основе:

Международное законодательство »
Читайте также