"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-8 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
на тринадцатом пленарном
заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 13-8
от 3 апреля 1999
года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ
ОБРАЗОВАНИИ
Цели и сфера применения
Модельного закона
1. Настоящий Модельный
закон является правовой основой
регулирования, координации политики и
практической деятельности в области
образования государств-участников
Содружества Независимых Государств (далее -
государства-участники), осуществляемой в
своих странах.
2. Модельный закон
направлен на сближение национальных систем
образования государств-участников и
предусматривает:
- поддержку и развитие
интеграционных процессов в сфере
образования;
- согласование подходов к
государственным образовательным
стандартам общего среднего и
профессионального образования;
-
правовое и организационное обеспечение
взаимного признания периодов обучения,
документов, выдаваемых выпускникам
образовательных учреждений различного
уровня образования, ученых степеней и
званий государств-участников;
-
расширение мобильности студентов,
преподавателей, стажеров, аспирантов и
докторантов, научных работников и
специалистов в рамках единого
образовательного пространства;
-
расширение межгосударственного
информационного обмена по вопросам
образования;
- разработку согласованных
критериев и технологий мониторинга
состояния и качества образования,
тенденций его развития в
государствах-участниках.
3.
Государства-участники, входящие в общее
образовательное пространство, принимают
необходимые организационные и
законодательные меры для обеспечения:
-
доступа всем гражданам
государств-участников, входящих в общее
образовательное пространство, в учебные
заведения других государств на равных
условиях (финансовая поддержка реализации
этого доступа осуществляется
государственными органами на основе
достигнутых договоренностей);
-
повышения качества образования на всех
уровнях и во всех типах учебных
заведений;
- координации научных
исследований наиболее актуальных проблем
образования;
- совершенствования
образовательной статистики на базе единых
сопоставимых показателей и индикаторов
развития образования, разрабатываемых с
учетом как национальных интересов, так и
требований ЮНЕСКО по представлению
информации о состоянии национальных систем
образования;
- сохранения и дальнейшего
развития исторически сложившейся духовной
общности народов государств-участников,
создания условий и возможностей для
формирования культуры межнационального
общения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные
понятия. 1. Образование - процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества,
государства, ориентированный на сохранение
и передачу знаний новым поколениям в целях
обеспечения устойчивого
социально-экономического развития,
постоянного совершенствования
нравственного, интеллектуального,
эстетического и физического состояния
личности и общества.
Статья 2. Уровни общего и
профессионального образования. 1. В
государствах-участниках устанавливаются
следующие образовательные уровни:
Статья 3. Формы получения
образования. 1. С учетом потребностей и
возможностей личности образовательные
программы осваиваются в следующих формах: в
образовательном учреждении - в форме очной,
очно-заочной (вечерней), заочной,
экстерната. Допускается сочетание
различных форм получения
образования.
Статья 4.
Образовательные и научные программы. 1.
Образовательная программа определяет
содержание образования всех уровней и
направленности. В государствах-участниках
реализуются образовательные программы,
которые подразделяются на
общеобразовательные (основные и
дополнительные) и профессиональные
(основные и дополнительные).
Статья 5. Роль и функции
образования. 1. Государства-участники,
исходя из мировых тенденций
социально-экономического,
научно-технологического развития, включая
сферу образования, и учитывая свой
собственный опыт, признают необходимость
повышения роли и расширения функций
образования, углубления анализа
возникающих в этой области проблем и путей
их решения. Они признают также, что сложные
задачи, стоящие на пути развития
образования на рубеже XXI века, необходимо
решать путем сотрудничества с другими
государствами Содружества, мирового
сообщества в целом с учетом многообразия
мнений и подходов.
Статья 6.
Государственная политика в области
образования. 1. Государственная политика в
области образования определяется в
порядке, предусмотренном
законодательством
государств-участников.
Статья 7. Язык
(языки), на котором проводится обучение. 1.
Граждане государств имеют право на
получение общего образования на родном
языке, а также на выбор языка обучения в
пределах возможностей, представляемых
системой образования.
Статья 8. Контроль за качеством
образования. 1. Контроль за качеством
образования осуществляется посредством
государственной аккредитации
образовательных учреждений
государств-участников и их учебных
программ.
Статья 9. Автономия
образовательных учреждений и
академические свободы. 1. Управление
образованием имеет
государственно-общественный характер,
осуществляется высшими органами
государственной власти, органами
управления образованием,
государственно-общественными
объединениями, органами регионального,
местного управления и
самоуправления.
Статья 10.
Компетенция государства в управлении
образованием. Компетенция государства в
области образования определяется его
законодательством, в частности, к его
компетенции относятся:
Статья 11.
Общественные организации и
государственно-общественные объединения в
сфере образования. 1. Общественные
организации и государственно-общественные
объединения в сфере образования действуют
в соответствии с законодательствами
государств-участников.
Статья 13. Управление
образовательными учреждениями. 1.
Управление образовательными учреждениями
осуществляется в соответствии с
законодательством государства-участника и
уставом соответствующего образовательного
учреждения.
Статья 14. Документы об
образовании. 1. Образовательное учреждение
в соответствии с лицензией выдает лицам,
прошедшим итоговую аттестацию, документы о
соответствующем образовании и (или)
квалификации. Форма документов
определяется самим образовательным
учреждением. Указанные документы
заверяются печатью образовательного
учреждения.
Статья 15. Источники финансирования
образования. Основными источниками
финансирования образования являются
центральный (федеральный), региональный и
местный бюджеты. Дополнительными
источниками финансирования могут
быть:
Статья 16. Порядок
финансирования учреждений образования. 1.
Финансирование учреждений образования
осуществляется на основе государственных
нормативов в расчете на каждого
обучающегося по всем видам и типам
образовательных учреждений, исходя из
принципа последовательного увеличения
фактических расходов на одного
учащегося.
Статья 18.
Материально-техническая база. 1.
Материально-техническая база
государственных образовательных
учреждений, используемая в
образовательной, научно-исследовательской,
производственной деятельности и для
решения других задач в сфере образования,
налогами не облагается и приватизации или
разгосударствлению не подлежит.
Статья 19.
Отношения собственности в системе
образования. 1. За образовательным
учреждением в целях обеспечения
деятельности, предусмотренной уставом,
учредитель (учредители) закрепляют на праве
оперативного управления здания,
сооружения, имущественные комплексы,
оборудование, а также иное необходимое
имущество потребительского, социального,
культурного и иного назначения.
Статья 20.
Интеллектуальная собственность.
Интеллектуальная собственность в форме
материальных активов (научные труды,
патенты, программное обеспечение,
образовательные и информационные
технологии и т.д.), служащая источником
образовательной и экономической
деятельности учебных заведений и их
сотрудников, подлежит защите наравне с
другими видами собственности.
Статья 21. Международное
сотрудничество. 1. Международное
сотрудничество в области образования,
осуществляемое в рамках
внешнеполитической деятельности
государств, основывается на подлинном
партнерстве, взаимном доверии и строится на
основе межгосударственных договоров и
соглашений.
Статья
22. Внешнеэкономическая деятельность. 1.
Органы управления образованием,
образовательные учреждения, предприятия и
организации системы образования
самостоятельно осуществляют
внешнеэкономическую деятельность в
установленном законодательством порядке.
Они имеют право открывать валютные счета в
банковских и других кредитных организациях
в соответствии с законодательством.