РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ К МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК"(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ КОНВЕНЦИЙ И СОГЛАШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК", "ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН...")(Принято в г. Москве 25.05.2000)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
К МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
(Москва, 25 мая 2000 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок, подготовленную Координационным транспортным совещанием государств-участников СНГ (КТС СНГ) совместно с Департаментом транспорта и коммуникаций зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Направить указанную Концепцию в государства-участники СНГ для использования при решении проблем интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы.
3. Поручить КТС СНГ совместно с названным департаментом разработать на основе положений данной Концепции проект программы развития рынка международных автомобильных услуг и внести его на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам в 2001 г.
Председатель
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
Л.КОЗИК



КОНЦЕПЦИЯ
ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
К МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ
В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью данного документа является создание в государствах-участниках СНГ условий для интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы на основе гармонизации действующей и разрабатываемой законодательной и нормативно-правовой базы, использования унифицированных транспортных технологий в соответствии с требованиями и параметрами, установленными международными конвенциями и соглашениями.
Основная задача Концепции - разработка для государств-участников СНГ общей стратегии присоединения к международным конвенциям и соглашениям в области грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых автомобильным транспортом в международном сообщении.
Присоединение государств-участников СНГ к международным конвенциям соглашениям в области автомобильных перевозок обусловлено необходимостью интеграции транспортно-дорожного комплекса государств-участников СНГ в международную транспортную систему для увеличения объемов международных перевозок и валютных поступлений, сокращения транспортных затрат, приближения к международным стандартам сроков доставки пассажиров и грузов, энергетических и экологических показателей работы транспорта.
Концепция рекомендует взять за основу принципы международной транспортной политики, которые включают: политические аспекты, социальный прогресс, развитие инфраструктуры и сервиса, технические и технологические проблемы сертификации товаров, продукции и услуг. Переход на эти принципы должен осуществляться постепенно, поэтапно, с учетом принятой в каждом из государств-участников СНГ соответствующей законодательной и правовой базы.
В Концепции содержится анализ современного состояния рынка транспортных услуг и формирования нормативной базы международных автомобильных перевозок, вариант приоритетности присоединения государств-участников СНГ к конвенциям и соглашениям, который максимально учитывает их интересы, представлена прогнозная оценка эффективности присоединения, определена этапность проведения работ.
Концепция разработана по результатам обобщения транспортных законодательств, международных договоров государств-участников СНГ, которые входят в международные транспортные организации, занимают важное геополитическое положение, имеют развитую промышленность, способную изготавливать и обслуживать современные транспортные средства, дорожно-строительную технику, а также мощный потенциал научных, учебных заведений и квалифицированных кадров.
При подготовке Концепции использовались положения межправительственных договоров о международном автомобильном сообщении, опыт присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям, а также предложения министерств транспорта государств-участников СНГ, разработки, обоснования и другие материалы.
Концепция должна стать организационно-методическим ориентиром для органов исполнительной власти государств-участников СНГ, связанным с деятельностью дорожно-транспортного комплекса, а ее положения - основой программ присоединения к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок.
II. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Характеристика международного рынка автотранспортных
услуг на современном этапе
Несмотря на общий спад производства и снижение объемов перевозок грузов автотранспортом во внутреннем сообщении, международные автомобильные перевозки в государствах СНГ за последние 7 - 8 лет возрастали достаточно высокими темпами. Об этом свидетельствуют статистические данные по ряду государств СНГ (Российская Федерация, Украина и др.). Приведенные данные по России соответствуют общим тенденциям развития автомобильных перевозок в государствах Содружества.
В России объем международных автомобильных перевозок грузов со странами дальнего зарубежья в 1999 г. составил 13,4 млн. т и по сравнению с 1990 г. возрос почти в 7 раз; причем в предкризисном 1997 году объем этих перевозок составлял более 15,5 млн. т.
В 1999 году объем международных автомобильных перевозок грузов, выполняемых Россией с государствами СНГ, остался практически без изменений и составил 2,4 млн. т.
В объеме международных автомобильных перевозок России со странами СНГ наибольшую долю составили перевозки с Казахстаном - 46%, Украиной - 30%, со всеми остальными государствами СНГ - 24%.
Доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов всех видов транспорта (исключая трубопроводный) в России в настоящее время составляет 5%, в то время как в странах Европейского союза - 46%.
В 1999 г. доля национальных перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов в России со странами дальнего зарубежья оказалась весьма низкой и составила 35,9%, доля перевозчиков стран дальнего зарубежья - 39,8%, а перевозчиков государств СНГ - 24,3%.
Средняя стоимость 1 тонны внешнеторговых грузов, перевозимых в России в 1999 году автомобильным транспортом, составила 52 долл. США, на железнодорожном транспорте - 128 долл., на водном - 180 долл. В связи с этим доля автомобильного транспорта по общей стоимости всего объема перевозимых внешнеторговых грузов среди других видов транспорта составляет 28,4%. Эта доля на железнодорожном транспорте, выполнившем перевозки объемом свыше 157 млн. т указанных грузов, составляет 25%, а на водном транспорте, обеспечившем перевозки внешнеторговых грузов 144 млн. т, доля по стоимости составила 32,5%.
Анализ грузопотоков показывает, что основная часть автотранспортных перевозок внешнеторговых грузов в России осуществляется по автомагистралям, входящим в состав международных транспортных коридоров N 2 и N 9, продленных соответственно от Москвы до Нижнего Новгорода с последующим выходом на регионы Урала и Сибири, и от Москвы до Астрахани и Новороссийска. Доля указанных перевозок по этим коридорам составляет примерно 70% от всего объема внешнеторговых грузов. В ближайшие 2 - 3 года роль и значение международных транспортных коридоров в развитии перевозок указанных грузов в России и в других государствах СНГ значительно возрастет, что потребует решения комплекса вопросов, в том числе по:
- гармонизации транспортной нормативно-правовой базы государств СНГ с европейской законодательной системой в этой области;
- проведению и необходимости унификации параметров и основных требований к технологическим перевозочным системам;
- созданию инфраструктуры для обеспечения высокоэффективного транспортного обслуживания участников перевозочного процесса (сети терминалов, станций технического обслуживания и ремонта, мотелей и кемпингов с охраняемыми стоянками, системы надежной связи и др.).
К основным проблемам международного рынка автомобильных услуг для государств-участников СНГ следует отнести:
- необходимость либерализации международных автомобильных перевозок на принципах взаимности и паритета с зарубежными партнерами и ликвидации барьеров при осуществлении этих перевозок;
- отсутствие унифицированной нормативно-правовой базы, используемой при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- защиту интересов отечественных перевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных партнеров;
- совершенствование системы организации и технологических процессов при выполнении международных перевозок с учетом преимущественного развития этих перевозок по международным транспортным коридорам на основе разрешительной системы, установленной на основе двусторонних межправительственных соглашений, а также в рамках ЕКМТ - в части широкого использования многоразовых разрешений.
Усиливающаяся глобализация мировой экономики, усложнение и взаимопереплетение хозяйственных процессов не только не нивелируют национально-государственные интересы, но и вынуждают искать новые пути для их защиты на мировом рынке. Несовершенство транспортной стратегии государств-участников СНГ не позволяет в полной мере реализовать принципы международной транспортной политики.
В условиях структурной перестройки экономики государств-участников СНГ первостепенное значение имеют расширение и углубление международного сотрудничества, создающего основы и необходимые предпосылки для интеграции национальных транспортных комплексов в мировую транспортную систему и способствующего достижению более высокого организационно-технического уровня развития этих комплексов. Например, для создания и функционирования сети транспортных коридоров, организации перевозок на них существует значительное количество нормативных актов, технических документов, требований, стандартов и т.д. Украина согласовала лишь часть этих документов (около 20 из 50 главных) при общем их количестве в несколько сотен.
Как показывает анализ, эффективность работы транспортного комплекса государств-участников СНГ остается невысокой, намечается тревожная тенденция увеличения доли транспортных расходов в валовом внутреннем продукте. Так, например, если в США в течение 25 лет наблюдается средний годовой прирост валового внутреннего продукта на 2,8% при среднем приросте объема перевозок на 2%, то в государствах-участниках СНГ в 1999 году стоимость услуг транспорта и связи в валовом внутреннем продукте увеличилась в 2 раза.
Устранение недостатков развития транспортного комплекса, по мнению специалистов, позволит в условиях единого правового и экономического пространства СНГ достичь значительного прироста валового внутреннего продукта, обусловленного повышением эффективности функционирования транспортной системы.
Законодательная и нормативно-правовая база
Для улучшения условий выполнения международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, обеспечения безопасности дорожного движения, унификации основных требований к автотранспортным средствам, автомобильным дорогам, дорожным знакам и сигналам в мировой практике используются не менее 44 международных конвенций и соглашений в области автомобильного транспорта, которые подготовлены в основном Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Их перечень приведен в Приложении 1.
В настоящее время к указанным международным конвенциям и соглашениям присоединились многие европейские страны, а также ряд стран других регионов мира. Наибольшее количество стран присоединилось к следующим конвенциям и соглашениям:
Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. - 92 страны;
Конвенция о таможенных льготах для туристов от 4 июня 1954 г. - 84 страны;
Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств от 4 июня 1954 г. - 82 страны;
Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. - 72 страны;
Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г. - 62 страны;
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г. - 60 стран;
Конвенция о договоре международной перевозки грузов от 16 мая 1956 г. - 40 стран;
Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, от 18 мая 1956 г. - 41 страна;
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г. с Протоколом от 28 октября 1993 г. - 32 страны.
Практика присоединения европейских стран к международным конвенциям и соглашениям показывает, что Германией подписаны и ратифицированы 26 конвенций и соглашений, Италией - 27, Францией - 26, Финляндией - 26, Болгарией - 25, Венгрией - 26, Польшей - 28, в том числе:
Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА);
Конвенции о дорожном движении (1949 и 1968 годов);
Конвенция и Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах;
Конвенция КДПГ и Протокол к этой Конвенции;
Конвенция о таможенных льготах для туристов;
Таможенные конвенции МДП (1959 и 1975 годов);
Таможенные конвенции, касающиеся контейнеров (1956 и 1972 годов);
Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым при международных перевозках;
Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах;
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах для этих перевозок (СПС);
Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей;
Европейская конвенция, касающаяся работы экипажей транспортных средств (ЕСТР).
Учитывая высокий уровень развития международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров в перечисленных странах, а также многолетний опыт их работы по осуществлению этих перевозок в различные регионы Европы, Азии, Африки и в государства СНГ, можно констатировать, что названные конвенции и соглашения относятся к важнейшим международным документам для использования при международном автомобильном сообщении.
Присоединение государств СНГ к этим конвенциям и соглашениям в сравнении с указанными 7 европейскими странами видно из Приложения 2. Так, в настоящее время из 26 важнейших конвенций и соглашений, к которым практически все указанные европейские страны присоединились единогласно, государства СНГ участвуют в одной конвенции и почти все из них - только в четырех.
Практика присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям

"ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРОТОКОЛ К КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА, КАСАЮЩИЙСЯ ТОРГОВЛИ ДЕТЬМИ, ДЕТСКОЙ ПРОСТИТУЦИИ И ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ"(Принят 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)  »
Международное законодательство »
Читайте также