РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ К МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК"(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ КОНВЕНЦИЙ И СОГЛАШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК", "ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН...")(Принято в г. Москве 25.05.2000)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О
КОНЦЕПЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
К
МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В
ОБЛАСТИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК
(Москва, 25 мая 2000
года)
Экономический совет Содружества
Независимых Государств
решил:
1.
Одобрить Концепцию присоединения
государств-участников СНГ к международным
конвенциям и соглашениям в области
автомобильных перевозок, подготовленную
Координационным транспортным совещанием
государств-участников СНГ (КТС СНГ)
совместно с Департаментом транспорта и
коммуникаций зоны свободной торговли
Исполнительного комитета СНГ и
рассмотренную Комиссией по экономическим
вопросам.
2. Направить указанную
Концепцию в государства-участники СНГ для
использования при решении проблем
интеграции национальных транспортных
систем в общеевропейскую и мировую
транспортные системы.
3. Поручить КТС
СНГ совместно с названным департаментом
разработать на основе положений данной
Концепции проект программы развития рынка
международных автомобильных услуг и внести
его на рассмотрение Комиссии по
экономическим вопросам в 2001
г.
Председатель
Экономического
совета
Содружества Независимых
Государств
Л.КОЗИК
КОНЦЕПЦИЯ
ПРИСОЕДИНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
К
МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ
В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью данного документа
является создание в
государствах-участниках СНГ условий для
интеграции национальных транспортных
систем в общеевропейскую и мировую
транспортные системы на основе
гармонизации действующей и
разрабатываемой законодательной и
нормативно-правовой базы, использования
унифицированных транспортных технологий в
соответствии с требованиями и параметрами,
установленными международными конвенциями
и соглашениями.
Основная задача
Концепции - разработка для
государств-участников СНГ общей стратегии
присоединения к международным конвенциям и
соглашениям в области грузовых и
пассажирских перевозок, выполняемых
автомобильным транспортом в международном
сообщении.
Присоединение
государств-участников СНГ к международным
конвенциям соглашениям в области
автомобильных перевозок обусловлено
необходимостью интеграции
транспортно-дорожного комплекса
государств-участников СНГ в международную
транспортную систему для увеличения
объемов международных перевозок и валютных
поступлений, сокращения транспортных
затрат, приближения к международным
стандартам сроков доставки пассажиров и
грузов, энергетических и экологических
показателей работы транспорта.
Концепция рекомендует взять за основу
принципы международной транспортной
политики, которые включают: политические
аспекты, социальный прогресс, развитие
инфраструктуры и сервиса, технические и
технологические проблемы сертификации
товаров, продукции и услуг. Переход на эти
принципы должен осуществляться постепенно,
поэтапно, с учетом принятой в каждом из
государств-участников СНГ соответствующей
законодательной и правовой базы.
В
Концепции содержится анализ современного
состояния рынка транспортных услуг и
формирования нормативной базы
международных автомобильных перевозок,
вариант приоритетности присоединения
государств-участников СНГ к конвенциям и
соглашениям, который максимально учитывает
их интересы, представлена прогнозная
оценка эффективности присоединения,
определена этапность проведения работ.
Концепция разработана по результатам
обобщения транспортных законодательств,
международных договоров
государств-участников СНГ, которые входят в
международные транспортные организации,
занимают важное геополитическое положение,
имеют развитую промышленность, способную
изготавливать и обслуживать современные
транспортные средства,
дорожно-строительную технику, а также
мощный потенциал научных, учебных
заведений и квалифицированных кадров.
При подготовке Концепции использовались
положения межправительственных договоров
о международном автомобильном сообщении,
опыт присоединения государств-участников
СНГ к международным конвенциям и
соглашениям, а также предложения
министерств транспорта
государств-участников СНГ, разработки,
обоснования и другие материалы.
Концепция должна стать
организационно-методическим ориентиром
для органов исполнительной власти
государств-участников СНГ, связанным с
деятельностью дорожно-транспортного
комплекса, а ее положения - основой программ
присоединения к международным конвенциям и
соглашениям в области автомобильных
перевозок.
II. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО
СОСТОЯНИЯ
Характеристика международного
рынка автотранспортных
услуг на
современном этапе
Несмотря на общий спад
производства и снижение объемов перевозок
грузов автотранспортом во внутреннем
сообщении, международные автомобильные
перевозки в государствах СНГ за последние 7
- 8 лет возрастали достаточно высокими
темпами. Об этом свидетельствуют
статистические данные по ряду государств
СНГ (Российская Федерация, Украина и др.).
Приведенные данные по России соответствуют
общим тенденциям развития автомобильных
перевозок в государствах Содружества.
В
России объем международных автомобильных
перевозок грузов со странами дальнего
зарубежья в 1999 г. составил 13,4 млн. т и по
сравнению с 1990 г. возрос почти в 7 раз; причем
в предкризисном 1997 году объем этих
перевозок составлял более 15,5 млн. т.
В 1999
году объем международных автомобильных
перевозок грузов, выполняемых Россией с
государствами СНГ, остался практически без
изменений и составил 2,4 млн. т.
В объеме
международных автомобильных перевозок
России со странами СНГ наибольшую долю
составили перевозки с Казахстаном - 46%,
Украиной - 30%, со всеми остальными
государствами СНГ - 24%.
Доля
автомобильного транспорта в общем объеме
перевозок внешнеторговых грузов всех видов
транспорта (исключая трубопроводный) в
России в настоящее время составляет 5%, в то
время как в странах Европейского союза -
46%.
В 1999 г. доля национальных
перевозчиков в общем объеме международных
автомобильных перевозок грузов в России со
странами дальнего зарубежья оказалась
весьма низкой и составила 35,9%, доля
перевозчиков стран дальнего зарубежья - 39,8%,
а перевозчиков государств СНГ - 24,3%.
Средняя стоимость 1 тонны внешнеторговых
грузов, перевозимых в России в 1999 году
автомобильным транспортом, составила 52
долл. США, на железнодорожном транспорте - 128
долл., на водном - 180 долл. В связи с этим доля
автомобильного транспорта по общей
стоимости всего объема перевозимых
внешнеторговых грузов среди других видов
транспорта составляет 28,4%. Эта доля на
железнодорожном транспорте, выполнившем
перевозки объемом свыше 157 млн. т указанных
грузов, составляет 25%, а на водном
транспорте, обеспечившем перевозки
внешнеторговых грузов 144 млн. т, доля по
стоимости составила 32,5%.
Анализ
грузопотоков показывает, что основная
часть автотранспортных перевозок
внешнеторговых грузов в России
осуществляется по автомагистралям,
входящим в состав международных
транспортных коридоров N 2 и N 9, продленных
соответственно от Москвы до Нижнего
Новгорода с последующим выходом на регионы
Урала и Сибири, и от Москвы до Астрахани и
Новороссийска. Доля указанных перевозок по
этим коридорам составляет примерно 70% от
всего объема внешнеторговых грузов. В
ближайшие 2 - 3 года роль и значение
международных транспортных коридоров в
развитии перевозок указанных грузов в
России и в других государствах СНГ
значительно возрастет, что потребует
решения комплекса вопросов, в том числе
по:
- гармонизации транспортной
нормативно-правовой базы государств СНГ с
европейской законодательной системой в
этой области;
- проведению и
необходимости унификации параметров и
основных требований к технологическим
перевозочным системам;
- созданию
инфраструктуры для обеспечения
высокоэффективного транспортного
обслуживания участников перевозочного
процесса (сети терминалов, станций
технического обслуживания и ремонта,
мотелей и кемпингов с охраняемыми
стоянками, системы надежной связи и др.).
К основным проблемам международного рынка
автомобильных услуг для
государств-участников СНГ следует
отнести:
- необходимость либерализации
международных автомобильных перевозок на
принципах взаимности и паритета с
зарубежными партнерами и ликвидации
барьеров при осуществлении этих
перевозок;
- отсутствие унифицированной
нормативно-правовой базы, используемой при
осуществлении международных автомобильных
перевозок;
- защиту интересов
отечественных перевозчиков от
недобросовестной конкуренции со стороны
зарубежных партнеров;
-
совершенствование системы организации и
технологических процессов при выполнении
международных перевозок с учетом
преимущественного развития этих перевозок
по международным транспортным коридорам на
основе разрешительной системы,
установленной на основе двусторонних
межправительственных соглашений, а также в
рамках ЕКМТ - в части широкого
использования многоразовых разрешений.
Усиливающаяся глобализация мировой
экономики, усложнение и взаимопереплетение
хозяйственных процессов не только не
нивелируют национально-государственные
интересы, но и вынуждают искать новые пути
для их защиты на мировом рынке.
Несовершенство транспортной стратегии
государств-участников СНГ не позволяет в
полной мере реализовать принципы
международной транспортной политики.
В
условиях структурной перестройки
экономики государств-участников СНГ
первостепенное значение имеют расширение и
углубление международного сотрудничества,
создающего основы и необходимые
предпосылки для интеграции национальных
транспортных комплексов в мировую
транспортную систему и способствующего
достижению более высокого
организационно-технического уровня
развития этих комплексов. Например, для
создания и функционирования сети
транспортных коридоров, организации
перевозок на них существует значительное
количество нормативных актов, технических
документов, требований, стандартов и т.д.
Украина согласовала лишь часть этих
документов (около 20 из 50 главных) при общем
их количестве в несколько сотен.
Как
показывает анализ, эффективность работы
транспортного комплекса
государств-участников СНГ остается
невысокой, намечается тревожная тенденция
увеличения доли транспортных расходов в
валовом внутреннем продукте. Так, например,
если в США в течение 25 лет наблюдается
средний годовой прирост валового
внутреннего продукта на 2,8% при среднем
приросте объема перевозок на 2%, то в
государствах-участниках СНГ в 1999 году
стоимость услуг транспорта и связи в
валовом внутреннем продукте увеличилась в 2
раза.
Устранение недостатков развития
транспортного комплекса, по мнению
специалистов, позволит в условиях единого
правового и экономического пространства
СНГ достичь значительного прироста
валового внутреннего продукта,
обусловленного повышением эффективности
функционирования транспортной
системы.
Законодательная и
нормативно-правовая база
Для улучшения
условий выполнения международных
автомобильных перевозок грузов и
пассажиров, обеспечения безопасности
дорожного движения, унификации основных
требований к автотранспортным средствам,
автомобильным дорогам, дорожным знакам и
сигналам в мировой практике используются
не менее 44 международных конвенций и
соглашений в области автомобильного
транспорта, которые подготовлены в
основном Комитетом по внутреннему
транспорту ЕЭК ООН. Их перечень приведен в
Приложении 1.
В настоящее время к
указанным международным конвенциям и
соглашениям присоединились многие
европейские страны, а также ряд стран
других регионов мира. Наибольшее
количество стран присоединилось к
следующим конвенциям и соглашениям:
Конвенция о дорожном движении от 19 сентября
1949 г. - 92 страны;
Конвенция о таможенных
льготах для туристов от 4 июня 1954 г. - 84
страны;
Таможенная конвенция о
временном ввозе частных дорожных
перевозочных средств от 4 июня 1954 г. - 82
страны;
Конвенция о дорожном движении
от 8 ноября 1968 г. - 72 страны;
Конвенция о
дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г. -
62 страны;
Таможенная конвенция о
международной перевозке грузов с
применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14
ноября 1975 г. - 60 стран;
Конвенция о
договоре международной перевозки грузов от
16 мая 1956 г. - 40 стран;
Таможенная
конвенция, касающаяся контейнеров, от 18 мая
1956 г. - 41 страна;
Европейское соглашение
о международной дорожной перевозке опасных
грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г. с
Протоколом от 28 октября 1993 г. - 32 страны.
Практика присоединения европейских стран к
международным конвенциям и соглашениям
показывает, что Германией подписаны и
ратифицированы 26 конвенций и соглашений,
Италией - 27, Францией - 26, Финляндией - 26,
Болгарией - 25, Венгрией - 26, Польшей - 28, в том
числе:
Европейское соглашение о
международных автомагистралях (СМА);
Конвенции о дорожном движении (1949 и 1968
годов);
Конвенция и Европейское
соглашение, дополняющее Конвенцию о
дорожных знаках и сигналах;
Конвенция
КДПГ и Протокол к этой Конвенции;
Конвенция о таможенных льготах для
туристов;
Таможенные конвенции МДП (1959 и
1975 годов);
Таможенные конвенции,
касающиеся контейнеров (1956 и 1972 годов);
Европейская конвенция о таможенном режиме,
применяемом к поддонам, используемым при
международных перевозках;
Международная конвенция о согласовании
условий проведения контроля грузов на
границах;
Европейское соглашение о
международной дорожной перевозке опасных
грузов (ДОПОГ);
Соглашение о
международных перевозках скоропортящихся
пищевых продуктов и о специальных
транспортных средствах для этих перевозок
(СПС);
Таможенная конвенция, касающаяся
временного ввоза дорожных перевозочных
средств, служащих для коммерческих
целей;
Европейская конвенция,
касающаяся работы экипажей транспортных
средств (ЕСТР).
Учитывая высокий уровень
развития международных автомобильных
перевозок грузов и пассажиров в
перечисленных странах, а также многолетний
опыт их работы по осуществлению этих
перевозок в различные регионы Европы, Азии,
Африки и в государства СНГ, можно
констатировать, что названные конвенции и
соглашения относятся к важнейшим
международным документам для
использования при международном
автомобильном сообщении.
Присоединение
государств СНГ к этим конвенциям и
соглашениям в сравнении с указанными 7
европейскими странами видно из Приложения
2. Так, в настоящее время из 26 важнейших
конвенций и соглашений, к которым
практически все указанные европейские
страны присоединились единогласно,
государства СНГ участвуют в одной
конвенции и почти все из них - только в
четырех.
Практика присоединения
государств-участников СНГ к международным
конвенциям и соглашениям