"ДЕКЛАРАЦИЯ О МИРЕ, БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ЕВРОПЕ"(Принята в г. Праге 26.01.1972)
ДЕКЛАРАЦИЯ
О МИРЕ, БЕЗОПАСНОСТИ И
СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ЕВРОПЕ
(Прага, 26 января
1972 года)
Народная Республика Болгария,
Венгерская Народная Республика, Германская
Демократическая Республика, Польская
Народная Республика, Социалистическая
Республика Румыния, Союз Советских
Социалистических Республик и
Чехословацкая Социалистическая
Республика, представленные на совещании
Политического консультативного комитета
государств - участников Варшавского
договора в Праге 25 - 26 января 1972 года,
рассмотрели ход событий в Европе за
последнее время. Они проанализировали эти
события под углом зрения своей неизменной
цели - добиться превращения европейского
континента в район постоянного прочного
мира, в район плодотворного сотрудничества
между суверенными и равноправными
государствами, в фактор стабильности и
взаимопонимания во всем мире. Участники
совещания с удовлетворением отметили, что в
этом направлении достигнут дальнейший
прогресс.
Важнейшую роль в сплочении
всех сил, выступающих за мир и
сотрудничество в Европе, играют
предложения социалистических государств
по укреплению европейской безопасности и
созыву в этих целях общеевропейского
совещания, содержащиеся в Бухарестской
декларации 1966 года, в Будапештском
обращении 1969 года и в Берлинском заявлении
1970 года. Эти предложения государств -
участников Варшавского договора, а также
предпринятые ими дальнейшие действия и
инициативы составляют широкую программу
мира и содействуют созданию в Европе нового
политического климата.
Все более
значительный вклад в общее дело мира в
Европе вносят также другие европейские
государства. В политике некоторых из них
интересы европейского мира определенно
выдвигаются на первый план, и это
благоприятно сказывается на обстановке в
Европе.
I
Участники совещания отмечают
большое положительное значение усиления за
последнее время контактов между
европейскими государствами,
принадлежащими к различным социальным
системам, развития политического общения
между ними, особенно в форме консультаций
по вопросам, представляющим взаимный
интерес. Это облегчает взаимопонимание
между европейскими государствами в
отношении общности их долговременных
интересов в области мира и
сотрудничества.
Между европейскими
государствами в результате усилий и
конструктивного вклада других государств
все более утверждаются отношения мирного
сосуществования. В этой связи участники
совещания отмечают значение принципов
сотрудничества между Союзом Советских
Социалистических Республик и Францией,
принятием которых завершились недавние
советско-французские переговоры на высшем
уровне. Ослаблению напряженности на
европейском континенте способствует также
расширение экономических, торговых,
научно-технических, культурных и других
связей между европейскими
государствами.
Крепнут и наполняются
все более разносторонним содержанием
взаимоотношения между европейскими
народами. Растет активность европейской
общественности в борьбе за углубление
разрядки напряженности, за мир и
безопасность в Европе.
Представленные
на совещании государства выразили
удовлетворение тем, что результаты,
достигаемые в процессе ослабления
напряженности в Европе, закрепляются в
необходимых случаях соответствующими
документами, имеющими международно -
правовую силу.
Политический
консультативный комитет положительно
оценивает начало ратификации договоров
между Советским Союзом и Федеративной
Республикой Германии, между Польской
Народной Республикой и Федеративной
Республикой Германии. Вступление этих
договоров в силу будет соответствовать
интересам не только непосредственных их
участников, но и всех европейских
государств, поведет к консолидации основ
европейского мира.
Государства -
участники совещания подчеркнули
положительное значение Четырехстороннего
соглашения от 3 сентября 1971 года по
вопросам, относящимся к Западному Берлину,
а также соглашений между Правительствами
Германской Демократической Республики и
Федеративной Республики Германии и между
Правительством ГДР и сенатом Западного
Берлина.
Крупным фактором упрочнения
мира является ширящееся международное
признание Германской Демократической
Республики. Дальнейший прогресс в этом
направлении, включая установление
отношений между Германской
Демократической Республикой и
Федеративной Республикой Германии в
соответствии с нормами международного
права, явится важным вкладом в дело мира,
безопасности и сотрудничества.
Участники совещания выступают за то, чтобы
без дальнейших отлагательств был решен
вопрос о приеме ГДР и ФРГ в Организацию
Объединенных Наций.
Участники
совещания с удовлетворением отмечают, что
между Правительствами Чехословацкой
Социалистической Республики и
Федеративной Республики Германии
происходит обмен мнениями по нерешенным
вопросам в отношениях между этими двумя
странами, прежде всего по вопросу о
признании Мюнхенского соглашения
недействительным с самого начала. Они
выражают поддержку справедливым
требованиям ЧССР и считают, что достижение
договоренности будет способствовать
улучшению обстановки в Европе.
Осуществление этих шагов будет
содействовать быстрому и радикальному
устранению из отношений ФРГ с
социалистическими странами последствий
длительного периода недоверия и
напряженности, полной нормализации этих
отношений, что в свою очередь
способствовало бы углублению разрядки на
европейском континенте, развитию
сотрудничества между всеми европейскими
государствами.
Государства,
представленные на совещании Политического
консультативного комитета, приветствуют
перспективу дальнейших положительных
сдвигов в Европе. Вместе с тем они
учитывают, что в Европе продолжают
действовать и те силы, которые
заинтересованы в поддержании
напряженности, в противопоставлении одних
европейских государств другим, в
сохранении возможностей для того, чтобы
снова толкнуть развитие событий на
европейском континенте к обострению. Эти
силы, как показывают факты, в том числе
самого последнего времени, не мыслят
европейскую политику вне боковых
категорий, стремятся еще более усилить
гонку вооружений на европейском
континенте. Государства - участники
Варшавского договора не могут не делать из
этого соответствующих выводов для своей
безопасности. Однако они убеждены, что к
настоящему времени в Европе сложилась
такая расстановка сил, когда можно
преодолеть противодействие противников
разрядки, если вести дело к упрочнению мира
сплоченно и
последовательно.
II
Государства -
участники совещания выражают убеждение в
том, что на нынешнем этапе является
особенно важным и вполне достижимым
осуществление коллективных, совместных
действий европейских государств в
направлении укрепления европейской
безопасности. В связи с этим они
высказываются в пользу скорейшего
проведения общеевропейского совещания по
вопросам безопасности и сотрудничества, в
котором приняли бы участие на равноправной
основе все европейские государства, а также
США и Канада.
На общеевропейском
совещании его участники могли бы
выработать практические меры по дальнейшей
разрядке напряженности в Европе и положить
начало строительству системы европейской
безопасности.
Участники совещания
придерживаются мнения, что европейская
безопасность и сотрудничество требуют
создания системы обязательств, исключающей
всякое применение силы или угрозу ее
применения во взаимных отношениях между
государствами в Европе, дающей всем странам
гарантию того, что они ограждены от актов
агрессии, и содействующей благу и
процветанию каждого народа.
Государства - участники совещания
Политического консультативного комитета
выступают за общее признание и
практическое осуществление в политической
жизни европейского континента следующих
основных принципов европейской
безопасности и отношений государств в
Европе:
Нерушимость границ.
Существующие ныне границы между
европейскими государствами, в том числе
сложившиеся в результате второй мировой
войны, являются нерушимыми. Любая попытка
их нарушить поставила бы европейский мир
под угрозу. Поэтому нерешимость
существующих ныне границ, территориальная
целостность государств Европы должны и
впредь соблюдаться неукоснительно, а
территориальные претензии одних
государств к другим должны быть полностью
исключены.
Неприменение силы. Во
взаимных отношениях между государствами в
Европе не должна применяться сила или
угроза силой. Все спорные между ними
вопросы должны решаться исключительно
мирными политическими средствами, путем
переговоров, в соответствии с основными
принципами международного права таким
образом, чтобы законные интересы, мир и
безопасность народов не были поставлены
под угрозу.
Мирное сосуществование. В
Европе в ходе исторического развития
сложились и существуют государства двух
социальных систем - социалистической и
капиталистической. Различие систем не
должно служить непреодолимым препятствием
для всестороннего развития отношений между
ними. Исключив войну как средство своей
политики, европейские государства,
принадлежащие к разным социальным
системам, могут и должны строить свои
отношения на основе согласия и
сотрудничества в интересах мира.
Основы
добрососедских отношений и сотрудничество
в интересах мира. Добрососедские отношения
между европейскими государствами должны
развиваться на основе принципов
независимости и национального
суверенитета, равноправия, невмешательства
во внутренние дела и взаимной выгоды. Этот
подход должен стать постоянной политикой в
отношениях между государствами в Европе,
постоянным фактором жизни всех европейских
народов и вести также к развитию
добрососедских отношений и
взаимопонимания между государствами в
различных частях Европы. Необходимо
стремиться к такому преобразованию
отношений между европейскими
государствами, которое позволит преодолеть
разделение континента на
военно-политические группировки.
Взаимовыгодные связи между государствами.
В условиях мира должны получить широкое
развитие многообразные взаимовыгодные
связи между европейскими государствами в
экономической, научно-технической,
культурной областях, в области туризма, а
также в области защиты окружающей человека
среды. В свою очередь, развитие этих связей,
наполняя материальным содержанием
стремление европейских народов к миру,
спокойствию и процветанию, будет укреплять
стабильность складывающейся в Европе
системы безопасности и сотрудничества.
Разоружение. В интересах укрепления
международного мира европейские
государства должны всемерно содействовать
решению проблемы всеобщего и полного
разоружения, и прежде всего ядерного
разоружения, осуществлению мер по
ограничению и прекращению гонки
вооружений.
Поддержка ООН. Цели
европейских государств на международной
арене отвечают положениям Устава ООН -
содействовать поддержанию международного
мира и безопасности, развитию
дружественных отношений и сотрудничества
между государствами. Европейские
государства выступают в поддержку
Организации Объединенных Наций, за ее
укрепление в соответствии с положениями
Устава ООН.
Положив эти высокие
принципы и цели в основу отношений между
государствами в Европе, общеевропейское
совещание примет решение большого
исторического масштаба. Это будет началом
совместной плодотворной работы, способной
сделать Европу по-настоящему мирной.
На
общеевропейском совещании можно было бы
также согласовать конкретные направления
дальнейшего развития взаимовыгодных
связей европейских государств во всех
областях, ликвидации любой дискриминации,
неравноправия или искусственных барьеров.
Их сотрудничество в рациональном
использовании сырьевых и энергетических
ресурсов Европы, в деле повышения
промышленного потенциала и улучшения
плодородия земель, в применении достижений
научно-технической революции позволит
умножить возможности роста благосостояния
европейских народов. Еще больший размах
приобретут взаимное обогащение духовными
ценностями, знакомство с культурой и
искусством друг друга.
На
общеевропейском совещании целесообразно
было бы создать постоянный орган всех
заинтересованных государств - участников
совещания, в котором после совещания может
быть продолжена совместная работа по
согласованию дальнейших шагов в этом
направлении.
Все эти вопросы, по мнению
государств - участников Варшавского
договора, должны составить основное
содержание повестки дня общеевропейского
совещания.
Государства, представленные
на совещании Политического
консультативного комитета, считают, что
общеевропейское совещание может быть
созвано в 1972 году, и рассматривают в
качестве фактора, благоприятствующего
этому, заявления ряда государств Западной
Европы о том, что они придерживаются такого
же мнения.
Участники совещания
Политического консультативного комитета с
пониманием относятся к соображениям многих
государств, которые высказываются за
проведение необходимой подготовки
общеевропейского совещания, которая
содействовала бы его скорейшему созыву и
успеху его работы. Они считают, что следует
осуществить предложение правительства
Финляндии о проведении в Хельсинки
многосторонних консультаций с участием
всех заинтересованных государств Европы, а
также США и Канады. Государства - участники
совещания вновь подтверждают, что они
решили назначить представителей для
участия, вместе с представителями других
государств, в многосторонних консультациях
в целях согласования вопросов, касающихся
подготовки и организации общеевропейского
совещания. Они отмечают, что предложение о
многосторонних консультациях как форме
подготовки общеевропейского совещания
теперь встречает согласие всех
заинтересованных государств, и призывают
начать многосторонние консультации в самое
ближайшее время.
III
Государства -
участники Варшавского договора считают,
что интересам укрепления европейской
безопасности соответствовало бы также
достижение договоренности о сокращении
вооруженных сил и вооружений в Европе. Они
исходят из того, что вопрос о сокращении
вооруженных сил и вооружений в Европе, как
иностранных, так и национальных, должен
решаться так, чтобы не нанести ущерб
странам, которые примут участие в таком
сокращении. Рассмотрение и определение
путей решения этого вопроса не должно быть
прерогативой существующих
военно-политических союзов в Европе. О
порядке проведения переговоров по этому
вопросу могла бы быть достигнута
соответствующая договоренность.
* *
*
Народная Республика Болгария,
Венгерская Народная Республика, Германская
Демократическая Республика, Польская
Народная Республика, Социалистическая
Республика Румыния, Союз Советских
Социалистических Республик и
Чехословацкая Социалистическая Республика
убеждены в том, что историческое развитие
подвело Европу к важному рубежу. 1972 год
может принести европейским народам не
только новую надежду на прочный мир и
безопасность, но и реальное продвижение
вперед, к ее претворению в жизнь. Высший
долг всех государств - активно
содействовать этому.
(Подписи)