РЕКОМЕНДАЦИЯ n 18 Европейской экономической комиссии ООН"МЕРЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ" (trade/cefact/2001/18) [рус., англ.](Принята 26 - 29 марта 2001 Центром по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций)
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ООН
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 18
МЕРЫ ПО УПРОЩЕНИЮ
ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
(26 - 29
марта 2001 года)
Введение
Динамика
международных торговых и транспортных
операций будет в значительной степени
зависеть от развития информационной
технологии (ИТ), особенно от использования
Интернета или Web-систем.
Хотя за
прошедшие годы укрепилась уверенность в
том, что свободная мировая торговля будет
приносить пользу всем странам, в частности,
развивающимся странам и странам с
переходной экономикой, такая убежденность
не всегда находит отражение в их
соответствующей торговой политике. В
действительности, международная торговля
по-прежнему наталкивается на существенные
препятствия, количество которых
возрастает. Эти препятствия выступают
причиной ненужных дополнительных издержек
и сложностей, связанных с осуществлением
международных сделок, тем самым мешая
странам и предприятиям в полной мере
использовать преимущества международной
торговли.
Электронные деловые операции
обеспечивают возможность для быстрого
сопоставления предложений, последующего
заказа товаров и согласования условий
платежа. Однако фактическая доставка
реализуемых товаров конечному потребителю
/ грузополучателю часто может быть
сопряжена с проблемами в силу факторов,
препятствующих физическому перемещению
этих товаров. Такого рода задержки могут
быть вызваны неадекватными инструкциями /
информацией, указываемыми продавцом /
покупателем, деятельностью поставщиков
посреднических услуг или различными
официальными требованиями контрольного
характера, устанавливаемыми
государственными
административно-управленческими органами.
Коммерческие партнеры, осуществляющие
торговлю электронным путем, нуждаются в
дополнительных мерах, направленных на
сокращение или недопущение ненужных
задержек при поставках их грузов. Это
ставит перед СЕФАКТ ООН новую грандиозную
задачу в области упрощения процедур
торговли.
С тем чтобы понять сложный
характер международной торговли,
сформировать четкое представление о
ключевых элементах торговой сделки и
надлежащим образом разработать меры,
необходимые для упрощения торговых
процедур, СЕФАКТ ООН принял решение о
моделировании международной цепочки
поставок <1> с использованием
международно признанных методов
моделирования <2>. Конечная цель
заключается в создании справочной модели,
позволяющей судить о международной цепочке
поставок в целом. Кроме того, модель должна
служить основой для тщательной работы в
области стандартизации и деятельности по
упрощению торговых процедур, проводимой
рабочими группами СЕФАКТ ООН. Она также
должна обеспечить возможность для создания
более простых и более надежных
международных цепочек поставок в будущем.
Эта деятельность ведется Рабочей группой
по анализу деловых операций. Группа
подготовила весьма упрощенную модель
цепочки поставок, исходя из того, что
международная торговая сделка всегда
включает торговые, транспортные и
платежные операции. Рекомендуемые меры,
которые подразделены на четыре категории,
относятся к процессам, отраженным в
модели.
--------------------------------
<1>
Согласно концепции международной цепочки
поставок международная торговая сделка
рассматривается в качестве единого целого,
а не ряда разрозненных операций, в которых
участвуют различные "субъекты", такие, как
экспортер, импортер, экспедитор, таможня,
перевозчик, банк и т.д. "Поставка" является
общей целью в рамках международной
торговли и имеет особо важное значение,
поскольку обусловливает выявление
сохраняющихся факторов, препятствующих
международной торговле, и рыночных
последствий с точки зрения глобальных
издержек и затрат времени.
<2>
Унифицированная методология моделирования
-
УММ.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Посредник
¦
¦ ----------¬ ----------¬ ---------¬
¦
¦ Поставщик >¦ Покупка
¦>¦Перевозка¦>¦ Платеж ¦> Заказчик
¦
¦ L---------- L---------- L---------
¦
¦
¦
¦ ВЛАСТИ
¦
L-----------------------------------------------------------------
Рис.
1: Весьма упрощенная схема цепочки
поставок
- Покупка - охватывает всю
коммерческую деятельность, связанную с
заказыванием товаров;
- Перевозка -
охватывает всю деятельность, касающуюся
физического перемещения товаров, включая
официальный контроль;
- Платеж -
охватывает всю деятельность, касающуюся
осуществления оплаты за товары.
Рекомендация N 18 в ее изначальном виде была
принята в сентябре 1981 года Рабочей группой
по упрощению процедур международной
торговли. В этом документе предлагался ряд
конкретных мер, направленных на упрощение
процедур осуществления международных
торговых сделок. В сентябре 1992 года был
принят ее пересмотренный вариант. С учетом
технологического прогресса и усиления
глобализации, изменивших существующие
структуры международных торговых и
транспортных потоков после 1992 года, Центр
Организации Объединенных Наций по
упрощению процедур торговли и электронным
деловым операциям (СЕФАКТ ООН), который
находится в ведении ЕЭК ООН и который
выступает преемником Рабочей группы по
упрощению процедур международной торговли,
приступил к пересмотру этой Рекомендации.
Проект был разослан для высказывания
замечаний следующим международным
организациям: Международной федерации
транспортно-экспедиторских ассоциаций
(ФИАТА), Международной ассоциации портов и
гаваней (МАПГ), Международной торговой
палате (МТП), Международной организации
гражданской авиации (ИКАО), Международной
федерации инспекционных учреждений (МФИА),
Международной морской организации (ИМО),
Международной организации по
стандартизации (ИСО), Международному союзу
железных дорог (МСЖД), Комиссии Организации
Объединенных Наций по праву международной
торговли (ЮНСИТРАЛ), Конференции
Организации Объединенных Наций по торговле
и развитию (ЮНКТАД), Всемирному банку,
Всемирной таможенной организации (ВТАМО) и
Всемирной торговой организации (ВТО). На
своей ... сессии, состоявшейся в марте ...
СЕФАКТ ООН принял настоящий вариант
Рекомендации.
В информационный банк
включена Рекомендация N 18, принятая в г.
Женеве в сентябре 1982 года Рабочей группой
по упрощению процедур международной
торговли. Пересмотренная Рекомендация N 18
имеет следующую структуру:
---------------¬
¦ Введение
¦
¦и рекомендации¦
L---------------
---------------¬
¦Общие
принципы¦
L---------------
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРЫ
---------¬
-----------------¬ --------------¬ -------------------¬
¦Торговые¦ ¦Меры, касающиеся¦ ¦
Официальные ¦ ¦ Меры, касающиеся ¦
¦
меры ¦ ¦ международных ¦ ¦меры контроля¦ ¦
транспорта ¦
¦ ¦ ¦ платежей ¦ ¦
¦ ¦ ¦
L--------- L-----------------
L-------------- L-------------------
Общие принципы
применяются к двум или более группам
рекомендуемых мер. Эти меры должны носить
весьма практический
характер.
Рекомендации
СЕФАКТ ООН,
будучи озабочен тем, что многочисленные
существующие формальности, процедуры и
практические меры создают препятствия и
дополнительные издержки для международной
торговли и, таким образом, мешают странам и
предприятиям в полной мере использовать
преимущества международной торговли;
отмечая, что упрощение, согласование и
стандартизация процедур, практики и
формальностей и составляемых на их основе
документов являются полезным шагом в
направлении устранения таких препятствий и
сокращения расходов и задержек;
принимая во внимание быстрое и все более
ускоряющееся внедрение информационной и
коммуникационной технологии, новые
изменения в торговой и транспортной
индустрии, а также насущную необходимость
адаптации торговых процедур и практики к
таким новым явлениям;
рекомендует
правительствам,
административно-управленческим органам и
организациям, которые занимаются
национальными правилами и практикой,
относящимися к движению товаров в
международной торговле, содействовать
работе по упрощению процедур на
международном уровне посредством
соблюдения общих принципов и осуществления
мер по упрощению процедур, которые изложены
ниже;
рекомендует международным
организациям, занимающимся вопросами
международных соглашений, учитывать эти
меры при пересмотре существующих или
разработке новых международных
договоров;
рекомендует участникам
международной торговли принять и провести
в жизнь те изложенные ниже меры по
упрощению процедур, которые входят в сферу
их интересов;
предлагает
правительствам и международным
организациям уведомить Исполнительного
секретаря Европейской экономической
комиссии Организации Объединенных Наций
(ЕЭК ООН) о том, в какой степени они готовы
принять и будут осуществлять изложенные
ниже меры по упрощению процедур.
Общие
принципы
Настоящая Рекомендация была
составлена исходя из обеспечения
предсказуемости, транспарентности и
недискриминации с точки зрения
необходимого времени, используемых
процедур и издержек, связанных с
выполнением официальных правил. Кроме того,
Рекомендация построена на следующих
руководящих принципах, которые могут
применяться к одной или нескольким
вышеупомянутым группам рекомендуемых мер.
Они охватывают процедуры, требования,
предъявляемые к данным, документы и
информационную технологию.
Процедуры и
требования, предъявляемые к данным
-
Процедуры должны быть сведены к
минимуму.
- Процедуры должны иметь
коммерческую ориентацию и быть более тесно
связанными с торговыми и транспортными
потребностями.
- Процедуры должны быть
упрощенными и согласованными и
соответствовать международным
стандартам.
- Требования, предъявляемые
к данным, должны быть минимальными.
-
Требования, предъявляемые к данным, должны
быть упрощенными, согласованными и
стандартизированными с целью облегчения
потока информации.
- Законы, правила и
другая информация, касающиеся процедур и
требований, предъявляемых к данным, должны
быть беспрепятственно доступны всем
затрагиваемым сторонам.
Документы
-
Документарные требования должны быть
сведены к минимуму.
- Документы должны
быть приведены в соответствие с
Рекомендацией ООН N 1, Формуляр - образец ООН
для внешнеторговых документов <3>.
--------------------------------
<3> С текстами
рекомендаций СЕФАКТ ООН можно ознакомиться
по адресу: www.unece.org/cefact
- Использование
обычной бумаги, документов, которые
подготовлены или должны быть подготовлены
с помощью репрографических
автоматизированных и компьютеризированных
систем, должно быть приемлемым.
- Не
следует требовать представления
вспомогательных документов.
- На
бумажных документах (например, на счетах -
фактурах) следует по возможности избегать
внесения от руки подписей или
эквивалентных им отметок.
Информационная
технология
Переходные стратегии,
предусматривающие замену бумажных
документов электронным обменом
информацией или электронными документами,
являются широко распространенной
практикой.
- Следует поощрять
использование информационной и
коммуникационной технологии, а также
связанных с ней электронных решений.
-
Следует стимулировать использование
электронных документов и стандартного
формата (Рекомендация СЕФАКТ ООН N 31)
<4>.
- Подлинность можно проверить с
помощью технических методов, и при этом нет
необходимости в представлении
подписанного и / или заверенного бумажного
документа (Рекомендация СЕФАКТ ООН N 14)
<5>.
Ряд других мер по упрощению
процедур включены в готовящуюся к изданию
публикацию - Сборник рекомендаций по
упрощению процедур торговли СЕФАКТ ООН
<6>.
--------------------------------
<4> См.
www.unece.org/cefact/rec/rec31en.htm
<5> См.
www.unece.org/cefact/rec/rec14en.htm
<6> Будет
помещено на Web-сайте СЕФАКТ ООН:
www.unece.org/cefact/
ГРУППА 1 - ТОРГОВЫЕ
МЕРЫ
Введение
Управление
деятельностью в рамках цепочки поставок
является стратегическим процессом
вертикальной и / или горизонтальной
интеграции операций по ресурсному
обеспечению, производству / сборке,
складированию, транспортировке и оплате
товаров с целью выполнения рыночных
требований.
Главными задачами
считаются уменьшение числа участников
цепочки, сокращение промежуточных или
буферных запасов и времени реализации
заказа с помощью автоматизации и
интеграции информационных систем. Эти
задачи можно решить благодаря
использованию специализированных
организаций, за счет всеобъемлющих
соглашений и на основе долгосрочного
партнерства.
Материальные потоки все
больше обеспечиваются посредниками,
которые часто предлагают полный набор
услуг, необходимых для своевременной
доставки товаров заказчикам в конкретное
место, т.е. они выступают независимыми
поставщиками международных логистических
услуг.
Электронные деловые операции,
осуществляющиеся на международном уровне
во все большем объеме, предполагают
использование электронных сообщений
(документов) вместо традиционных бумажных
сообщений и электронной обработки данных.
Они позволяют точно выполнять копирование
и повторяющиеся действия и, как правило,
дают возможность сократить время,
необходимое для передачи и обработки
информации, до долей секунды. Кроме того,
электронные деловые операции повышают
транспарентность рыночных структур и
процессов, способствующих более
оперативной ответной реакции рынка.
Доставка строго в установленные сроки
становится обычным
явлением.
Рекомендуемые меры
Мера 1.1
Рамочный договор
Между поставщиком
продукции и заказчиком в соответствующих
случаях должен заключаться рамочный
договор о долгосрочном партнерстве,
предусматривающий условия торговли и
технические детали, с учетом которых
заказчик может размещать свои
заказы.
Мера 1.2 Посредник
В
соответствующих случаях на основе
отдельного договора к рамочному договору,
заключаемому между поставщиком и
заказчиком, следует подключать посредника,
оказывающего торговые и / или транспортные
услуги в рамках международной цепочки
поставок.
Мера 1.3 Организация
транспортировки
Транспортировку от
пункта происхождения до пункта назначения
следует организовывать таким образом,
чтобы она включала как можно меньшее
количество посредников и ограниченную
обработку самих товаров во время перевалки
и смены вида транспорта.
Мера 1.4 Охрана
окружающей среды
Торговцы должны
выполнять национальные правила и
международные соглашения, например
требования об охране