КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономического Суда СНГ n 01-1/1-2001"ПО ЗАПРОСУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА"(Принято 15.05.2001)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N 01-1/1-2001
ПО ЗАПРОСУ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ
МОЛДОВА
(15 мая 2001 года)
Экономический
Суд Республики Молдова обратился в
Экономический Суд Содружества Независимых
Государств с просьбой дать официальное
разъяснение, существуют ли сроки исковой
давности при разрешении
межгосударственных экономических споров,
возникающих при исполнении экономических
обязательств и отнесенных к компетенции
Экономического Суда статьей 3 Положения об
Экономическом Суде Содружества
Независимых Государств, утвержденного
Соглашением о статусе Экономического Суда
Содружества Независимых Государств от 6
июля 1992 года.
Изучив
международно-правовые акты, в том числе
акты, принятые в Содружестве Независимых
Государств, и проанализировав их с учетом
доктрины международного права,
Экономический Суд Содружества Независимых
Государств пришел к следующему
заключению.
Ответ на запрос
Экономического Суда Республики Молдова
может быть дан исходя из правовой природы
споров, отнесенных к компетенции
Экономического Суда. Часть 1 статьи 3
Положения об Экономическом Суде определяет
подведомственность Суду международных
споров, возникающих при исполнении
экономических обязательств,
предусмотренных соглашениями, решениями
Совета глав государств, Совета глав
правительств Содружества (далее - акты
Содружества) и других его институтов.
Части 3 и 4 статьи 3 Положения устанавливают,
что споры рассматриваются Экономическим
Судом по заявлению заинтересованных
государств в лице их полномочных органов,
институтов Содружества.
Из содержания
части 1 статьи 3 Положения вытекает, что к
компетенции Экономического Суда отнесены
споры, возникающие при исполнении актов,
имеющих международный публично-правовой
характер. Давая толкование статьи 1 Устава
Содружества Независимых Государств,
Экономический Суд в своем Консультативном
заключении от 2 ноября 1998 года N 01-1/4-98 по
запросу Исполнительного секретариата
Содружества Независимых Государств
обосновал, что Содружество является
региональной международной организацией и
субъектом международного права.
В
соответствии с Уставом Содружества Совет
глав государств является высшим органом
Содружества, а Совет глав правительств
координирует сотрудничество органов
исполнительной власти государств -
участников Содружества в экономической,
социальной и иных сферах общих интересов и
по Правилам процедуры, утвержденным
Советом глав государств 17 мая 1996 года, они
на своих заседаниях заключают договоры,
принимают решения. Заключение договоров
осуществляется в соответствии с Венской
конвенцией о праве международных договоров
1969 года. Решения принимаются по вопросам
внутренней организации Содружества.
Что же касается других уставных органов
Содружества, то их задачи определены
Уставом Содружества Независимых
Государств, а компетенция по принятию актов
в сфере их деятельности - положениями о
соответствующих органах, утвержденными
Советом глав государств.
Так, в
соответствии с Положением о Совете
министров иностранных дел Содружества
Независимых Государств, утвержденным
Решением Совета глав государств от 2 апреля
1999 года, СМИД организует выполнение решений
Совета глав государств и Совета глав
правительств, содействует развитию
сотрудничества государств - участников
Содружества во внешнеполитической сфере,
гуманитарного и правового сотрудничества
государств - участников Содружества. СМИД
принимает решения, а по поручению
государств заключает международные
договоры.
Экономический совет
Содружества Независимых Государств в
соответствии с Положением, утвержденным 25
января 2000 года, обеспечивает выполнение
соглашений, принятых в рамках СНГ, решений
Совета глав государств и Совета глав
правительств Содружества о формировании и
функционировании зоны свободной торговли и
других вопросов социально-экономического
сотрудничества, принимает решения по
вопросам, отнесенным к его компетенции, а
также по поручению Совета глав государств и
Совета глав правительств СНГ.
Изложенное показывает, что акты указанных
выше органов (институтов) Содружества
регулируют в рамках их компетенции
межгосударственные отношения, они
принимаются по вопросам сотрудничества
государств в различных сферах на основе
заинтересованности Договаривающихся
Сторон, а также по вопросам организации
исполнения достигнутых договоренностей.
Решения органов Содружества принимаются
уполномоченными представителями
государств, как-то: главами государств в
Совете глав государств, главами
правительств в Совете глав правительств,
министрами иностранных дел государств -
участников Содружества в Совете министров
иностранных дел, вице-премьерами
государств - участников Содружества в
Экономическом совете.
Посредством
подписания договоров с последующим
выполнением в необходимых случаях
внутригосударственных процедур и принятия
решений государства приобретают права и
обязанности, в том числе экономического
характера.
Таким образом, проведенный
анализ дает основание констатировать, что
акты органов (институтов) Содружества, как
по своему субъектному составу, так и по
характеру регулируемых отношений, являются
международными актами публично-правового
характера. Что же касается других органов
Содружества, и прежде всего отраслевого
сотрудничества, то они в пределах своей
компетенции принимают рекомендации, а
также в необходимых случаях вносят
предложения на рассмотрение Совета глав
правительств.
Защита нарушенного права
государства (или государств), вытекающего
из публично-правового акта, никакими
сроками не ограничивается. Нормы
международного права не содержат правил об
исковой давности, что, по мнению
Экономического Суда, обусловлено
характером регулируемых международным
правом отношений. Это межгосударственные
отношения, в которых участвуют суверенные
государства в целях обеспечения мира и
сотрудничества, что не исключает права
государств в конкретных договорах при
установлении экономических обязательств с
учетом их характера и цели предусмотреть
сроки не только действия договора и
исполнения основанных на нем обязательств,
но и сроки защиты прав от их нарушения.
Однако государства могут быть участниками
имущественных (экономических) отношений,
регулируемых как гражданским национальным
законодательством, так и нормами
международного частного права.
Национальное законодательство государств -
участников Содружества Независимых
Государств, акты международного частного
права предусматривают сроки для защиты
нарушенных участниками таких отношений
прав.
Так, Конвенция об исковой давности
в международной купле - продаже товаров 1974
года с поправками, внесенными Протоколом 1980
года об изменении упомянутой Конвенции, в
статье 1 устанавливает, что "Конвенция
определяет условия, при которых требования
покупателя и продавца друг к другу,
вытекающие из договора международной купли
- продажи товаров или связанные с его
нарушением, прекращением либо
недействительностью, не могут быть
осуществлены вследствие истечения
определенного периода времени. Такой
период времени в дальнейшем именуется "срок
исковой давности". : примечание
В
информационный банк включена Конвенция об
исковой давности в международной купле -
продаже товаров от 14.06.1974 без поправок. Из
числа государств - участников Содружества
участниками Конвенции являются Республика
Беларусь, Российская Федерации и
Украина.
Что касается национального
законодательства, то гражданские кодексы
всех государств - участников Содружества
устанавливают сроки исковой давности по
требованиям, вытекающим из договоров,
заключаемых субъектами гражданского права,
в том числе и государством. Например,
Гражданский кодекс Республики Беларусь
(статья 124) устанавливает, что Республика
Беларусь, административно-территориальные
единицы участвуют в отношениях,
регулируемых гражданским
законодательством, на равных с иными
участниками этих отношений - физическими и
юридическими лицами. К Республике Беларусь
и административно-территориальным
единицам применяются нормы, определяющие
участие юридических лиц в отношениях,
регулируемых гражданским
законодательством, если иное не вытекает из
законодательства или особенностей данных
субъектов. Аналогичные правила установлены
статьями 111, 114 Гражданского кодекса
Республики Казахстан.
Таким образом,
изложенное выше позволяет сделать
следующие выводы:
1. Межгосударственные
споры, возникающие при исполнении
экономических обязательств,
предусмотренных актами органов
Содружества и других институтов
Содружества как международной
региональной организации, и отнесенные к
компетенции Экономического Суда частью 1
статьи 3 Положения об Экономическом Суде
Содружества Независимых Государств,
являются международными
публично-правовыми спорами.
2. К
требованиям государства, вытекающим из
факта неисполнения экономических
обязательств, предусмотренных актами
Содружества, сроки исковой давности
Экономическим Судом не применяются. Нормы и
обычаи международного права правил об
исковой давности не устанавливают.
3. К
требованиям государств, вытекающим из
международного договора купли - продажи,
применяются сроки исковой давности,
установленные Нью-Йоркской конвенцией об
исковой давности в международной купле -
продаже товаров 1974 года с поправками,
внесенными Протоколом 1980 года, в
соответствии с условиями, определенными
Конвенцией.
4. К требованиям государств,
вытекающим из частноправовых сделок,
заключенных на их территории и
регулируемых национальным
законодательством, сроки исковой давности
применяются на общих основаниях, если
национальным законодательством не
установлено иное.
Председатель
Экономического Суда
Содружества
Независимых Государств
А.Б.КАЖЕНОВ