ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 8 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД"(Принято 15.05.2001)
СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
О
ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001
ГОД
(15 мая 2001 года)
Совет Министров
Союзного государства постановляет:
1.
Одобрить с учетом состоявшегося обсуждения
Прогноз социально-экономического развития
Союзного государства на 2001 год и параметры
Прогноза на период до 2003 года.
2.
Предложить Министерству экономического
развития и торговли Российской Федерации
(И.С. Матеров) и Министерству экономики
Республики Беларусь (В.Н. Шимов):
направить Прогноз
социально-экономического развития
Союзного государства на 2001 год и параметры
Прогноза на период до 2003 года
заинтересованным министерствам и
ведомствам России и Беларуси для
использования в совместной работе по
выполнению положений Договора о создании
Союзного государства, решений Высшего
Государственного Совета и Совета Министров
Союзного государства по вопросам
экономической интеграции;
подготовить
и в III квартале 2001 г. представить в Совет
Министров Союзного государства систему
мер, определяющую этапы и сроки сближения
социальных и макроэкономических
показателей экономического развития и
уровня жизни населения Российской
Федерации и Республики Беларусь;
разработать в III квартале 2001 г. методические
рекомендации по формированию, обоснованию
и применению единых показателей и
индикаторов государственного
регулирования экономики
государств-участников Договора о создании
Союзного государства;
в I квартале 2002 г.
представить в Совет Министров Союзного
государства прогноз
социально-экономического развития
Союзного государства на 2002 год и основные
макроэкономические параметры на период до
2004 года.
Прогноз одобрен
Постановлением N 14 Совета Министров
Союзного государства от 09.04.2002. 3. Настоящее
Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета
Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ
Одобрены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 15 мая 2001 г. N
8
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД
И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
НА ПЕРИОД ДО 2003
ГОДА
Прогноз социально-экономического
развития Союзного государства подготовлен
в соответствии с Перечнем первоочередных
мер по выполнению Договора о создании
Союзного государства и Программой действий
Республики Беларусь и Российской Федерации
по реализации его положений.
В основу
его разработки положены национальные
прогнозы социально-экономического
развития Республики Беларусь и Российской
Федерации на 2001 год, основные параметры
социально-экономического развития
Российской Федерации до 2003 года и проект
Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001 - 2005
годы, а также методические материалы по
сближению уровней
социально-экономического развития
Беларуси и России.
При подготовке
данного Прогноза основное внимание было
уделено проблемам максимальной реализации
совместных мероприятий в области
социально-экономического сотрудничества
государств-участников, координации и
активизации интеграционных процессов.
Прогноз отражает основные направления
формирования единого экономического
пространства Союзного государства и
включает динамику социально-экономических
показателей Беларуси и России на 2001 год,
основных макроэкономических параметров на
период до 2003 года, а также меры по
обеспечению устойчивого экономического
роста в обеих
странах.
Социально-экономические итоги
развития
Беларуси и России в 2000 году и
оценка ситуации
в процессе создания
Союзного государства
Итоги
социально-экономического развития
Российской Федерации и Республики Беларусь
за 2000 год имеют в целом положительную
динамику.
В обеих странах обеспечен
положительный прирост ВВП, который в
Российской Федерации составил 7,7%, в
Республике Беларусь - 5,8 процента. Прирост
ВВП получен, в первую очередь, за счет
прироста производства продукции
промышленности (в Российской Федерации - 9%,
в Беларуси - 8%) и сельского хозяйства
(соответственно 5 и 8,9%). Положительные
сдвиги в реальном секторе экономики
позволили увеличить реальные доходы
населения (в Российской Федерации - на 9,1%, в
Беларуси - на 19%), что, в свою очередь,
способствовало приросту розничного
товарооборота (соответственно на 8,9 и 8,5%).
Однако, если в Российской Федерации в 2000
году отмечен значительный прирост
инвестиций в основной капитал (17,7%), то в
Республике Беларусь этот показатель ниже
уровня 1999 года (96,6%).
В Беларуси
значительно выше показатели инфляции.
Индекс роста потребительских цен в 2000 году
в Беларуси в среднем за месяц составил 6,3%, в
то время как в России - 1,5 процента.
В
предыдущие годы проблема бюджетного
дефицита и его покрытия для Российской
Федерации стояла острее, чем для Республики
Беларусь. В последнее время ситуация
изменилась. В связи с ростом цен на нефть и
частичным решением проблемы по
обслуживанию и выплате государственного
долга в России в 2000 году имел место профицит
госбюджета. В Беларуси дефицит
консолидированного бюджета, по
предварительным данным, составил 0,02% к
ВВП.
В части сальдо торгового баланса
имеют место разнонаправленные тенденции.
Если в России оно положительно и в
последние годы наблюдается его улучшение,
то в Беларуси на протяжении ряда лет этот
показатель является постоянно
отрицательным. Более того, ценовые условия
торговли между Беларусью и Россией
ухудшились для Беларуси, что негативно
сказались на состоянии торгового баланса
Республики Беларусь. За 2000 год средние цены
на экспорт в Российскую Федерацию
увеличились на 8% по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года, в то время как
средние цены на импорт из Российской
Федерации за этот же период возросли на 34,8
процента.
Поэтому, вследствие различий
структур экономики, изменения в динамике
внешних и внутренних цен, благоприятное для
одной страны, оказывается одним из основных
факторов ухудшения важнейших
макроэкономических показателей в другой
стране (в данном случае, в Беларуси).
В
Беларуси и России существуют различия как в
размерах государственного внутреннего и
внешнего долга, дефицита бюджета, так и в
источниках их покрытия и механизмах
обслуживания и регулирования.
В
Беларуси размер внешнего государственного
долга в расчете на душу населения на
порядок ниже, чем в Российской Федерации.
Однако, проблемы с обслуживанием внешнего
государственного долга в Беларуси могут
усложниться, поскольку на ближайшие годы
приходятся значительные выплаты по ранее
взятым кредитам, производить которые в
сложных условиях внешнего финансирования,
постоянного отрицательного сальдо
текущего счета платежного баланса и
незначительных валютных резервов страны
будет весьма сложно.
В 2000 году в
Беларуси в результате ужесточения
денежно-кредитной политики созданы условия
для финансовой стабилизации на
макроэкономическом уровне. Ускоренная
девальвация официального курса
белорусского рубля обеспечила выход на
единый курс на всех сегментах валютного
рынка и создала объективные предпосылки
для либерализации порядка сделок с валютой
и ликвидации многочисленных
административных ограничений в области
распределения валюты. Политика реальных
положительных ставок на денежном рынке
обеспечила восстановление доверия к
белорусскому рублю в качестве финансового
инструмента и соответствующий рост срочных
сбережений ("связанных" денег) в
национальной валюте, что позволило
существенно снизить темпы инфляции и
скорость обращения денег.
Важнейшей
задачей для экономики обеих стран является
восстановление инвестиционного потенциала
предприятий реального сектора. При этом
общими проблемами Беларуси и России
являются: продолжающаяся тенденция
ускоренного износа основных фондов,
особенно их активной части; отсутствие
мотивации у хозяйствующих агентов к
увеличению внутренних сбережений и
инвестиций; высокий уровень налогов. Для
Беларуси в дополнение к названным вопросам
можно добавить инфляцию и, как следствие,
высокие процентные ставки за кредиты.
В
решении проблемы преобразования отношений
собственности оба государства
сталкиваются с противоречивым явлением.
Формирование частного сектора экономики
сужает сферу государственного влияния на
народное хозяйство, которое в переходный
период нуждается в государственном
регулировании и поддержке. Но с другой
стороны, усиление контроля над
хозяйственными процессами тормозит
реализацию преимуществ частной
собственности. Поэтому необходим поиск
оптимального разрешения данного
противоречия для субъектов хозяйствования
Союзного государства на основе общих
нормативно-правовых принципов.
Разрабатываемые нормативные акты по
сближению национальных законодательств
Беларуси и России, синхронизации темпов
экономических реформ двух стран должны в
полной мере учитывать специфические
особенности и направленность
использования экономических потенциалов
обеих стран, их геополитическое положение,
а также различные уровни достигнутых
результатов институциональных
преобразований для обеспечения
правильного проведения реформ.
Активизация согласованных действий
Республики Беларусь и Российской
Федерации, союзных органов по ускорению
экономической интеграции в соответствии с
мероприятиями, предусмотренными
Программой действий по реализации
положений Договора о создании Союзного
государства, обеспечит практическое
решение первоочередных задач, создаст
благоприятные условия для дальнейшего
взаимовыгодного российско-белорусского
сотрудничества.
Эти совместные усилия
уже способствовали определенному
улучшению экономического положения
государств-участников, что отразилось в
увеличении роста производства и ВВП,
подъеме производительных сил и повышении
уровня жизни в обеих странах.
К числу
важнейших факторов, способствующих
укреплению положительных тенденций в
российской экономике, относятся:
улучшение общей социально-политической
обстановки в стране после президентских
выборов весной 2000 года;
высокие мировые
цены на нефть, энергоносители и другие
товары российского экспорта;
постепенное улучшение экономического и
инвестиционного климата в стране в связи с
более четким определением основных
направлений долгосрочной стратегии.
Активные меры по устранению накопившихся
диспропорций и разбалансированности,
переходу к стабилизации и устойчивому
экономическому росту позволили, в основном,
преодолеть негативные тенденции и улучшить
социально-экономическую ситуацию в
Республике Беларусь.
Дополнительные
меры экономического, организационного,
законодательного и административного
характера в Беларуси будут направлены
на:
преодоление высоких темпов
инфляции, поддержание устойчивости курса
национальной валюты;
активизацию
инвестиционно-структурной и инновационной
деятельности;
техническую,
технологическую, организационную и
финансовую реструктуризацию предприятий
реального сектора экономики в соответствии
с приоритетными направлениями развития
экономики и принятыми национальными и
совместными российско-белорусскими
программами;
создание благоприятных
условий для развития предпринимательства,
малого и среднего бизнеса, привлечения
иностранных инвестиций;
снижение
налоговой нагрузки на субъекты
хозяйствования в целях их финансового
оздоровления;
повышение уровня
сбалансированности во внешней торговле и
сокращение внешней задолженности Беларуси,
особенно за импортируемые из Российской
Федерации энергетические ресурсы.
Среди важнейших направлений
сотрудничества двух стран следует отметить
разработку балансов
топливно-энергетических ресурсов Союзного
государства, балансов спроса и предложения
по важнейшим видам продукции, разработку и
размещение совместного оборонного
заказа.
В условиях нехватки у субъектов
хозяйствования финансовых ресурсов
возрастет роль лизинга, как механизма
взаиморасчетов, который активно
используется в экономически развитых
странах. Поэтому должны создаваться
совместные белорусско-российские
лизинговые компании.
В настоящий период
наиболее интенсивно идет сближение
налоговых систем двух стран.
В ценовой
политике успешно осуществляется
согласование тарифов на услуги транспорта
и связи. Были сделаны шаги и в направлении
сотрудничества по регулированию тарифов в
области железнодорожного транспорта (в
начале 2000 года Белорусская железная дорога
и МПС России подписали Соглашение "О
порядке регулирования железнодорожных
тарифов"). Вместе с тем по-прежнему не
решается проблема перехода на единые цены
на энергоресурсы, что не позволяет до конца
реализовать принятые ранее решения о
создании равных условий субъектам
хозяйствования Беларуси и России.
Важным вопросом, требующим урегулирования,
является транзитная торговля между
союзными странами. Это связано с особым
географическим положением Беларуси, через
территорию которой осуществляется 70%
экспорта России в восточную и западную
Европу. В 2000 году Беларусь через ЛЭП Россия -
Белоруссия - Польша - Германия начала
осуществлять транзит российской
электроэнергии на западноевропейский
рынок. Достигнута договоренность между
специалистами двух стран о необходимости
сооружения новой ЛЭП в Европу,
реконструкции и возобновления
строительства некоторых ГРЭС в Беларуси.
В 2000 году за счет бюджета Союзного
государства было предусмотрено
финансирование 45 совместных программ,
подпрограмм и мероприятий, ряд из которых
находится на завершающей стадии
реализации. Приоритетная роль отводится
дальнейшему созданию межгосударственных и
транснациональных финансово-промышленных
групп, включая участие в них субъектов
хозяйствования других стран СНГ и дальнего
зарубежья, а также совместных
предприятий.
Было предусмотрено
выделение 500 млн. российских рублей на
развитие дизельного автомобилестроения,
создание и освоение производства
автомобильной техники, в том числе
дизельных двигателей, соответствующих
экологическим стандартам Евро-3 на
Ярославском и Тутаевском моторных заводах.
На развитие производства телеаппаратуры на
предприятиях России и Белоруссии, в том
числе создание мощностей по производству
цветных кинескопов, было предусмотрено
выделение 215 млн. российских рублей.
Для
белорусской экономики в настоящее время
характерна большая, чем для российской,
социальная направленность. Расходы
консолидированного бюджета в 2000 году на
здравоохранение и физическую культуру в
Беларуси составили 5,2% к ВВП, в России - 2,3%, на
образование - соответственно 6,4 и 3,3%, на
социальную политику - 1,4 и 2% к ВВП.
В 2000
году наблюдались позитивные изменения в
сфере оплаты труда и в целом доходов
населения. Прирост реальных доходов
составил в Республике Беларусь 19%, в
Российской Федерации - 9,1 процента.
Основные итоговые и прогнозные
социально-экономические показатели