ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 8 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД"(Принято 15.05.2001)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД
(15 мая 2001 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить с учетом состоявшегося обсуждения Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год и параметры Прогноза на период до 2003 года.
2. Предложить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (И.С. Матеров) и Министерству экономики Республики Беларусь (В.Н. Шимов):
направить Прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год и параметры Прогноза на период до 2003 года заинтересованным министерствам и ведомствам России и Беларуси для использования в совместной работе по выполнению положений Договора о создании Союзного государства, решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по вопросам экономической интеграции;
подготовить и в III квартале 2001 г. представить в Совет Министров Союзного государства систему мер, определяющую этапы и сроки сближения социальных и макроэкономических показателей экономического развития и уровня жизни населения Российской Федерации и Республики Беларусь;
разработать в III квартале 2001 г. методические рекомендации по формированию, обоснованию и применению единых показателей и индикаторов государственного регулирования экономики государств-участников Договора о создании Союзного государства;
в I квартале 2002 г. представить в Совет Министров Союзного государства прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и основные макроэкономические параметры на период до 2004 года.
Прогноз одобрен Постановлением N 14 Совета Министров Союзного государства от 09.04.2002. 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 15 мая 2001 г. N 8
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Союзного государства подготовлен в соответствии с Перечнем первоочередных мер по выполнению Договора о создании Союзного государства и Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений.
В основу его разработки положены национальные прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь и Российской Федерации на 2001 год, основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 года и проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, а также методические материалы по сближению уровней социально-экономического развития Беларуси и России.
При подготовке данного Прогноза основное внимание было уделено проблемам максимальной реализации совместных мероприятий в области социально-экономического сотрудничества государств-участников, координации и активизации интеграционных процессов. Прогноз отражает основные направления формирования единого экономического пространства Союзного государства и включает динамику социально-экономических показателей Беларуси и России на 2001 год, основных макроэкономических параметров на период до 2003 года, а также меры по обеспечению устойчивого экономического роста в обеих странах.
Социально-экономические итоги развития
Беларуси и России в 2000 году и оценка ситуации
в процессе создания Союзного государства
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Беларусь за 2000 год имеют в целом положительную динамику.
В обеих странах обеспечен положительный прирост ВВП, который в Российской Федерации составил 7,7%, в Республике Беларусь - 5,8 процента. Прирост ВВП получен, в первую очередь, за счет прироста производства продукции промышленности (в Российской Федерации - 9%, в Беларуси - 8%) и сельского хозяйства (соответственно 5 и 8,9%). Положительные сдвиги в реальном секторе экономики позволили увеличить реальные доходы населения (в Российской Федерации - на 9,1%, в Беларуси - на 19%), что, в свою очередь, способствовало приросту розничного товарооборота (соответственно на 8,9 и 8,5%).
Однако, если в Российской Федерации в 2000 году отмечен значительный прирост инвестиций в основной капитал (17,7%), то в Республике Беларусь этот показатель ниже уровня 1999 года (96,6%).
В Беларуси значительно выше показатели инфляции. Индекс роста потребительских цен в 2000 году в Беларуси в среднем за месяц составил 6,3%, в то время как в России - 1,5 процента.
В предыдущие годы проблема бюджетного дефицита и его покрытия для Российской Федерации стояла острее, чем для Республики Беларусь. В последнее время ситуация изменилась. В связи с ростом цен на нефть и частичным решением проблемы по обслуживанию и выплате государственного долга в России в 2000 году имел место профицит госбюджета. В Беларуси дефицит консолидированного бюджета, по предварительным данным, составил 0,02% к ВВП.
В части сальдо торгового баланса имеют место разнонаправленные тенденции. Если в России оно положительно и в последние годы наблюдается его улучшение, то в Беларуси на протяжении ряда лет этот показатель является постоянно отрицательным. Более того, ценовые условия торговли между Беларусью и Россией ухудшились для Беларуси, что негативно сказались на состоянии торгового баланса Республики Беларусь. За 2000 год средние цены на экспорт в Российскую Федерацию увеличились на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как средние цены на импорт из Российской Федерации за этот же период возросли на 34,8 процента.
Поэтому, вследствие различий структур экономики, изменения в динамике внешних и внутренних цен, благоприятное для одной страны, оказывается одним из основных факторов ухудшения важнейших макроэкономических показателей в другой стране (в данном случае, в Беларуси).
В Беларуси и России существуют различия как в размерах государственного внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета, так и в источниках их покрытия и механизмах обслуживания и регулирования.
В Беларуси размер внешнего государственного долга в расчете на душу населения на порядок ниже, чем в Российской Федерации. Однако, проблемы с обслуживанием внешнего государственного долга в Беларуси могут усложниться, поскольку на ближайшие годы приходятся значительные выплаты по ранее взятым кредитам, производить которые в сложных условиях внешнего финансирования, постоянного отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса и незначительных валютных резервов страны будет весьма сложно.
В 2000 году в Беларуси в результате ужесточения денежно-кредитной политики созданы условия для финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. Ускоренная девальвация официального курса белорусского рубля обеспечила выход на единый курс на всех сегментах валютного рынка и создала объективные предпосылки для либерализации порядка сделок с валютой и ликвидации многочисленных административных ограничений в области распределения валюты. Политика реальных положительных ставок на денежном рынке обеспечила восстановление доверия к белорусскому рублю в качестве финансового инструмента и соответствующий рост срочных сбережений ("связанных" денег) в национальной валюте, что позволило существенно снизить темпы инфляции и скорость обращения денег.
Важнейшей задачей для экономики обеих стран является восстановление инвестиционного потенциала предприятий реального сектора. При этом общими проблемами Беларуси и России являются: продолжающаяся тенденция ускоренного износа основных фондов, особенно их активной части; отсутствие мотивации у хозяйствующих агентов к увеличению внутренних сбережений и инвестиций; высокий уровень налогов. Для Беларуси в дополнение к названным вопросам можно добавить инфляцию и, как следствие, высокие процентные ставки за кредиты.
В решении проблемы преобразования отношений собственности оба государства сталкиваются с противоречивым явлением. Формирование частного сектора экономики сужает сферу государственного влияния на народное хозяйство, которое в переходный период нуждается в государственном регулировании и поддержке. Но с другой стороны, усиление контроля над хозяйственными процессами тормозит реализацию преимуществ частной собственности. Поэтому необходим поиск оптимального разрешения данного противоречия для субъектов хозяйствования Союзного государства на основе общих нормативно-правовых принципов.
Разрабатываемые нормативные акты по сближению национальных законодательств Беларуси и России, синхронизации темпов экономических реформ двух стран должны в полной мере учитывать специфические особенности и направленность использования экономических потенциалов обеих стран, их геополитическое положение, а также различные уровни достигнутых результатов институциональных преобразований для обеспечения правильного проведения реформ.
Активизация согласованных действий Республики Беларусь и Российской Федерации, союзных органов по ускорению экономической интеграции в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, обеспечит практическое решение первоочередных задач, создаст благоприятные условия для дальнейшего взаимовыгодного российско-белорусского сотрудничества.
Эти совместные усилия уже способствовали определенному улучшению экономического положения государств-участников, что отразилось в увеличении роста производства и ВВП, подъеме производительных сил и повышении уровня жизни в обеих странах.
К числу важнейших факторов, способствующих укреплению положительных тенденций в российской экономике, относятся:
улучшение общей социально-политической обстановки в стране после президентских выборов весной 2000 года;
высокие мировые цены на нефть, энергоносители и другие товары российского экспорта;
постепенное улучшение экономического и инвестиционного климата в стране в связи с более четким определением основных направлений долгосрочной стратегии.
Активные меры по устранению накопившихся диспропорций и разбалансированности, переходу к стабилизации и устойчивому экономическому росту позволили, в основном, преодолеть негативные тенденции и улучшить социально-экономическую ситуацию в Республике Беларусь.
Дополнительные меры экономического, организационного, законодательного и административного характера в Беларуси будут направлены на:
преодоление высоких темпов инфляции, поддержание устойчивости курса национальной валюты;
активизацию инвестиционно-структурной и инновационной деятельности;
техническую, технологическую, организационную и финансовую реструктуризацию предприятий реального сектора экономики в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики и принятыми национальными и совместными российско-белорусскими программами;
создание благоприятных условий для развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, привлечения иностранных инвестиций;
снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в целях их финансового оздоровления;
повышение уровня сбалансированности во внешней торговле и сокращение внешней задолженности Беларуси, особенно за импортируемые из Российской Федерации энергетические ресурсы.
Среди важнейших направлений сотрудничества двух стран следует отметить разработку балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства, балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции, разработку и размещение совместного оборонного заказа.
В условиях нехватки у субъектов хозяйствования финансовых ресурсов возрастет роль лизинга, как механизма взаиморасчетов, который активно используется в экономически развитых странах. Поэтому должны создаваться совместные белорусско-российские лизинговые компании.
В настоящий период наиболее интенсивно идет сближение налоговых систем двух стран.
В ценовой политике успешно осуществляется согласование тарифов на услуги транспорта и связи. Были сделаны шаги и в направлении сотрудничества по регулированию тарифов в области железнодорожного транспорта (в начале 2000 года Белорусская железная дорога и МПС России подписали Соглашение "О порядке регулирования железнодорожных тарифов"). Вместе с тем по-прежнему не решается проблема перехода на единые цены на энергоресурсы, что не позволяет до конца реализовать принятые ранее решения о создании равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России.
Важным вопросом, требующим урегулирования, является транзитная торговля между союзными странами. Это связано с особым географическим положением Беларуси, через территорию которой осуществляется 70% экспорта России в восточную и западную Европу. В 2000 году Беларусь через ЛЭП Россия - Белоруссия - Польша - Германия начала осуществлять транзит российской электроэнергии на западноевропейский рынок. Достигнута договоренность между специалистами двух стран о необходимости сооружения новой ЛЭП в Европу, реконструкции и возобновления строительства некоторых ГРЭС в Беларуси.
В 2000 году за счет бюджета Союзного государства было предусмотрено финансирование 45 совместных программ, подпрограмм и мероприятий, ряд из которых находится на завершающей стадии реализации. Приоритетная роль отводится дальнейшему созданию межгосударственных и транснациональных финансово-промышленных групп, включая участие в них субъектов хозяйствования других стран СНГ и дальнего зарубежья, а также совместных предприятий.
Было предусмотрено выделение 500 млн. российских рублей на развитие дизельного автомобилестроения, создание и освоение производства автомобильной техники, в том числе дизельных двигателей, соответствующих экологическим стандартам Евро-3 на Ярославском и Тутаевском моторных заводах. На развитие производства телеаппаратуры на предприятиях России и Белоруссии, в том числе создание мощностей по производству цветных кинескопов, было предусмотрено выделение 215 млн. российских рублей.
Для белорусской экономики в настоящее время характерна большая, чем для российской, социальная направленность. Расходы консолидированного бюджета в 2000 году на здравоохранение и физическую культуру в Беларуси составили 5,2% к ВВП, в России - 2,3%, на образование - соответственно 6,4 и 3,3%, на социальную политику - 1,4 и 2% к ВВП.
В 2000 году наблюдались позитивные изменения в сфере оплаты труда и в целом доходов населения. Прирост реальных доходов составил в Республике Беларусь 19%, в Российской Федерации - 9,1 процента.
Основные итоговые и прогнозные социально-экономические показатели

ДИРЕКТИВА n 2 Совета Министров Союзного государства"ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ (СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА) НА 2000 ГОД"(Принята 15.05.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также