РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ О КОНЦЕПЦИИ УСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА"(Вместе с "ИНФОРМАЦИЕЙ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ...ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА", "ТАБЛИЦЕЙ ИНДЕКСАЦИИ...ГРУЗОВЫХ ТАРИФОВ...", "ГРУЗООБОРОТОМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ...", "ДАННЫМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ...", <СВОДНОЙ ТАБЛИЦЕЙ>)(Принято в г. Москве 28.09.2001)
РЕШЕНИЕ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ
СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ
О
КОНЦЕПЦИИ УСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ
ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОТ
18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА
(Москва, 28 сентября 2001
года)
Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств в целях
обеспечения выполнения Решения о Концепции
установления согласованной тарифной
политики на железнодорожном транспорте
государств - участников СНГ от 18 октября 1996
года
решил:
1. Принять к сведению
Информацию о ходе выполнения Решения
Совета глав правительств СНГ о Концепции
установления согласованной тарифной
политики на железнодорожном транспорте
государств - участников СНГ от 18 октября 1996
года, подготовленную Советом по
железнодорожному транспорту государств -
участников Содружества совместно с
Исполнительным комитетом СНГ и
рассмотренную Экономическим советом СНГ
(прилагается).
2. Совету по
железнодорожному транспорту государств -
участников Содружества продолжить работу
по совершенствованию согласованной
тарифной системы в рамках Тарифного
соглашения железнодорожных администраций
(железных дорог) государств - участников
СНГ.
3. Железнодорожным администрациям
государств - участников СНГ в целях
наращивания товарооборота между
государствами - участниками Содружества на
основании обращений грузоотправителей
(грузополучателей) рассматривать вопросы
об установлении экономически обоснованных
исключительных тарифов на перевозки
отдельных грузов на взаимовыгодных для
государств Содружества условиях под
конкретные контракты, объемы и маршруты
перевозок, в том числе в рамках созданных
совместных рабочих групп по тарифным,
экономическим и технологическим
вопросам.
4. Отметить, что на фоне
наметившейся в 2000 году стабилизации работы
промышленности и роста валового
внутреннего продукта в государствах
складывается сложная ситуация с
содержанием подвижного состава в
технически исправном состоянии и
обновлением его основных фондов, которая
может привести к затруднениям в перевозках
грузов и пассажиров.
Просить
правительства государств - участников СНГ в
трехмесячный срок рассмотреть ход
выполнения Решения Совета глав
правительств СНГ о Концепции установления
согласованной тарифной политики на
железнодорожном транспорте государств -
участников Содружества Независимых
Государств от 18 октября 1996 года, имея в виду
продолжить работу по снятию нагрузки на
грузовые тарифы, вызванные убыточностью
пассажирских перевозок, использованию
государственных дотаций, участию каждого
государства в инвестировании средств в
развитие пограничных переходов, бюджетному
финансированию поставок подвижного
состава, а также решению других вопросов
государственной поддержки железных
дорог.
5. Во изменение пункта 5 Решения
Совета глав правительств Содружества
Независимых Государств от 18 октября 1996 года
поручить Экономическому совету СНГ
ежегодно заслушивать и принимать решения
по докладу Совета по железнодорожному
транспорту государств - участников
Содружества и Исполнительного комитета СНГ
о ходе выполнения Решения Совета глав
правительств СНГ о Концепции установления
согласованной тарифной политики на
железнодорожном транспорте государств -
участников СНГ от 18 октября 1996 года.
6.
Настоящее Решение вступает в силу со дня
его подписания.
Совершено в городе Москве
28 сентября 2001 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный
экземпляр хранится в Исполнительном
комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому
государству, подписавшему настоящее
Решение, его заверенную
копию.
(Подписи)
ИНФОРМАЦИЯ
О
ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ
ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ
О КОНЦЕПЦИИ
УСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ ТАРИФНОЙ
ПОЛИТИКИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996
ГОДА
Согласованная тарифная политика на
железнодорожном транспорте государств -
участников Содружества Независимых
Государств проводится в рамках Тарифного
соглашения железнодорожных администраций
государств СНГ от 17 февраля 1993 года, в
соответствии с которым на ежегодных
Тарифных Конференциях на очередной
фрахтовый год утверждается Тарифная
политика железных дорог государств -
участников СНГ на перевозку грузов в
международном сообщении.
Тарифная
политика проводится в строгом соответствии
с Концепцией установления согласованной
тарифной политики на железнодорожном
транспорте государств - участников
Содружества Независимых Государств.
Восьмилетний период формирования и
применения Тарифной политики железных
дорог государств - участников Содружества
подтвердил обоснованность и правильность
принятых решений по этим вопросам.
Для
обеспечения конкурентоспособности
перевозимых грузов при формировании
Тарифной политики в международном
сообщении широко применяются:
дифференциация тарифов по родам грузов с
учетом платежеспособного спроса на
перевозки;
дифференциация тарифов в
зависимости от дальности и направлений
перевозок, в том числе с учетом наличия
альтернативных конкурентных направлений,
особенно при перевозке транзитных
грузов;
дифференциация тарифов по видам
сообщений (экспорт, импорт, транзит из
третьих стран в третьи, транзит с участием
стран СНГ);
возможность гибкого
реагирования на изменение мировых цен;
паритетность мер по снижению цен и тарифов
у всех участников экспортного процесса от
производителя до потребителя, в том числе с
учетом согласования сквозных ставок
железнодорожными администрациями
государств - участников международных
перевозок.
Основным принципом
утвержденной главами правительств СНГ
указанной Концепции является установление
на Тарифных Конференциях предельного
уровня базовых ставок Тарифной политики.
При проведении гибкой тарифной политики
каждая железнодорожная администрация в
целях обеспечения конкурентоспособности
перевозок использует свое право понижать
объявленный уровень ставок Тарифной
политики в зависимости от экономической
целесообразности.
Тарифная политика
построена на базе международных транзитных
тарифов - Международного железнодорожного
транзитного тарифа (МТТ) и Единого
транзитного тарифа (ЕТТ); ее участниками
являются железные дороги государств -
участников СНГ. К базовым ставкам этих
тарифов применяются коэффициенты в
зависимости от рода груза, вида отправок,
дальности перевозок, от типа подвижного
состава и его собственности, от загрузки
вагона, что позволяет установить ставки на
конкурентоспособном уровне.
На
Российских, Украинских и Белорусской
железных дорогах при перевозке грузов в
международном сообщении действует более
глубокая дифференциация тарифов по родам
грузов, которая позволяет учесть стоимость
перевозимых грузов и уровень транспортной
составляющей в их цене и реализуется через
систему индексов к базовым ставкам
Тарифной политики. Для наиболее дешевых
сырьевых массовых грузов установлены
понижающие индексы, а для грузов,
представляющих собой готовую продукцию и
имеющих высокую стоимость, - повышающие.
Каждая очередная Тарифная Конференция
является новым шагом в совершенствовании
согласованной тарифной политики. На них
рассматривается до 100 и более предложений
железнодорожных администраций,
грузоотправителей и экспедиторских
организаций по изменению и дополнению
Тарифной политики. Результаты работы
последних Тарифных Конференций
свидетельствуют об оптимизации уровней
тарифов.
Работа в рамках Тарифного
соглашения проводится на основании
международных принципов, что особенно
важно, учитывая интерес многих стран к
рынку стран СНГ. Международные партнеры
работают по жестким международным
правилам, и положения Тарифного соглашения
соответствуют им, они признаны и понятны на
рынке международных перевозок.
Многие
вопросы рассматриваются в рамках двух- и
многосторонних договоренностей железных
дорог стран - участниц Тарифного
соглашения. Для этих целей из
представителей железнодорожных
администраций государств СНГ созданы
рабочие группы, которые прорабатывают
вопросы уровня железнодорожных тарифов,
обеспечивающих конкурентоспособность
перевозок по железным дорогам отдельных
грузов.
В настоящее время действуют
рабочие группы между железнодорожными
администрациями России и Беларуси,
Беларуси и Украины, Беларуси и Казахстана,
России и Казахстана, России и Украины,
России и Латвии, а также
Российско-Латвийско-Казахстанская рабочая
группа.
В ноябре 2000 года в г. Ашхабаде
состоялась Девятая Тарифная Конференция
железнодорожных администраций государств -
участников СНГ, где была принята Тарифная
политика железных дорог государств -
участников Содружества Независимых
Государств на перевозки грузов в
международном сообщении на 2001 фрахтовый
год.
Работа указанной Конференции с
участием представителей всех
железнодорожных администраций государств -
участников Содружества была направлена на
совершенствование Тарифной политики на
перевозки грузов в международном
сообщении.
На основе поступивших
предложений внесены изменения в порядок
исчисления платежей за перевозки грузов,
курса пересчета швейцарских франков в
доллары США, уточнена редакция положений
Тарифной политики в целях приведения их в
соответствие с нормативными документами с
учетом их изменений. Установлен порядок
расчета платежей за перевозки
нескоропортящегося груза в вагоне -
термосе, поданном взамен предусмотренного
планом крытого вагона; приведен перечень
грузов тарифной группы 711, для которых
предусмотрены исключительные тарифные
условия при перевозках в приватных
цистернах; установлен порядок расчета
платежей за перевозку длинномерного груза
на фитинговых платформах; исключен раздел
"Перевозка грузов отправительскими
маршрутами"; внесены изменения в таблицы
транзитных расстояний и другие
изменения.
Согласован порядок решения
тарифных вопросов при согласовании
курсирования арендованных вагонов за
пределами железной дороги - собственницы.
Обсужден вопрос тарифов за использование
инфраструктуры железных дорог при
перевозках в сообщении между станциями
государств - участников СНГ. Признано
целесообразным согласовывать тарифы на
перевозки грузов поездными формированиями,
состоящими из локомотивов и вагонов,
принадлежащих организациям или
арендованных ими, на основе двусторонних
соглашений.
Сократился с двух до одного
месяца срок введения изменения тарифа на
транзитные перевозки по линиям железных
дорог, до 15 дней сокращен срок изменения
тарифа на экспортно-импортные перевозки по
территории железнодорожной администрации -
участницы Тарифного соглашения, который
объявляется с учетом экономической
целесообразности, что является особенно
актуальным на настоящем этапе развития
рыночных отношений, когда цены многих
производителей определяются рыночными
факторами и не регулируются
государством.
Тарифная политика на
перевозку грузов в международном сообщении
на 2001 фрахтовый год официально объявлена на
рынке международных перевозок в газете
"Гудок" 24 ноября 2000 г.
Конференция
признала целесообразным разработать для
внесения в Тарифную политику систему мер,
компенсирующих потери железных дорог от
девальвации доллара США, и подготовить
предложения о порядке внесения изменений в
Тарифное соглашение.
По поручению
Девятой Тарифной Конференции
железнодорожных администраций в
соответствии с Тарифным соглашением
выполнять функции Управления делами
Тарифной политики в 2001 фрахтовом году
по-прежнему поручено Российским железным
дорогам.
В Таблице 1 представлена
индексация - повышение грузовых тарифов по
прейскуранту N 10-01.
В целях выполнения
Решения Совета глав правительств СНГ от 18
октября 1996 года в части разработки мер по
отмене налога на добавленную стоимость в
межгосударственном сообщении и
согласования принципов налогообложения
предприятий железнодорожного транспорта 10
марта 2000 года государствами - участниками
Содружества было подписано Соглашение о
взаимодействии государств - участников СНГ
по сближению механизма налогообложения на
железнодорожном транспорте.
Вопросы
стабильности и снижения тарифов решаются
за счет мер по снижению себестоимости
перевозок. Железные дороги государств
Содружества ведут работу, направленную на
снижение затрат, связанных с
осуществлением перевозок грузов и
пассажиров, в частности, разработаны и
реализуются программы по снижению
себестоимости перевозок с учетом
особенностей развития национальных
железных дорог.
Снижение себестоимости
перевозок осуществляется в первую очередь
за счет приведения численности работающих
в соответствие с объемами перевозок,
пересмотра нормативов эксплуатационной
работы и технологических процессов,
внедрения ресурсосберегающих технологий,
структурной перестройки управления
отраслью.
Все это позволило в 1997 - 2000
годах не изменять предельного уровня
тарифов, что способствовало росту объемов
перевозок.
В 2000 году в целом по сети
железных дорог государств - участников СНГ
объем перевозок грузов увеличился на 9,9%,
причем по абсолютному большинству грузов, а
грузов в контейнерах - на 26,1%. Возросли
перевозки на железных дорогах
Азербайджана, Грузии, Казахстана, России,
Туркменистана, Узбекистана и Украины.
Обеспечивается слаженность и
взаимодействие железнодорожных
администраций в организации перевозочного
процесса. В результате пропуск грузовых
поездов по межгосударственным стыковым
пунктам осуществляется почти без задержек,
повысился уровень выполнения графика
движения пассажирских поездов.
Систематически в установленном порядке
оказывалась помощь железнодорожным
администрациям по их заявке порожними
исправными вагонами чужой принадлежности
для отгрузки предъявляемых грузов. В
результате проводимой работы по
использованию подвижного состава в 2000 году
ускорен оборот грузового вагона на 0,61
суток, а оборот цистерны - на 0,38 суток,
контейнера - на 12,2 суток. В Таблице 2
представлены данные по грузообороту
железных дорог государств - участников
СНГ.
Железнодорожными администрациями
проводится работа по улучшению
технического состояния парков грузовых
вагонов и контейнеров, обеспечению их
исправного состояния и снижению расходов
на содержание. По решению Совета по
железнодорожному транспорту государств -
участников Содружества внедряется новая,
более экономичная система ремонта и
технического обслуживания грузовых
вагонов, в зависимости от выполненного
объема работы (по пробегу), осуществляются
меры по повышению качества ремонта и
технического обслуживания вагонов.
Вместе с тем вызывает озабоченность тот
факт, что вагонный парк сокращается из-за
исключения вагонов из инвентаря в
значительно больших размерах, чем
приобретаются новые. Происходит старение
вагонного парка. Так, за период 1994 - 2000 годов
было исключено из инвентарного парка 378,6
тыс. вагонов, а приобретено новых