РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О СВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ ПО СНЯТИЮ ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ"(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ..." и "ПЕРЕЧНЕМ ТОВАРОВ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЮТСЯ НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ...")(Принято в г. Москве 29.11.2001)
РЕШЕНИЕ
О СВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
РАБОТЫ ПО СНЯТИЮ
ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
(Москва, 29
ноября 2001 года)
Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств
решил:
принять к сведению Сводную
информацию об основных направлениях работы
по снятию ограничений во взаимной торговле
государств - участников СНГ
(прилагается).
Совершено в городе Москве 29
ноября 2001 года в одном подлинном экземпляре
на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете
Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству,
подписавшему настоящее Решение, его
заверенную копию.
(Подписи)
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ ПО СНЯТИЮ
ОГРАНИЧЕНИЙ
ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Общие
положения
Сводная информация составлена
на основе положений нормативно-правовых
актов, а также других поступивших от
государств - участников СНГ документов и
материалов.
В соответствии с
Соглашением о создании зоны свободной
торговли от 15 апреля 1994 г. и Протоколом к
нему от 2 апреля 1999 г. необходимым условием
для формирования полномасштабной зоны
свободной торговли Содружества является
поэтапная ликвидация тарифных и
количественных ограничений во взаимной
торговле государств - участников.
Несмотря на общую тенденцию к
либерализации международного торгового
обмена, которая охватывает и государства
СНГ, большинство из них пока сохраняют, а в
определенных случаях и развивают
применение соответствующих инструментов
регулирования экспорта и импорта. При этом
основу причин введения и поддержания
тарифных и других ограничений в торговле
государств Содружества составляют, в
частности, следующие меры:
- защита
национальных производств при их
формировании, структурной перестройке или
в ходе преодоления кризисных
затруднений;
- сохранение конкретных
стратегических и структурообразующих
отраслей (предприятий), обеспечивающих
непрерывность воспроизводственного
процесса (энергетика, транспорт, связь и
т.п.);
- накопление резерва
торгово-политических уступок, которые
могут быть реализованы в обмен на важные
для развития экспорта и реализации
национальной экономической политики
аналогичные уступки стран - партнеров;
-
обеспечение дополнительных бюджетных
поступлений путем реализации
протекционистских мер торговой
политики.
Значительная часть торговых
ограничений во взаимоотношениях
государств СНГ, как и в мировой практике,
падает на импорт. Экспорт ограничивается,
как правило, в тех случаях, когда это
необходимо в интересах безопасности страны
либо искусственного удержания части
товарной массы на национальном рынке.
В
соответствии с Планом - графиком реализации
Предложений по формированию и
функционированию зоны свободной торговли,
одобренных Советом глав государств СНГ 21
июня 2000 г., Исполнительным комитетом СНГ
проводится работа по созданию на основе
информации государств Содружества банка
данных национальных законодательств и
нормативных актов, оказывающих воздействие
на развитие взаимной торговли государств -
участников СНГ. Анализ структуры этих
документов показывает, что в качестве
основных ограничителей режима свободной
торговли, практикуемых государствами
Содружества, выделяются две основные
группы: тарифные и нетарифные ограничения,
причем последние включают, в первую
очередь, количественные ограничения на
ввоз и / или вывоз товаров (квотирование,
лицензирование), а также специальные
торговые меры.
Тарифные ограничения
В
настоящее время Республика Армения,
Кыргызская Республика и Республика Молдова
не имеют тарифных ограничений в торговле с
государствами - участниками СНГ. Другие
государства Содружества согласовывают и
уточняют в ходе двусторонних переговоров
перечни таких ограничений.
Указанные
перечни были обобщены Исполнительным
комитетом СНГ и рассмотрены на заседании
рабочей группы государств - участников СНГ
по совершенствованию механизма
задействования зоны свободной торговли 20 -
21 апреля 2000 г., на Экономическом совете - 25
мая 2000 г., Совете глав правительств и Совете
глав государств - 20 - 21 июня 2000 г., а также на
заседании рабочей группы экспертов и
межмидовских консультациях государств -
участников СНГ - в марте 2001 г.
Кроме того,
Информация о ходе и результатах
двусторонних переговоров по изъятиям из
режима свободной торговли государств -
участников СНГ рассмотрена 31 мая 2001 г. на
заседании Совета глав правительств СНГ.
Принято решение считать целесообразным
активизировать двусторонние переговоры, в
2001 г. согласовать перечни изъятий из режима
свободной торговли и приступить к
переговорам о графиках их поэтапной
отмены.
По состоянию на октябрь 2001 г., в
сфере тарифных ограничений взаимной
торговли сложилась следующая ситуация.
Азербайджанская Республика применяет
ограничения при импорте товаров из
Республики Казахстан (4 подгруппы, 16
товарных позиций) и Российской Федерации (3
подгруппы, 2 товарных позиции). Подписаны
соответствующие двусторонние протоколы.
Республика Армения тарифные ограничения
из режима свободной торговли не применяет,
хотя в 2000 г. с Российской Федерацией
подписан соответствующий протокол.
Республика Беларусь применяет ограничения
при импорте из Азербайджанской Республики,
Республики Армения, Грузии, Республики
Молдова, Туркменистана, Республики
Узбекистан, Украины по 1 товарной позиции -
сахар белый. Двусторонние протоколы об
изъятиях с государствами СНГ не
оформлялись.
Грузия применяет тарифные
ограничения при импорте из Российской
Федерации (3 подгруппы, 2 товарных позиции).
Подписан соответствующий двусторонний
протокол.
Республика Казахстан
применяет ограничения при импорте из
Азербайджанской Республики, Республики
Армения, Грузии (по 2 группам и 1 товарной
позиции), Республики Узбекистан (по 2
группам и 1 подгруппе), Украины (по 2 группам).
Согласование изъятий из режима свободной
торговли и разработка графиков их
поэтапной отмены проводится в ходе
переговоров Республики Казахстан в рамках
двусторонних межправительственных
комиссий по торгово-экономическому
сотрудничеству с государствами, во
взаимной торговле с которыми применяются
изъятия. Указанные переговоры назначены на
конец 2001 г. и на 2002 г.
Кыргызская
Республика тарифные ограничения из режима
свободной торговли не применяет.
Республика Молдова тарифные ограничения из
режима свободной торговли не применяет. 29
мая 2001 г. подписан с Российской Федерацией
Протокол об изъятиях. Молдавская Сторона не
имеет изъятий при импорте российских
товаров.
Российская Федерация
применяет ограничения при импорте из
Азербайджанской Республики, Республики
Армения, Грузии, Республики Молдова,
Туркменистана, Республики Узбекистан,
Украины. Подписаны двусторонние протоколы
с Азербайджанской Республикой (2 подгруппы,
3 товарных позиции). Республикой Армения (1
подгруппа, 3 товарных позиции), Грузией (2
подгруппы, 3 товарных позиции), Республикой
Молдова (2 подгруппы, 4 товарных позиции),
Республикой Узбекистан (2 подгруппы, 4
товарных позиции), Украиной (1 подгруппа, 5
товарных позиций). Указанными протоколами
предусмотрена процедура уведомления
Сторонами друг друга о введении
согласованных изъятий не менее чем за 2
месяца до их применения. Туркменистан
воздерживается от двусторонних
переговоров по вопросам изъятий.
Российская Федерация перешла с 1 июля 2001
года на взимание косвенных налогов по
принципу "страны назначения товаров", за
исключением нефти, включая стабильный
газовый конденсат, и природного газа.
Республика Таджикистан применяет согласно
национальному законодательству
ограничения при импорте из Азербайджанской
Республики, Республики Армения, Грузии,
Республики Молдова, Туркменистана,
Республики Узбекистан и Украины.
Информация о перечнях тарифных ограничений
и переговорах по согласованию графиков их
отмены не представлена.
Республика
Узбекистан применяет ограничения при
импорте из Российской Федерации (2
подгруппы, 4 товарных позиции) - Протокол об
изъятиях от 24 апреля 2001 г. Ведутся
двусторонние переговоры с Кыргызской
Республикой по изъятиям из режима
свободной торговли. Обсуждается вопрос о
начале двусторонних переговоров по
вопросам ограничений в торговле с
Республикой Казахстан и Украиной.
Украина применяет тарифные ограничения при
импорте из Российской Федерации (1
подгруппа, 8 товарных позиций) - Протокол об
изъятиях от 4 октября 2001 г. Обсуждение
введенных Республикой Беларусь
ограничений в торговле с Украиной
проводится на двусторонней основе.
Инициирован вопрос о начале двусторонних
переговоров с Республикой Казахстан и
Республикой Узбекистан об отмене
действующих ограничений. Согласие
Республики Казахстан на проведение
переговоров имеется.
Фактическое
положение дел по тарифным ограничениям в
торговле государств - участников СНГ
приведено в Приложении 1.
Тарифные
барьеры во взаимной торговле государств
Содружества должны быть постепенно
отменены. Практика функционирования
крупнейших международных
торгово-экономических объединений стран,
таких как Европейский союз, НАФТА, АСЕАН,
МЕРКОСУР, ЦЕФТА и др., подтвердила
рациональность применения ступенчатого
поэтапного устранения тарифных
ограничений во взаимной торговле, вплоть до
их полной отмены.
Нетарифные
ограничения
Количественные ограничения
в торговле применяют все государства
Содружества, опираясь на принципиальные
положения статьи 13 Соглашения о создании
зоны свободной торговли, которая допускает
применение общепринятых в международной
практике мер государственного
регулирования в области
внешнеэкономических связей, необходимых
для защиты жизненных интересов государств
или для выполнения заключенных ими
международных договоров, если эти меры
касаются: защиты общественной морали и
общественного порядка; защиты жизни и
здоровья людей; охраны животных и растений;
защиты окружающей среды; охраны
художественных, археологических и
исторических ценностей, составляющих
национальное достояние; защиты
промышленной и интеллектуальной
собственности; торговли драгоценными
металлами и камнями; сохранения
невосполнимых природных ресурсов.
Анализ показывает, что состав
количественных ограничений, применяемых
странами СНГ, зачастую выходит за рамки,
предусмотренные статьей 13 Соглашения о
создании зоны свободной торговли.
Азербайджанская Республика применяет
лицензирование и квотирование при импорте
пива, ликеро-водочной и табачной продукции.
Указом Президента Азербайджанской
Республики N 457 от 17 апреля 2001 г. экспорт
отходов и лома черных и цветных металлов
временно приостановлен.
Республика
Беларусь применяет меры нетарифного
регулирования в торговле нефтью,
минеральными удобрениями, пищевой
продукцией, отходами и ломом черных и
цветных металлов, ликеро-водочными
изделиями, шинами, коврами и др.
продукцией.
Грузия применяет
лицензирование импорта табачных изделий,
экспорта лесоматериалов, лома черных
металлов, меди и алюминия.
Республика
Казахстан применяет лицензирование и
квотирование при импорте спирта этилового
и алкогольной продукции (кроме пива),
уайт-спирита и дистиллятов (подгруппа 2710 ТН
ВЭД СНГ), а также при экспорте алюминиевых
сплавов и изделий, стали, никеля (включая
отходы и лом), мазута.
Кыргызская
Республика применяет лицензирование
импорта табака, спирта и алкогольной
продукции, сырья и компонентов для
производства товарных нефтепродуктов,
экспорта отходов и лома цветных
металлов.
Республика Молдова применяет
лицензирование импорта бензина, экспорта и
импорта дизельного топлива (в целях борьбы
с уклонениями от налогообложения и
финансовыми нарушениями). Кроме того, в
соответствии с двусторонним Протоколом от
26 мая 1995 г. экспорт ряда молдавских товаров
в Казахстан осуществляется по лицензиям.
Российская Федерация применяет
лицензирование экспорта семян соевых
бобов, рапса, подсолнечника, шкур рогатого
скота и овец, а также лицензирование
импорта сахара, спирта, водки и крепких
спиртных напитков, табака.
Республика
Таджикистан применяет количественные
ограничения в торговле отходами и ломом
черных и цветных металлов, алкогольной и
табачной продукцией.
Республика
Узбекистан применяет лицензирование
экспорта и импорта вооружения и военной
техники, драгоценных металлов и сплавов,
урана и других радиоактивных веществ,
приборов и оборудования с использованием
радиоактивных веществ.
Украина
применяет квотирование при экспорте в
Узбекистан рогатого скота, овец, шкур, а
также квотирует (в рамках антидемпинговых
расследований) импорт из государств СНГ
искусственного меха, ворсового полотна,
электрических ламп накаливания, листов и
пленок из полиуретана.
Фактическое
положение дел по количественным
ограничениям в торговле государств СНГ
приведено в Приложении 2.
Среди
специальных торговых мер Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 12
сентября 2001 г. N 1363 сроком на 3 месяца введена
временная специальная пошлина на
импортируемые табачные изделия.
Начиная со второго полугодия 2000 г.,
Республикой Казахстан введены временные
защитные меры (лицензирование импорта,
защитные пошлины) в отношении ряда товаров,
ввозимых в Казахстан, - электротехнических
изделий, насосов. С июля 2000 г. сроком на 2
года введены защитные пошлины при импорте
бумаги обойной. Планируется введение
лицензирования и временных защитных мер
при импорте ряда других промышленных
товаров. Введение защитных мер Казахстан
мотивирует необходимостью защиты
внутреннего рынка и поддержки национальных
производителей.
Российской Федерацией
введены временные специальные пошлины в
отношении карамели, а также специальные
пошлины в отношении труб из черных
металлов, импортируемых из Украины, патоки
крахмальной, крахмала из кукурузы и
картофеля.
Решением Межведомственной
комиссии по международной торговле Украины
от 5 августа 1999 г. "О применении специальных
мер к импорту" сроком на 4 года была
установлена годовая квота на импорт в
Украину из Республики Беларусь и
Российской Федерации (а также из Польши и
Венгрии) электрических ламп накаливания.
Эти решения государства приняли, опираясь
на нормы статьи 13 "а" "Специальные торговые
меры" Протокола от 2 апреля 1999 г. о внесении
изменений и дополнений в Соглашение о
создании зоны свободной торговли, которой
регламентировано применение специальных
торговых мер в форме количественных
ограничений импорта либо специальных
импортных пошлин.
В соответствии с этой
статьей допускается применение
специальных торговых мер после проведения
соответствующего расследования в
отношении импорта товаров, если этот импорт
осуществляется в таких количествах и при
таких условиях, которые наносят ущерб или
создают неотвратимую угрозу ущерба, а также
в связи с демпинговым или субсидируемым
импортом.