РЕШЕНИЕ n 79 Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества"ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМУ И НЕТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИ ИНТЕГРАЦИОННОМ КОМИТЕТЕ В 2001 ГОДУ"(Вместе с "ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КОМИССИИ...")(Принято в г. Москве 05.04.2002)
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ N 79
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КОМИССИИ ПО
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМУ
И НЕТАРИФНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИ ИНТЕГРАЦИОННОМ
КОМИТЕТЕ В 2001 ГОДУ
(Москва, 5 апреля 2002
года)
Интеграционный Комитет
Евразийского экономического сообщества
решил:
1. Принять к сведению Информацию
Председателя Комиссии по
таможенно-тарифному и нетарифному
регулированию при Интеграционном Комитете
Д.И. Сухопарова об итогах работы Комиссии в
2001 году.
2. Комиссии по
таможенно-тарифному и нетарифному
регулированию при Интеграционном Комитете
ЕврАзЭС активизировать деятельность по
формированию Общего таможенного тарифа,
установлению единых мер нетарифного
регулирования, гармонизации (сближению,
унификации) законодательства в области
внешнеторговой
деятельности.
(Подписи)
Приложение
к Решению
Интеграционного Комитета ЕврАзЭС
от 5
апреля 2002 г. N 79
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ИТОГАХ
РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМУ
И НЕТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИ
ИНТЕГРАЦИОННОМ
КОМИТЕТЕ В 2001
ГОДУ
(доклад Председателя Комиссии,
заместителя министра экономического
развития
и торговли Российской
Федерации
Д.И. Сухопарова)
В 2001 году
работа Комиссии строилась в соответствии с
Положением о Комиссии и Регламентом ее
работы. Заседания проводились
ежеквартально (24 января, 12 апреля, 26 июля и 21
ноября). Всего Комиссией было рассмотрено 27
вопросов, направленных на формирование
государствами-членами ЕврАзЭС единой
внешнеторговой политики. По большинству
рассматриваемых вопросов были достигнуты
взаимоприемлемые для Сторон решения.
Одним из основных направлений деятельности
Комиссии является формирование Общего
таможенного тарифа. На каждом ее заседании
согласовывались проекты документов по
установлению ввозных таможенных пошлин,
представленных правительствами Сторон.
Результаты этой работы - Дополнение N 3 и
Дополнение N 4 к Базовому перечню Общего
таможенного тарифа (утверждены,
соответственно, Решением Совета глав
правительств от 24 мая 2001 года N 114 и Решением
Межгоссовета ЕврАзЭС от 26 февраля 2002 года N
40).
Большое внимание уделялось анализу
эффективности применяемых тарифных ставок,
поиску возможностей их унификации с учетом
необходимости защиты национальных рынков и
удовлетворения потребностей производства
и населения, с одной стороны, и
обстоятельств, связанных с необходимостью
регулирования платежных балансов и
бюджетных поступлений, с другой стороны.
При выработке решений по установлению
ставок Базового перечня Общего таможенного
тарифа принимались во внимание также
тарифные предложения Беларуси, Казахстана
и России в переговорных процессах с
Всемирной торговой организацией в целях
сближения переговорных позиций. С учетом
стратегических задач ЕврАзЭС
рассматривались также перспективы
формирования Общего таможенного тарифа, в
частности, на заседании Комиссии в июле 2001
года.
В связи с переходом Сообщества на
ТН ВЭД ЕврАзЭС предстоит большая работа по
приведению в соответствие с ней Базового
перечня Общего таможенного тарифа.
Комиссией решались вопросы, касающиеся
применения правительствами Сторон
вывозных таможенных пошлин. По инициативе
российской Стороны был разработан и
утвержден Протокол о порядке введения и
применения вывозных таможенных пошлин
государствами-участниками Таможенного
союза (подписан Сторонами от имени глав
правительств 22 мая 2001 года).
Одной из
составляющих в деятельности Комиссии
является рассмотрение организационных и
методических вопросов унификации
таможенно-тарифных методов регулирования
внешнеторговой деятельности
государств-членов ЕврАзЭС. Важным шагом в
этом направлении является Положение о
порядке согласования проектов решений
правительств государств-членов
Евразийского экономического сообщества по
вопросам регулирования внешнеторговой
деятельности и порядке их принятия
(утверждено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС
от 26 февраля 2002 года N 39). Этот документ
разработан в связи с учреждением ЕврАзЭС и
с учетом накопленного опыта в области
согласования решений правительств Сторон.
В частности, вышеназванное Положение
предусматривает более детальный и четкий
порядок согласования решений, права и
обязанности Сторон, а также конкретизирует
объекты согласования.
В сфере
постоянного внимания Комиссии находились
вопросы, связанные с применением Протокола
о механизме применения специальных
защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер в торговле
государств-участников Таможенного союза.
Комиссия в своих протокольных решениях
неоднократно рекомендовала правительствам
государств-партнеров не применять в
отношении друг друга указанные меры,
поскольку это не соответствует нашим
стратегическим целям, духу интеграции. В
этой связи представляется целесообразным
внести на рассмотрение Интеграционного
Комитета вопрос о внесении изменений в
положения вышеназванного Протокола, с тем,
чтобы исключить применение специальных
защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер во взаимной торговле
государств-членов ЕврАзЭС и предусмотреть
механизмы их введения на коллективной
основе в отношении третьих стран.
Представляется, что Комиссии следовало бы
проявить больше настойчивости в этом
направлении.
Комиссия ежегодно
пересматривала, в соответствии с
установленным порядком, перечни
чувствительных товаров для каждого
государства Сообщества, а также перечни
товаров, к которым применяются запреты или
ограничения на ввоз и/или вывоз
государствами-членами ЕврАзЭС во внешней
торговле с третьими странами. Эти перечни
фиксировались Интеграционным Комитетом.
Однако за истекшие два года сближения
позиций и дальнейшей унификации в этой
области не произошло. Таким образом, нам
предстоит совместно с правительствами
Сторон настойчиво работать в этом
направлении.
В истекшем 2001 году
Комиссией рассматривался ряд проектов
документов, направленных на установление
единого порядка регулирования
внешнеторговой деятельности. В их числе
необходимо отметить проекты Протокола о
порядке применения государствами-членами
ЕврАзЭС количественных ограничений в
отношении третьих стран при экспорте и/или
импорте товаров; Протокола о согласованном
предоставлении тарифных преференций
государствами-членами ЕврАзЭС в торговле с
третьими странами; Протокола о сближении
торговых режимов государств-участников
Таможенного союза в отношении третьих
стран.
Указанные проекты документов
неоднократно обсуждались на экспертном
уровне, их положения в основном согласованы
и требуют доработки на предмет
соответствия нормам ГАТТ/ВТО. Эти документы
составляют серьезный задел для дальнейшего
формирования единого правового поля
Сообщества.
Следует признать, что
Комиссия пока не нашла компромиссных,
взаимоприемлемых для Сторон решений
относительно проекта Протокола между
правительствами государств-членов ЕврАзЭС
о согласованном введении изъятий из режима
свободной торговли с
государствами-участниками Содружества
Независимых Государств, не входящими в
ЕврАзЭС и нам необходимо принять
совместные усилия для завершения работы
над этим документом.
Комиссия обсуждала
также вопросы повышения эффективности
своей деятельности, проблемы, осложняющие
ее работу. В их числе нерегулярное участие
членов Комиссии в заседаниях, а также
работа в Комиссии представителей Сторон, не
имеющих официальных полномочий (хотя и
отвечающих по своему служебному статусу
критериям членства). Так, от Республики
Казахстан до настоящего времени не
поступили официальные уведомления о
персональном составе членов Комиссии.
Вместе с тем, есть основания полагать, что
утверждение нового Положения о Комиссии на
основе Типового положения о советах и
комиссиях при Интеграционном Комитете
ЕврАзЭС позволит повысить ее
эффективность, придаст новый импульс ее
деятельности.