ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 14 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА"(Вместе с <ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОГНОЗОВ>)(Принято 09.04.2002)
СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 14
О
ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА НА 2002 ГОД
И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА
(9 апреля
2002 года)
Совет Министров Союзного
государства постановляет:
1. Одобрить
Прогноз социально-экономического развития
Союзного государства на 2002 год и параметры
Прогноза до 2004 года, а также прогнозные
балансы спроса и предложения по важнейшим
видам продукции Союзного государства на 2002
год.
2. Постоянному Комитету Союзного
государства направить Прогноз
социально-экономического развития
Союзного государства на 2002 год и параметры
Прогноза до 2004 года, а также прогнозные
балансы спроса и предложения по важнейшим
видам продукции Союзного государства на 2002
год заинтересованным министерствам и
ведомствам Российской Федерации и
Республики Беларусь для использования в
совместной работе по выполнению положений
Договора о создании Союзного государства,
решений Высшего Государственного Совета и
Совета Министров Союзного государства по
вопросам формирования единого
экономического пространства.
3.
Министерству экономического развития и
торговли Российской Федерации и
Министерству экономики Республики
Беларусь в I квартале 2003 г. представить в
Совет Министров Союзного государства
согласованный Прогноз
социально-экономического развития
Союзного государства на 2003 год и параметры
Прогноза до 2005 года. Министерству
промышленности, науки и технологий
Российской Федерации, Министерству
экономики Республики Беларусь в I квартале
2003 г. представить в Совет Министров
Союзного государства согласованные
прогнозные балансы спроса и предложения по
важнейшим видам продукции Союзного
государства на 2003 год.
Прогноз
социально-экономического развития
Союзного государства на 2003 год и параметры
прогноза до 2005 года и прогнозные балансы
спроса и предложения по важнейшим видам
продукции Союзного государства на 2003 год
одобрены Постановлением N 6 Совета
Министров Союзного государства от 29.04.2003. 4.
Настоящее Постановление вступает в силу со
дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного
государства
М.КАСЬЯНОВ
Одобрен
Постановлением
Совета
Министров
Союзного государства
от 9
апреля 2002 г. N 14
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
НА 2002 ГОД И
ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2004
ГОДА
Введение
Проект Прогноза
социально-экономического развития
Союзного государства на 2002 год и параметры
Прогноза до 2004 года подготовлен в
соответствии с Постановлением Совета
Министров Союзного государства от 15 мая 2001
г. N 8.
При подготовке данного проекта
Прогноза основное внимание было уделено
проблемам максимальной реализации
совместных мероприятий по
социально-экономическому сотрудничеству и
активизации интеграционных процессов.
Прогноз содержит динамику важнейших
социально-экономических показателей
развития национальных экономик и Союзного
государства в целом, а также важнейшие
направления, механизмы и меры по
синхронизации экономической политики и
реформ в двух странах в прогнозном периоде,
направленных на поэтапное формирование
общего экономического пространства и
обеспечение устойчивого экономического
роста.
1. Оценка текущего состояния и
условия
социально-экономического
развития Союзного государства
В
Российской Федерации в 2001 году третий год
подряд продолжался экономический рост.
Прирост ВВП к 2000 году составил, по оценке,
5%.
Объем промышленного производства
увеличился к уровню 2000 года на 4,9%.
Наибольшие темпы роста отмечены в
машиностроении, химической и
нефтехимической, пищевой
промышленности.
В Республике Беларусь
прирост ВВП составил 4,1%, выпуск
промышленной продукции увеличился на 5,4%.
В российской экономике в 2001 году, в отличие
от предыдущего года, усилилось воздействие
на экономическую ситуацию внутренних
факторов, прежде всего, сохранение
достаточно высокого спроса домашних
хозяйств и существенные темпы роста
(прирост за год, составил, по оценке, 8,5%)
инвестиций в основной капитал.
Предприятия реального сектора российской
экономики активизировали инвестирование
за счет ранее накопленных финансовых
ресурсов, а также привлеченных средств, в
том числе кредитов банков. По данным Банка
России, за январь - октябрь 2001 года кредиты
банков реальному сектору экономики выросли
на 37,6%. В реальном исчислении (с учетом
инфляции) к уровню 1 июля 1998 г. кредиты
реальному сектору увеличились на 36,1%.
В
экономике Беларуси в 2001 году тенденции
складывались под влиянием факторов,
сдерживающих экономический рост.
Сохраняется низкая инвестиционная
активность. Инвестиции в основной капитал
составили 93,9%. Существенный спад произошел
в объемах инвестирования объектов
непроизводственного назначения (на 13,4%).
Высокий уровень издержек производства в
связи с удорожанием импортируемых
материально-сырьевых ресурсов, в первую
очередь, энергоносителей, обусловил
недостаточную ценовую
конкурентоспособность многих видов
белорусской продукции и услуг на внешних
рынках, в том числе и на российском рынке. В
итоге по сравнению с 2000 годом в 2001 году
произошло замедление темпов роста
белорусского экспорта со 124,5% до 101,9%.
В
связи с таким сокращением экспорта и
недостаточным внутренним спросом домашних
хозяйств ограничивается рост выручки от
реализации продукции предприятиями
реального сектора экономики, что
обуславливает низкий уровень их
рентабельности и платежеспособности.
Из компонентов внутреннего спроса в
Беларуси особое значение имеет
государственная поддержка и
стимулирование роста инвестиционной
активности, включая привлечение прямых
иностранных инвестиций и внешнего
финансирования, активизация
сотрудничества с международными
финансовыми организациями, осуществление
совместных проектов и программ с участием
российского капитала в рамках Договора о
создании Союзного государства Беларуси и
России.
В Российской Федерации
сохраняется в целом положительная динамика
реальных располагаемых денежных доходов
населения, что позволило несколько
сократить их отставание от докризисного
уровня. В целом за 2001 год их прирост
оценивается на уровне 5,9%.
Оборот
розничной торговли превзошел максимальный
уровень оборота розничной торговли,
зафиксированный в конце 1997 года. Более
высокая динамика оборота розничной
торговли по сравнению с денежными доходами
населения обусловлена сдвигом в структуре
покупок населения в посткризисный период в
пользу более дешевых, но потребительски
относительно равноценных товаров, а также
относительным сокращением денежных
сбережений населения.
В Республике
Беларусь реальные располагаемые денежные
доходы повышаются опережающими темпами в
сравнении с прогнозными параметрами на 2001
год. Их прирост в 2001 году составил к 2000 году
26%.
Рост доходов населения
способствовал повышению покупательского
спроса населения. В связи с этим оборот
розничной торговли за 2001 год увеличился на
21,2%. Рост продаж происходил преимущественно
за счет товаров отечественного
производства. Одновременно существенно
выросли денежные сбережения населения. По
состоянию на 1 января 2002 г. они увеличились в
2,1 раза (по сравнению с 1 января 2001 г.) при
росте потребительских цен за январь -
декабрь 2001 г. на 46,1%.
Экспорт товаров из
России за 2001 год сократился, по оценке
Минэкономразвития России, на 2,9% к уровню 2000
года. При этом внешнеэкономическая
конъюнктура в текущем году оставалась
достаточно благоприятной для российского
экспорта. Мировая цена на российскую нефть
сорта "URALS" составила в среднем за январь -
ноябрь 2001 г. 23,4 доллара за баррель, против 26,8
доллара за баррель в среднем за 2000 год.
Значительно благоприятнее, чем в
предыдущем году, складывалась ценовая
конъюнктура на газ.
Заметно ускорилась
динамика импорта товаров. В 2001 году по
сравнению с 2000 годом его прирост составит,
по оценке Минэкономразвития России 17%. Это
обусловлено и ростом доходов населения и, в
значительной мере, реальным укреплением
российского рубля.
Во
внешнеэкономическом секторе Республики
Беларусь на внешнеторговую деятельность
продолжали оказывать влияние последствия
девальвации и стабилизации валютного курса
белорусского рубля.
При снижении
индекса средних экспортных цен на 7,5% за 2001
год к 2000 году физический объем экспорта
увеличился на 9,5%. Экспорт товаров за 2001 год
в долларовой оценке увеличился на 1,3% при
значительном сокращении импорта, который
за 2001 год составил 93,9% к 2000 году. Индекс
средних импортных цен снизился на 11,7% к
уровню 2000 года. Это объясняется в некоторой
мере введением стабильного валютного
курса, при котором не происходит завышение
стоимости импорта.
В целом в 2001 году
сохранился дефицит внешней торговли
товарами. В то же время отрицательное
сальдо снизилось с 1097,1 млн. долларов США в
2000 году до 620,6 млн. долларов США в 2001 году (в
1,8 раза).
Доходы федерального бюджета
Российской Федерации в 2001 году увеличились,
по оценке, до 17,0% ВВП (против 12,9% ВВП за 1999 год
и 16,0% ВВП за 2000 год) в основном за счет роста
поступлений по сбору налоговых доходов.
Постоянное улучшение показателей по сбору
налогов определяется как ростом
производства, так и благоприятными ценами
на экспортируемые товары, которые в
сочетании с высокими налогами на экспорт
резко повысили объем поступлений от
внешнеэкономической деятельности.
Первичный профицит федерального бюджета
поддерживается на высоком уровне (в 2000 - 2001
годах превышал 5% от ВВП), что позволило
осуществлять выплаты по государственному
долгу без масштабных внутренних и внешних
заимствований.
В консолидированный
бюджет Республики Беларусь в январе -
ноябре поступило доходов в размере 33,9% ВВП
(в аналогичном периоде 2000 г. - 34,8%). Уровень
доходов целевых бюджетных фондов составил
6,1% ВВП, задолженность по доходам и
поступлениям в бюджет возросла в 3,2 раза,
дефицит бюджета составил 1,7% ВВП. В течение
2001 года в экономике Российской Федерации
сохранялись достаточно высокие темпы
инфляции (прирост потребительских цен
составил в целом за год 18,6% против 20,2% в 2000
году), что обусловлено, прежде всего,
существенным ростом денежных агрегатов в
конце 2000 года, что отразилось на темпах
инфляции в начале 2001 года, а также
увеличением темпов роста тарифов на
платные услуги населению (в значительной
мере - на дотируемые услуги ЖКХ и услуги
естественных монополий, отпускаемые
населению), опережающим ростом цен на
продукцию пищевой промышленности и
сельского хозяйства в условиях низких
темпов их производства.
Вместе с тем в
последние месяцы 2001 года темпы инфляции
снизились. Во втором полугодии 2001 года
потребительские цены выросли на 5,2% против
9,8% во втором полугодии 2000 года. Улучшение
динамики инфляции обусловлено сдержанной
денежно-кредитной политикой, ростом
предложения товаров и постепенным
снижением инфляционных ожиданий.
В
ценовой ситуации Республики Беларусь в 2001
году сложились также позитивные тенденции,
особенно в августе, когда был отмечен
наименьший за последние пять лет месячный
индекс роста потребительских цен - 0,8%. Общий
рост потребительских цен в 2001 году составил
146,1% (в среднемесячном выражении - 3,2%).
Основными факторами относительной
стабилизации в сфере ценообразования
явились, с одной стороны, выполнение
параметров в области денежно-кредитной
политики, незначительные колебания
обменного курса национальной валюты, с
другой - сезонное снижение цен на
продовольственном рынке. Динамика роста
важнейших макроэкономических показателей
приведена в Таблице 1.
Таблица
1
Важнейшие макроэкономические
показатели по Республике
Беларусь и
Российской Федерации за 2000 - 2001 гг.
(в % к
соответствующему периоду предыдущего
года)
-------------------------------------------T----------T----------¬
¦ ¦ 2000 год ¦ 2001 год
¦
¦ ¦ (отчет) ¦
(оценка) ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Валовой внутренний продукт ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦ 105,8 ¦ 104,1 ¦
¦Российская Федерация
¦ 108,3 ¦ 105,0 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Темп инфляции (по потребительским ценам), ¦
¦ ¦
¦рост к декабрю
предыдущего года ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦ 207,5 ¦
146,1 ¦
¦Российская Федерация
¦ 120,2 ¦ 118,6 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Продукция промышленности ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦ 107,8 ¦ 105,4 ¦
¦Российская Федерация
¦ 111,6 ¦ 104,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Продукция сельского хозяйства ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦ 109,3 ¦ 101,8 ¦
¦Российская Федерация
¦ 107,7 ¦ 106,8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Инвестиции в основной капитал ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦ 102,1 ¦ 93,9 ¦
¦Российская Федерация
¦ 117,4 ¦ 108,7 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Реальные располагаемые денежные доходы
¦ ¦ ¦
¦населения
¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦ 120,0 ¦ 126,0 ¦
¦Российская
Федерация ¦ 109,3 ¦ 105,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Оборот розничной торговли ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦ 111,9 ¦ 121,2 ¦
¦Российская Федерация
¦ 108,7 ¦ 110,8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Объем платных услуг населению ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦ 104,9 ¦ 108,6 ¦
¦Российская Федерация
¦ 106,0 ¦ 100,9 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Экспорт товаров ¦