"РЕКОМЕНДАЦИИ "ГРУППЫ ВОСЬМИ" ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ"(Вместе со <СПИСКОМ КОНВЕНЦИЙ И ПРОТОКОЛОВ ООН ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ>)(Подписаны в г. Уистлере 12.06.2002 - 13.06.2002)
РЕКОМЕНДАЦИИ
"ГРУППЫ ВОСЬМИ" ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ
(Уистлер, 12 - 13
июня 2002 года)
Преамбула
"Группа восьми"
придает самое большое значение усилиям по
предупреждению терроризма и борьбе с ним. С
целью оказания помощи в этих усилиях
"Группа восьми" наметила ряд принципов,
служащих руководством для расширения
возможностей в области борьбы с
терроризмом. Нижеследующие рекомендации
представляют собой результат пересмотра
выработанных Группой экспертов по борьбе с
терроризмом 25 мер, которые были приняты в
Париже в 1996 году. Этот пересмотр был начат
Соединенными Штатами, проводился Группой
экспертов "Группы восьми" по борьбе с
терроризмом (Римской группой) и
координировался Канадой в период ее
председательства.
Эти рекомендации
обновляют разработанные Группой экспертов
по борьбе с терроризмом 25 мер с целью учета
новых террористических угроз, дополняя при
этом 40 рекомендаций, подготовленных
Группой "Группы восьми" по борьбе с
преступностью, известной как Лионская
группа (1990 г.). В Лионские рекомендации также
были внесены изменения для более
эффективного реагирования на угрозы,
связанные с транснациональной
преступностью. Пересмотренные
рекомендации Лионской группы, которые
сегодня называются Рекомендациями "Группы
восьми" по борьбе с транснациональной
преступностью, были одобрены министрами
юстиции и внутренних дел стран "Группы
восьми" (Мон-Трамблан, 13 и 14 мая 2002 г.).
Цель этих рекомендаций - дополнить работу
экспертов в других региональных
организациях и на международных форумах. К
ним относятся другие группы экспертов
"Группы восьми", такие, как Группа экспертов
по нераспространению, которой были
разработаны принципы, направленные на
недопущение доступа террористов или тех,
кто их укрывает, к оружию массового
уничтожения, радиологическому оружию и
ракетам.
Приводимые ниже
пересмотренные рекомендации "Группы
восьми" по борьбе с терроризмом включают в
себя нормы, принципы, наилучшую практику,
меры и взаимосвязи, которые, по мнению
"Группы восьми", позволяют улучшить уже
существующие механизмы, процедуры и сети
защиты нашего общества от террористических
угроз. Они призваны служить
обязательствами "Группы восьми", которые мы
рекомендуем в качестве руководящих
принципов для всех государств.
Государства должны обеспечить, чтобы их
стратегия борьбы с терроризмом была
динамичной и достаточно гибкой и
новаторской, что позволяло бы учитывать
постоянно меняющиеся вызовы. Мы
настоятельно призываем все государства
присоединиться к "Группе восьми" в деле
осуществления нижеследующих мер.
Раздел
1
Незамедлительное осуществление
существующих
инструментов, касающихся
борьбы с терроризмом
Мы обязуемся и
настоятельно призываем все другие
государства:
1. Принять меры для
обеспечения по возможности в кратчайшие
сроки полного присоединения к
нижеследующим инструментам, касающимся
предупреждения и пресечения терроризма:
а) 12 перечисленным в Приложении конвенциям
и протоколам Организации Объединенных
Наций по вопросам борьбы с терроризмом;
б) всем соответствующим резолюциям Совета
Безопасности Организации Объединенных
Наций, в частности Резолюции 1373 (2001) Совета
Безопасности Организации Объединенных
Наций; и
2. Стать участником, если на это
имеется право, Конвенции Совета Европы о
борьбе с киберпреступлениями (2001 г.),
обеспечив всестороннее и скорейшее
осуществление всех ее положений, или
обеспечить создание правовой основы,
аналогичной тем мерам, к которым призывает
эта Конвенция, поскольку в ней
предусматриваются полезные меры борьбы с
проникновением террористов и других
преступных элементов в компьютерные
системы, а также меры для сбора электронных
данных о терроризме и других
преступлениях.
Раздел 2
Поддержка
дополнительных многосторонних
инициатив и инструментов по борьбе с
терроризмом
Мы обязуемся и призываем все
другие государства:
1. Совместно с
системой Организации Объединенных Наций
доработать проект Всеобъемлющей конвенции
Организации Объединенных Наций о борьбе с
международным терроризмом и
координировать наши усилия в этой
области;
2. Оказать содействие
соответствующей деятельности
многосторонних организаций, членами
которых мы являемся, в том числе на
региональном уровне, с тем чтобы
конструктивно дополнить меры по борьбе с
терроризмом, которые уже принимаются или
разрабатываются на глобальном
уровне.
Раздел 3
Химическое,
биологическое,
радиологическое и
ядерное оружие
Мы обязуемся и
настоятельно призываем все другие
государства:
1. а) в отношении
обеспечения эффективных мер пресечения
использования биологического оружия
террористами - признать преступлениями
правонарушения, предусмотренные в
Конвенции о запрещении биологического и
токсинного оружия (1972 г.), предусмотреть, что
лица, совершающие такие правонарушения,
должны подлежать выдаче в соответствии с
действующими договорами и законами и
совместно работать над наилучшей практикой
по выявлению и недопущению таких
правонарушений;
б) принять меры по
обеспечению совместной работы для
налаживания эффективных механизмов
выявления случаев незаконного владения
отдельными видами биологических веществ и
передачи их на национальном и
международном уровнях, а также изучить
дополнительные меры по предотвращению
применения биологических веществ для
совершения террористических нападений;
2. Провести работу в рамках системы
Организации Объединенных Наций по
завершению подготовки проекта
Международной конвенции о борьбе с актами
ядерного терроризма и усилить нашу
совместную деятельность на этом
направлении;
Международная конвенция
о борьбе с актами ядерного терроризма
принята 13.04.2005 Резолюцией 59/290 на 91-ом
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи
ООН. 3. В развитие Конвенции 1980 года о
физической защите ядерных материалов
совместно изучить возможные
дополнительные международные меры для
достижения целей Конвенции и рассмотреть
возможность принятия расширенных мер для
решения проблемы контрабанды ядерных
материалов;
4. Совместно работать с
целью определения на соответствующих
международных форумах наилучшей практики
для обеспечения защиты химических,
биологических, радиологических, ядерных и
других соответствующих объектов от
террористического нападения и изучить пути
предотвращения использования террористами
чувствительной информации, связанной с
такими объектами, для целей нападения на
них;
5. Координировать усилия и поощрять
оказание поддержки на других форумах, в
рамках которых осуществляются совместные
превентивные программы в области
химических, биологических, радиологических
и ядерных материалов, например в рамках
Международного агентства по атомной
энергии (МАГАТЭ);
6. Разработать
руководящие принципы, касающиеся наилучшей
практики, для целей планирования на случай
чрезвычайных ситуаций на национальном
уровне и укрепить существующие механизмы
реагирования на случай возникновения
кризисных ситуаций.
Раздел 4
Взрывчатые
вещества и огнестрельное оружие
Мы
обязуемся и настоятельно призываем все
другие государства:
1. Ускорить изучение
и разработку методов обнаружения
взрывчатых веществ, огнестрельного оружия
и других вредных веществ, вызывающих смерть
и увечья, и провести консультации
относительно разработки стандартов
маркировки взрывчатых веществ с тем, чтобы
можно было устанавливать их происхождение
при проведении расследований после взрывов
и, в случае необходимости, оказать
содействие сотрудничеству в этой
области;
2. Принять эффективные
внутренние законы и положения, включая меры
экспортного контроля, для регулирования
производства, сбыта, перевозки и экспорта
огнестрельного оружия, взрывчатых веществ
и любых устройств, предназначенных для
нанесения серьезных увечий, ущерба или
разрушений, с целью предотвращения их
использования для террористических
акций.
Раздел 5
Финансирование
терроризма
Мы обязуемся и настоятельно
призываем все другие государства:
1. По
возможности в кратчайшие сроки обеспечить
всестороннее осуществление Резолюции 1373
Совета Безопасности Организации
Объединенных Наций, Международной
конвенции о борьбе с финансированием
терроризма и принятых Целевой группой по
финансовым операциям (ФАТФ) Специальных
рекомендаций по борьбе с финансированием
терроризма (2001 г.), а также принять участие в
осуществлении глобальных планов действия
ФАТФ;
2. Предпринять шаги по устранению
препятствий на пути осуществления
эффективных совместных мер по борьбе с
финансированием террористических
операций, которые изложены в Докладе
Совещания "Группы восьми" по правовым мерам
борьбы с финансированием терроризма (2002 г.),
принятом министрами юстиции и внутренних
дел "Группы восьми" (2002 г.), и перейти от
замораживания активов террористических
организаций к их конфискации с целью
полного лишения террористов их финансовых
средств;
В информационный банк
включен Доклад о ходе работы по борьбе с
терроризмом, подписанный в г. Уистлере
12.06.2002 - 13.06.2002. 3. Выполнить рекомендации по
"отмыванию денег, связанному с этим
финансированием террористической
деятельности и конфискацией активов",
которые содержатся в Рекомендациях "Группы
восьми" по борьбе с транснациональной
преступностью (2002 г.);
4. Способствовать с
помощью соответствующих внутренних мер
обнаружению средств террористических
организаций и обеспечивать, чтобы просьбы
об оказании взаимной правовой помощи не
отклонялись на основании необходимости
соблюдения тайны банковских вкладов или же
по той причине, что соответствующая просьба
связана с нарушением налоговых
правил.
Раздел 6
Безопасность
перевозок
Мы обязуемся и настоятельно
призываем все другие государства:
1.
Постоянно оказывать за счет добровольных
взносов существенную финансовую поддержку
деятельности, осуществляемой
Международной организацией гражданской
авиации (ИКАО) в области обеспечения
безопасности воздушных перевозок с целью
соблюдения ее стандартов и рекомендованной
практики в интересах недопущения
терроризма и отслеживания
террористической деятельности;
2.
Объединить усилия для оперативного
проведения в ИКАО обзора конвенций,
международных стандартов и
рекомендованной практики в области
обеспечения безопасности воздушных
перевозок с целью обновления этих
стандартов в интересах недопущения
терроризма и отслеживания
террористической деятельности, включая
применение механизмов, указанных в
рекомендациях "Группы восьми" по борьбе с
транснациональной преступностью;
3. По
возможности оперативно принять меры для
введения общего глобального стандарта для
сбора и передачи предварительной
информации о пассажирах (ПИП);
4.
Расширить свои возможности по обмену
информацией на международном уровне с
правоохранительными органами других стран
в том, что касается пассажиров, в отношении
которых имеются конкретные серьезные
основания полагать, что они могут
участвовать в совершении
террористического акта;
5. Тесно
сотрудничать друг с другом и Международной
морской организацией (ИМО) с целью
расширения возможностей правительств по
недопущению террористических нападений на
морские суда или использования таких судов
для террористических операций и
преследованию в судебном порядке за такие
действия;
6. Объединить усилия для
оперативного проведения в ИМО обзора
конвенций, международных стандартов и
рекомендованной практики в области
обеспечения безопасности морских
перевозок с целью обновления этих
стандартов в интересах недопущения
терроризма и отслеживания
террористической деятельности;
7.
Совместно с соответствующими
международными организациями разработать
и ввести в действие усовершенствованный
глобальный режим обеспечения безопасности
контейнерных перевозок с целью выявления и
проверки контейнеров, связанных с
повышенным риском, обеспечения их
неприкосновенности во время транзита, а
также ввести глобальные общие стандарты
для электронной таможенной отчетности и
совместно со Всемирной таможенной
организацией проработать вопрос о
предоставлении предварительной информации
о контейнерах по возможности на самом
раннем этапе перевозки;
8. В срочном
порядке ускорить проведение консультаций
между сотрудниками по обеспечению
безопасности перевозок и другими
соответствующими должностными лицами с
целью расширения возможностей
правительств по предупреждению,
расследованию террористических нападений
на такие виды массового наземного
транспорта, как железные дороги, метро и
автобусные транспортные системы, и
принятию ответных мер, а также сотрудничать
с другими правительствами в этой
области.
Раздел 7
Внутренняя
координация усилий по борьбе с
терроризмом
Мы обязуемся и настоятельно
призываем все другие государства:
укрепить внутреннее сотрудничество между
различными национальными учреждениями и
службами, в сферу компетенции которых могут
входить различные аспекты противодействия
терроризму.
Раздел 8
Международное
сотрудничество
Мы обязуемся и
настоятельно призываем все другие
государства:
1. Принимать все возможные
меры, чтобы лишить убежищ тех, кто
финансирует, планирует, поддерживает или
совершает террористические акты, а также
предоставляет убежище;
2. Обеспечить, в
соответствии с международным правом, и в
частности Конвенцией о статусе беженцев 1951
года и Протоколом к ней 1967 года, чтобы не
было злоупотреблений статусом беженцев
исполнителями, организаторами или
пособниками террористических актов;
3.
Выявлять и в максимальной степени
устранять все препятствия для выдачи,
включая те, которые упомянуты в
Рекомендациях "Группы восьми" по
транснациональной преступности, часть II:
"Укрепление международного сотрудничества"
(2002 г.);
4. Принимать строгие меры,
включая, в случае необходимости,
соответствующие законодательные меры, в
сотрудничестве с другими странами для
предупреждения террористических актов и
международного передвижения террористов,
усиливая, в частности, пограничный,
иммиграционный контроль и контроль за
проездными документами и расширяя обмен
информацией;
5. Отдавать особый
приоритет взаимной правовой помощи и
сотрудничеству в правоохранительной
области в том, что касается
террористических правонарушений, чтобы
обеспечить быстрые и эффективные ответные
действия, включая те, которые упомянуты в
Рекомендациях "Группы восьми" по
транснациональной преступности: "Взаимная
правовая помощь и правоохранительные
каналы" (2002 г.);
6. Разрабатывать
эффективные меры для обеспечения быстрого
замораживания, изъятия и конфискации
активов, связанных с террористической
деятельностью;
7. Обеспечить, чтобы
ссылки на политические мотивы не
признавались в качестве основания для
отказа в просьбе о выдаче предполагаемых
террористов, и исключить или максимально
ограничить применение оговорок в отношении
политических преступлений в ответ на
просьбу о взаимной правовой помощи