КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ n 01-1/2-02 Экономического суда СНГ"ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 9 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА В РЕДАКЦИИ, ПРИНЯТОЙ СОВЕТОМ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА"(Принято в г. Минске 10.09.2002)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N 01-1/2-02
ПО ЗАПРОСУ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА
9 ПРАВИЛ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ
1993
ГОДА В РЕДАКЦИИ, ПРИНЯТОЙ СОВЕТОМ ГЛАВ
ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА
(Минск,
10 сентября 2002 года)
Исполнительный
комитет Содружества Независимых
Государств обратился в Экономический Суд
СНГ с запросом о толковании применения
пункта 9 Правил определения страны
происхождения товаров от 24 сентября 1993 года
в редакции, принятой Советом глав
правительств 18 октября 1996 года,
предусматривающего, что "товар считается
происходящим из таможенной территории
государств - участников Соглашения о
создании зоны свободной торговли от 15
апреля 1994 года, если он соответствует
установленным настоящими Правилами
критериям происхождения, экспортируется
резидентом одного из государств -
участников данного Соглашения и ввозится
резидентом государства - участника данного
Соглашения с таможенной территории другого
государства - участника данного Соглашения.
При этом под резидентом понимается
организация, созданная на территории этого
государства, либо физическое лицо,
постоянно проживающее на территории этого
государства".
В связи с тем, что у
резидентов государств - участников
Содружества возникают разногласия в
отношении применения пункта 9 Правил
определения страны происхождения товаров в
указанной выше редакции, Исполнительный
комитет СНГ просит разъяснить, при каких
условиях импорт товара, происходящего из
страны государства - участника Соглашения о
создании зоны свободной торговли, влечет
предоставление тарифных преференций
резидентам других государств - участников
данного Соглашения и обязательно ли при
этом наличие прямой
хозяйственно-договорной связи между
резидентами страны происхождения товара и
страны ввоза.
Исследовав
представленные по делу материалы и в
соответствии с пунктом 127 Регламента,
Экономический Суд дает следующее
заключение.
Толкование применения
пункта 9 Правил определения страны
происхождения товаров с целью дачи ответа
по существу запроса Исполнительного
комитета СНГ должно быть осуществлено с
учетом положений пункта 1 статьи 3
Соглашения о создании зоны свободной
торговли, неотъемлемой частью которого
являются указанные Правила (пункт 4 статьи 3
Соглашения о создании зоны свободной
торговли), а также с использованием иных
норм международных договоров, применяемых
в отношениях между государствами -
участниками.
Предоставление тарифных
преференций во взаимной торговле
государств - участников Соглашения о
создании зоны свободной торговли является
одной из мер по реализации Договора о
создании Экономического союза от 24
сентября 1993 года (преамбула Соглашения о
создании зоны свободной торговли), в
частности достижения его цели по
формированию общего экономического
пространства государств - участников
(статья 2 Договора о создании
Экономического союза). В свою очередь, общее
экономическое пространство предполагает
свободное перемещение товаров, услуг,
рабочей силы и капиталов, а также упрочение
прямых связей хозяйствующих субъектов
государств - участников (преамбула Договора
о создании Экономического союза). Поэтому
предусмотренная Соглашением о создании
зоны свободной торговли отмена таможенных
пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с
ними эквивалентное действие, направлена на
обеспечение сбалансированности именно
взаимной торговли участвующих в Соглашении
государств и стабилизацию их внутреннего
экономического положения (преамбула
Соглашения о создании зоны свободной
торговли). С учетом указанных положений
следует вывод, что предоставление тарифных
преференций государствами - участниками
Соглашения о создании зоны свободной
торговли возможно только во взаимной
торговле между ними.
Пункт 9 Правил
указывает, что условиями происхождения
товара из таможенной территории
государства - участника Соглашения о
создании зоны свободной торговли
являются:
1) соответствие товара
критериям его происхождения, установленным
указанными Правилами;
2) этот товар
экспортируется резидентом государства -
участника Соглашения о создании зоны
свободной торговли и
3) товар ввозится
резидентом государства - участника
Соглашения о создании зоны свободной
торговли с таможенной территории другого
государства - участника того же
Соглашения.
В Правилах определения
страны происхождения товаров не определен
термин "экспортируется". Согласно же статье
90 Основ таможенных законодательств
государств - участников Содружества
Независимых Государств от 10 февраля 1995 года
экспорт товаров - это таможенный режим, при
котором товары вывозятся за пределы
таможенной территории без обязательства об
их ввозе на эту территорию. Аналогичным
образом определяет это понятие и
Соглашение о принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров
(работ, услуг) между государствами -
участниками Содружества Независимых
Государств от 25 ноября 1998 года. В
соответствии со статьей 1 упомянутого
Соглашения под экспортом понимается вывоз
товаров (работ, услуг) с таможенных
территорий Сторон без обязательства об
обратном ввозе. Причем, согласно условиям
статьи 9 Правил определения страны
происхождения товаров, вывоз должен быть
осуществлен резидентом государства -
участника Соглашения, то есть организацией,
созданной на территории этого государства,
либо физическим лицом, постоянно
проживающим на территории этого
государства.
Что касается ввоза товара,
то пункт 1 статьи 3 Соглашения о создании
зоны свободной торговли, определяющий
условия предоставления тарифных
преференций во взаимной торговле между
государствами - участниками этого
Соглашения, устанавливает, что ввозимый
товар должен быть предназначен для
таможенной территории этого государства
(ввозящего товар). Правило указанного
пункта (как в редакции Соглашения от 15
апреля 1994 года, так и в редакции Протокола
от 2 апреля 1999 года), в частности,
устанавливает, что тарифные преференции
касаются ввоза и (или) вывоза товаров,
"происходящих с таможенной территории
одной из Договаривающихся Сторон и
предназначенных для таможенных территорий
других Договаривающихся Сторон".
Предназначение же товара для территории
государства определяется на основании
договоров, заключаемых резидентами
государств - участников Соглашения о
создании зоны свободной торговли. Это может
быть как договор, заключенный между
резидентом государства - страны
происхождения товара и резидентом страны
ввоза, так и договор, заключенный с участием
посредника - резидента государства -
участника Соглашения о создании зоны
свободной торговли (например, договор
комиссии, договоры поставки,
опосредствующие сложные хозяйственные
связи между резидентами государств -
участников Соглашения о создании зоны
свободной торговли). При этом товар должен
ввозиться резидентом государства -
участника Соглашения о создании зоны
свободной торговли с таможенной территории
другого государства - участника данного
Соглашения.
На основании изложенного
Экономический Суд Содружества Независимых
Государств пришел к следующим выводам.
Ввоз товара, происходящего из государства -
участника Соглашения о создании зоны
свободной торговли, влечет предоставление
тарифных преференций резидентам других
государств - участников данного Соглашения
при наличии следующих условий:
1) товар
должен соответствовать критериям
происхождения, установленным правилами
определения страны происхождения
товаров;
2) товар должен быть заявлен
резидентом государства - участника
Соглашения о создании зоны свободной
торговли к вывозу в одно из государств -
участников данного Соглашения;
3) товар
должен быть предназначен для таможенной
территории государства - участника
Соглашения о создании зоны свободной
торговли, импортирующего товар;
4) товар
должен ввозиться резидентом государства -
участника Соглашения о создании зоны
свободной торговли с таможенной территории
другого государства - участника данного
Соглашения на основании договора между
резидентами государств - участников
Соглашения о создании зоны свободной
торговли.
Наличие прямой
хозяйственно-договорной связи между
резидентами страны происхождения товара и
страны его ввоза не является
обязательным.
Председатель
А.Б.КАЖЕНОВ