"СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА"(Вместе с "ВРЕМЕННОЙ СХЕМОЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУГИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГОСУДАРСТВАМИ")(Подписано в г. Москве 23.11.2002)


СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ
ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
(Москва, 23 ноября 2002 года)
23 ноября 2002 г. в Москве состоялось заседание Совета министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В нем приняли участие государственный секретарь-министр иностранных дел Республики Казахстан К.К. Токаев, министр иностранных дел Китайской Народной Республики Тан Цзясюань, министр иностранных дел Киргизской Республики А.Ч. Айтматов, министр иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванов, министр иностранных дел Республики Таджикистан Т.Н. Назаров и министр иностранных дел Республики Узбекистан А.X. Камилов.
Состоялось конструктивное, заинтересованное обсуждение двух блоков вопросов: о деятельности ШОС и о насущных международных проблемах.
С удовлетворением отмечено, что сотрудничество в рамках ШОС по различным направлениям, которые предусмотрены Хартией Организации, подписанной на высшем уровне 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге, развивается поступательно и становится все более богатым по содержанию. Стороны договорились к следующей встрече министров иностранных дел шести стран подготовить конкретные предложения по дальнейшей структуризации и углублению многостороннего сотрудничества в рамках Организации.
Министры констатировали, что в соответствии с договоренностями, достигнутыми на встрече глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге, развернута интенсивная работа по скорейшему запуску механизмов ШОС. К настоящему времени согласованы принципиальные моменты, касающиеся учреждения Секретариата ШОС в Пекине, выработаны общие подходы к решению вопросов, связанных с бюджетом ШОС и развертыванием штаб-квартиры Региональной антитеррористической структуры ШОС в Бишкеке. Совет национальных координаторов, а также соответствующие рабочие группы экспертов продолжают подготовку проектов международно-правовых документов, необходимых для обеспечения функционирования ШОС и ее органов, имея в виду выход на их подписание на очередной встрече глав государств в 2003 году.
Признано целесообразным, чтобы внешнеполитические ведомства шести стран, руководствуясь Санкт-петербургской декларацией, подписанной на высшем уровне, согласовали к следующему заседанию СМИД конкретные предложения по налаживанию в рамках ШОС многостороннего сотрудничества по противодействию растущей угрозе незаконного оборота наркотиков, психотропных средств и прекурсоров.
Исходя из фундаментального принципа открытости ШОС и ее ненаправленности против каких-либо государств или международных объединений, стремясь к тому, чтобы ШОС уже на стадии организационного становления могла активно участвовать в международном общении и вносить реальный вклад в дело упрочения стабильности, безопасности и мира в региональном и глобальном измерениях, министры подписали Временную схему взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами, которая будет применяться до вступления в силу соответствующих постоянных нормативных актов ШОС.
Обменявшись мнениями относительно обстановки в мире, министры отметили острую необходимость консолидации усилий всех стран в борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, распространением ОМУ и средств его доставки, деградацией окружающей среды, истощением природных ресурсов, массовой нелегальной миграцией, сохраняющейся бедностью и отсталостью, СПИДом и другими новыми вызовами. Министры подтвердили важность скорейшего создания Глобальной системы противодействия современным угрозам и вызовам, включающей соответствующие многосторонние механизмы взаимодействия, в том числе по раннему предупреждению и предотвращению возникающих угроз, решительному и адекватному реагированию на их проявления.
В ходе совещания отмечалось, что, хотя борьба с терроризмом приобретает глобальный характер, террористические акты не прекращаются, по-прежнему представляя серьезнейшую угрозу для международного мира и безопасности. В этой связи министры выразили твердую поддержку решительным действиям руководства Российской Федерации по освобождению заложников во время террористического акта в Москве в октябре с.г., повлекшего за собой смерть большого числа невинных людей.
Министры считают актуальной задачей международного сообщества укрепление международно-правовой базы в борьбе с терроризмом, включая скорейшее принятие Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма при одновременном усилении руководящей роли ООН в борьбе с терроризмом. Государства-члены ШОС поддерживают усилия международного сообщества, направленные на перекрытие каналов финансирования террористической деятельности, в том числе полностью разделяют положения Декларации по финансовым мерам противодействия терроризму, одобренной Региональным форумом АСЕАН (АРФ) в июле 2002 года.
Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма принята 13.04.2005 Резолюцией 59/290 на 91-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Министры констатировали общее понимание того, что укрепление стабильности в Центральноазиатском регионе остается первоочередной задачей государств-членов ШОС в сфере безопасности. В этом контексте подтверждено намерение ШОС наладить сотрудничество с действующими в этом регионе международными объединениями.
Министры выразили обеспокоенность по поводу оживления в различных странах Азии сепаратистских тенденций, усиления связей между терроризмом и сепаратизмом. Заявлено о твердой решимости и впредь всемерно поддерживать усилия государств по обеспечению своего суверенитета и территориальной целостности. Подчеркнута недопустимость попыток оправдать терроризм и сепаратизм религиозными, национальными или политическими мотивами.
Министры подтвердили общую заинтересованность государств - членов ШОС в мирном развитии Афганистана, выразили поддержку Переходной администрации Афганистана в деятельности по нормализации и стабилизации обстановки в стране и ее экономической реконструкции на базе Боннского соглашения от 5 декабря 2001 г., решений состоявшейся в июне 2002 года Лойя джирги, а также резолюций СБ ООН.
Положительно оценено международное взаимодействие по искоренению терроризма в Афганистане. Вместе с тем серьезные опасения высказаны в связи с обозначившейся тенденцией к росту наркопроизводства - основного источника финансовой подпитки внутреннего вооруженного конфликта и международного терроризма, а также наркоопасности для стран, входящих в ШОС. В этой связи расценены как полезные предложения относительно создания антинаркотических "поясов безопасности" по периметру афганских границ.
Министры условились, что шесть государств, входящих в ШОС, активизируют обмен мнениями, в том числе по линии постоянных представителей при ООН, по афганской тематике, включая вопросы оказания Афганистану содействия в решении социальных и экономических проблем и предоставления гуманитарной помощи афганскому народу.
Министры высказались в поддержку международных усилий - коллективных и индивидуальных, - способствующих поиску путей установления мира и стабильности на Ближнем Востоке, за безусловное выполнение обеими сторонами конфликта известных резолюций СБ ООН.
Министры выразили надежду, что Резолюция 1441 СБ ООН по Ираку и возобновление деятельности международных инспекторов в Ираке позволят урегулировать иракскую проблему мирным путем с соблюдением всех международных норм.
Министры высказались в пользу безъядерного статуса Корейского полуострова, подтвердили поддержку позиции, предполагающей решение соответствующих вопросов путем мирного диалога, подчеркнули, что обеспечение мира и стабильности на Корейском полуострове отвечает интересам всех сторон.
Министры считают, что многосторонние переговорные механизмы по обеспечению безопасности в Азии должны не конкурировать, а, напротив, взаимодополнять друг друга.
Министры выступают за налаживание рабочего взаимодействия между ШОС и АСЕАН в целях интенсификации обмена информацией и сотрудничества.
Министры высказались за дальнейшее динамичное развитие процесса Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в соответствии с принципами, принятыми на Первом саммите СВМДА (Алма-Ата, 4 июня 2002 г.).
Подтверждена поддержка созданию в Азии зон, свободных от ядерного оружия, при том понимании, что такие зоны должны в полной мере учитывать интересы и озабоченности всех государств.
Входящие в ШОС страны готовы к содержательному взаимодействию на равноправной основе со всеми заинтересованными государствами и международными объединениями в деле продвижения мира и развития в регионе и во всем мире в соответствии с целями и принципами Устава ООН.



ВРЕМЕННАЯ СХЕМА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
С ДРУГИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
И ГОСУДАРСТВАМИ
В период до вступления в силу многосторонних документов, регулирующих процедуры и порядок взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами в соответствии с положениями Хартии ШОС, будут применяться следующие временные схемы таких взаимоотношений.
1. Приглашение, по предварительному согласию всех государств - членов, государства-нечлена ШОС и/или международной организации для участия в пленарном заседании Совета министров иностранных дел ШОС в качестве гостя действующего председателя СМИД. Предварительное согласование вопроса о направлении приглашения осуществляется через Совет национальных координаторов государств-членов ШОС.
Приглашение и проект повестки дня заседания направляются внешнеполитическим ведомством, возглавляемым действующим председателем СМИД, не позднее чем за один месяц до даты проведения этого заседания. В приглашении излагается порядок участия в заседании СМИД в качестве гостя. В нем также указывается, что в случае принятия приглашения соответствующее государство и/или международная организация должны направить председателю СМИД уведомление не позднее чем за 10 дней до даты заседания.
Гость участвует в заседании СМИД на уровне министра иностранных дел. Представительство международной организации на заседании СМИД осуществляется на уровне не ниже чем заместитель руководителя организации. Представители государств-нечленов ШОС либо международных организаций сами несут все расходы, связанные с участием в заседании СМИД.
В случае ясно выраженного пожелания гостю может быть предоставлено слово для выступления в пределах установленного регламента и по завершении выступления представителей всех государств-членов ШОС. Текст выступления включается в протокольную запись.
В случае ясно выраженного пожелания гостю могут быть переданы копии текстов официальных документов, принимаемых на заседании СМИД.
Гость не имеет права подписывать документы, принимаемые на заседании СМИД, предлагать внести в них изменения и дополнения, выдвигать проекты документов для принятия на заседании СМИД.
Гость не участвует в совместных встречах министров иностранных дел государств-членов с представителями средств массовой информации по итогам заседания СМИД.
Приглашение в качестве гостя на заседание СМИД носит разовый характер и не означает автоматического приглашения на последующие заседания СМИД.
Одновременно в качестве гостей в заседании могут участвовать представители не более двух государств и/или не более двух международных организаций.
2. Приглашение, по предварительному согласию всех государств - членов, государства-нечлена ШОС и/или международной организации для участия в многосторонних консультациях по политическим вопросам, проводимым по линии министерств иностранных дел государств-членов ШОС. Предварительное согласование вопроса о направлении приглашения осуществляется через Совет национальных координаторов государств-членов ШОС.
Приглашение гостю и тема консультаций направляются от имени внешнеполитического ведомства государства-организатора консультаций не позднее чем за один месяц до даты проведения консультаций. В приглашении излагается порядок участия в консультациях в качестве гостя. В нем также указывается, что в случае принятия приглашения гость должен направить во внешнеполитическое ведомство государства-организатора консультаций уведомление не позднее чем за 10 дней до даты начала консультаций.
Приглашенное государство-нечлен ШОС и/или международная организация должны быть представлены на консультациях на уровне, соответствующем уровню представителей на них государств-членов ШОС.
Гость может участвовать в дискуссиях в процессе консультаций, но без права подписывать итоговые документы консультаций и вносить в них изменения и дополнения.
Гостю могут быть переданы копии текстов итоговых документов консультаций.
Приглашение в качестве гостя на консультации носит разовый характер и не означает автоматического приглашения на последующие консультации и консультации по другим темам.
Одновременно в качестве гостей в консультациях могут участвовать представители не более двух государств и / или международных организаций.
3. Участие ШОС в мероприятиях по линии других международных организаций осуществляется, по предварительному согласию всех государств-членов, на уровне действующего председателя СМИД или, по его поручению, на уровне председателя Совета национальных координаторов государств-членов ШОС.
Приглашения должны направляться в адрес председателя СМИД, от имени которого даются необходимые ответы.
После получения приглашения председатель СМИД осуществляет через Совет национальных координаторов государств-членов ШОС согласование мнений относительно формы и порядка участия ШОС в соответствующем мероприятии, уровня и состава ее делегации и тезисов для выступления от имени ШОС (проект тезисов готовится внешнеполитическим ведомством, возглавляемым действующим председателем СМИД). В состав делегации могут входить представители всех государств-членов, при этом все расходы по командированию указанных представителей несут государства, гражданами которых такие представители являются, а также Исполнительный секретарь ШОС и / или его заместители, директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры и / или его заместители.
По итогам своего участия в мероприятиях по линии других международных организаций представитель ШОС через Совет национальных координаторов государств-членов ШОС направляет всем государствам-членам обобщенную информацию и возможные предложения, а также уведомляет о полученных им документах, принятых и распространенных на указанных мероприятиях.
4. Действующий председатель СМИД, по предварительному согласию всех государств-членов, может направить заявку на участие ШОС в мероприятиях по линии других международных организаций. Предварительное согласование вопроса о направлении такой заявки осуществляется через Совет национальных координаторов государств-членов ШОС.
Порядок подготовки к осуществлению участия ШОС в таких мероприятиях аналогичен порядку, изложенному в пункте 3 настоящей Временной схемы.
Настоящая Временная схема применяется со дня ее подписания.
Совершено в городе Москве 23 ноября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском и китайском языках, который сдается на хранение Китайской Народной Республике. При этом оба текста настоящей Временной схемы имеют одинаковую силу.
(Подписи)

"СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА И ПРЕЗИДЕНТА США ДЖ. БУША О РАЗВИТИИ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА"(Подписано в г. Пушкине 22.11.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также