"модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"(принят в г. санкт-петербурге 07.12.2002 постановлением 20-13 на 20-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников снг)
на двадцатом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-13
от 7 декабря 2002
года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАВ ГОСУДАРСТВА НА ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ
НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Настоящий Модельный
закон в целях повышения
конкурентоспособности национальной
промышленности и экономики
государств-участников СНГ за счет
применения новых технологий и других
результатов научно-технической
деятельности, полученных при финансовой
поддержке государства, устанавливает
организационные и правовые основы
отношений между научными организациями,
предприятиями различных форм
собственности и органами государственной
власти, органами местного самоуправления в
области разработки, распространения и
использования объектов интеллектуальной
собственности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет и сфера
действия Закона. Настоящий Закон
регулирует отношения в сфере реализации
прав государства на объекты
интеллектуальной собственности,
полученные при бюджетном
финансировании:
Статья 2. Основные
понятия. Для целей настоящего Закона
используются следующие основные
понятия:
Статья
3. Государственная политика в сфере
реализации прав государства на объекты
интеллектуальной собственности. 1.
Государственная политика в сфере
реализации прав государства на объекты
интеллектуальной собственности в сфере
науки и технологий направлена на повышение
конкурентоспособности национальной
промышленности; обеспечение полного
использования бюджетных средств,
инвестированных в
научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические
работы; поощрение передачи результатов
научно-технической деятельности,
финансируемой из государственного бюджета,
в малый бизнес и реализуется путем:
Статья 4. Реализация
государственной политики на национальном
уровне. 1. Государственную политику в сфере
реализации прав государства на объекты
интеллектуальной собственности на
национальном уровне осуществляют
уполномоченные государственные органы
исполнительной власти в пределах их
компетенции.
Статья 5.
Реализация государственной политики на
региональном уровне (для федеративных
государств). 1. Субъекты федерации реализуют
принадлежащие им права на результаты
интеллектуальной деятельности через
государственные унитарные предприятия,
находящиеся в их собственности.
Статья 6.
Реализация политики на муниципальном
уровне. 1. Органы местного самоуправления
реализуют принадлежащие муниципальному
образованию права на результаты
интеллектуальной деятельности через
муниципальные унитарные
предприятия.
Статья 7. Определение приоритетов в
области разработки и использования
результатов интеллектуальной
деятельности. 1. Национальные интересы
страны в области использования результатов
интеллектуальной деятельности, полученных
при финансовой поддержке со стороны
государства и (или) по заказам
государственных органов исполнительной
власти, определяются главой государства и
высшим органом законодательной
власти.
Статья 8. Государственные контракты. 1.
В государственном контракте на проведение
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских или
технологических работ должны быть
сформулированы условия распределения
исключительных прав (интеллектуальной
собственности) на ожидаемые
охраноспособные результаты. В обязательном
порядке должны быть указаны лицо,
получающее право подавать заявки на
патентование изобретений, полезных
моделей, промышленных образцов, и порядок
перехода этого права к другим лицам в
случае нарушения обязательных условий,
предусмотренных данным государственным
контрактом (срок подачи заявок и
т.п.).
Статья 9.
Конкурсы на размещение государственных
контрактов. 1. Размещение государственных
контрактов на выполнение
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ осуществляется на открытых конкурсах
за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Открытые
конкурсы проводятся в соответствии с
правилами, устанавливаемыми
соответствующими государственными
органами исполнительной власти.
Статья
10. Координация исследований в
научно-технической сфере. 1. С целью
предотвращения дублирования
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ по государственным контрактам
уполномоченный государственный орган
исполнительной власти осуществляет
координацию деятельности в
научно-технической сфере государственных
органов исполнительной власти и
подчиненных им научных организаций.
Статья 11. Основные положения
государственной регистрации результатов
интеллектуальной деятельности, охраняемых
в режиме коммерческой тайны. 1. Настоящим
Законом устанавливаются общие принципы
государственной регистрации результатов
интеллектуальной деятельности, охраняемых
в режиме коммерческой тайны (ноу-хау).
Порядок регистрации и правила сбора,
хранения, учета информации о возможных
способах использования ноу-хау с целью
включения их в гражданский оборот и
максимально полного использования при
соблюдении законных интересов обладателей
имущественных прав на ноу-хау (включая
авторов ноу-хау) определяются положением,
утверждаемым правительством страны.
Статья 12.
Информация, представляемая заявителем при
регистрации ноу-хау. 1. При регистрации
заявитель предоставляет в обязательном
порядке информацию о ноу-хау, его авторе
(авторах), обладателе имущественных прав на
ноу-хау, а также иных лицах, которым в силу
служебного положения, исполнения
профессиональных обязанностей, не
связанных с государственной или
муниципальной службой, договора либо на
ином законном основании известно о данном
ноу-хау.
Статья 13. Обязательная
регистрация ноу-хау. 1. В случае, когда
результаты интеллектуальной деятельности,
охраняемые в режиме коммерческой тайны,
созданы с привлечением средств
государственного бюджета, бюджета субъекта
федерации (для федеративных государств) или
муниципального бюджета, принцип
добровольности регистрации может быть
ограничен в целях обеспечения приоритета
национальной промышленности в
использовании полученных
результатов.
Статья 14. Центры совместных (с
участием государства) исследований. Центры
совместных (с участием государства)
исследований (далее - центры совместных
исследований) создаются соответствующими
государственными органами исполнительной
власти с участием государственных научных
центров и университетов с целью
обеспечения ускоренного продвижения
перспективных технологий в экономику
через:
Статья 15.
Соглашения о совместных исследованиях и
разработках. 1. Государственный орган
исполнительной власти вправе делегировать
подчиненному государственному научному
центру или иной научной организации право
заключать соглашения о совместных
исследованиях от имени соответствующего
государственного органа.
Статья 16.
Гранты и соглашения о финансовой поддержке
совместных исследований и разработок. 1. В
случаях и в порядке, предусмотренных
настоящим Законом и другими законами,
возможно предоставление безвозвратных
грантов на проведение научных исследований
и (или) связанных с ними организационных
мероприятий, а также предоставление
финансовой помощи с закреплением
определенных соглашением прав за
государством в лице уполномоченного
государственного органа, оказывающего
помощь. Общая сумма помощи, предоставляемой
в такой форме, не может превышать 75% от общей
стоимости выполняемой программы
исследований и разработок.
"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОЕННЫХ ВЕТЕРАНАХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-14 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
»