"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцатом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-15
от 7 декабря 2002 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Закон призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы просветительских учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию неотъемлемого права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также их права на беспрепятственное получение и распространение информации.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения. Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:

Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности. Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

Статья 3. Законодательство о просветительской деятельности. Законодательство о просветительской деятельности является правовой системой, включающей нормы общенационального, регионального и местного действия, а также подзаконные нормативные акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций.

Статья 4. Цели законодательства о просветительской деятельности. Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.

Статья 5. Сфера действия законодательства о просветительской деятельности. Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.

Статья 6. Понятие системы просвещения. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

Статья 7. Социальные функции просвещения. В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

Статья 9. Приоритетные задачи просветительской деятельности. Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

Статья 10. Направления просветительской деятельности. Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с содержанием и структурой текущих и перспективных потребностей населения в научных знаниях и иных сведениях. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

Статья 11. Понятие права на просвещение. Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения (см. статью 6 настоящего Закона).

Статья 12. Всеобщность права на просвещение. Все граждане имеют право на пользование достижениями науки и культуры, а также право на получение информации, затрагивающей их интересы, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

Статья 14. Обязанности органов власти и управления по обеспечению права граждан на просвещение. Органы власти и управления всех уровней являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия:

Статья 15. Контроль за соблюдением права на просвещение. Контроль за исполнением нормативных актов, обеспечивающих право граждан на просвещение, осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также неправительственными организациями, профессиональными союзами и другими общественными организациями, имеющими правоохранительные и правозащитные функции.

Статья 17. Принципы формирования просветительских программ. Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

Статья 18. Виды просветительских программ. Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), его приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).

Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы. Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.

Статья 20. Просветительские мероприятия. Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.

Статья 21. Просветительские проекты. Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:

Статья 22. Понятие просветительского учреждения. К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.

Статья 23. Типы просветительских учреждений. В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:

Статья 24. Право на просветительскую деятельность. Создание и регистрация просветительских учреждений осуществляются в соответствии с национальным законодательством. Право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения предоставляется организациям и отдельным гражданам, располагающим требуемой квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач.

Статья 25. Правовой статус просветительского учреждения. Просветительские учреждения могут функционировать и вступать в имущественные или иные отношения с другими учреждениями и организациями двояким образом:

Статья 26. Права просветительских учреждений. В целях содействия выполнению стоящих перед ними задач просветительским учреждениям предоставляются права на:

"модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"(принят в г. санкт-петербурге 07.12.2002 постановлением 20-13 на 20-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников снг)  »

Международное законодательство »
Читайте также