"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
на двадцатом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-15
от 7 декабря 2002
года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Закон
призван способствовать созданию в странах
Содружества эффективной системы
просветительских учреждений и организаций,
обеспечивающих реализацию неотъемлемого
права граждан на свободное пользование
достижениями науки и культуры, а также их
права на беспрепятственное получение и
распространение информации.
Раздел I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и их
определения. Перечисленные ниже понятия
используются в тексте настоящего Закона с
заданным основным значением, что не
исключает их уточнения в нормативных актах,
разрабатываемых в развитие данного
Закона:
Статья 2. Основные принципы
просветительской деятельности.
Просветительская деятельность планируется
и осуществляется исходя из общих принципов
образовательной политики в
демократическом обществе, таких,
как:
Статья 3. Законодательство о
просветительской деятельности.
Законодательство о просветительской
деятельности является правовой системой,
включающей нормы общенационального,
регионального и местного действия, а также
подзаконные нормативные акты правомочных
органов, определяющие организационные и
экономические аспекты деятельности
просветительских учреждений и
организаций.
Статья 4. Цели
законодательства о просветительской
деятельности. Названное законодательство
призвано способствовать более полной
реализации права граждан на свободное
пользование достижениями науки и культуры,
а также на свободный доступ к социальной
информации, затрагивающей или могущей
затронуть их экономические, политические и
иные интересы.
Статья 5. Сфера действия
законодательства о просветительской
деятельности. Действие правовых норм,
устанавливаемых законодательством,
распространяется на все расположенные на
территории страны учреждения и
организации, занимающиеся
просветительской деятельностью, а также на
все другие учреждения и организации, тем
или иным образом причастные к названной
деятельности.
Статья 6. Понятие системы
просвещения. Система просвещения является
специфической составной частью
образовательного комплекса страны, ее
основу составляет совокупность
просветительских программ и проектов, а
также учреждений и организаций,
обеспечивающих их разработку и
реализацию.
Статья 7.
Социальные функции просвещения. В
структуре образовательного комплекса
страны система просвещения выполняет
следующие специфические по своему
содержанию функции:
Статья 9. Приоритетные задачи
просветительской деятельности.
Приоритетными являются задачи, имеющие
первостепенное значение по отношению ко
всем остальным и интегрирующие
деятельность различных компонентов
системы просвещения. К их числу
относятся:
Статья 10. Направления
просветительской деятельности.
Просветительские учреждения и организации
строят свою работу в соответствии с
содержанием и структурой текущих и
перспективных потребностей населения в
научных знаниях и иных сведениях.
Просветительская деятельность
осуществляется по двум основным
направлениям:
Статья 11. Понятие права на
просвещение. Право на просвещение является
составной частью права на образование и
понимается как совокупность
устанавливаемых и охраняемых государством
и его органами правовых норм,
обеспечивающих гражданам возможность
ознакомления с достижениями различных
отраслей культуры и свободного пользования
ими, а также возможность ознакомления с
разного рода сведениями, затрагивающими
или могущими затронуть их жизненные
интересы. Названное право реализуется
через целенаправленную деятельность
учреждений и организаций, входящих в состав
системы просвещения (см. статью 6 настоящего
Закона).
Статья 12.
Всеобщность права на просвещение. Все
граждане имеют право на пользование
достижениями науки и культуры, а также
право на получение информации,
затрагивающей их интересы, независимо от их
пола, возраста, этнической или национальной
принадлежности, семейного положения,
состояния здоровья, уровня доходов и
каких-либо иных обстоятельств.
Статья 14. Обязанности
органов власти и управления по обеспечению
права граждан на просвещение. Органы власти
и управления всех уровней являются
организациями-гарантами, обеспечивающими
реализацию права граждан на просвещение на
подведомственной им территории. В этих
целях они предпринимают следующие
действия:
Статья 15. Контроль за соблюдением
права на просвещение. Контроль за
исполнением нормативных актов,
обеспечивающих право граждан на
просвещение, осуществляется федеральными и
региональными органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
а также неправительственными
организациями, профессиональными союзами и
другими общественными организациями,
имеющими правоохранительные и
правозащитные функции.
Статья 17.
Принципы формирования просветительских
программ. Просветительские программы
разрабатываются и реализуются исходя из
следующих основных принципов:
Статья 18. Виды просветительских
программ. Просветительские программы
дифференцируются в зависимости от
содержания социальных функций (статья 7),
его приоритетных задач (статья 9) и
направлений просветительской деятельности
(статья 10).
Статья 19. Специальные (особые)
просветительские программы. Специальные
программы предназначаются для граждан,
находящихся в экстремальных условиях,
затрудняющих реализацию их
конституционного права на образование и
просвещение.
Статья 20.
Просветительские мероприятия.
Просветительские программы инициируются,
планируются и осуществляются как
совокупность последовательных
организационных действий, предпринимаемых
для достижения целей, предусмотренных той
или иной программой.
Статья 21.
Просветительские проекты.
Просветительские проекты планируются,
разрабатываются и осуществляются как
комплекс программ и мероприятий,
направленных на выполнение национальных
программ развития просвещения. По
характеру замысла и поставленных задач
подразделяются на три вида:
Статья 22.
Понятие просветительского учреждения. К
просветительским относятся учреждения
неформального образования, основной
задачей которых является проведение
мероприятий по пропаганде, распространению
и разъяснению научных знаний и иных
социально значимых сведений.
Статья 23. Типы
просветительских учреждений. В зависимости
от реализуемых ими программ
просветительские учреждения
подразделяются на:
Статья 24.
Право на просветительскую деятельность.
Создание и регистрация просветительских
учреждений осуществляются в соответствии с
национальным законодательством. Право
заниматься просветительской деятельностью
и создавать для этих целей соответствующие
учреждения предоставляется организациям и
отдельным гражданам, располагающим
требуемой квалификацией и опытом, а также
ресурсами, необходимыми для успешного
выполнения поставленных задач.
Статья 25. Правовой статус
просветительского учреждения.
Просветительские учреждения могут
функционировать и вступать в имущественные
или иные отношения с другими учреждениями и
организациями двояким образом:
Статья 26. Права
просветительских учреждений. В целях
содействия выполнению стоящих перед ними
задач просветительским учреждениям
предоставляются права на:
"модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"(принят в г. санкт-петербурге 07.12.2002 постановлением 20-13 на 20-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников снг)
»