"модельный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"(принят в г. санкт-петербурге 07.12.2002 постановлением 20-5 на 20-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников снг)
на двадцатом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-5
от 7 декабря 2002
года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ)
Настоящий Закон определяет
правовые, организационные и финансовые
основы получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с их способностями и
возможностями в целях социальной адаптации
и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в
общество, включая приобретение навыков
самообслуживания, подготовки к трудовой, в
том числе профессиональной, деятельности и
семейной жизни.
Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия. Для
целей настоящего Закона применяются
следующие понятия:
Статья 2. Сфера действия
национального законодательства о
специальном образовании. Национальное
законодательство о специальном
образовании регулирует отношения
физических и юридических лиц, участвующих в
осуществлении специального
образования:
Статья 3. Цели специального
образования. 1. Специальное образование
обеспечивает лицам с ограниченными
возможностями здоровья получение
образования в соответствии с их
способностями и возможностями в адекватной
их здоровью среде обучения в целях
социальной адаптации и интеграции
(реинтеграции) указанных лиц в общество, в
том числе приобретение навыков
самообслуживания, подготовки к трудовой, в
том числе профессиональной, деятельности и
семейной жизни.
Статья 4. Права граждан в
области специального образования. 1. В
порядке, определяемом национальным
законодательством, граждане имеют право на
бесплатное освидетельствование в целях
получения специального образования.
Статья
5. Права родителей (иных законных
представителей) лиц с ограниченными
возможностями здоровья. 1. В порядке,
определяемом национальным
законодательством, родители (иные законные
представители) ребенка с ограниченными
возможностями здоровья имеют право:
Статья 6.
Государственное обеспечение лиц с
ограниченными возможностями здоровья. На
полном государственном обеспечении в
государственных, муниципальных
специальных образовательных
учреждениях-интернатах и специальных
образовательных подразделениях -
интернатах государственных, муниципальных
образовательных учреждений общего
назначения находятся лица с ограниченными
возможностями здоровья:
Статья 8. Обучение на
дому. 1. Для лиц, по состоянию здоровья
временно или постоянно не посещающих
образовательные учреждения,
соответствующие органы управления
образованием обязаны организовать
обучение на дому.
Статья
9. Обучение в условиях стационарного
лечебного учреждения. 1. В целях реализации
права граждан на образование, создания
условий для его получения органы
управления образованием и органы
здравоохранения обязаны организовывать
обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья, находящихся на
длительном (более чем 21 день) лечении в
стационарных лечебных учреждениях, в
соответствии с общеобразовательными
программами.
Статья 10.
Обучение в образовательном учреждении
общего назначения. 1. Лица с ограниченными
возможностями здоровья имеют право на
обучение в образовательном учреждении
общего назначения в соответствии с
национальным законодательством при
наличии соответствующего заключения
психолого-медико-педагогической комиссии
(учреждения) или учреждения
медико-социальной экспертизы.
Статья 11.
Интегрированное обучение. 1. Для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
организуется интегрированное обучение в
соответствии с психолого-педагогическими и
медицинскими показаниями
(противопоказаниями), если образовательное
учреждение интегрированного обучения
располагает необходимыми специальными
условиями для получения образования.
Образовательное учреждение
интегрированного обучения не вправе
отказать таким лицам в приеме на обучение в
связи с наличием у них физических и (или)
психических недостатков при отсутствии
противопоказаний к обучению и (или)
профессиональному образованию и
ограничений для работы по получаемой
профессии (специальности).
Статья 12.
Специальные образовательные учреждения. 1.
Различные типы и виды специальных
образовательных учреждений создаются и
действуют в соответствии с реализуемыми
ими образовательными программами,
деятельностью по реабилитации и возрастом
обучающихся, воспитанников.
Статья 13. Логопедическая помощь
детям. Детям, имеющим различные нарушения
речи и обучающимся в образовательных
учреждениях общего назначения, оказывается
логопедическая помощь.
Статья 14. Центры реабилитации. 1.
В целях обучения и (или) воспитания лиц со
сложными и (или) с тяжелыми недостатками
создаются центры реабилитации различных
профилей.
Статья 16.
Перевод лиц с ограниченными возможностями
здоровья из специальных образовательных
учреждений в другие образовательные
учреждения. 1. Перевод лиц с ограниченными
возможностями здоровья из одних
специальных образовательных учреждений в
другие специальные образовательные
учреждения, в образовательные учреждения
интегрированного обучения или в
образовательные учреждения общего
назначения осуществляется на основании
заключения
психолого-медико-педагогической комиссии
(учреждения) или учреждения
медико-социальной экспертизы и с согласия
родителей (иных законных представителей)
несовершеннолетних детей.
Статья 17. Специальные
образовательные учреждения закрытого типа.
Специальные образовательные подразделения
образовательных учреждений, созданных при
учреждениях, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы. 1. Для
детей, имеющих физические и (или)
психические недостатки, совершивших
общественно опасные деяния и достигших
возраста 11 лет, создаются специальные
образовательные учреждения закрытого типа,
учреждаемые в соответствии с национальным
законодательством.
Статья 18. Специальные
государственные образовательные
стандарты. 1. Для лиц с ограниченными
возможностями здоровья, обучение которых в
соответствии с государственными
образовательными стандартами невозможно в
силу особенностей их физических и (или)
психических недостатков, устанавливаются
специальные государственные
образовательные стандарты.
Статья 19.
Особенности итоговой аттестации лиц с
ограниченными возможностями здоровья. 1.
Итоговая аттестация лиц, имеющих
физические недостатки и освоивших
образовательные программы
соответствующего уровня, проводится в
общем порядке в соответствии с
национальным законодательством.
Статья 20.
Психолого-медико-педагогические комиссии
(учреждения) и центры, учреждения
медико-социальной экспертизы. 1.
Диагностика физических и (или) психических
недостатков детей, установление их прав на
специальное образование и создание
специальных условий для получения
образования, а также консультирование
родителей (иных законных представителей) по
всем вопросам о физических и (или)
психических недостатках детей
осуществляются постоянными
межведомственными
психолого-медико-педагогическими
комиссиями (учреждениями).
Статья 21. Документы,
удостоверяющие право на получение
специального образования. 1. Право на
получение специального образования
удостоверяется документом, выдаваемым
ребенку (его законному представителю)
психолого-медико-педагогической комиссией
(учреждением) или взрослому (его законному
представителю) учреждением
медико-социальной экспертизы. Форма
документа устанавливается в порядке,
определяемом национальным
законодательством.
Международное законодательство »