ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 3 Высшего Государственного Совета Союзного государства"О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА"(Принято 20.01.2003)
ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 3
О
КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА
ДО 2005 ГОДА
(20 января 2003
года)
Высший Государственный Совет
Союзного государства постановляет:
1.
Утвердить Концепцию социального развития
Союзного государства до 2005 года
(прилагается).
2. Предложить Совету
Министров Республики Беларусь и
Правительству Российской Федерации при
разработке и проведении согласованной
социальной политики руководствоваться
положениями Концепции.
3. Совету
Министров Союзного государства ежегодно
информировать Высший Государственный
Совет Союзного государства о ходе
реализации положений Концепции.
4.
Настоящее Постановление вступает в силу со
дня его подписания.
Председатель
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
А.ЛУКАШЕНКО
Утверждена
Постановлением
Высшего
Государственного Совета
Союзного
государства
от 20 января 2003 г. N
3
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005
ГОДА
Введение
Образование Союзного
государства создает обязательные
политические предпосылки для разработки
единой концепции социального развития. В
соответствии со статьей 2 Договора о
создании Союзного государства одной из
основных целей Союзного государства
является "проведение согласованной
социальной политики, направленной на
создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека", а в
статьей 31 Договора предусмотрено, что "в
Союзном государстве действует
унифицированное трудовое законодательство
в области социальной защиты населения,
пенсионного обеспечения".
Разработка
единой концепции социального развития
Союзного государства объективно
обусловлена тем, что наличие общих целей и
приоритетов в развитии и их суть
предопределены конституционно: как
известно, объединяющиеся страны
провозгласили себя социальными
государствами (статья 7 Конституции
Российской Федерации и статья 1 Конституции
Республики Беларусь).
Единая Концепция
социального развития должна представлять
собой систему взаимосогласованных
государствами-участниками Союзного
государства взглядов на общие цели и
приоритеты социального развития в условиях
углубления межгосударственных отношений,
пути, мероприятия, механизмы и этапы их
практического осуществления. Направления
этого взаимодействия предопределяются
национальными стратегиями и имеющимися для
их реализации экономическими ресурсами.
В этой связи формирование единого
социального и экономического пространства
в рамках развития Союзного государства
является важнейшим приоритетом внешней и
внутренней политики Республики Беларусь и
Российской Федерации.
К основным
направлениям и приоритетам социального
развития Союзного государства
относятся:
в социально-трудовой
сфере
сближение правовой базы
социально-трудовой сферы и уровня
социальных гарантий граждан Беларуси и
России;
активизация политики в области
заработной платы, доходов и уровня жизни;
разработка, на основе общих принципов и
подходов, комплексной нормативной правовой
базы по охране труда;
формирование
общего рынка труда;
формирование
системы социальной защиты населения
Союзного государства;
обеспечение
единых подходов к формированию систем
социального страхования;
в области
укрепления здоровья и увеличения ожидаемой
продолжительности жизни
увеличение
ожидаемой продолжительности жизни
населения;
увеличение
продолжительности здоровой (активной)
жизни;
улучшение репродуктивного
здоровья населения;
улучшение качества
жизни хронически больных и инвалидов;
в
области стимулирования рождаемости и
укрепления семьи
создание предпосылок
для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи
как формы гармоничной жизнедеятельности
личности;
создание условий для
самореализации молодежи;
обеспечение
адресной социальной защиты семьи, включая
предоставление материальной помощи при
рождении ребенка;
в области миграции и
расселения
регулирование миграционных
процессов в целях создания действенных
механизмов замещения естественной убыли
населения Союзного государства;
повышение эффективности миграционных
процессов на основе достижения
соответствия объемов, направлений и
структуры миграционного движения
населения интересам
социально-экономического развития
Союзного государства;
обеспечение
интеграции мигрантов в общество и
формирование толерантного к ним
отношения;
в области образования
создание механизма принятия согласованных
управленческих решений по развитию системы
образования Союзного государства;
разработка нормативной правовой базы,
включая создание единых образовательных
стандартов, нормативной базы по
лицензированию, аттестации и аккредитации
учреждений образования;
информационное
и научно-методическое обеспечение систем
образования, в том числе учебной и
учебно-методической литературы;
развитие дистанционного образования на
основе передовых информационных и
коммуникационных технологий;
создание
системы подготовки и переподготовки кадров
для Союзного государства;
в области
здравоохранения
проведение
согласованной политики в области
обеспечения охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
оптимизация
использования научных, технических,
трудовых и финансовых ресурсов,
направленных на улучшение качества и
формирование здорового образа жизни,
повышения медико-гигиенических знаний
населения;
гармонизация
нормативно-правовой базы в области
обеспечения охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
создание
постоянно действующей межгосударственной
информационной системы по профилактике
инфекционных и неинфекционных болезней;
сотрудничество в области подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
медицинских и фармацевтических кадров;
в области культуры
обеспечение единого
пространства для межнациональных и
межгосударственных культурных контактов
между Республикой Беларусь и Российской
Федерацией в рамках Союзного
государства;
создание особых условий
для объединения усилий двух государств и их
регионов по совместной реализации значимых
культурных проектов на основе союзной идеи
культурного разнообразия и единства;
координация политики в области культуры с
целью духовного обогащения народов двух
стран и их активного участия в культурной
жизни Союзного государства;
создание
единого информационного культурного
пространства, в первую очередь через
развитие современных средств коммуникации
и информатизации, создание баз данных по
культурному наследию, широкого
информационного поля о состоянии дел в
культурной сфере обоих государств;
создание экономических условий для
развития творческой активности и
инициативы в области культуры, поддержки
спонсорства и меценатства;
развитие
образования в области культуры с целью
становления гармоничной личности и ее
открытости в отношении иных культурных
концепций;
ознакомление с культурным
наследием двух государств, составляющим
основу культурной самобытности каждого
народа;
принятие законов и нормативных
правовых актов, направленных на
совершенствование правоотношений в сфере
культуры;
в области физической культуры
и спорта
создание условий,
способствующих развитию массовой
физической культуры и спорта, формированию
здорового образа жизни граждан Республики
Беларусь и Российской Федерации, а также
достойному выступлению белорусских и
российских спортсменов на крупнейших
международных соревнованиях;
формирование понимания у людей
необходимости занятия физической
культурой и спортом;
создание мотиваций
и установок на регулярные занятия
физической культурой и спортом, сохранение
и укрепление своего здоровья, выработка
умения и навыков здорового образа жизни,
сознание каждым человеком собственной
ответственности за свое здоровье.
1.
Основные направления и приоритеты
развития
Союзного государства в
социально-трудовой сфере
1.1. Формирование
общего рынка труда - важный фактор
экономического подъема и гармонизации
интеграционных процессов
Система
согласованных мер по воспроизводству,
распределению, обмену и совместному
использованию рабочей силы в рамках
Союзного государства призвана обеспечить
увеличение занятости населения, снижение
безработицы, повышение качества и
конкурентоспособности рабочей силы,
предоставление социальных гарантий
гражданам в области труда, медицинского
страхования, получения профессионального
образования, соблюдения ряда других
социальных стандартов и нормативов. В
конечном итоге реально функционирующий
общий рынок труда предполагает создание
единых правовых, экономических условий и
механизмов, максимально учитывающих
интересы работников обоих государств.
Приоритетами политики на общем рынке труда
Республики Беларусь и Российской Федерации
выступают:
увязка мер
социально-экономического развития,
бюджетной и налоговой политики при
разработке и реализации программ
социально-экономического развития двух
государств с мероприятиями по обеспечению
занятости населения;
координация
профессионально-квалификационной
структуры подготовки рабочих и
специалистов в профессиональных учебных
заведениях всех уровней с учетом
потребностей территориальных рынков
труда;
выработка единых
образовательных стандартов и механизма
непрерывного образования;
формирование
системы комплексной подготовки кадров для
социально-трудовой сферы на основе единых
образовательных стандартов;
развитие и
повышение эффективности реализуемых
государственными службами занятости
населения программ и мероприятий по
обеспечению занятости, разрабатываемых на
основе единых подходов и механизмов
реализации;
выработка единых подходов
по достижению сбалансированности спроса и
предложения рабочей силы;
разработка
основных принципов сотрудничества в
подготовке специальных программ создания и
сохранения рабочих мест;
совершенствование организации
общественных работ на основе расширения их
видов и масштабов, изменения механизма
финансирования общественных работ с
привлечением средств из различных
источников;
обеспечение прогрессивных
сдвигов в отраслевой структуре
занятости;
проведение согласованной
политики по повышению уровня мобильности
трудовых ресурсов, в том числе на основе
оптимизации трудовой миграции,
установления единых социально-трудовых
гарантий трудящимся-мигрантам и членам их
семей - гражданам обоих государств с
одновременной разработкой мер
противодействия нелегальной миграции из
других стран;
формирование и введение
межгосударственной автоматизированной
системы банка данных о наличии свободных
рабочих мест, условиях и оплате труда,
жилищно-бытовых условиях на основе тесного
сотрудничества миграционных служб и служб
занятости;
защита национальных и общего
рынков труда, содействие возвращению
высококвалифицированных специалистов из
других стран.
Для решения поставленных
задач требуется унификация нормативных
правовых актов в области занятости и рынка
труда. Основ законодательства о труде,
Закона о занятости населения, введение
единых стандартов социальной защиты.
Целесообразно внести в законодательство о
труде обоих государств статьи,
предусматривающие создание единой системы
трудоустройства и льгот для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите, а также
гарантии социальной поддержки безработных
граждан, потерявших работу в связи с
ликвидацией или реорганизацией
предприятий и организаций, сокращением
штата работников.
Развитие общего рынка
труда требует разработки единых
нормативных документов, определяющих
условия трудовой миграции граждан обоих
государств и предусматривающих
обеспечение гарантий занятости граждан
принимающей стороны. В числе
первоочередных мер необходимо осуществить
дальнейшие практические шаги по созданию
условий для свободного перемещения
законодательно защищенных потоков рабочей
силы на территории Союзного государства, а
также разработать Классификатор занятий,
адаптированный к международным стандартам,
а также Межгосударственный классификатор
профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов.
1.2. Формирование
единых подходов к установлению условий и
механизма оплаты труда, доходов и уровня
жизни
Данное направление
социально-экономической политики имеет
особое значение, выступая одновременно и
средством реализации основных социальных
целей формирования и развития Союзного
государства, и важнейшим фактором
обеспечения эффективного спроса в
экономике, активизации человеческого
фактора и достижения на этой основе
экономического роста.
Актуальными
задачами в этой области являются:
обеспечение роста реальных денежных
доходов населения и сокращение масштабов
бедности;
повышение минимальных
социально-трудовых стандартов, их
приближение к нормативам, характеризующим
стоимость жизни и ее динамику;
повышение уровня оплаты труда занятых в
различных сферах и отраслях экономики с
учетом обеспечения количественных и
качественных результатов хозяйственной
деятельности;
формирование в реальном
секторе экономики рыночных механизмов
организации оплаты труда, основанных на
социальном партнерстве, перенос центра
тяжести с прямых ограничений в этой области
на налогово-бюджетные рычаги;
совершенствование системы тарификации и
оплаты труда на основе отработки и
внедрения гибких механизмов, позволяющих
осуществлять их эффективное регулирование
в соответствии с экономическими и
социальными приоритетами;
совершенствование структуры доходов
населения, содействие увеличению доходов
от самозанятости и предпринимательской
деятельности.
Следующим этапом
реформирования в области заработной платы,
доходов и уровня жизни должно стать
повышение размера оплаты труда,
позволяющего каждому трудоспособному
человеку своим трудом поддерживать
достойный уровень жизни, обеспечение
реализации воспроизводственной,
стимулирующей, регулирующей и социальной
функций заработной платы. Это может быть
достигнуто в результате:
создания
макроэкономических условий для усиления
стимулирующей роли заработной платы в
увеличении производства продукции (услуг) и
повышения его эффективности;
обеспечения опережающего роста
производительности труда по сравнению с
ростом средней заработной платы.
В
реальном секторе экономики главным
механизмом регулирования оплаты труда
должно стать коллективно-договорное
регулирование социально-трудовых
отношений. Роль Союзного государства в этом
направлении заключается в развитии
законодательного обеспечения процесса
социального диалога: в повышении
ответственности сторон за выполнение