РЕШЕНИЕ Экономического Суда СНГ n 01-1/5-02<О ТОЛКОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ (ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ) ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1993 ГОДА И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ>(Принято в г. Минске 04.03.2003)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N
01-1/5-02
(Минск, 4 марта 2003
года)
Экономический Суд Содружества
Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя
Экономического Суда Каженова А.Б.,
судей
Экономического Суда Апостола Д., Вылкова И.,
Жороева К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш.,
Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
при секретаре судебного заседания
Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального
советника Экономического Суда Прониной
М.Г., представителя Исполнительного
комитета СНГ Тышкевича М.М., представителей
Министерства путей сообщения Российской
Федерации Попова В.В., Макарова Д.Ю. и
представителя ФГУП "Восточно-Сибирская
железная дорога" Денисовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по запросу Исполнительного комитета
Содружества Независимых Государств о
толковании применения положений Тарифного
соглашения железнодорожных администраций
(Железных дорог) государств - участников
Содружества Независимых Государств от 17
февраля 1993 года и Тарифной политики
железных дорог государств - участников
Содружества Независимых Государств,
установил:
Исполнительный комитет
Содружества Независимых Государств по
просьбе администрации Федерального
государственного унитарного предприятия
"Восточно-Сибирская железная дорога"
обратился в Экономический Суд Содружества
Независимых Государств с запросом о
толковании применения положений Тарифного
соглашения железнодорожных администраций
(Железных дорог) государств - участников
Содружества Независимых Государств от 17
февраля 1993 года и Тарифной политики
железных дорог государств - участников
Содружества Независимых Государств на
перевозки грузов в международном
сообщении.
Поводом для обращения с
запросом послужили разногласия по
применению железнодорожных тарифов на
перевозку грузов в прямом международном
сообщении. Указанные разногласия, в
частности, касаются вопроса о том, подлежат
ли применению при перевозке грузов по
территории государства в международном
прямом сообщении с третьими странами
тарифы, установленные Тарифной политикой
железных дорог государств - участников СНГ
на соответствующий год.
В связи с этим
Исполнительный комитет просит разъяснить,
являются ли Тарифное соглашение
железнодорожных администраций (Железных
дорог) государств - участников Содружества
Независимых Государств от 17 февраля 1993 года
и Тарифная политика железных дорог
государств - участников Содружества
Независимых Государств на перевозки грузов
в международном сообщении
международно-правовыми договорами и носят
ли они обязательный характер для
государств - участников Тарифного
соглашения.
Заслушав судью - докладчика
Жороева К., представителей Министерства
путей сообщения Российской Федерации
Попова В.В., Макарова Д.Ю., представителя
ФГУП "Восточно-Сибирская железная дорога"
Денисову Т.В., Генерального советника
Экономического Суда Пронину М.Г. и
исследовав имеющиеся в деле документы,
Экономический Суд пришел к следующим
выводам.
Толкование применения
упомянутых выше актов предполагает
определение их правовой природы, механизма
практической реализации на основе не
только их анализа, но и ряда других
межправительственных соглашений,
непосредственно относящихся к толкуемым
актам, а также национального
законодательства о международных
договорах и иных актов законодательства
государств - участников толкуемых
соглашений.
В целях сохранения единого
тарифного пространства, обеспечения
конкурентоспособности перевозок грузов
железнодорожным транспортом в
международном сообщении при условии
сохранения интересов всех государств -
участников Содружества 17 февраля 1993 года
железнодорожные администрации всех
двенадцати государств - участников
Содружества заключили Тарифное соглашение
железнодорожных администраций (Железных
дорог) государств - участников Содружества
Независимых Государств (далее - Тарифное
соглашение), которое вступило в силу с
момента его подписания.
В соответствии
со статьей 1 Соглашения Стороны
договорились применять при перевозках
грузов в прямом и смешанном международных
сообщениях специальное Соглашение -
Тарифную политику железных дорог
государств - участников Содружества
Независимых Государств на перевозки грузов
в международном сообщении (далее - Тарифная
политика), которая "разрабатывается в
свободно конвертируемой валюте на основе
единых принципов, устанавливает
максимальный уровень ставок на каждый
фрахтовый год для каждой железнодорожной
администрации и принимается ежегодно
Тарифной конференцией" железнодорожных
администраций государств - участников
Содружества. Тарифное соглашение также
регламентирует порядок подготовки и
проведения ежегодных Тарифных конференций,
порядок изменения тарифной политики, права
и обязанности сторон, ведение дела.
В
самом Соглашении от 17 февраля 1993 года
указывается, что это соглашение
железнодорожных администраций (Железных
дорог). Понятие "железнодорожные
администрации" для обозначения субъектов
(Сторон), заключивших указанное Соглашение,
использовано в собирательном смысле и
объяснялось происходившими в государствах
после распада Союза ССР изменениями в
системе органов государственного
управления, приведшими к тому, что в одних
государствах центральными органами,
ведающими железнодорожным транспортом,
были соответствующие министерства, в
других - железные дороги (Азербайджанская,
Грузинская, Узбекская, Таджикская железные
дороги, Государственная железная дорога
Туркменистана). Из поступивших в
Экономический Суд письменных сообщений
усматривается, что позднее и в настоящее
время многие железные дороги государств
уполномочиваются на участие в работе
Тарифной конференции в одних случаях
отраслевыми министерствами, ведающими
железнодорожным транспортом и имеющими
право представлять железнодорожный
транспорт на международном уровне, в других
они уполномочены на это актами
правительств и глав государств.
Что
касается цели Тарифного соглашения, то
следует отметить, что к моменту его
подписания сложился международно-правовой
обычай, в соответствии с которым вопросы
определения тарифов на перевозку грузов в
международном сообщении решались
центральными органами железных дорог
(Соглашение о международном
железнодорожном грузовом сообщении от 1
ноября 1951 года с изменениями и дополнениями
по состоянию на 1 января 1998 года и Единый
транзитный тариф к указанному Соглашению
(ЕТТ), Международный железнодорожный
транзитный тариф (МТТ).
Лигитимность
Тарифного соглашения и Тарифной политики
была подтверждена на межправительственном
уровне Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств о
Концепции установления согласованной
тарифной политики на железнодорожном
транспорте Содружества Независимых
Государств от 18 октября 1996 года, а также
межправительственным Соглашением о
проведении согласованной политики в
области определения транспортных тарифов
от 17 января 1997 года.
Все государства -
участники Тарифного соглашения и Тарифной
политики рассматривали и исполняли их как
международные договоры.
Следовательно,
по своей правовой природе как Тарифное
соглашение от 17 февраля 1993 года, так и
ежегодно принимаемое в его рамках
специальное Соглашение - Тарифная политика,
являются международными договорами
межведомственного характера как
заключенные органами государственного
управления стран Содружества относительно
прав и обязанностей в области
международных отношений. Таким же образом
определяются эти договоры (соглашения)
национальным законодательством государств
- участников Содружества.
Изучение
действующих в государствах Содружества
законов о международных договорах
показывает, что межведомственные договоры
регулируются ими в качестве одного из видов
международных договоров соответствующих
государств с той лишь особенностью, что в
некоторых государствах вопросы заключения,
исполнения этих договоров урегулированы
непосредственно в законах о международных
договорах (Российская Федерация,
Кыргызская Республика и др.), в других
государствах - специальными нормативными
актами (Азербайджанская Республика,
Республика Беларусь, Республика
Узбекистан).
Так, порядок заключения,
исполнения и прекращения действия
международных договоров Республики
Беларусь межведомственного характера,
заключаемых государственными органами
Республики Беларусь в соответствии со
статьей 1 Закона "О международных договорах
Республики Беларусь", определен Указом
Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999
года, а в отношении заключаемых
республиканскими органами
государственного управления, подчиненных
Совету Министров Республики Беларусь, -
Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 12 апреля 1999 года.
Изложенное выше позволяет Экономическому
Суду сделать вывод, что заключение,
исполнение и прекращение международных
договоров государств Содружества
межведомственного характера как одного из
видов международных договоров государств
регулируются нормами международного права,
и в частности Венской конвенции о праве
международных договоров 1969 года,
конституциями государств, положениями
действующих в них законов о международных
договорах и иных специальных актов,
касающихся международных договоров этого
вида. С учетом этого проанализирован и
вопрос об исполнении указанных
межведомственных соглашений.
Как
международный договор государств Тарифное
соглашение в статье 1, определяя его
предмет, устанавливает обязательство
государств "применять при перевозках
грузов в прямом и смешанном международных
сообщениях Тарифную политику железных
дорог государств - участников Содружества
Независимых Государств на перевозку грузов
в международном сообщении", которая
ежегодно принимается Тарифной
конференцией на фрахтовый год. Однако
указанное обязательство государств
требует своей конкретизации с учетом
содержания как самого Тарифного соглашения
и разрабатываемой в его рамках Тарифной
политики, так и последующих международных
договоров, принятых в Содружестве по этому
вопросу.
Под международным сообщением,
исходя из содержания Тарифной политики,
понимаются:
а) перевозка грузов из
третьих стран в третьи страны транзитом по
железным дорогам государств - участников
Содружества Независимых Государств;
б)
перевозка грузов из / в государств -
участников СНГ в / из третьи страны и
в)
перевозка грузов между станциями железных
дорог государств - участников СНГ
(межгосударственное сообщение).
Причем
на основании Соглашения о международном
железнодорожном грузовом сообщении,
действующем с 1 ноября 1951 года с изменениями
и дополнениями на 1 января 1998 года,
перевозка грузов в прямом международном
железнодорожном сообщении между железными
дорогами государств - участников этого
Соглашения осуществляется по накладным
СМГС и оплата их осуществляется по правилам
статьи 13 того же Соглашения. Провозные
платежи в сообщении между станциями
железных дорог соседних стран за перевозку
по железным дорогам страны отправления и
страны назначения исчисляются по тарифам,
применяемым железными дорогами этих стран
для таких перевозок или по прямому тарифу,
если этими железными дорогами установлен
прямой тариф.
В сообщении через
транзитные дороги за перевозку по железным
дорогам страны отправления и страны
назначения оплата производится по тарифам,
применяемым железными дорогами этих стран
для таких перевозок, а за перевозку по
транзитным железным дорогами - по
применяемому для данной международной
перевозки транзитному тарифу.
Следовательно, оплата перевозки грузов по
накладным СМГС должна производиться по
тарифам, устанавливаемым для
международного сообщения.
Тарифная
политика устанавливает порядок расчета
тарифных ставок на перевозки грузов в
указанных выше видах международного
сообщения на базе Международного
железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) и
Единого транзитного тарифа (ЕТТ)
дифференцированно по видам отправок и
родам грузов с использованием в
определенных случаях коэффициента в
размере, устанавливаемом Тарифной
политикой.
Каждая сторона доводит
решения Тарифной конференции до сведения
причастных к выполнению Тарифной политики
в виде Тарифной политики железных дорог
государств - участников СНГ либо в виде
Тарифной политики Железной дороги своей
страны, о чем свидетельствует пункт 15
статьи 2 Соглашения. Экономический Суд
считает, что при оценке содержания
обязательства государств, принимаемого по
Тарифному соглашению, а также уяснении
механизма его исполнения необходимо учесть
в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Венской
конвенции 1969 года принятые позднее
указанные выше международные договоры:
Решение Совета глав правительств
Содружества о Концепции установления
согласованной тарифной политики на
железнодорожном транспорте государств -
участников Содружества Независимых
Государств от 18 октября 1996 года и
межправительственное Соглашение о
проведении согласованной политики в
области определения транспортных тарифов
от 17 января 1997 года.
Концепция
установила, что на ежегодных Тарифных
конференциях утверждаются основные
принципы формирования и применения
согласованной тарифной политики на
перевозки грузов, в том числе: стабильность
уровня тарифных ставок для обеспечения
выполнения долгосрочных
внешнеэкономических контрактов;
определение уровня ставок для каждой
железнодорожной администрации,
участвующей в перевозке; максимальный
характер объявляемого уровня ставок на
межгосударственные и международные
перевозки; единая согласованная тарифная
база, обеспечивающая унифицированное их
построение; возможность снижения
железнодорожной администрацией
объявленного тарифа.
Следует также
учесть, что Тарифное соглашение
предусматривает возможность изменения
согласованных Конференцией тарифов двумя
путями:
а) принятием по предложению
любой Стороны согласованного Сторонами
решения, не чаще одного раза в течение
фрахтового года и по основаниям,
предусмотренным в статье 3 Соглашения;
б) путем предоставления каждой Стороне
права на повышение уровня ставок в части,
касающейся перевозок по линиям своей
железной дороги, но не чаще двух раз в год,
при условии уведомления Управления делами,
всех остальных Сторон не менее чем за 2
месяца до вступления соответствующего
изменения в действие.
Повышение уровня
тарифов в соответствии с Тарифным
соглашением (периодичность такого
повышения и с соблюдением срока
уведомления всех дорог - участниц
Соглашения) предусмотрено в качестве меры
регулирования тарифов в
межгосударственном сообщении и Концепцией
установления согласованной Тарифной
политики на железнодорожном транспорте
государств - участников Содружества
Независимых Государств.
Подписанное 17
января 1997 года межправительственное
Соглашение о проведении согласованной
политики в области определения
транспортных тарифов определило, что в
области железнодорожного транспорта
действует Решение Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств