"ПРОГРАММА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "ЗАЩИТА ОБЩИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ"(Утверждена 29.04.2003 Постановлением 7 Совета Министров Союзного государства)
Утверждена
Постановлением
Совета Министров
Союзного
государства
от 29 апреля 2003 г. N
7
ПРОГРАММА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
"ЗАЩИТА ОБЩИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
БЕЛАРУСИ И РОССИИ"
(редакция 2003
г.)
(Уточненные задания по завершению и
реализации
выполняющейся в 2000 - 2003 гг.
одноименной Программы,
утвержденной
Постановлением Исполнительного
Комитета
Союза Беларуси и России от 8
сентября 1999 г. N 27)
1. Актуальность и
необходимость разработки
Программы
Совместная Программа "Защита
общих информационных ресурсов Беларуси и
России" (далее - Программа) направлена на
объединение потенциалов и ресурсов
Беларуси и России для повышения
эффективности защиты информации,
используемой в интересах Союзного
государства, создание условий и основ для
гармонизации национальных законодательств
России и Беларуси в области защиты
информации, создание унифицированной
системы нормативно-методических и
технических документов в области защиты
информации, унификацию национальных систем
лицензирования деятельности в области
защиты информации и сертификации средств
защиты информации.
Благодаря
глобальным процессам, которые характерны
для социально-экономического развития
мира, за последние годы резко возросла роль
информации. Человечество находится в
преддверии информационного общества, в
котором информация становится важнейшим
стратегическим ресурсом. Новые тенденции в
полной мере распространяются на Беларусь и
Россию.
Информационную инфраструктуру
Беларуси и России формируют
телекоммуникационные и компьютерные сети и
распределенные базы данных и знаний. В
экономике государств практически
сформировалась новая отрасль
общественного производства, охватывающая
процессы и средства создания,
распространения, обработки и использования
(потребления) информации. В данную отрасль
постоянно вовлекается все большая часть
трудоспособного населения. Кроме этого,
информационные технологии и средства
широко внедряются во все другие сферы
жизнедеятельности общества, включая науку,
образование, военное дело и т.д. В процессе
информатизации происходит кардинальная
смена способов производства, мировоззрения
людей, стиля, характера их общения,
существенным образом изменяющие их условия
труда, отдыха и участия в политической
жизни общества. Информатизация
непосредственно влияет на развитие и
формирование информационной сферы, которую
иногда отождествляют с информационным
пространством.
Учитывая, что
информационная сфера является
системообразующим фактором, объединяющим и
участвующим в конкретном наполнении
интеграционных процессов в рамках Союзного
государства, защита национальных интересов
Беларуси и России в данной сфере является
приоритетным направлением деятельности
органов государственной власти Беларуси и
России и органов Союзного государства.
Особо важное значение защита национальных
интересов в информационной сфере
приобретает в связи с тем, что современные
информационные технологии дают
возможность накапливать большие объемы
хорошо организованной информации в
компьютерных системах государственных
органов, государственных и
негосударственных учреждений, предприятий,
организаций, фирм, обеспечивают
возможность ее многоаспектной обработки и
передачи, а высокий уровень современных
технических средств доступа к
информационным и вычислительным ресурсам
этих систем создают угрозы бесконтрольного
получения (перехвата) охраняемых сведений
различными видами технических разведок.
Приоритетами иностранных технических
разведок являются процессы углубления
сотрудничества Беларуси и России в рамках
Союзного государства, их внутренние и
внешние политические ориентиры, военная
политика и пути ее практической реализации,
экономические преобразования внутри стран,
направленность научных исследований и
технических экспериментов.
В
создавшихся условиях особую актуальность
приобретает задача регулирования
информационных отношений и объединения
усилий по противостоянию негативным
тенденциям, связанным с неправомочным
доступом к информации. Это возможно путем
совершенствования национальных систем
защиты информации на базе их гармонизации,
унификации, координации и
специализации.
2. Основные цели, сроки и
этапы реализации Программы
Основными
целями Программы являются:
объединение
потенциалов и ресурсов России и Беларуси
для повышения эффективности национальных
систем защиты информации, действующих в
интересах Союзного государства;
создание условий и основ для гармонизации
национальных законодательств России и
Беларуси в области защиты информации;
выработка и реализация единой
научно-технической политики по защите
государственных информационных ресурсов и
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры прежде всего в органах
государственной власти, в
кредитно-финансовой сфере, в области
управления критичными технологиями в целях
противодействия информационным угрозам, в
том числе возможному применению
информационного оружия;
оценка
существующих, а также прогнозируемых
потенциальных угроз безопасности в
информационной сфере, разработка
механизмов и средств защиты информации и
информационных технологий от воздействия
угроз и противодействия им;
обеспечение
реализации государственного контроля за
разработкой, производством, применением,
экспортом и импортом средств защиты
информации на основе лицензирования
деятельности в области защиты информации,
учета и сертификации создаваемых и
импортируемых средств защиты
информации;
создание унифицированной
системы нормативно-методических и
технических документов в области защиты
информации, унификация национальных систем
лицензирования деятельности в области
защиты информации и сертификации средств
защиты информации;
совершенствование
систем подготовки, профессиональной
переподготовки и повышения квалификации
специалистов в области защиты
информации;
создание условий для
развития на современной
научно-технологической базе национальных
индустрий по производству средств защиты
информации и контроля ее эффективности.
Состояние выполнения работ: (Программа
утверждена Постановлением Исполнительного
комитета Союза Беларуси и России от 8
сентября 1999 г. N 27).
Из 33 пунктов,
объединенных в 7 заданий Программы, на 1
января 2003 года:
выполнено полностью -
12;
выполнено частично - 21.
При
финансировании Программы в необходимом
объеме в 2003 году будут завершены работы по 3
пунктам Программы, по 8 пунктам
предусмотрена доработка и согласование
подготовленных первых редакций документов,
выполнение 6 пунктов Программы
предусматривает проведение
опытно-конструкторских работ, 5 из которых
открыты в 2002 году. Завершение работ по 4
пунктам Программы возможно после
выполнения всех заданий.
На выполнение
Программы было предусмотрено выделение 121,32
млн. руб., в том числе за счет взносов России
- 67,485 млн. руб. и Беларуси - 53,835 млн. руб. При
условии финансирования Программы в 2003 году
в соответствии с бюджетной заявкой, общий
объем финансирования составит 86,4387 млн. руб.
(Россия - 50,015 млн. руб., Беларусь - 36,4237 млн.
руб.), недофинансирование составит 34,8813 млн.
руб. Задержки по срокам выполнения
Программы из-за позднего начала
финансирования превышают 11 месяцев.
Для
выполнения мероприятий Программы в полном
объеме необходимо продлить ее реализацию
на 2004 год. В связи с этим вносится
предложение по изменению Программы и
продлению срока ее реализации на 1 год.
Сроки выполнения Программы: (редакция 2003 г. -
уточненные задания по завершению
Программы).
Начало работ - ноябрь 2000
года.
Окончание работ - декабрь 2004
года.
Общее финансирование за счет
согласованных отчислений средств
государств-участников в бюджет Союзного
государства на безвозмездной основе
составит 121,32 млн. руб., в том числе за счет
отчислений России - 67,485 млн. руб. и Беларуси -
53,835 млн. руб. Из них на 2004 год - 34,8813 млн. руб.,
в том числе за счет отчислений России - 17,47
млн. руб. и Беларуси - 17,4113 млн. руб.
3.
Государственные заказчики
и головные
исполнители Программы
Государственный
Государственная техническая комиссия
заказчик-координатор при Президенте
Российской Федерации.
Программы:
Государственные Федеральное агентство
правительственной
заказчики
связи и информации при Президенте
Российской
Программы: Федерации,
Государственный центр безопасности
информации при Президенте
Республики
Беларусь.
Головной Федеральное
государственное учреждение
исполнитель "Государственный
научно-исследовательский
Программы:
испытательный институт проблем
технической
защиты
информации Государственной технической
комиссии при Президенте
Российской Федерации"
(ГНИИИ
ПТЗИ Гостехкомиссии России),
г. Воронеж.
Исполнители
Федеральное государственное унитарное
Программы: предприятие "НТЦ "Атлас"
(ФГУП "НТЦ "Атлас"),
г.
Москва,
Научно-производственное
республиканское унитарное предприятие
"Научно-исследовательский
институт
технической защиты
информации"
(НИИ ТЗИ), г.
Минск.
Соисполнители Организации и
предприятия России и Беларуси
Программы: на основе заключаемых с
государственными
заказчиками, головным исполнителем и
исполнителями государственных
контрактов.
Государственный
заказчик-координатор и государственные
заказчики Программы в ходе организации и
обеспечения своевременного выполнения
мероприятий Программы, входящих в их
компетенцию, имеют право:
изменять или
уточнять содержание отдельных мероприятий
Программы без изменения запланированного
конечного результата;
изменять сроки
выполнения отдельных мероприятий без
изменения сроков выполнения Программы в
целом;
перераспределять объемы
финансирования между отдельными
мероприятиями без изменения общего объема
финансирования, определенного
Программой;
привлекать к реализации
программных мероприятий в качестве
соисполнителей либо контрагентов
головного исполнителя юридических лиц,
имеющих соответствующие лицензии, путем
заключения с ними договоров (контрактов) на
выполнение отдельных заданий
Программы.
4. Система программных
мероприятий
и ресурсное обеспечение
Программы
Объемы финансирования
определены в тыс. российских руб.
------T--------------------T------------T------------------------------------------------------T--------------------¬
¦N п/п¦Наименование ¦Головной
¦Объемы финансирования из бюджета Союзного
государства ¦Состояние выполнения¦
¦
¦работ
¦исполнитель,+---------------T---------T----------------T-----------+работ
¦
¦ ¦ ¦исполнители
¦2000 - 2002 гг.¦2003 г. ¦Всего за 2000 - ¦2004 г. ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2003 гг. ¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦
+-------T-------+---------+--------T-------+ ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦По ¦Факти-
¦Бюджетная¦По ¦Факти- ¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦Про- ¦чески
¦заявка ¦Про- ¦чески с¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦грамме ¦ ¦
¦грамме ¦учетом ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2003 г.¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+------------+-------+-------+---------+--------+-------+-----------+--------------------+
¦1 ¦Гармонизация ¦Всего ¦ 9920,0¦
5972,1¦ 2600,0¦ 12520,0¦ 8572,1¦ 3947,9 <1>¦
¦
¦ ¦национальных ¦Россия ¦
5555,0¦ 4235,0¦ 1250,0¦ 6805,0¦ 5485,0¦ 1320,0 <1>¦
¦
¦ ¦законодательств ¦Беларусь
¦ 4365,0¦ 1737,1¦ 1350,0¦ 5715,0¦ 3087,1¦ 2627,9 <1>¦
¦
¦ ¦России и Беларуси ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦в области защиты ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации, создание¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦унифицированной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦системы нормативно -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦правовых документов.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+------------+-------+-------+---------+--------+-------+-----------+--------------------+
¦1.1 ¦Анализ национальных ¦Всего ¦ 100,0¦
100,0¦ - ¦ 100,0¦ 100,0¦ - ¦Результаты
анализа. ¦
¦ ¦законодательств и
¦ГНИИИ ПТЗИ ¦ 55,0¦ 55,0¦ - ¦ 55,0¦ 55,0¦ -
¦Предложения по ¦
¦ ¦действующих
¦НТЦ "Атлас" ¦ 25,0¦ 25,0¦ - ¦ 25,0¦ 25,0¦
- ¦гармонизации ¦
¦
¦нормативно-правовых ¦НИИ ТЗИ ¦ 20,0¦ 20,0¦
- ¦ 20,0¦ 20,0¦ - ¦национальных
¦
¦ ¦документов России ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦законодательств. ¦
¦ ¦и Беларуси в
области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦защиты
информации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Разработка
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦предложений по их ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦гармонизации. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
+-----+--------------------+------------+-------+-------+---------+--------+-------+-----------+--------------------+
¦1.2 ¦Определение ¦Всего ¦ 70,0¦
70,0¦