ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 06.05.2003"ДЕЛО "КЛЕЙН (kleyn) И ДРУГИЕ ПРОТИВ НИДЕРЛАНДОВ" [рус., англ.]
[неофициальный перевод]
<*>
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ
ЧЕЛОВЕКА
ДЕЛО "КЛЕЙН (KLEYN) И ДРУГИЕ ПРОТИВ
НИДЕРЛАНДОВ"
(Жалобы N 39343/98, 39651/98, 43147/98 и
46664/99)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
(Страсбург, 6
мая 2003 года)
По делу "Клейн и другие против
Нидерландов" Европейский суд по правам
человека, заседая Большой палатой в
составе:
--------------------------------
<*>
Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.
Л.
Вильдхабера, Председателя Палаты,
Х.Л.
Розакиса,
Ж.-П. Коста,
Г. Ресса,
сэра Николаса Братца,
Л. Кафлиша,
В.
Стражницка,
К. Юнгвирта,
В.
Буткевича,
Н. Ваич,
Дж. Хедигана,
В. Томассен,
М. Цацы-Николовской,
А.Б.
Бака,
К. Трайа,
М. Угрехелидзе,
В.
Загребельского, судей,
а также при
участии П.Дж. Махони, Секретаря-канцлера
Суда,
заседая 27 ноября 2002 г. и 9 апреля 2003
г. за закрытыми дверями,
вынес 9 апреля
2003 г. следующее
Постановление:
ПРОЦЕДУРА
1. Дело было
инициировано четырьмя жалобами (N 39343/98,
39651/98, 43147/98 и 46664/99), поданными в Европейскую
комиссию по правам человека против
Королевства Нидерландов в период с 8 июля 1997
г. по 16 марта 1998 г. двадцатью тремя
подданными Нидерландов А.А. Клейном (A.A. Kleyn),
А. ван Хельденом (A. van Helden), С.Х. ван
Хельден-Шиммель (C.H. van Helden-Schimmel), А. Хоугее (A.
Hougee), О.Л. Хоугее-ван Франкфоорт (O.L. Hougee-van
Frankfoort), С.М. ван Бурк (C.M. van Burk), С.Й.П. Клеийн
(C.J.P. Kleijn), П.М. Клеийн (P.M. Kleijn), С.Й. Клеийн (C.J.
Kleijn), М.А.Й.Е. Раймакерс (M.A.J.E. Raymakers), П.В.Н.
Раймакерс-Спрееувенберг (P.W.N. Raymakers-Spreeuwenberg),
А.Й.С. Берндсен (A.J.Th. Berndsen), Б.А.Г.
Берндсен-Везендонк (B.A.G. Berndsen-Wezendonk), П.
Бунсхотен (P. Bunschoten), В.Ф. ван Дюйн (W.F. van Duyn),
С.Й. Ханхарт (C.J. Hanhart), Й.Х. Кардол (J.H. Kardol), С.
де Креий (C. de Kreij), Г.Й. ван Лентом (G.J. van Lent), Г.
ван Лент-де Кроон (G. van Lent-de Kroon), С.Й.Б.А.
Помпеном (S.J.B.A. Pompen), С.М.М. Веннекес (C.M.M. Wennekes)
и М. Витвлиетом (M. Witvliet), а также двенадцатью
компаниями: "Меттлер Толедо Б.В." (Mettler Toledo
B.V.), "Ван Хельден Рекламе-Артикелен Б.В." (Van
Helden Reclame-Artikelen B.V.), "Грассхоппер Рекламе"
(Grasshopper Reclame), "М.С. Геррице Б.В." (M.C. Gerritse B.V.),
"Тексшоп Б.В." (Texshop B.V.), рестораном "Де Бетуве
Б.В." (De Betuwe B.V.), "Маасглас Б.В." (Maasglas B.V.),
"Кувейт Петролеум (Нидерланды) Б.В." (Kuwait
Petroleum (Nederland) B.V.), "Стерк Техниш Адвисбюро Б.В."
(Sterk Technisch Adviesbureau B.V.), "Клеийн Финансирингс-
ен Леаземаачаппий Б.В." (Kleijn Financierings- en
Leasemaatschappij B.V.), "Эксплоитатиемаачаппиий де
Цейвинг Б.В." (Exploitatiemaatschappij de Zeiving B.V.) и
"Маачап Такель- ен Бергингсбедрийф Ханхарт"
(Maatschap Takel- en Bergingsbedrijf Hanhart) (далее - заявители)
в соответствии с бывшей статьей 25
Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод.
2. Интересы
заявителей по жалобам N 39343/98, 39651/98 и 43147/98
представлял К.Ф. Леенхоутс (K.F. Leenhouts), юрист
из г. Тиля (Tiel). Интересы заявителей по
жалобе N 46664/99 первоначально представляла
организация "Веренигинг Ланделийк Оверлег
Бетувероуте" (Vereniging Landelijk Overleg Betuweroute)
(Национальная юридическая консультация
провинции Гелдерланд (Gelderland), которая
впоследствии передала свои полномочия в
отношении трех заявителей Леенхоутсу.
Власти Нидерландов были представлены
Уполномоченным Нидерландов при
Европейском суде по правам человека Р.А.А.
Бекером ({R.A.A. Bocker}) <*>, Министерства
иностранных дел Нидерландов.
--------------------------------
<*> Здесь и далее по
тексту слова на национальном языке набраны
латинским шрифтом и выделены фигурными
скобками.
3. Заявители утверждали, что, с
объективной точки зрения, отделение
административной юрисдикции
Государственного совета Нидерландов не
может рассматриваться как независимый и
беспристрастный суд по смыслу пункта 1
статьи 6 Конвенции, поскольку
Государственный совет обладал
консультативными и судебными полномочиями.
Они также жаловались на нарушение пункта 1
статьи 6 и статьи 8 Конвенции и статьи 1
Протокола N 1 к Конвенции.
4. Жалобы были
переданы в Европейский суд 1 ноября 1998 г.,
когда вступил в силу Протокол N 11 к
Конвенции (пункт 2 статьи 5 Протокола N 11 к
Конвенции).
5. Жалобы были переданы в
производство Первой секции Суда (пункт 1
правила 52 Регламента Суда). В рамках этой
Секции была сформирована Палата в
соответствии с пунктом 1 правила 26
Регламента (пункт 1 статьи 27 Конвенции) для
рассмотрения этого дела. 3 мая 2001 г. эта
Палата приняла Решение объединить жалобы,
коммуницировать (в соответствие с
подпунктом "b" пункта 2 правила 54 Регламента)
властям Нидерландов жалобы, касающиеся
отсутствия достаточной объективности и
беспристрастности у отделения
административной юрисдикции
Государственного совета, и признать
оставшиеся части жалоб неприемлемыми.
6.
1 ноября 2001 г. Европейский суд сменил состав
своих секций (пункт 1 правила 25 Регламента).
Дело было передано на рассмотрение
новообразованной Второй секции (пункт 1
правила 52 Регламента). 2 июля 2002 г. Палата
этой Секции, состоящая из Ж.-П. Коста, А.Б.
Бака, Гойкура Йорундссона, К. Юнгвирта, В.
Буткевича, В. Томассен и М. Угрехелидзе,
судей, а также С. Долле, секретаря секции
Суда, уступила юрисдикцию в пользу Большой
палаты, ни одна из сторон не возражала
против этого (статья 30 Конвенции и правило 72
Регламента).
7. Состав Большой палаты
определялся в соответствии с пунктами 2 и 3
статьи 27 Конвенции и правила 24
Регламента.
8. Заявители и власти
Нидерландов представили письменные
замечания по поводу приемлемости и по
существу дела. В дополнение, были получены
комментарии третьих лиц: властей Италии и
Франции, которые получили разрешение
вмешаться в письменную процедуру
рассмотрения дела у Председателя Суда
(пункт 2 статьи 36 Конвенции и пункт 3 правила
61 Регламента). Заявители предоставили
письменные объяснения на эти замечания
(пункт 5 правила 61 Регламента).
9.
Слушания по поводу приемлемости и по
существу дела проходили в открытом
заседании во Дворце прав человека в
Страсбурге 27 ноября 2002 г. (пункт 3 правила 59
Регламента).
В Европейский суд
явились:
a) от властей Нидерландов:
Р.
Бекер, Министерство иностранных дел,
Уполномоченный Нидерландов при
Европейском суде по правам человека,
Е.
Даалдер (E. Daalder), заместитель
Государственного адвоката, советник,
Б.
Дрексхаге (B. Drexhage), Министерство внутренних
дел и отношений Королевства,
Л. Линг Кет
Он (L. Ling Ket On), Министерство юстиции,
В.
Вармердам (W. Warmerdam), Министерство транспорта
и водных ресурсов, советники;
b) от
заявителя:
К. Леенхоутс, адвокат,
Т.
Баркхюйсен (T. Barkhuysen), адвокат,
С. Фенийн
(C. Fenijn), консультант.
Заявители Ван Дуйн
и Раймакерс также присутствовали на
слушании.
10. Председатель Суда дал
разрешение представителям заявителей
использовать голландский язык (пункт 3
правила 34 Регламента Суда). Европейский суд
выслушал обращения Бекера и Даалдера, а
также Леенхоутса и Баркхюйсена.
11. В
соответствии с пунктом 3 статьи 29 Конвенции
и подпунктом "a" пункта 3 правила 54
Регламента Суда Европейский суд вынес
Решение об исследовании существа дела
одновременно с установлением
приемлемости.
ФАКТЫ
I. Обстоятельства
дела
A. Заявители
Жалоба N 39343/98
12. А.А.
Клейн родился в 1941 году и сейчас проживает в
Асперене (Asperen). Он занимает пост
исполнительного директора общества с
ограниченной ответственностью (besloten vennootschap
met beperkte aansprakelijkheid) "Б.В. Клеийн Финансирингс-
ен Леаземаачаппий" и "Эксплоитатимаачаппий
де Цейвинг Б.В.". Также он является
совладельцем ресторана "Де Гоудрейнет" (De
Goudreinet).
Жалоба N 39651/98
13. "Меттлер
Толедо Б.В." - это общество с ограниченной
ответственностью. Его недвижимость
находится в г. Тиле.
"Ван Хельден
Рекламе-Артикелен Б.В." - это общество с
ограниченной ответственностью. Его
недвижимость находится в г. Тиле. Его
исполнительные директоры А. ван Хельден и
С.Х. ван Хельден-Шиммель, 1946 года рождения,
проживают недалеко от здания самой
компании.
"Грассхоппер Рекламе" - это
зарегистрированное в установленном
законами Нидерландов порядке товарищество
(vennootschap onder firma). Его недвижимость
располагается в г. Тиле. Его исполнительные
директоры А. Хоугее и О.Л. Хоугее-ван
Франкфоорт, 1947 и 1948 годов рождения,
соответственно, проживают в здании
товарищества.
"М.С. Геррице Б.В," - это
общество с ограниченной ответственностью.
Его недвижимость находится в г. Тиле.
"Тексшоп Б.В." - это общество с ограниченной
ответственностью. Его недвижимость
находится в г. Тиле.
Ресторан "Де Бетуве
Б.В." - это общество с ограниченной
ответственностью, находящееся в г. Тиле.
"Маасглас Б.В." - это общество с ограниченной
ответственностью. Его недвижимость
находится в г. Тиле.
С.М. ван Бурк, 1953 года
рождения, управляет бензозаправочной
станцией, расположенной на автостраде А15,
возле Метерена (Meteren).
"Кувейт Петролеум
(Нидерланды) Б.В." - это общество с
ограниченной ответственностью,
учрежденное в Роттердаме (Rotterdam). Ему
принадлежат бензозаправочные станции,
находящиеся под управлением С.М. ван
Бурка.
"Стерк Техниш Адвисбюро Б.В." - это
общество с ограниченной ответственностью.
Его недвижимость находится в г. Спийке
(Spijk).
"Б.В. Клеийн Финансирингс- ен
Леаземаачаппий" и "Эксплоитатимаачаппий де
Цейвинг Б.В." - это общества с ограниченной
ответственностью, и вместе с С.Й.П. Клеийн,
П.М. Клеийн и С.Й. Клеийн, 1936, 1970 и 1978 годов
рождения, соответственно, они являются
владельцами земельных участков,
расположенных вдоль автострады А15, и
совладельцами ресторана "Де Гудрейнет",
расположенного на одном из этих
участков.
Жалоба N 43147/98
14. М.А.Й.Е.
Раймакерс и П.В.Н. Раймакерс-Спрееувенберг,
1956 и 1959 годов рождения, соответственно,
проживают в г. Керк-Авезаат (Kerk-Avezaath).
Жалоба N 46664/99
15. А.Й.С. Берндсен и Б.А.Г.
Берндсен-Везендонк, 1950 и 1952 годов рождения,
соответственно, проживают в Грессене
(Groessen).
П. Бунсхотен, 1955 года рождения,
проживает в г. Хервельд (Herveld).
В.Ф. ван
Дуйн, 1962 года рождения, проживает в
Ийзендурне (IJzendoorn).
С.Й. Ханхарт, 1938 года
рождения, проживает в г. Тиле.
Й.Х.
Кардоль, 1938 года рождения, проживает в г.
Метерен (Meteren).
С. де Креий, 1948 года
рождения, проживает в г. Гиссенбурге
(Giessenburg).
Г.Й. ван Лент, 1944 года рождения,
проживает в г. Охтен (Ochten).
Г. ван Лент-де
Крун, 1910 года рождения, проживает в г.
Эхтельд (Echteld).
С.Й.Б.А. Помпен, 1963 года
рождения, проживает в г. Тиле.
"Такель- ен
Бергингсбедрийф Ханхарт" - это общество
(maatschap), участниками которого являются С.Й.
Ханхарт и С.Й.Б.А. Помпен. Его имущество
находится в г. Тиле.
С.М.М. Веннекес, 1949
года рождения, проживает в г. Хервельд
(Herveld).
М. Витвлит, 1944 года рождения,
проживает в г. Кестерен (Kesteren).
B.
Предыстория дела
16. Территория
Нидерландов включает дельты рек Рейн (Rhine),
Маас (Maas) и Шельде (Schelde), все они впадают в
Северное море в г. Роттердам или недалеко от
него. Эти реки в течение многих лет
использовались для движения торгового
транспорта в северо-западных и центральных
районах Европы, и особенно в промышленном
районе, расположенном вдоль реки Рур (Ruhr) в
Германии. В течение многих столетий
Нидерланды являлись одним из крупнейших
транспортных узлов Европы с портом в
Роттердаме и аэропортом в Шифоле (Schiphol),
неподалеку от Амстердама, которые стали
важными транзитными пунктами при перевозке
грузов.
17. В последние годы всемирный
рост экономики, открытие границ между
странами-членами Европейского Союза и
появление возможности у центральной и
восточной части Европы торговать с
иностранными государствами привело к
увеличению количества перевозимого товара
через Нидерланды и, соответственно, к
увеличению числа перевозок.
18. С 1980-х
годов количество перевозок по внутренним
водным путям, железной дороге или по
трубопроводам сильно не изменялось.
Существенному росту подверглось число
перевозок, осуществляемых автомобильным
транспортом. Это произошло благодаря ряду
факторов, таких, как большая доступность и
пригодность дорог по сравнению с железными
дорогами и водным транспортом, а также
увеличившаяся тенденция предприятий
доставлять необработанные материалы, когда
потребуется, вместо накопления их на
складах.
19. В начале 1990-х годов власти
Нидерландов приняли решение поддержать и
увеличить конкурентоспособность порта в
Роттердаме как главного отправного порта
Европы по сравнению с такими конкурентами
как порты в Гамбурге (Hamburg), Антверпене (Antwerp),
Гавре (Le Havre), Марселе (Marseilles) и Лондоне (London).
В то же время было принято важное решение по
возможности снизить загруженность дорог и
уменьшить наносимый тем самым вред
окружающей среде.
C. Законопроект "О
планировании транспортных
сообщений"
({Tracewet}) и Консультативное заключение
Государственного совета
20. 1 июля 1991 г. в
соответствии со статьей 15 Закона "О
Государственном совете" (Wet op de Raad van State) и по
предложению министра транспорта и связи
(Verkeer en Waterstaat) и министра жилья, планирования
и охраны окружающей среды (Volkshuisvesting, Ruimtelijke
Ordening en Milieubeheer), Королева передала
законопроект "О планировании транспортных
сообщений" ({Tracewet}) в Государственный совет
(Raad van State) для дачи консультативного
заключения.
21. Законопроект "О
планировании транспортных сообщений" имел
целью обеспечить законодательную базу для
планирования новой транспортной
инфраструктуры в регионах: дорог, железных
дорог, водных каналов, и изменения
существующей транспортной инфраструктуры
с целью облегчения сотрудничества с
властями провинций и округов, территории
которых коснутся упомянутые изменения.
Также этот законопроект влиял и на средства
правовой защиты, в соответствии с ним можно
было подать жалобу на решение
государственных властей или властей
регионов сразу в Государственный совет, тем
самым избавляясь от необходимости подавать
большое количество жалоб на решения и планы
местных властей в начале в суды, а потом и в
Государственный совет.
22.
Государственный совет передал свое
консультативное заключение в
Правительство 9 декабря 1991 г. Во вступлении
было написано:
"Государственный совет
полностью изучил проблему, которую хотят
решить подписавшие законопроект "О
планировании транспортных сообщений". Он
зачастую подразумевает использование
масштабных, технически сложных и дорогих
проектов. Они должны