"ПРОТОКОЛ О РЕГИСТРАХ ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСА ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ" (ПРОТОКОЛ РВПЗ/prtr protocol)(Вместе с "ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", "АРБИТРАЖЕМ")(Подписан в г. Киеве 21.05.2003)
О РЕГИСТРАХ ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСА
ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ
(Киев, 21 мая 2003
года)
Стороны настоящего Протокола,
ссылаясь на пункт 9 статьи 5 и пункт 2 статьи
10 Конвенции 1998 года о доступе к информации,
участии общественности в процессе принятия
решений и доступе к правосудию по вопросам,
касающимся окружающей среды (Орхусская
конвенция),
признавая, что регистры
выбросов и переноса загрязнителей создают
мощный механизм для повышения
подотчетности корпораций, сокращения
загрязнения и содействия устойчивому
развитию, как указано в Луккской
декларации, принятой на первом Совещании
Сторон Орхусской конвенции,
учитывая
принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по
окружающей среде и развитию 1992 года,
учитывая также принципы и обязательства,
согласованные на Конференции Организации
Объединенных Наций по окружающей среде и
развитию 1992 года, в частности положения
главы 19 Повестки дня на XXI век,
принимая
к сведению Программу действий по
дальнейшему осуществлению Повестки дня на
XXI век, принятую Генеральной Ассамблеей
Организации Объединенных Наций на ее
девятнадцатой специальной сессии 1997 года, в
которой она призвала, в частности, к
наращиванию потенциала и возможностей
стран в области сбора, обработки и
распространения информации с целью
расширения доступа общественности к
информации о глобальных экологических
проблемах с использованием
соответствующих средств,
учитывая План
действий по осуществлению решений
Всемирной встречи на высшем уровне по
устойчивому развитию 2002 года, в котором
содержится призыв обеспечивать накопление
согласованной комплексной информации о
химических веществах, например через
национальные регистры выбросов и переноса
загрязнителей,
принимая во внимание
результаты работы Межправительственного
форума по химической безопасности, в
частности Баийскую декларацию по
химической безопасности, Приоритеты для
действий после 2000 года и План действий по
регистрам выбросов и переноса
загрязнителей/кадастрам выбросов,
принимая также во внимание деятельность,
осуществляемую в рамках
Межорганизационной программы по
безопасному обращению с химическими
веществами,
принимая далее во внимание
результаты деятельности Организации
экономического сотрудничества и развития,
в частности рекомендацию ее Совета о
введении регистров выбросов и переноса
загрязнителей, в которой Совет призывает
страны-члены создать национальные регистры
выбросов и переноса загрязнителей и
обеспечить их доступность для
общественности,
стремясь создать
механизм, способствующий реализации права
каждого человека нынешнего и грядущих
поколений жить в благоприятной для его
здоровья и благосостояния окружающей среде
путем создания доступных для
общественности систем экологической
информации,
стремясь также обеспечить,
чтобы при создании и совершенствовании
таких систем учитывались принципы,
способствующие устойчивому развитию,
например подход на основе принципа
предосторожности, изложенный в принципе 15
Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей
среде и развитию 1992 года,
признавая
связь между адекватными информационными
системами экологических данных и
осуществлением прав, закрепленных в
Орхусской конвенции,
отмечая
необходимость сотрудничества с другими
инициативами, касающимися загрязнителей и
отходов, включая Стокгольмскую конвенцию о
стойких органических загрязнителях 2001 года
и Базельскую конвенцию о контроле за
трансграничной перевозкой опасных отходов
и их удалением 1989 года,
признавая, что
цели комплексного подхода к сведению к
минимуму загрязнения и объема отходов,
образующихся в результате эксплуатации
промышленных установок и из других
источников, состоят в обеспечении высокого
уровня защиты окружающей среды в целом,
продвижении по пути устойчивого и
экологически приемлемого развития, а также
в защите здоровья нынешнего и грядущих
поколений,
будучи убеждены в ценности
регистров выбросов и переноса
загрязнителей как экономически
эффективного инструмента для содействия
улучшению экологических показателей, для
обеспечения доступа общественности к
информации о выбросах загрязнителей в
районах размещения общин и переносе
загрязнителей в такие общины и через
занимаемые ими территории, а также для
использования правительствами при
выявлении тенденций, демонстрации
прогресса в деле сокращения загрязнения,
контроля за соблюдением ряда международных
соглашений, установления приоритетов и
оценки прогресса, достигнутого путем
реализации экологической политики и
программ,
полагая, что регистры
выбросов и переноса загрязнителей могут
обеспечить промышленности ощутимые выгоды
благодаря совершенствованию управления
загрязнителями,
отмечая возможности
для использования данных из регистров
выбросов и переноса загрязнителей в
сочетании с медицинской, экологической,
демографической, экономической или иной
соответствующей информацией с целью
углубления понимания потенциальных
проблем, выявления "горячих точек", принятия
предупредительных мер и мер по сглаживанию
неблагоприятного воздействия, а также
установления приоритетов в области
рационального использования окружающей
среды,
признавая важность обеспечения
конфиденциальности для идентифицированных
или идентифицируемых физических лиц при
обработке информации, представляемой для
регистров выбросов и переноса
загрязнителей в соответствии с применимыми
международными нормами, касающимися защиты
данных,
признавая также важность
создания и совершенствования сопоставимых
на международном уровне национальных
систем регистров выбросов и переноса
загрязнителей для повышения уровня
сопоставимости данных,
отмечая, что
многие государства-члены Европейской
экономической комиссии Организации
Объединенных Наций, Европейское сообщество
и Стороны Североамериканского соглашения о
свободной торговле принимают меры по сбору
данных, касающихся выбросов и переноса
загрязнителей из различных источников, и по
обеспечению доступности этих данных для
общественности, и признавая, что особенно в
этой области некоторые страны в течение
длительного периода времени накопили
ценный опыт,
учитывая различные
подходы, применяемые в существующих
регистрах выбросов, и необходимость
избегать дублирования и признавая в этой
связи необходимость обеспечения
определенной степени гибкости,
настоятельно призывая последовательно
совершенствовать национальные регистры
выбросов и переноса загрязнителей,
настоятельно призывая также устанавливать
связи между национальными регистрами
выбросов и переноса загрязнителей и
информационными системами по другим
выбросам, вызывающим обеспокоенность у
общественности,
договорились о
нижеследующем:
Статья 1. Цель
Статья 2. Определения
Статья 3. Общие положения
Статья 4. Основные элементы
системы регистра выбросов
Статья 5.
Построение и структура
Статья 6. Сфера охвата
регистра
Статья 7.
Требования в отношении представления
отчетности
Статья 8. Периодичность
отчетности
Статья 9. Сбор данных и
хранение документации
Статья 10. Оценка
качества
Статья 11. Доступ
общественности к информации
Статья 12.
Конфиденциальность
Статья 13. Участие
общественности в создании и
совершенствовании
Статья 14. Доступ к
правосудию
Статья 15. Наращивание
потенциала
Статья 16. Международное
сотрудничество
Статья 17. Совещание
Сторон
Статья 18. Право
голоса
Статья 19.
Приложения
Статья 20.
Поправки
Статья 21.
Секретариат
Статья 22. Рассмотрение
соблюдения
Статья
23. Урегулирование споров
Статья 24. Подписание
Статья 25. Депозитарий
Статья 26. Ратификация,
принятие, утверждение и
присоединение
Статья 27. Вступление в
силу
Статья 28.
Оговорки
Статья 29. Выход
Статья 30. Аутентичные
тексты