"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-17 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
на двадцать втором
пленарном
заседании
Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 22-17
от 15 ноября 2003
года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАУЧНОЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Настоящий
Модельный закон регулирует отношения,
возникающие в связи с назначением и
проведением научной и научно-технической
экспертизы, устанавливает общественно
значимые объекты, подлежащие обязательной
научной и научно-технической экспертизе,
определяет основные права и обязанности
заказчиков и исполнителей научной и
научно-технической экспертизы.
Закон
служит целям:
- обеспечения
методологического единства правовых,
научных и научно-технических требований к
организации проведения научной и
научно-технической экспертизы общественно
значимых решений, способствующих
социально-экономическому,
научно-техническому, гуманитарному и
культурному развитию
государств-участников Содружества
Независимых Государств;
- обеспечения
научной и научно-технической
обоснованности общественно значимых
решений, принимаемых государственными
органами, общественными организациями и
хозяйствующими субъектами, ориентирования
их на использование новейших достижений
науки, техники и технологии;
-
обеспечения национальной, экологической,
технологической и общественной
безопасности и экономической
целесообразности решений, связанных с
выполнением научных и
научно-исследовательских работ и
использованием научных и
научно-технических результатов в
практической и хозяйственной
деятельности;
- обеспечения защиты прав
интеллектуальной собственности на
результаты научно-технической
деятельности и авторских прав, связанных с
гражданским оборотом результатов
научно-технической деятельности.
Правовое обеспечение научной и
научно-технической экспертизы состоит из
настоящего Модельного закона, принимаемых
в соответствии с ним законов и иных
нормативных актов государств-участников
Содружества Независимых Государств.
Проведение отдельных видов научной и
научно-технической экспертизы
регулируется специальными законами и иными
нормативными актами, принимаемыми
государствами-участниками Содружества
Независимых Государств. Указанные акты
должны учитывать положения настоящего
Модельного закона.
Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Научная и
научно-техническая экспертиза. 1. Научная и
научно-техническая экспертиза -
деятельность, осуществляемая в
соответствии с настоящим Законом,
связанная с организацией проведения
исследований, анализом и оценкой объектов
экспертизы, подготовкой и оформлением
экспертных заключений относительно этих
объектов, необходимых для обоснования
принятия общественно значимых
решений.
Статья 2. Задачи и
принципы научной и научно-технической
экспертизы. 1. Основными задачами научной и
научно-технической экспертизы
являются:
Статья 4.
Объекты научной и научно-технической
экспертизы. 1. Объект научной и
научно-технической экспертизы - информация,
подлинность которой надлежащим образом
удостоверена, физические предметы и иные
материальные носители, содержащие такую
информацию, а также другие исходные данные,
необходимые для решения задач научной и
научно-технической экспертизы в
установленном настоящим Законом порядке,
предъявленные экспертной организации или
эксперту для проведения научной и
научно-технической экспертизы.
Статья 5. Субъекты научной и
научно-технической экспертизы. 1.
Субъектами научной и научно-технической
экспертизы являются заказчики и
исполнители экспертизы, а также иные
участники экспертной деятельности.
Статья 6. Статус эксперта. 1.
Эксперт - физическое лицо, имеющее
соответствующие опыт работы и квалификацию
в проведении научной и научно-технической
экспертизы, является основным участником
экспертного процесса.
Статья 7. Права и обязанности
заказчика научной и научно-технической
экспертизы. 1. Заказчик научной и
научно-технической экспертизы имеет
право:
Статья 8.
Права и обязанности исполнителя научной и
научно-технической экспертизы. 1.
Исполнитель научной и научно-технической
экспертизы - экспертная организация
(эксперт) имеет право:
Статья 9. Основания для
проведения научной и научно-технической
экспертизы. 1. Научная и научно-техническая
экспертиза проводится в силу требования
закона или по инициативе заказчика научной
и научно-технической экспертизы.
Статья 10.
Назначение научной и научно-технической
экспертизы. 1. Решение о проведении научной
и научно-технической экспертизы должно
содержать следующие сведения:
Статья 11. Договор на
проведение научной и научно-технической
экспертизы. 1. В договоре на проведение
научной и научно-технической экспертизы
определяются: стороны договора, предмет и
объект экспертизы, условия проведения
экспертизы, права и обязанности сторон,
сроки проведения экспертизы, порядок
расчетов, условия, влияющие на изменение
или прекращение договорных отношений,
ответственность сторон за невыполнение или
ненадлежащее выполнение условий договора,
другие существенные для сторон
условия.
Статья 12. Особенности
проведения государственной, общественной и
специальной научной и научно-технической
экспертизы. 1. Государственная экспертиза
проводится по решению государственных
органов и организаций, уполномоченных на
организацию проведения государственной
научной и научно-технической
экспертизы.
Статья 13. Разновидности
научной и научно-технической экспертизы.
Научная и научно-техническая экспертиза
имеет первичную, повторную и
дополнительную разновидности.
Статья 14. Комиссионная
научная и научно-техническая экспертиза. 1.
Комиссионной научной и научно-технической
экспертизой является экспертиза, которая
проводится несколькими исполнителями
экспертизы одной экспертной специальности
(тематическая экспертиза) либо несколькими
исполнителями экспертизы разных
экспертных специальностей, смежных по
предмету, объекту или методу проводимых
экспертных действий (комплексная
экспертиза).
Статья 15. Обеспечение
объективности, всесторонности и полноты
научной и научно-технической экспертизы.
Объективность и полнота научной и
научно-технической экспертизы
обеспечиваются:
Статья 16. Присутствие третьих
лиц при проведении научной и
научно-технической экспертизы. 1. При
проведении научной и научно-технической
экспертизы вправе присутствовать лица,
предусмотренные законодательством,
заданием на проведение экспертизы или
договором на проведение научной и
научно-технической экспертизы.
Статья 17. Заключение
научной и научно-технической экспертизы. 1.
Заключением научной и научно-технической
экспертизы является документ,
подготовленный исполнителем (экспертом),
содержащий основные выводы по объекту
экспертизы.
Статья 18. Экономическое и
материально-техническое обеспечение
научной и научно-технической экспертизы. 1.
Проведение научной и научно-технической
экспертизы осуществляется за счет средств
заказчика, если иное не будет согласовано
при заключении договора на проведение
научной и научно-технической
экспертизы.
Статья 19. Международные
отношения в области организации и
проведения научной и научно-технической
экспертизы. 1. Регулирование международных
отношений в рамках организации и
проведения научной и научно-технической
экспертизы осуществляется на основе
международных договоров и соглашений с
учетом традиций, сложившихся в
международной экспертной
деятельности.
Статья 20. Виды нарушений
законодательства о научной и
научно-технической экспертизе. 1. К
нарушениям законодательства о научной и
научно-технической экспертизе
относятся:
Статья
21. Ответственность за нарушение
законодательства о научной и
научно-технической экспертизе. 1. Лица,
виновные в совершении умышленного
нарушения законодательства о научной и
научно-технической экспертизе, повлекшем
за собой тяжкие прямые или косвенные
последствия, несут ответственность в
соответствии с законодательством.