РЕШЕНИЕ Совета министров иностранных дел государств-участников Договора о коллективной безопасности"О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"(Принято в г. Бишкеке 19.11.2003)
СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА
О
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕШЕНИЕ
О
ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Бишкек, 19
ноября 2003 года)
Совет министров
иностранных дел Организации Договора о
коллективной безопасности
во
исполнение Решения СМИД от 27 апреля 2003
года,
реализуя положения Меморандума о
повышении эффективности Договора о
коллективной безопасности и его адаптации
к современной геополитической ситуации от
24 мая 2000 года,
исходя из необходимости
дальнейшего развития и совершенствования
внешнеполитического взаимодействия
государств-членов в рамках вновь созданной
Организации Договора о коллективной
безопасности
решил:
1. Утвердить
Положение о порядке функционирования
механизма координации внешнеполитической
деятельности государств-членов
Организации Договора о коллективной
безопасности.
2. Считать утратившими
силу Положение о порядке проведения
консультаций между
государствами-участниками Договора о
коллективной безопасности от 28 марта 1997
года и Порядок координации
внешнеполитической деятельности
государств-участников Договора о
коллективной безопасности от 28 ноября 2001
года.
(Подписи)
Приложение
Утверждено
Решением
Совета министров иностранных
дел
Организации Договора о
коллективной
безопасности
19 ноября 2003
года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие
положения
1. Консультации между
государствами-членами Организации
Договора о коллективной безопасности
(далее - ОДКБ) проводятся во исполнение
Договора о коллективной безопасности
(далее - Договор) и Устава ОДКБ, в
соответствии с Положением о Совете
коллективной безопасности (далее -
Совет).
2. Внешнеполитические
консультации проводятся:
- в случаях,
предусмотренных в статье 2 Договора, а также
перед важными международными форумами с
участием государств-членов ОДКБ (далее -
государства-члены) или для рассмотрения
вопросов, представляющих взаимный
интерес;
- по поручению Совета или по
рекомендации исполнительных и
консультативных органов ОДКБ, а также перед
сессиями Совета и заседаниями органов
ОДКБ;
- по инициативе любого из
государств-членов или группы
государств-членов.
3. Целями
внешнеполитических консультаций
являются:
- обмен мнениями и информацией
между государствами-членами по вопросам,
предусмотренным статьей 2 Договора, и
координация позиций государств-членов по
существу обсуждаемых проблем в сфере
внешней политики и безопасности;
-
подготовка и представление Совету,
консультативным и исполнительным органам
ОДКБ предложений о скоординированных шагах
и совместных мерах государств-членов в
целях принятия решений по
внешнеполитической или
военно-политической проблематике, включая
предотвращение или ликвидацию угрозы
безопасности, территориальной целостности
и суверенитету государств-членов,
противодействия угрозам и вызовам,
международному терроризму, незаконному
обороту наркотиков, религиозному
экстремизму и несанкционированной
миграции;
- обмен мнениями или
информацией относительно планируемой или
предпринятой одним или несколькими
государствами-членами военно-политической
акции.
4. Консультативные и
исполнительные органы ОДКБ, любое
государство-член или несколько
государств-членов, а также Генеральный
секретарь ОДКБ (далее - Генеральный
секретарь) по согласованию с
государствами-членами вправе предлагать
для обсуждения на консультациях любые
вопросы, затрагивающие безопасность одного
или нескольких государств-членов.
5.
Консультации могут иметь незамедлительный
характер в случаях, связанных с
возникновением угрозы безопасности,
территориальной целостности и
суверенитету государств-членов либо угрозы
международному миру и безопасности.
II.
Организация и осуществление
консультационного процесса
1. Обмен
мнениями и выработка согласованных или
скоординированных позиций
государств-членов по актуальным вопросам
региональной и международной безопасности
осуществляются на регулярной основе в
следующих организационных форматах:
-
сессии Совета;
- заседания Совета
министров иностранных дел (далее - СМИД);
- заседания Совета министров обороны (далее
- СМО);
- специальные встречи министров
иностранных дел (ad hoc);
- заседания
Комитета секретарей советов безопасности
(далее - КССБ);
- заседания Постоянного
совета при Организации (далее - Постоянный
совет) с участием экспертов
государств-членов;
- консультации
заместителей министров иностранных дел и
обороны и заместителей секретарей советов
безопасности;
- заседания рабочей
группы экспертов государств-членов по
оценке и анализу ситуации в зоне
ответственности ОДКБ;
- консультации
представителей внешнеполитических
ведомств государств-членов;
-
консультации постоянных представителей
государств-членов в международных
организациях, встречи послов и других
представителей государств-членов в третьих
государствах;
- в других формах, которые
могут быть сочтены целесообразными.
2.
Регулярные заседания СМИД, СМО и КССБ ОДКБ
определяют основные цели, направления,
методы и этапы практического
взаимодействия государств-членов во
внешнеполитической, военно-политической
областях, по противодействию новым вызовам
и угрозам.
В повестку дня заседаний
вносятся наиболее актуальные вопросы
региональной и международной безопасности,
относящиеся как к геополитической ситуации
в зоне ответственности ОДКБ, так и за ее
пределами.
По рассматриваемым вопросам
принимаются:
- предложения и
рекомендации государствам-членам;
-
решения по коллективному взаимодействию по
конкретным внешнеполитическим и
военно-политическим вопросам, включая
миротворчество, противодействия
нетрадиционным угрозам и вызовам;
-
проекты решений Совета;
- заявления,
декларации, (в т.ч. в рамках международных и
региональных форумов), заключительные
документы с их последующей публикацией.
3. Специальные (ad hoc) встречи министров
иностранных дел созываются по мере
необходимости, прежде всего в целях
срочного согласования позиций
государств-членов по неотложным
региональным и международным проблемам,
прежде всего в случаях, предусмотренных
статьей 2 Договора. Такие встречи
проводятся по предложению любого
государства-члена на его территории.
Встречу ведет действующий председатель
СМИД, если не будет принято другое
решение.
По итогам встречи может быть
принято специальное заявление, а также
рекомендации и предложения
государствам-членам и проекты решений
Совета, определяемые конкретными вопросами
повестки дня такой встречи.
4.
Действующий председатель СМИД выполняет
координирующую и направляющую роль в
организации указанных выше
консультационных процессов, входящих в
компетенцию СМИД.
С учетом его
полномочий, определенных в Положении о
СМИД, председатель созывает и проводит
специальные (ad hoc) встречи министров
иностранных дел, инициирует регулярные и
экстренные консультации для координации и
согласования позиций государств-членов в
сфере внешнеполитического
взаимодействия.
5. Консультации
заместителей министров иностранных дел и
обороны и заместителей секретарей советов
безопасности созываются председателем
СМИД, как правило, один раз в три месяца или
по мере необходимости.
Повестка дня,
место и сроки консультаций заранее
согласовываются Секретариатом ОДКБ (далее -
Секретариат) с государствами-членами.
Консультации предназначены, прежде всего,
для широкого обмена информацией по
вопросам, затрагивающим интересы
Организации и ее отдельных членов,
выработки на этой основе рекомендаций о
возможной согласованной позиции
государств-членов ОДКБ.
На
консультациях вырабатываются проекты
документов, выносимых на рассмотрение
Совета и заседаний консультативных и
исполнительных органов Организации. По
итогам консультаций принимаются протоколы
и краткие сообщения для печати.
6.
Постоянный совет содействует углублению
внешнеполитической координации в
соответствии с действующим Положением о
Постоянном совете.
На заседаниях
Полномочные представители (далее -
Полпреды) обмениваются оценками о позиции
своих государств о военно-политической
ситуации в зоне действия ОДКБ и прилегающих
регионах, а также внешнеполитических
мероприятиях, планируемых или
осуществляемых государством-участником.
Регулярным элементом заседаний
Постоянного совета становится обмен
информацией о военно-политических
контактах с третьими
государствами-нечленами ОДКБ и другими
международными организациями. Имеется в
виду заслушивать и обсуждать сообщения
представителей внешнеполитических или
военных ведомств государств-членов по
национальной политике в конкретных
вопросах их внешнеполитической и оборонной
деятельности.
По итогам заседаний
принимаются протоколы, которые в
оперативном порядке рассылаются Полпредам
для направления в государства-члены.
Предусматривается образование временных
и/или специальных рабочих групп с целью
разработки коллективных позиций и/или
заявлений по наиболее важным проблемам.
В случае необходимости и в целях
оперативного реагирования на события в
мире Постоянный совет совместно с
Генеральным секретарем может выступать с
официальными заявлениями в рамках
имеющейся принципиальной позиции
Организации.
7. Рабочая группа экспертов
государств-членов по оценке и анализу
ситуации в зоне ответственности ОДКБ
созывается по мере необходимости по
вопросам, согласованным на предыдущей
встрече. На рассмотрение также могут
выноситься другие вопросы, предлагаемые
любым государством-членом. Место и
конкретные сроки заблаговременно
согласовываются председателем СМИД.
Предварительная работа проводится
Секретариатом.
Рабочей группе
поручается прорабатывать вопросы и
готовить проекты рекомендаций и другие
документы, направленные на согласование
позиций государств-членов и подлежащие
рассмотрению на консультациях более
высокого уровня.
По итогам заседаний
рабочей группы Секретариат готовит краткие
резюме с изложением сделанных на группе
оценок и рекомендаций с их последующей
рассылкой в МИДы государств-членов.
8.
Консультации представителей МИД
государств-членов ОДКБ (как правило, на
уровне директоров департаментов)
проводятся по мере необходимости и во
исполнение принятого Плана консультации
для обмена информацией по конкретным
проблемам внешней политики. По итогам таких
консультаций Секретариат готовит и
согласовывает с участниками протокол с
соответствующими оценками и
рекомендациями с последующей рассылкой в
государства-члены и докладом председателю
СМИД.
9. Консультации постоянных
представителей государств-членов в
международных организациях проводятся
такими представителями по мере
необходимости, как правило, не реже 1 раза в
месяц для рассмотрения вопросов,
предусмотренных Планом внешнеполитических
консультаций, а также текущих вопросов в
связи с проработкой или голосованием
проектов решений или резолюций,
затрагивающих интересы государств-членов,
и выработки рекомендаций в столицы в целях
получения дополнительных указаний.
Постоянные представители вырабатывают
единые или скоординированные позиции,
которые озвучиваются в ходе пленарных или
других заседаний международных
организаций.
Аналогичный порядок
проведения консультаций и встреч
осуществляется применительно к послам
государств-членов Организации в том, что
касается согласования подходов по
вопросам, затрагивающим общие интересы
государств-членов.
10. Во исполнении
внешнеполитической линии, утвержденной
Советом и СМИД ОДКБ, и по поручению
председателя Совета или председателя СМИД
Генеральный секретарь проводит
консультации с другими международными
организациями, занятыми в сфере
безопасности, а также с
государствами-нечленами ОДКБ.
11. При
отборе тем и проблем для
внешнеполитической координации
консультативные структуры Организации
руководствуются в основном принимаемым на
год Планом консультаций представителей
государств-членов ОДКБ по вопросам внешней
политики, безопасности и обороны,
ежеквартально дополняемым и
корректируемым Секретариатом с учетом
рекомендаций государств-членов.
12. Под
руководством Генерального секретаря
Секретариат, во взаимодействии с
Постоянным советом, участвует в
непосредственной организации и
осуществлении консультационного процесса,
разрабатывает проекты документов,
предназначенных для рассмотрения Советом и
СМИД, готовит информационно-справочные
материалы.
13. Председатели органов ОДКБ,
государство-член или несколько
государств-членов, выступающие
инициаторами проведения консультаций по
конкретному вопросу, направляют
Генеральному секретарю свои предложения о
времени, месте и уровне участников
консультаций.
14. С общего согласия
участников консультаций на них могут
присутствовать в качестве наблюдателей
представители государств, не являющихся
членами ОКДБ. По предложению
председательствующего или одного из
участников консультаций они могут
выступать с изложением позиций своих
государств по обсуждаемым вопросам.
15.
Официальным и рабочим языком консультаций
является русский язык. Если участник
консультаций вносит на обсуждение
какой-либо документ на ином языке, то он
представляет одновременно его официальный
перевод на русский язык.
III.
Информационное обеспечение
внешнеполитического взаимодействия
1. В
целях коренного улучшения положения дел в
области обмена информацией и
информационного обеспечения
внешнеполитического взаимодействия
государства-члены по мере надобности
направляют в Секретариат необходимую
информацию о:
- новых моментах в их
внешней политике и политике в области
безопасности, включая официальные
заявления, интервью, публикации
представителей государств-членов;
-
международных договорах и контактах
государств-членов с третьими
государствами;
- совместных заявлениях
с третьими странами или организациями;
-
предложениях, проектах документов,
вносимых инициативно на рассмотрение
международных и региональных форумов (до их
внесения);
- предложениях, проектах
документов, вносимых на рассмотрение
международных или региональных форумов, в
которых не участвуют другие
государства-члены;
- содержании
возможных документов открытого характера,
касающихся военного строительства в
государствах-членах и других вопросов, о
которых они считают необходимым
информировать другие государства-члены.
Указанная информация обобщается в
Секретариате и рассылается в
государства-члены.
Незамедлительно
направляются