"СОВМЕСТНОЕ РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ"(Подписано в г. Улан-Баторе 14.01.2004)
СОВМЕСТНОЕ РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ
ЗАЯВЛЕНИЕ
(Улан-Батор, 14 января 2004
года)
13 - 14 января министр иностранных дел
Российской Федерации И.С. Иванов посетил
Монголию с официальным визитом по
приглашению министра иностранных дел
Монголии Лувсангийн Эрдэнэчулууна.
И.С.
Иванов был принят Президентом Монголии Н.
Багабанди, Премьер-министром Н. Энхбаяром,
провел переговоры с Л. Эрдэнэчулууном.
Состоялся обстоятельный обмен мнениями по
широкому спектру вопросов двусторонних
отношений, международных и региональных
проблем. Стороны подтвердили намерение
укреплять особый характер
российско-монгольских отношений
добрососедского партнерства,
руководствуясь Договором о дружественных
отношениях и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Монголией от 20
января 1993 г. и Улан-Баторской декларацией от
14 ноября 2000 г. Достигнута принципиальная
договоренность о проведении в 2004 году
официального визита в Российскую Федерацию
Президента Монголии Н. Багабанди.
При
рассмотрении ключевых вопросов
двусторонних отношений отмечена
значимость реализации Плана совместных
действий Правительства Российской
Федерации и Правительства Монголии по
активизации торгово-экономических,
научно-технических и культурных связей в 2002
- 2004 годах и договоренностей, достигнутых в
ходе официального визита в Россию в июне -
июле 2003 года Премьер-министра Монголии Н.
Энхбаяра.
Стороны подчеркнули большое
значение урегулирования вопроса кредитной
задолженности Монголии перед Российской
Федерацией в переводных рублях для
дальнейшего развития
российско-монгольских отношений. Условия
урегулирования отражают исторически
сложившиеся глубокое взаимное доверие,
добрососедство и дружбу между народами
России и Монголии. Отмечено кардинальное
значение принципов урегулирования,
согласованных на высшем уровне во время
официального визита в Улан-Батор
Президента Российской Федерации В.В. Путина
в 2000 году, а также договоренностей,
достигнутых во время официального визита в
Монголию Председателя Правительства
Российской Федерации М.М. Касьянова в 2002
году и официального визита в Москву
Премьер-министра Монголии Н. Энхбаяра в 2003
году. Стороны рассматривают окончательное
решение вопроса о "большом долге" как шаг,
открывающий благоприятные возможности для
активизации многоплановых связей, в том
числе и в деле возобновления
инвестиционного сотрудничества.
Стороны отметили координирующую роль
Российско-Монгольской
межправительственной комиссии по
торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству и
считают, что скорейшая реализация решений и
рекомендаций ее X заседания позволит
придать новую динамику развитию
торгово-экономических связей и
инвестиционного взаимодействия,
всемерному углублению приграничного и
регионального сотрудничества, увеличению
обменов в области культуры, науки и
образования.
Подчеркнута важность
повышения эффективности деятельности
совместных предприятий "Эрдэнэт", СХО
"Монголросцветмет" и АО "Улан-Баторская
железная дорога", вносящих существенный
вклад в двустороннее сотрудничество и
развитие монгольской экономики.
Достигнута договоренность о необходимости
завершения работы по инвентаризации
договорно-правовой базы
российско-монгольских отношений.
Стороны выразили удовлетворение в связи с
активизацией военного и
военно-технического сотрудничества,
взаимодействия и обменов по линии
специальных служб, правоохранительных и
пограничных органов двух стран.
В ходе
обсуждения региональных и международных
проблем было подтверждено совпадение или
близость подходов России и Монголии к
ключевым вопросам мировой политики.
Министры иностранных дел России и Монголии
подтвердили стремление своих стран к
углублению взаимодействия на
международной арене в целях формирования
справедливого демократического
миропорядка, основанного на строгом
соблюдении Устава ООН, принципов и норм
международного права, всеобщей
безопасности, суверенном равенстве и
взаимном учете интересов всех
государств.
Подчеркнута необходимость
разрешения любых спорных проблем и
кризисных ситуаций
политико-дипломатическими средствами на
основе решений Совета Безопасности ООН. В
этой связи была выражена обоюдная
поддержка усилиям по наращиванию
миротворческого потенциала ООН, укреплению
роли Организации в качестве главного
механизма коллективного регулирования
международных отношений.
Стороны
считают, что в условиях новой обстановки в
области международной безопасности
всемерное поддержание глобальной
стратегической стабильности, активное
стимулирование процесса разоружения и
укрепление многостороннего контроля над
вооружениями, эффективное предотвращение
распространения оружия массового
уничтожения и средств его доставки
отвечают интересам всех государств.
Стороны будут сотрудничать в борьбе с
различными глобальными вызовами и
угрозами, в частности, представляемыми
международным терроризмом во всех его
формах и проявлениях, транснациональной
организованной преступностью, незаконным
оборотом наркотиков, отмыванием денег,
инфекционными заболеваниями, деградацией
окружающей среды, незаконной торговлей
оружием и людьми, стихийными бедствиями и
другими сложными чрезвычайными
ситуациями.
Обращено также внимание на
необходимость принятия согласованных
коллективных мер но приданию большей
управляемости процессу глобализации с тем,
чтобы обеспечить максимально равномерное
распределение приносимых им благ и
издержек между всеми членами мирового
сообщества.
Министры приветствуют
Улан-Баторскую декларацию и План действий:
демократия, разумное управление и
гражданское общество, принятые на пятой
Международной конференции стран с новой
или возрожденной демократией, проведенной
в Улан-Баторе 10 - 12 сентября 2003 г. Российская
Сторона высоко оценивает вклад
Правительства Монголии в успешное
проведение этой конференции и придает
большое значение ее итогам. Главы
внешнеполитических ведомств Российской
Федерации и Монголии высказались за
необходимость активного сотрудничества в
последующей деятельности по итогам пятой
Международной конференции и консолидации
дополнительных усилий для определения
возможных мер в целях поддержки действий
правительств по развитию и упрочению новых
или возрожденных демократий, включая меры,
изложенные в Улан-Баторской декларации и
Плане действий.
Стороны выступают за
укрепление безопасности и сотрудничества в
Азиатско-Тихоокеанском регионе и, в
частности, в Северо-Восточной Азии и
подтверждают приверженность развитию
многосторонних кооперативных подходов к
урегулированию существующих проблем в
интересах обеспечения региональной
стабильности и безопасности
политико-дипломатическими средствами.
В этой связи Стороны высказываются в пользу
дальнейшего укрепления роли Регионального
форума АСЕАН (АРФ) как политического
института общерегионального масштаба,
эффективного инструмента
межгосударственного диалога по вопросам
поддержания мира и стабильности в АТР.
Стороны выражают взаимную
заинтересованность в наращивании
сотрудничества в рамках АРФ, повышении
эффективности других имеющихся в регионе
структур и механизмов многосторонних
связей на основе принципов открытости и
равноправия всех участников.
Стороны
подчеркнули необходимость продолжения
усилий по созданию механизма политического
диалога в Северо-Восточной Азии для
обсуждения вопросов региональной
стабильности, безопасности и
сотрудничества. В этой связи Российская
Сторона подтвердила свою поддержку
предложения относительно развития
многостороннего диалога в Северо-Восточной
Азии, выдвинутого Монголией в 2000 году.
В
связи с официальным началом работы в Пекине
Секретариата Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) Стороны достигли
договоренности о проведении регулярных
консультаций по основным задачам этого
нового регионального международного
форума, включая обсуждение возможности
подключения Монголии к деятельности ШОС в
той или иной форме.
Стороны всецело
поддерживают усилия, направленные на
переговорное урегулирование ядерной
проблемы КНДР на основе обеспечения
безъядерного статуса Корейского
полуострова, а также предоставления
гарантий безопасности и создания
нормальных условий для
социально-экономического развития КНДР.
Они выступают за скорейшее продолжение
начатого в Пекине шестистороннего
переговорного процесса, за поиск и
нахождение взаимоприемлемых
договоренностей, которые способствовали бы
утверждению мира, безопасности и
сотрудничества на Корейском полуострове и
в Северо-Восточной Азии в целом.
Министры высказались за всеобъемлющее и
справедливое урегулирование конфликта на
Ближнем Востоке на основе Резолюций 242, 338,
1397 и 1515 Совета Безопасности ООН, принципов
Мадридский конференции, в том числе
принципа "земля в обмен на мир", а также
имеющихся соглашений и договоренностей.
Было выражено обоюдное мнение, что
"дорожная карта", разработанная "четверкой"
международных посредников в составе
России, США, ЕС и ООН, является
безальтернативным планом выхода из
нынешнего кризиса и продвижения к
установлению прочного мира в
Ближневосточном регионе, при котором два
независимых государства - Израиль и
Палестина - будут сосуществовать бок о бок в
признанных и безопасных границах.
Стороны выразили озабоченность в связи с
сохранением взрывоопасной ситуации в
Ираке, нарастанием там террористической
активности. Министры высказались за
скорейшую передачу суверенитета народу
Ирака путем принятия новой конституции и
сформирования законного правительства в
результате демократических выборов в
соответствии с Резолюцией 1511 СБ ООН.
Стороны приветствуют достигнутые
договоренности между Индией и Пакистаном о
прекращении огня и о возобновлении с января
2004 года воздушного сообщения и транзитных
перелетов. Они рассчитывают, что реализация
этих договоренностей, а также выдвинутых
ранее Нью-Дели и Исламабадом инициатив
способствовала бы урегулированию всего
комплекса индийско-пакистанских отношений,
возобновлению диалога на основе Симлского
соглашения и Лахорской декларации,
полагают, что это отвечало бы интересам
Индии и Пакистана, делу мира и безопасности
на южноазиатском субконтиненте.
Стороны обсудили ситуацию в Афганистане и
заявили о полной поддержке международных
усилий, направленных на возрождение
Афганистана и его становление в качестве
мирного, процветающего, единого и
независимого государства. Отмечая, что
невмешательство во внутренние дела
Афганистана служит решающим фактором
восстановления мира и стабильности, они
призвали соседние с Афганистаном
государства выполнять свои обязательства,
сформулированные в Кабульской декларации о
добрососедских отношениях, подписанной 22
декабря 2002 г. Стороны выразили
озабоченность в связи с усилением
подрывной и террористической деятельности,
осуществляемой остатками движения
"Талибан" и "Аль-Каиды", а также в связи со
значительным ростом производства
наркотиков в Афганистане и их незаконного
сбыта.
Во время визита был подписан План
сотрудничества между Министерством
иностранных дел Российской Федерации и
Министерством иностранных дел Монголии на
2004 - 2005 годы.
И.С. Иванов пригласил
министра иностранных дел Монголии Л.
Эрдэнэчулууна посетить Россию с
официальным визитом. Приглашение было
принято с благодарностью. Сроки визита
будут согласованы по дипломатическим
каналам.
(Подписи)