Рекомендация юнеско"об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь"(принята в г. найроби 26.11.1976 на 19-ой сессии генеральной конференции юнеско)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО
ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
ОБ УЧАСТИИ И
ВКЛАДЕ НАРОДНЫХ МАСС В КУЛЬТУРНУЮ
ЖИЗНЬ
(Найроби, 26 ноября 1976
года)
Генеральная конференция
Организации Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры, собравшаяся
на свою девятнадцатую сессию, проходившую с
26 октября по 30 ноября 1976 года,
напоминая,
что в соответствии со статьей 27 Всеобщей
декларации прав человека "каждый человек
имеет право свободно участвовать в
культурной жизни общества, наслаждаться
искусством, участвовать в научном
прогрессе и пользоваться его благами",
напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО
говорится, что для поддержания
человеческого достоинства необходимо
широкое распространение культуры и
образования среди всех людей на основе
справедливости, свободы и мира,
напоминая положения Декларации принципов
международного культурного
сотрудничества, принятой четырнадцатой
сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 4
ноября 1966 г., и в частности, статью I,
согласно которой "каждая культура обладает
достоинством и ценностью, которые следует
уважать и сохранять", и статью IV, согласно
которой одной из целей международного
культурного сотрудничества является
"обеспечение каждому человеку доступа к
знаниям и возможности наслаждаться
искусством и литературой всех народов,
участвовать в прогрессе науки во всех
частях земного шара, пользоваться его
благами и содействовать обогащению
культурной жизни", а также положения
Заключительного акта Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе о
том, чтобы государства-участники, "желая
содействовать укреплению мира и
взаимопонимания между народами и духовному
обогащению человеческой личности без
различия расы, пола, языка и религии",
ставили, в частности, своей целью
содействовать всеобщему доступу к их
соответствующим достижениям культуры,
считая, что культурное развитие не только
дополняет и регулирует общее развитие, но
также является подлинным орудием
прогресса,
считая, что
a) культура
является неотъемлемой частью социальной
жизни и в этой связи культурная политика
должна рассматриваться в более широком
контексте общей политики государств; что
культура по своей природе представляет
собой общественное явление, результат
совместного творчества людей и
воздействия, которое они оказывают друг на
друга;
b) что культура все более
выступает в качестве важной составной
части жизни человека и одного из основных
факторов прогресса; что важнейшим условием
этого прогресса является обеспечение
постоянного роста духовного потенциала
общества на основе всестороннего и
гармоничного развития всех его членов и
наиболее полного раскрытия их творческих
возможностей;
c) что культура - это не
просто накопление произведений и знаний,
которые производит, собирает и сохраняет
элита для того, чтобы сделать их доступными
для всех, или которые народ с богатым
прошлым и наследием предлагает другим
народам в качестве образца, которого их
лишила история; что культура не
ограничивается доступом к произведениям
искусства и гуманитарным наукам, а является
одновременно приобретением знаний,
потребностью уклада жизни, необходимостью
общения,
считая, что участие как можно
большего числа людей и ассоциаций в
максимально разнообразных и свободно
избранных культурных мероприятиях
необходимо для расцвета основных
человеческих ценностей и достоинства
личности; что доступ широких народных масс
к ценностям культуры может быть обеспечен
лишь при создании необходимых
экономических условий, которые позволяют
им не только пользоваться благами культуры,
но и принимать активное участие во всей
культурной жизни и процессе развития
культуры,
считая, что доступ к культуре
и участие в культурной жизни являются двумя
дополняющими друг друга аспектами одной и
той же реальности, воспринимаемой во
взаимном воздействии их результатов,
причем доступ может способствовать участию
в культурной жизни, а участие может
расширять доступ к культуре, придавая ей ее
истинный смысл; что без участия простой
доступ к культуре неизбежно остается за
пределами целей культурного развития,
отмечая, что культурная деятельность часто
затрагивает лишь ничтожную часть населения
и что, кроме того, существующие организации
и используемые средства не всегда
соответствуют требованиям, связанным с
положением тех людей, которых
недостаточное образование, низкий уровень
жизни, посредственные жилищные условия и, в
целом, экономическая и социальная
зависимость делают особенно уязвимыми,
отмечая, что часто существует значительный
разрыв между действительностью и
провозглашенными идеалами, объявленными
намерениями, программами или
результатами,
считая, что хотя
определение целей, содержания и средств
политики участия народных масс в
культурной жизни является важной и
неотложной задачей, предусматриваемые
решения не могут быть идентичными для всех
стран, если принимать во внимание
существующие различия между
социально-экономическим положением и
политикой государств,
утверждая
принципы уважения суверенитета государств
и невмешательства во внутренние дела
других стран, равенства в правах и право
народов на свободное самоопределение,
сознавая ответственность, которая лежит на
государствах-членах в области
осуществления культурной политики,
позволяющей достичь целей, провозглашенных
в Уставе Организации Объединенных Наций,
Уставе ЮНЕСКО, Международном пакте об
экономических, социальных и культурных
правах и в Декларации принципов
международного культурного
сотрудничества,
принимая во внимание то
обстоятельство, что ликвидация
экономического и социального неравенства,
закрывающего широким слоям населения
доступ к основным знаниям в области науки и
техники, к осознанию своих собственных
культурных потребностей, обусловливает
расширение доступа и участия в культурной
жизни; что к этим препятствиям добавляются
сопротивление изменениям и всевозможные
преграды политического или коммерческого
характера или в форме реакции замкнутых
общин,
считая, что проблема доступа и
участия может быть решена путем
коллективных подходов к многочисленным
областям и аспектам жизни; что эти подходы
должны быть диверсифицированы в
соответствии со специфическими
особенностями каждого сообщества, и все
вместе вести к созданию подлинной
структуры общества, требующей выбора
основных альтернатив политики,
считая,
что доступ к культуре и участие в
культурной жизни являются основными
элементами всеобщей социальной политики,
связанной с положением трудящихся масс,
режимом работы, свободным временем,
семейной жизнью, образованием и
профессиональной подготовкой,
градостроительством и окружающей
средой,
сознавая важную роль, которую
могут играть в общественной и культурной
жизни: молодежь, призвание которой состоит
в том, чтобы содействовать эволюции и
прогрессу общества; родители, особенно в
силу решающего влияния, которое они
оказывают на культурное формирование детей
и пробуждение их творческих наклонностей;
пожилые люди, высвободившиеся для
выполнения новых социальных и культурных
функций; трудящиеся, в силу их активного
вклада в социальные изменения; творческие
работники как созидатели и носители
культурных ценностей; работники в сфере
культуры, миссия которых состоит в
эффективном привлечении к участию в
культурной жизни всех слоев населения, а
также в собирании и выражении их
стремлений, опираясь для этой цели на
самодеятельных организаторов,
считая,
что доступ и участие, которые должны
каждому давать не только возможность
пользоваться плодами культуры, но и
возможность самовыражения во всех областях
общественной жизни, предполагают
наибольшие свободу и терпимость в сфере
культурного обучения, творчества и
распространения,
считая, что участие в
культурной жизни предполагает утверждение
личности, ее достоинства и ценности, а также
осуществление основных свобод и прав
человека в том виде, в каком они
провозглашены в Уставе Организации
Объединенных Наций и международных
правовых актах в области прав человека; что
культурному развитию личности
препятствуют политика агрессии,
колониализм, неоколониализм, фашизм и
расизм во всех их формах и проявлениях, а
также другие факторы,
считая, что
участие в культурной жизни проявляется как
утверждение самобытности, подлинности и
достоинства; что чистоте самобытности
угрожают многочисленные случаи эрозии,
вызываемые, в частности, распространением
непригодных моделей или недостаточно
освоенных методов,
считая, что
утверждение культурной самобытности не
может привести к изоляции групп, а что,
напротив, оно должно сопровождаться
широкими и частыми общениями между ними;
что такие контакты являются основной
предпосылкой, при отсутствии которой цели
настоящей Рекомендации не смогут быть
достигнуты,
учитывая основополагающую
роль общего образования, образования в
области культуры и художественной
подготовки, а также использования рабочего
и свободного времени в целях культурного
развития личности в перспективе
непрерывного образования,
считая, что
средства массовой информации могут играть
роль средств культурного обогащения,
одновременно открывая небывалые
возможности для культурного развития,
способствуя проявлению культурного
потенциала людей, сохранению и
популяризации традиционных форм культуры,
а также созданию и распространению новых
форм, трансформируясь в средства групповой
информации и содействуя непосредственному
участию населения,
считая, что доступ и
участие имеют конечной целью повышение
духовного и культурного уровня всего
общества на основе гуманистических
ценностей и придание культуре
гуманистического и демократического
содержания, что предполагает принятие мер
против пагубного влияния "массовой
коммерческой культуры", угрожающей
национальным культурам и культурному
развитию человечества, ведущей к
деградации личности и особенно вредно
воздействующей на молодежь,
рассмотрев
предложения об участии и вкладе народных
масс в культурную жизнь, то есть вопрос,
предусмотренный пунктом 28 повестки дня
сессии,
постановив на своей
восемнадцатой сессии, что этот вопрос
станет предметом международной
регламентации в форме рекомендации
государствам-членам,
принимает сего
двадцать шестого дня ноября 1976 года
настоящую Рекомендацию.
Генеральная
конференция рекомендует
государствам-членам применять
нижеследующие положения, приняв в
законодательном или ином порядке, в
зависимости от характера рассматриваемых
вопросов и соответствующих
конституционных положений, меры для
проведения в жизнь на территориях под их
юрисдикцией принципов и норм,
провозглашенных в настоящей
Рекомендации.
Генеральная конференция
рекомендует государствам-членам довести
настоящую Рекомендацию до сведения органов
власти, учреждений и организаций, которые
могут способствовать обеспечению участия и
вклада народных масс в культурную жизнь.
Генеральная конференция рекомендует
государствам-членам представить ей в сроки
и в форме, какие будут установлены ею,
доклады о мерах, принятых для проведения в
жизнь настоящей Рекомендации.
I.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
1.
Настоящая Рекомендация касается
совокупности усилий, которые следовало бы
предпринять государствам-членам или
компетентным органам в целях
демократизации средств и механизмов
культурной деятельности, таким образом,
чтобы дать возможность всем людям в полной
мере и свободно участвовать в создании
культуры и использовании ее благ в
соответствии с требованиями социального
прогресса.
2. В целях настоящей
Рекомендации:
a) под доступом к культуре
подразумевается эффективная возможность
для всех, в частности, с помощью создания
социально-экономических условий, свободно
получать информацию, формироваться как
личность, познавать, понимать и
пользоваться культурными ценностями и
достоянием;
b) под участием в культурной
жизни подразумевается эффективная и
гарантированная для всех - групп и
индивидуумов - возможность свободного
самовыражения, общения, действия, созидания
в целях обеспечения своего собственного
расцвета, гармоничной жизни и культурного
прогресса общества;
c) под коммуникацией
подразумеваются отношения между группами
или индивидуумами, стремящимися свободно
обмениваться или делиться информацией,
идеями и знаниями в интересах диалога и
согласованного действия, взаимопонимания и
солидарности, в духе уважения их
индивидуальности и их различий, в целях
усиления взаимопонимания и укрепления
мира.
3. В целях данной Рекомендации:
a) концепция культуры распространяется на
все формы творчества и выражения групп или
индивидуумов как в их образах жизни, так и в
художественной деятельности;
b)
свободный демократический доступ народных
масс к культуре предполагает проведение
соответствующей экономической и
социальной политики;
c) понятие участия
в культурной жизни предполагает участие
различных социальных партнеров как в
принятии решений, связанных с культурной
политикой, так и в осуществлении
мероприятий и их оценке;
d) свободное
участие в культурной жизни связано с:
i)
политикой развития, направленной на
обеспечение экономического роста и
социальной справедливости;
ii) политикой
непрерывного образования, отвечающей
нуждам и стремлениям всех людей, которая
содействует осознанию их собственных
интеллектуальных возможностей и
восприимчивости, обеспечивает им
культурное воспитание и художественную
подготовку, совершенствует их возможности
самовыражения и стимулирует их творческие
способности, позволяя им, таким образом,
лучше усваивать социальные изменения и
более широко участвовать в общественной
жизни;
iii) научно-технической политикой,
руководствующейся стремлением сохранять
культурную самобытность народов;
iv)
социальной политикой прогресса, имеющей, в
частности, целью сокращение и последующую
ликвидацию неравенства в отношении условий
жизни, возможностей и осуществления чаяний,
которым подвергаются некоторые группы и
люди, особенно находящиеся в наименее
благоприятном положении;
v) политикой в
области окружающей среды, направленной на
то, чтобы путем благоустройства территории
и охраны природы создать условия жизни,
способствующие расцвету личностей и
коллективов;
vi) политикой коммуникации,
направленной на расширение свободного
обмена информацией, идеями и знаниями для
содействия взаимопониманию и поощрения в
этих целях использования и развития
средств информации как современных, так и
традиционных в интересах культуры на
основе уважения суверенитета государств и
принципов невмешательства во внутренние
дела других стран, равноправия и права
народов на свободное самоопределение;
vii) политикой международного
сотрудничества на основе принципов
равенства культур, взаимного уважения,
взаимопонимания и взаимного доверия и
укрепления мира.
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ МЕРЫ
4.
Государствам-членам, если они этого еще не
сделали, рекомендуется