"КОНВЕНЦИЯ ОБ УЩЕРБЕ, ПРИЧИНЕННОМ ИНОСТРАННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ НА ПОВЕРХНОСТИ" [рус., англ.](Заключена в г. Риме 07.10.1952)
КОНВЕНЦИЯ
ОБ УЩЕРБЕ, ПРИЧИНЕННОМ
ИНОСТРАННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ
СУДАМИ ТРЕТЬИМ
ЛИЦАМ НА ПОВЕРХНОСТИ
(Рим, 7 октября 1952
года)
Государства, подписавшие настоящую
Конвенцию,
движимые желанием
обеспечить надлежащее возмещение лицам,
которым причинен ущерб на поверхности
иностранными воздушными судами, при
разумном ограничении размеров
ответственности за причинение такого
ущерба с тем, чтобы не препятствовать
развитию международного воздушного
транспорта, а также
убежденные в
необходимости как можно более широкой
унификации с помощью международной
конвенции правил, применяемых в различных
странах мира в отношении ответственности
за причинение такого ущерба,
назначили
с этой целью нижеподписавшихся полномочных
представителей, которые, будучи должным
образом уполномочены, согласились о
нижеследующем:
Глава I. ПРИНЦИПЫ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Статья 1. 1. Любое лицо, которому
причинен ущерб на поверхности, имеет право
на возмещение, как это предусмотрено
настоящей Конвенцией, только при условии
доказательства, что этот ущерб причинен
воздушным судном, находившимся в полете,
либо лицом или предметом, выпавшим из него.
Однако право на возмещение отпадает, если
ущерб не является прямым следствием
происшествия, в результате которого
причинен ущерб, или если ущерб является
результатом простого факта пролета
воздушного судна через воздушное
пространство в соответствии с
существующими правилами воздушного
движения.
Статья 2. 1. Обязанность
возместить ущерб, предусмотренная статьей 1
настоящей Конвенции, возлагается на
эксплуатанта воздушного судна.
Статья 6. 1. Любое лицо, которое
должно было бы нести ответственность
согласно положениям настоящей Конвенции,
не несет ответственность за ущерб, если
докажет, что данный ущерб был причинен
исключительно в результате вины лица,
которому причинен ущерб, либо его служащих
или агентов. Если лицо, которое несет
ответственность, докажет, что причинению
ущерба способствовала вина лица, которому
причинен ущерб, либо его служащих или
агентов, то возмещение уменьшается в той
степени, в какой такая вина способствовала
причинению ущерба. Однако такое
освобождение от ответственности или ее
уменьшение не применяется, если в случае
вины служащего или агента лицо, которому
причинен ущерб, докажет, что его служащий
или агент действовали вне пределов своих
полномочий.
Статья 10. Ничто в
настоящей Конвенции не предрешает вопроса
о том, имеет ли лицо, несущее
ответственность за причиненный ущерб в
соответствии с положениями Конвенции,
право регресса в отношении любого другого
лица.
Статья 11. 1. При условии
соблюдения положений статьи 12
ответственность за ущерб, дающий право на
возмещение согласно статье 1, в отношении
всех лиц, несущих ответственность согласно
настоящей Конвенции, не превышает для
каждого воздушного судна и по каждому
происшествию:
Статья 12. 1. Если лицо,
которому причинен ущерб, докажет, что он был
причинен в результате преднамеренного
действия или бездействия эксплуатанта либо
его служащих или агентов, совершенных с
целью причинения ущерба, ответственность
эксплуатанта является неограниченной при
условии, что в случае совершения подобного
действия или бездействия служащего или
агента также доказано, что он действовал
при исполнении своих служебных
обязанностей и в пределах своих
полномочий.
Статья 13. 1. В тех случаях,
когда в соответствии с положениями статьи 3
или статьи 4 два лица или несколько лиц
несут ответственность за ущерб, либо когда
зарегистрированный собственник, который не
являлся эксплуатантом, несет
ответственность как таковой, как это
предусмотрено в пункте 3 статьи 2, лица,
которым причинен ущерб, не имеют права на
возмещение, общая сумма которого превышала
бы максимальную сумму, которая может быть
присуждена в соответствии с положениями
настоящей Конвенции к взысканию с
какого-либо одного из лиц, несущих
ответственность.
Статья 14. Если общая установленная сумма
требований превышает предел
ответственности, применимый в соответствии
с положениями настоящей Конвенции,
применяются следующие правила с учетом
положений пункта 2 статьи 11:
Статья 15. 1. Любое
Договаривающееся государство может
требовать, чтобы эксплуатант воздушного
судна, зарегистрированного в другом
Договаривающемся государстве, застраховал
свою ответственность за ущерб, который
может быть причинен на его территории и
подлежит возмещению согласно статье 1, до
пределов, применяемых в соответствии с
положениями статьи 11.
Статья 16.
1. Страховщик или иное лицо, предоставляющее
требуемое в соответствии со статьей 15
обеспечение ответственности эксплуатанта,
может, в дополнение к средствам защиты,
находящимся в распоряжении эксплуатанта, а
также в дополнение к возражению о подлоге,
выдвинуть только следующие возражения
против требований, основанных на
применении настоящей Конвенции:
Статья 17. 1. Если обеспечение
предоставлено в соответствии с пунктом 4
статьи 15, оно специально и предпочтительно
предназначено для оплаты требований
согласно положениям настоящей
Конвенции.
Статья 18.
Любые суммы, причитающиеся эксплуатанту от
страховщика, подлежат освобождению от
наложения ареста или исполнительных мер со
стороны кредиторов эксплуатанта до тех пор,
пока не будут удовлетворены требования
третьих лиц согласно настоящей
Конвенции.
Статья 20. 1.
Иски, основанные на положениях настоящей
Конвенции, могут быть предъявлены только в
судах Договаривающегося государства, на
территории которого был причинен ущерб.
Однако, по соглашению между одним или
несколькими истцами и одним или
несколькими ответчиками, иски могут быть
предъявлены в суды любого другого
Договаривающегося государства, но никакое
такое предъявление иска ни в коей мере не
влечет за собой ущемление прав лиц,
предъявляющих иски в государстве, на
территории которого был причинен ущерб.
Стороны могут также договориться о
передаче их споров в арбитраж в любом
Договаривающемся государстве.
Статья 21. 1. Для
исков, предъявляемых согласно настоящей
Конвенции, устанавливается срок давности в
два года с даты происшествия, в результате
которого причинен ущерб.
Статья 22. В
случае смерти лица, несущего
ответственность, иск о возмещении ущерба
согласно положениям настоящей Конвенции
предъявляется тем, кто несет
ответственность по закону по
обязательствам умершего.
Статья 23. 1. Настоящая
Конвенция применяется к предусмотренным в
статье 1 случаям причинения ущерба на
территории какого-либо Договаривающегося
государства воздушным судном,
зарегистрированным в другом
Договаривающемся государстве.
Статья 30. В
целях настоящей Конвенции:
Статья 32. 1.
Настоящая Конвенция подлежит ратификации
подписавшими ее государствами.
Статья 33. 1. После
того, как пять государств, подписавших
настоящую Конвенцию, сдадут на хранение
свои ратификационные грамоты, она вступит в
силу между ними на девяностый день после
сдачи на хранение пятой ратификационной
грамоты. Она вступит в силу для каждого
государства, которое сдает на хранение свою
ратификационную грамоту позднее, на
девяностый день после сдачи
ратификационной грамоты.
Статья 34. 1. После вступления в
силу настоящей Конвенции она будет открыта
для присоединения любого не подписавшего
ее государства.
Статья 35.
1. Любое Договаривающееся государство может
денонсировать настоящую Конвенцию путем
уведомления, направленного Международной
организации гражданской авиации.
Международное законодательство »