"ТРЕХСТОРОННЯЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ, КАСАЮЩИХСЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ" [рус., англ.](Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ КОНВЕНЦИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ...", <ДОБАВЛЕНИЕМ i>, <ДОБАВЛЕНИЕМ ii>)(Декларация принята в г. Женеве 16.11.1977 на 204-ой сессии Административного совета МОТ)(Добавление i принято в г. Женеве в ноябре 1987 года на 238-ой сессии Административного совета МОТ)(Добавление ii принято в г. Женеве в марте 2000 года на 277-ой сессии Административного совета МОТ)(с изм. и доп. от 17.11.2000)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРУДА
ТРЕХСТОРОННЯЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ПРИНЦИПОВ, КАСАЮЩИХСЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ
КОРПОРАЦИЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
(Женева, 16 ноября 1977 года)
(с
поправками, принятыми в Женеве 17 ноября 2000
г.
на 279-ой сессии Административного
совета МОТ)
Административный совет
Международного бюро труда,
напоминая,
что Международная организация труда в
течение многих лет занималась
определенными социальными вопросами,
касающимися деятельности
многонациональных корпораций,
отмечая,
в частности, что различные отраслевые
комитеты, региональные конференции и
Международная конференция труда на своих
сессиях с середины 1960-х годов предлагали
Административному совету принять
соответствующие меры в области
многонациональных корпораций и социальной
политики,
будучи информирован о
деятельности других международных органов,
в частности Комиссии Организации
Объединенных Наций по транснациональным
корпорациям и Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР),
считая, что МОТ, обладая уникальной
трехсторонней структурой, компетенцией и
богатым опытом в социальной области должна
играть важную роль в разработке принципов,
которыми руководствовались бы
правительства, организации работодателей и
трудящихся и сами многонациональные
корпорации,
напоминая, что в 1972 году он
провел Трехстороннее совещание экспертов
по вопросам взаимосвязи между
многонациональными корпорациям и
социальной политикой, которое
рекомендовало программу исследований и
изысканий МОТ, а в 1976 году Трехстороннее
консультативное совещание по вопросам
взаимосвязи между многонациональными
корпорациями и социальной политикой с
целью пересмотра программы исследований
МОТ и представления рекомендаций о
соответствующих действиях МОТ в социальной
и трудовой областях,
принимая во
внимание результаты обсуждения на
Всемирной конференции по занятости,
приняв затем решение об учреждении
трехсторонней группы для подготовки
проекта Трехсторонней декларации
принципов, охватывающей все области в сфере
компетенции МОТ, которые связаны с
социальными аспектами деятельности
многонациональных корпораций, включая
создание рабочих мест в развивающихся
странах, постоянно помня при этом о
рекомендациях Трехстороннего
консультативного совещания, проведенного в
1976 году,
приняв также решение вновь
созвать Трехстороннее консультативное
совещание для обсуждения проекта
Декларации принципов, подготовленного
трехсторонней группой,
обсудив доклад и
проект Декларации принципов,
представленные вновь созванным
Трехсторонним консультативным
совещанием,
одобряет настоящим
нижеследующую Декларацию, которая может
именоваться как Трехсторонняя декларация
принципов, касающихся многонациональных
корпораций и социальной политики, принятая
Административным советом Международного
бюро труда, и призывает правительства
государств-членов МОТ, соответствующие
организации работодателей и трудящихся и
многонациональные корпорации,
осуществляющие свою деятельность на их
территории, соблюдать провозглашенные в
настоящей Декларации принципы;
1.
Многонациональные корпорации (МНК) играют
важную роль в экономике большинства стран и
в международных экономических отношениях,
вызывая тем самым растущий интерес со
стороны правительств, а также
работодателей и трудящихся и их
соответствующих организаций. Посредством
осуществления прямых иностранных
инвестиций и других средств эти корпорации
могут предоставить значительные выгоды
принимающим странам и странам базирования,
содействуя более эффективному
использованию капиталов, технологии и
рабочей силы. В рамках разработанной
правительствами политики развития они
могут также внести весомый вклад в
достижение экономического и социального
благосостояния; повышение уровня жизни и
удовлетворение основных нужд; создание,
прямо или косвенно, возможностей в области
занятости; и обеспечение соблюдения
основных прав человека, включая свободу
ассоциации, во всех странах мира. С другой
стороны, выход многонациональных
корпораций при организации своей
деятельности за национальные пределы может
привести к злоупотреблению
сосредоточившейся в их руках экономической
мощью и к проявлению противоречий с целями
национальной политики и интересами
трудящихся. Кроме того, сложность
многонациональных корпораций и трудность
четкого определения их разветвленной
структуры, деятельности и политики иногда
вызывают озабоченность либо в принимающих,
либо в странах базирования, либо и в тех и в
других одновременно <1>.
--------------------------------
<1> Пункты 1 - 7, 8, 10, 25,
26 и 52 (первоначально пункт 51) были предметом
интерпретации согласно Процедуре
рассмотрения споров, касающихся применения
Трехсторонней декларации принципов,
касающихся многонациональных корпораций и
социальной политики. Копии этих
интерпретирующих актов можно получить по
запросу в Бюро по деятельности
многонациональных корпораций
Международного бюро труда, 4, route des Morillons,
CH-1211 Geneva 22, Switzerland, или по адресу в системе
Интернет: http://www.ilo.org.
2. Цель настоящей
Трехсторонней декларации принципов
заключается в том, чтобы поощрять тот
положительный вклад, который
многонациональные корпорации могут внести
в дело экономического и социального
прогресса и свести к минимуму и преодолеть
трудности, которые могут быть вызваны
различными видами их деятельности, с учетом
резолюций Организации Объединенных Наций,
направленных на установление нового
международного экономического порядка.
3. Эта цель будет достигаться посредством
принятия правительствами соответствующих
законов и политики, мер и решений, а также
путем сотрудничества между
правительствами и организациями
трудящихся и работодателей всех стран.
4. Изложенные в настоящей Декларации
принципы адресуются правительствам,
организациям работодателей и трудящихся
принимающих стран и стран базирования и
самим многонациональным корпорациям.
5.
Правительства, организации работодателей и
трудящихся и многонациональные корпорации
должны руководствоваться этими принципами
при принятии таких мер и осуществлении
таких действий и социальных мероприятий, в
том числе основанных на принципах,
изложенных в Уставе и соответствующих
конвенциях и рекомендациях МОТ, которые
содействовали бы социальному прогрессу.
6. Для достижения целей, провозглашенных в
настоящей Декларации, не требуется точного
законодательного определения
многонациональных корпораций: настоящий
пункт имеет целью облегчить понимание
Декларации, а не давать такое определение. К
многонациональным корпорациям относятся
такие корпорации - государственные,
смешанные или частные, - в собственности или
под контролем которых за пределами страны
их базирования находятся производство,
распределение, обслуживание и другие сферы.
Степень самостоятельности экономических
единиц, входящих в многонациональные
корпорации, относительно друг друга сильно
различается в рамках каждой из таких
корпораций и зависит от характера связей
между такими единицами и их областей
деятельности с учетом значительного
разнообразия форм собственности, размеров,
характера и места осуществления операций
соответствующих корпораций. В случае
отсутствия иного определения, термин
"многонациональная корпорация"
используется в настоящей Декларации для
обозначения различных экономических
единиц (основных компаний или местных
филиалов, или того и другого, или группы в
целом) в соответствии с распределением
ответственности между ними, предполагая,
что они будут сотрудничать между собой и
при необходимости оказывать содействие
друг другу в соблюдении принципов
настоящей Декларации.
7. В настоящей
Декларации излагаются принципы в области
занятости, профессиональной подготовки,
условий труда и быта и трудовых отношений,
которые правительствам, организациям
работодателей и трудящихся и
многонациональным корпорациям
рекомендуется соблюдать на добровольной
основе; ее положения не ограничивают и
никак не влияют на обязательства,
вытекающие в связи с ратификацией любой из
конвенций МОТ.
ОБЩАЯ ПОЛИТИКА
8. Все
стороны, к которым имеет отношение
настоящая Декларация, должны уважать
суверенные права государств, подчиняться
национальным законодательству и нормам,
должным образом учитывать местную практику
и соблюдать соответствующие международные
нормы. Они должны соблюдать Всеобщую
декларацию прав человека и соответствующие
международные пакты, принятые Генеральной
Ассамблеей Организации Объединенных Наций,
а также Устав Международной организации
труда и ее принципы, согласно которым
свобода слова и свобода ассоциации
являются необходимым условием постоянного
прогресса. Они должны содействовать
реализации положений Декларации МОТ об
основополагающих принципах и правах в
сфере труда и механизма ее реализации,
принятой в 1998 году. Они также должны
выполнять свободно взятые ими на себя
обязательства в соответствии с
национальным законодательством и
принятыми международными актами.
9.
Правительствам, которые еще не
ратифицировали Конвенции 87, 98, 111, 122, 138 и 182,
предлагается сделать это и в любом случае
применять, в максимально возможной степени
средствами своей национальной политики
принципы, изложенные в них, а также в
Рекомендациях 111, 119, 122, 146 и 190 <2>. Без
ущерба для обязательства правительств
обеспечивать соблюдение конвенций, которые
они ратифицировали, в тех странах, где
конвенции и рекомендации, перечисленные в
данном пункте, не соблюдаются, все стороны
должны рассматривать их как ориентиры в
своей социальной политике.
--------------------------------
<2> Конвенция о
свободе ассоциации и защите права на
организацию (87); Конвенция о праве на
организацию и на ведение коллективных
переговоров (98); Конвенция о дискриминации в
области труда и занятий (111); Конвенция о
политике в области занятости (122); Конвенция
о минимальном возрасте для приема на работу
(138); Конвенция о наихудших формах детского
труда (182); Рекомендация о дискриминации в
области труда и занятий (111); Рекомендация о
прекращении трудовых отношений (119);
Рекомендация о политике в области
занятости (122); Рекомендация о минимальном
возрасте для приема на работу (146);
Рекомендация о наихудших формах детского
труда (190).
10. Многонациональные
корпорации должны полностью учитывать
общие цели политики стран, в которых они
осуществляют свою деятельность. Их
деятельность должна соответствовать
первоочередным целям развития и социальным
задачам, а также социальной структуре
страны, в которой они осуществляют свою
деятельность. Для этого следует проводить
консультации между многонациональными
корпорациями, правительством, а в случае
необходимости, и заинтересованными
национальными организациями работодателей
и трудящихся.
11. Принципы, заложенные в
настоящей Декларации, не направлены на
установление или сохранение неравенства в
обращении между предприятиями МНК и
национальными предприятиями. Они отражают
положительную практику в отношении как тех,
так и других. От многонациональных и
национальных корпораций - в тех случаях,
когда их касаются принципы настоящей
Декларации - следует ожидать одинакового
поведения как в целом, так и в отношении их
социальной политики, в частности.
12.
Правительства стран базирования должны
содействовать применению положительной
практики в социальной сфере в соответствии
с настоящей Декларацией принципов с учетом
социального и трудового законодательства
норм и практики принимающих стран, а также с
учетом соответствующих международных норм
правительства как стран базирования, так и
принимающих стран должны быть готовы к
проведению - по инициативе любого из них -
взаимных консультаций по мере
возникновения
необходимости.
ЗАНЯТОСТЬ
Содействие
занятости
13. Для стимулирования
экономического роста и развития, повышения
уровня жизни, удовлетворения потребностей
в рабочей силе и решения проблем
безработицы и неполной занятости,
правительства в качестве основной цели
должны провозгласить и проводить активную
политику, направленную на содействие
полной, продуктивной и свободно избранной
занятости <3>.
--------------------------------
<3> Конвенция (122) и Рекомендация (122) о
политике в области занятости.
14. Это имеет
особое значение в отношении правительств
принимающих стран, расположенных в
развивающихся регионах мира, где проблемы
безработицы и неполной занятости стоят
особенно остро. В связи с этим необходимо
учитывать общие заключения, принятые
Всемирной трехсторонней конференцией по
занятости, распределению доходов,
социальному прогрессу и международному
разделению труда (Женева, июнь 1976 г.)
<4>.
--------------------------------
<4> МОТ,
Всемирная конференция по занятости, Женева,
14 - 17 июня 1976 г.
15. В вышеприведенных
пунктах 13 и 14 устанавливаются рамки, в
которых следует уделять должное внимание
влиянию многонациональных корпораций на
занятость как в принимающей стране, так и в
стране базирования.
16.
Многонациональные корпорации, особенно
если они осуществляют свою деятельность в
развивающихся странах, должны прилагать
усилия к увеличению возможностей в области
занятости и совершенствованию
законодательства в области занятости,
учитывая при этом политику и цели
правительств в области занятости, а также
обеспечение гарантий занятости и
долгосрочного развития предприятия.
17.
До начала своей деятельности
многонациональные корпорации должны, в
случае необходимости, консультироваться с
компетентными органами и национальными
организациями работодателей и трудящихся,
с тем чтобы согласовывать, насколько это
практически осуществимо, свои планы в
отношении рабочей силы с национальной
политикой социального развития. Подобные
консультации, как и в случае с
национальными корпорациями, должны и в
дальнейшем проводиться между
многонациональными корпорациям и всеми
заинтересованными сторонами, включая
организации трудящихся.
18.
Многонациональные корпорации должны
уделять первоочередное внимание вопросам
занятости, повышения профессиональной
квалификации, профессионального
продвижения и выдвижения на посты на всех
уровнях граждан принимающей страны в
сотрудничестве, если это необходимо, с
представителями работающих у них
трудящихся или с организациями этих
трудящихся и правительственными
органами.
19. Многонациональные
корпорации, осуществляя капиталовложения в
развивающихся странах, должны учитывать
важность использования технологии,
благодаря которой создаются рабочие места,
как прямо, так и косвенно. В той степени,
насколько позволяет характер
производственного процесса и условия,
преобладающие в соответствующем секторе
экономики, они должны приспосабливать
технологию к нуждам и особенностям
принимающих стран. Они должны также, по мере
возможности, принимать участие в
разработке подходящей для принимающих
стран технологии.
20. Для содействия
занятости в развивающихся странах в
условиях подъема мировой