РЕКОМЕНДАЦИЯ ЮНЕСКО"О ПОЛОЖЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ"(Вместе с "МЕЖДУНАРОДНЫМИ АКТАМИ И ДРУГИМИ ТЕКСТАМИ, КАСАЮЩИХСЯ ТРУДЯЩИХСЯ В ЦЕЛОМ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЧАСТНОСТИ")(Принята в г. Белграде 27.10.1980 на 21-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
О ПОЛОЖЕНИИ
ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
(Белград, 27 октября
1980 года)
Генеральная конференция
Организации Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры, проводившая
свою двадцать первую сессию в Белграде с 23
сентября по 28 октября 1980 г.,
напоминая,
что в соответствии с положениями статьи I
своего Устава Организация ставит себе
задачей содействовать укреплению мира и
безопасности путем расширения
сотрудничества народов в области
образования, науки и культуры в интересах
обеспечения всеобщего уважения
справедливости, законности и прав человека,
а также основных свобод, провозглашенных в
Уставе Организации Объединенных Наций, для
всех народов без различия расы, пола, языка
или религии,
напоминая положения
Всеобщей декларации прав человека и, в
особенности, статьи 22, 23, 24, 25, 27 и 28,
приводимые в Приложении,
напоминая
положения Международного пакта об
экономических, социальных и культурных
правах Организации Объединенных Наций, в
особенности его статей 6 и 15, приводимые в
Приложении, а также необходимость принятия
нужных мер для сохранения, развития и
распространения культуры в целях
обеспечения полного осуществления этих
прав,
напоминая Декларацию принципов
международного культурного
сотрудничества, принятую Генеральной
конференцией ЮНЕСКО на ее четырнадцатой
сессии, в частности ее статьи 3 и 4, которые
приводятся в Приложении, а также
Рекомендацию об участии и вкладе народных
масс в культурную жизнь, принятую на
девятнадцатой сессии Генеральной
конференции ЮНЕСКО,
признавая, что
искусство в своем наиболее полном и широком
определении является и должно являться
неотъемлемой частью жизни и что
правительствам необходимо и надлежит
создавать и поддерживать не только
атмосферу, способствующую свободе
творческого выражения, но и материальные
условия, ведущие к расцвету творческого
таланта,
признавая, что каждый
творческий работник имеет право
пользоваться гарантиями социального
обеспечения и страхования, закрепленными в
вышеупомянутых уставах, декларациях, Пакте
и Рекомендации,
считая, что творческий
работник играет важную роль в жизни и
эволюции общества и что он должен иметь
возможность содействовать его развитию и
выполнять, как все другие граждане, свои
обязанности, сохраняя свое творческое
вдохновение и свободу выражения,
признавая, кроме того, что культурное,
техническое, экономическое, социальное и
политическое развитие общества оказывает
влияние на положение творческих работников
и что в связи с этим необходимо
пересмотреть его статус с тем, чтобы учесть
социальные изменения в мире,
утверждая
право творческого работника считаться,
если он того желает, лицом, активно занятым
культурной деятельностью, и в этой связи
имеющим право пользоваться всеми
юридическими, социальными и экономическими
преимуществами, свойственными положению
трудящегося, с учетом особых условий его
творческой деятельности,
подтверждая, с
другой стороны, необходимость улучшения
условий труда социального обеспечения и
налогообложения творческих работников,
независимо от того, работают ли они по найму
или являются независимыми, с учетом их
вклада в развитие культуры,
напоминая
общепризнанную как на национальном, так и
на международном уровнях важность
сохранения и развития культурной
самобытности и значение миссии, выпадающей
в этой области творческим работникам,
которые увековечивают традиционное
искусство, а также интерпретируют
национальный фольклор,
признавая, что
сила и жизнеспособность искусства зависят,
в частности, от благополучия творческих
работников, рассматриваемых как отдельно,
так и коллективно,
напоминая конвенции
и рекомендации Международной организации
труда (МОТ), признающие права трудящихся
вообще и, следовательно, права творческих
работников в частности, конвенции и
рекомендации, список которых приведен в
Дополнении,
принимая во внимание,
однако, что ряд норм Международной
организации труда позволяет частичное или
полное формальное исключение творческих
работников или же некоторых их категорий в
связи со специфическими условиями
творческой деятельности и что,
следовательно, необходимо расширить
область их применения и дополнить их
другими нормами,
считая, кроме того, что
признание за творческим работником статуса
работника культуры не должно никоим
образом ущемлять его свободу творчества,
выражения и коммуникации, а должно,
наоборот, гарантировать ему достоинство и
цельность личности,
убежденная, что
деятельность государственных органов
становится необходимой и неотложной для
улучшения вызывающего озабоченность
положения творческих работников,
отмечаемого во многих государствах-членах,
в частности в области прав человека,
экономических и социальных условий, а также
условий труда, и для создания творческим
работникам условий, необходимых для
развития и расцвета их талантов и
соответствующих той роли, которую они могут
играть в разработке и осуществлении
политики в области культуры и деятельности,
связанной с культурным развитием сообществ
и стран, а также улучшения качества
жизни,
отмечая, что искусство играет
важную роль в образовании и что творческие
работники своими произведениями могут
оказывать влияние на формирование
мировоззрения всех людей, особенно
молодежи,
отмечая желательность того,
чтобы творческие работники могли совместно
рассматривать и, в случае необходимости,
защищать свои общие интересы и,
следовательно, имели право на признание в
качестве профессиональной категории и
создание профсоюзных или профессиональных
организаций,
отмечая, что развитие
искусств, уважение, которое им оказывается,
и содействие образованию в области
искусств зависят, в частности, от
творческих возможностей этих
работников,
сознавая сложный характер
творческой деятельности и различные формы,
которые она приобретает, и, в особенности,
значение, которое она имеет для условий
жизни и развития талантов творческих
работников, защиты их моральных и
материальных прав на произведения, либо
исполнительскую деятельность, или на
использование таковых, а также
необходимость расширять и укреплять ее,
учитывая необходимость прилагать все
усилия для учета, насколько это возможно,
мнения творческих работников и
общественного мнения в целом в разработке и
осуществлении политики в области культуры,
и с этой целью предоставлять им средства
для эффективной деятельности,
учитывая,
что в настоящее время результаты
творчества демонстрируются в общественных
помещениях и что последние должны быть
оборудованы с учетом пожеланий
заинтересованных творческих работников,
учитывая, следовательно, что должно
установиться тесное сотрудничество между
архитекторами, производителями работ и
творческими работниками с целью
определения эстетики улицы, на которой
располагаются такие помещения и которая
отвечала бы требованиям коммуникации и
содействовала бы эффективному
установлению новых реальных отношений
между публикой и окружающей ее средой,
учитывая разнообразие положения
творческих работников в различных странах
и сообществах, где им доводится развивать
свои таланты, а также различия в значимости
их произведений в зависимости от общества,
в котором они создаются,
убежденная,
однако, что несмотря на эти различия во всех
странах возникают аналогичные вопросы,
касающиеся положения творческих
работников, и что требуется общее желание и
вдохновение для решения этих вопросов и для
улучшения положения творческих работников,
что является целью данной Рекомендации,
отмечая положения действующих
международных конвенций, касающихся, в
частности, литературной и художественной
собственности и, в частности, Всемирной и
Бернской конвенций по охране литературных
и художественных произведений и охраны
прав исполнителей, резолюций Генеральной
конференции ЮНЕСКО, рекомендаций
межправительственных конференций ЮНЕСКО
по политике в области культуры, а также
конвенций и рекомендаций, принятых
Международной организацией труда, список
которых приведен в Дополнении,
получив
на рассмотрение предложения относительно
положения творческого работника - вопрос,
представленный в пункте 31 повестки дня
сессии,
постановив на своей двадцатой
сессии, что этот вопрос станет предметом
рекомендации государствам-членам,
принимает в этот двадцать седьмой день
октября месяца 1980 г. настоящую
Рекомендацию.
Генеральная конференция
рекомендует государствам-членам применять
нижеследующие положения, приняв в форме
национального закона или другой форме, в
соответствии с особенностями
рассматриваемых вопросов и
соответствующими конституционными
положениями, меры по осуществлению на
территориях, находящихся под их
юрисдикцией, принципов и норм,
провозглашенных в настоящей
Рекомендации.
Государствам, имеющим
федеральную или неунитарную
конституционную систему, Генеральная
конференция, в том что касается положений
этой Рекомендации, выполнение которых
является правовой компетенцией отдельных
штатов, округов, провинций или кантонов или
любых иных территориальных и политических
единиц, не обязанных в соответствии с
конституционной системой федерации
принимать законодательные меры,
рекомендует федеральным правительствам
довести указанные положения до сведения
компетентных органов штатов, округов,
провинций и кантонов со своим
положительным заключением.
Генеральная
конференция рекомендует
государствам-членам довести настоящую
Рекомендацию до сведения органов,
учреждений и организаций, способных внести
вклад в улучшение положения творческих
работников и стимулировать участие
творческих работников в культурной жизни и
развитии культуры.
Генеральная
конференция рекомендует
государствам-членам представлять ей, в
сроки и в форме, которые она определит
позже, доклады о мерах по выполнению
настоящей Рекомендации.
I.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В целях настоящей
Рекомендации:
1. Под "творческим
работником" подразумевается любое лицо,
которое создает или интерпретирует
произведения искусства, участвуя, таким
образом, в их воссоздании, которое считает
свою творческую деятельность неотъемлемой
частью своей жизни, которое таким образом
способствует развитию искусства и культуры
и которое признано или требует признания в
качестве творческого работника, независимо
от того, связано оно или нет какими бы то ни
было трудовыми отношениями и является оно
или нет членом какой-либо ассоциации.
2.
Под "положением" подразумевается, с одной
стороны, отношение к творческим работникам,
определенным выше, со стороны общества на
основании значения, придаваемого роли,
которую они призваны играть в нем, и, с
другой стороны, признание свобод и прав,
включая моральные, экономические и
социальные права, особенно в плане доходов
и социального обеспечения, которыми
творческие работники должны
пользоваться.
II. СФЕРА
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящая Рекомендация
касается всех творческих работников по
определению статьи I.1 независимо от вида
или формы искусства, практикуемого этими
творческими работниками. В их число, в
частности, входят все творческие работники
и авторы по определению Всемирной
конвенции об авторском праве и Бернской
конвенции об охране литературных и
художественных произведений, а также
артисты и исполнители по определению
Римской конвенции об охране
артистов-исполнителей, производителей
фонограмм и органов радиовещания.
III.
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
1.
Государства-члены, признавая, что искусство
формирует, сохраняет и обогащает
культурную самобытность и духовное
наследие различных обществ, представляет
собой универсальную форму самовыражения и
общения и, как общий знаменатель
этнических, культурных или религиозных
различий, мобилизует в каждом чувство
принадлежности к человеческому сообществу,
должны соответствующим образом в этих
целях обеспечить доступ к искусству
населения в целом.
2. Государства-члены
должны поощрять, особенно с помощью
образования и средств массовой информации,
а также культурного досуга, любые
мероприятия, которые могут способствовать
усилению деятельности творческих
работников, направленной на развитие и
подъем культуры.
3. Государства-члены,
признавая основополагающую роль искусства
в жизни и развитии личности и общества,
должны в этой связи охранять и защищать
свободу творчества, а также оказывать
содействие творческим работникам. С этой
целью они должны соответственно принимать
все необходимые меры для стимулирования
творчества и расцвета талантов, в
частности, с помощью мероприятий,
обеспечивающих большую свободу творческих
работников, без которой они не в состоянии
выполнять свою миссию, а также укреплять их
статус путем признания их прав на
результаты их труда. Государства-члены
должны содействовать всеми необходимыми
средствами расширению участия творческих
работников в решениях, касающихся качества
жизни. Государства-члены должны всеми
средствами, имеющимися в их распоряжении,
наглядно показать и подтвердить, что
искусство играет важную роль в глобальном
развитии стран, направленном на создание
более справедливого и более гуманного
общества и на обеспечение, в конечном итоге,
для всех мирной и духовно насыщенной
жизни.
4. Государства-члены должны, в
случае необходимости, обеспечивать
творческим работникам с помощью
соответствующих законодательных мер
свободу и право создавать профсоюзы и
профессиональные организации по своему
выбору, а также свободу присоединения к
таким организациям, если они этого желают, и
обеспечивать организациям, представляющим
творческих работников, возможность
участвовать в разработке политики в
области культуры и занятости, включая
профессиональную подготовку творческих
работников, а также в определении условий
труда творческих работников.
5. На всех
соответствующих этапах национального
планирования вообще и планирования в
области культуры в особенности
государствам-членам следует принимать все
меры для определения политики по оказанию
помощи, а также материальной и моральной
поддержки творческим работникам, в
частности, путем координации политики в
области культуры, образования и занятости,
и следить за тем, чтобы общественное мнение
было информировано об обоснованности и
необходимости такой политики. В этой связи
образование должно поднять на
соответствующую высоту воспитание
художественного восприятия с целью
формирования у общественности способности
оценивать произведения творческих
работников. Без ущемления прав, которые за
ними признаны законодательством об
авторском праве и смежных правах, включая
сохранение прав при перепродаже в случаях,
когда это не является частью авторского
права, творческим работникам должны быть
обеспечены справедливые условия, и их
профессия должна быть окружена уважением,
которого она заслуживает. Их условия труда
и занятости должны быть таковыми, чтобы
позволить творческим работникам полностью
посвятить себя творческой деятельности.
6. Так