ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 4 Совета Министров Союзного государства"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА"(Вместе с <ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОГНОЗОВ>)(Принято 10.03.2004)
СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4
О
ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД
И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА
(10 марта
2004 года)
Совет Министров Союзного
государства постановляет:
1. Одобрить
Прогноз социально-экономического развития
Союзного государства на 2004 год и параметры
Прогноза до 2006 года.
2. Постоянному
Комитету Союзного государства направить
Прогноз социально-экономического развития
Союзного государства на 2004 год и параметры
Прогноза до 2006 года заинтересованным
министерствам и ведомствам Российской
Федерации и Республики Беларусь для
использования в совместной работе по
выполнению положений Договора о создании
Союзного государства, решений Высшего
Государственного Совета и Совета Министров
Союзного государства по вопросам
формирования единого экономического
пространства.
3. Министерству
экономического развития и торговли
Российской Федерации и Министерству
экономики Республики Беларусь представить
в I квартале 2005 г. в Постоянный Комитет
Союзного государства Прогноз
социально-экономического развития
Союзного государства на 2005 год и параметры
Прогноза до 2007 года.
4. Настоящее
Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета
Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ
Одобрены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 10 марта 2004 г. N
4
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
НА 2004 ГОД
И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2006
ГОДА
Введение
Проект Прогноза
социально-экономического развития
Союзного государства на 2004 г. и по
параметрам Прогноза на период до 2006 г.
разработан в соответствии с Программой
действий Республики Беларусь и Российской
Федерации и Перечнем первоочередных мер по
реализации Положений Договора о его
создании, Методическими рекомендациями по
разработке прогнозов
социально-экономического развития
Союзного государства и методическими
материалами по сближению уровней
социально-экономического развития
Беларуси и России. В основу проекта
Прогноза положен ряд важнейших соглашений
и План совместных действий Правительства
Республики Беларусь, Национального банка
Республики Беларусь и Правительства
Российской Федерации, Центрального банка
Российской Федерации по введению единой
денежной единицы Союзного государства на
период 2001 - 2005 гг.
Проект Прогноза
подготовлен на основе Прогноза
социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2004 г., Программы
социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг., Программы
социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2003 - 2005 гг.), Прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2004 г. и основных
параметров Прогноза до 2006 г., Стратегии
социально-экономического развития России
до 2010 г., а также Прогноза
социально-экономического развития
Союзного государства на 2003 г. и по
параметрам Прогноза до 2005 г.
Проект
Прогноза Союзного государства разработан с
учетом Программы экономического
сотрудничества Республики Беларусь и
Российской Федерации на 1999 - 2008 гг. и
Программы экономического сотрудничества
между Республикой Беларусь и Российской
Федерации в рамках Союзного государства на
2000 - 2005 гг., оценки результатов
социально-экономического развития
Беларуси и России за 2003 г.
При
подготовке данного проекта Прогноза
основное внимание было уделено проблемам
максимальной реализации совместных
мероприятий по социально-экономическому
сотрудничеству и активизации
интеграционных процессов. Прогноз содержит
динамику важнейших
социально-экономических показателей
развития национальных экономик и Союзного
государства в целом, а также важнейшие
направления, механизмы и меры по
синхронизации экономической политики и
реформ в двух странах в прогнозном периоде,
направленных на поэтапное формирование
общего экономического пространства.
1.
ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
В 2003 г. в Республике
Беларусь и Российской Федерации
продолжалось улучшение общеэкономической
конъюнктуры и ускорение экономического
роста.
Положительные темпы роста
сложились по большинству важнейших
макроэкономических показателей в обеих
странах. Рост ВВП в Республике Беларусь за
январь - ноябрь увеличился до 106,5% (годовой
прогноз 106 - 106,5%) против 105,1% за I полугодие
т.г. В Российской Федерации этот показатель
в I полугодии составил 107,0%, за 2003 год в целом
оценивается на уровне 106,8%.
На
протяжении всего года сохранялась
финансовая стабильность в российской
экономике, обеспечиваемая устойчивым
профицитом федерального бюджета. В
Республике Беларусь дефицит
консолидированного бюджета поддерживался
на достаточно стабильном и умеренном
уровне. За январь - октябрь 2003 г. он был
минимальным - 0,2% к ВВП. Вместе с тем
финансовое положение в белорусской
экономике оставалось весьма
напряженным.
Во второй половине
текущего года предприятия реального
сектора экономики стран-участниц
создаваемого Союзного государства
активизировали инвестиционную
деятельность. По сравнению с 2002 г. почти
втрое повысились темпы роста инвестиций в
основной капитал. Обозначилась
положительная тенденция увеличения доли
капитальных вложений, направленных на
модернизацию и обновление производства,
повышение его технического и
технологического уровня как за счет
собственных средств предприятий и
организаций, так и расширения
использования банковских кредитов,
привлечения иностранных инвестиций.
Исполнительными и законодательными
органами двух стран в текущем году
осуществляется комплекс мер по усилению
социальной направленности в экономической
политике, обеспечению выполнения важнейших
параметров уровня жизни населения и
развития социальных отраслей.
Первостепенное внимание уделялось
повышению реальных денежных доходов
населения за счет опережающего роста
заработной платы, устранению накопившихся
необоснованных диспропорций в уровнях
оплаты труда в разных отраслях экономики,
более полного удовлетворения
покупательского спроса домашних хозяйств
потребительскими товарами собственного
производства. Продолжается реформирование
системы социальных гарантий и адресной
поддержки низкооплачиваемых категорий
работающих и беднейших слоев населения,
рационализации государственных расходов в
целях улучшения финансового обеспечения
функционирования и развития
здравоохранения, образования, культуры,
внедрения системы минимальных социальных
потребительских стандартов для сокращения
разрыва между обязательствами государств и
реальными финансовыми их возможностями.
По оценке в 2003 г. ожидается прирост ВВП в
Российской Федерации на уровне 6,8%, в
Республике Беларусь - 6,7%, промышленного
производства - соответственно 6,9% и 6,5%.
В
Российской Федерации импульсом для роста
промышленного производства послужил
высокий внешний спрос на продукцию
экспортоориентированных отраслей, что
способствовало расширению в текущем году
внутреннего потребительского и
инвестиционного спроса. Наряду с топливной
промышленностью конкурентоспособными
стали пищевая промышленность,
промышленность строительных материалов,
отдельные отрасли инвестиционного
машиностроения, которые одновременно
укрепили также и свой экспортный
потенциал.
Существенному ускорению
темпов роста промышленного производства в
Республике Беларусь способствовало
выполнение Соглашения между
правительствами Республики Беларусь и
Российской Федерацией "О создании равных
условий субъектам хозяйствования на
территории обоих государств в области
ценовой политики на железнодорожном
транспорте, в электроэнергетической и
газовой промышленности". В результате
Беларусь в 2003 г. импортировала природный
российский газ от "Газпрома" по внутренним
российским ценам. Влияние данного фактора
проявилось в снижении издержек
производства и в дополнительном росте
добавленной стоимости, повышении уровня
конкурентоспособности, наращивании
объемов реализации произведенной
продукции. Увеличение физических объемов
экспорта и существенное расширение
масштабов конечного потребления домашних
хозяйств явились основными компонентами,
обеспечившими относительно высокие темпы
роста ВВП.
Таблица
1
----------------------------T-----T-----T-----T------------------¬
¦ ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦ 2003 год ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год
+---------T--------+
¦ ¦ ¦ ¦
¦январь - ¦ год ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ноябрь ¦в целом ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(оценка)¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Валовой внутренний продукт ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦Республики Беларусь
¦105,8¦104,7¦104,7¦106,5 ¦ 106,7 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦110,0¦105,0¦104,3¦
¦ 106,8 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Темп инфляции (по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦потребительским ценам), ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦прирост к декабрю ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предыдущего
года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь ¦107,5¦ 46,1¦ 34,8¦ 22,9
¦ 24,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦ 20,2¦ 18,6¦ 15,1¦
¦ 12 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Продукция промышленности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦107,8¦105,9¦104,5¦106,9 ¦ 106,5 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦111,9¦104,9¦103,7¦
¦ 106,9 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Продукция сельского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦хозяйства ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦109,3¦101,8¦100,7¦106,2 ¦ 106,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦107,7¦107,5¦101,7¦
¦ 100,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Инвестиции в основной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦капитал ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦102,0¦ 97,0¦106,0¦117,3 ¦ 112,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦117,4¦110,0¦102,6¦
¦ 112,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Реальные располагаемые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦денежные доходы населения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика
Беларусь ¦120,0¦129,0¦107,6¦102,8 <*>¦ 106,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦112 ¦108,7¦109,9¦
¦ 113,8 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Оборот розничной торговли ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦111,8¦128,2¦111,5¦109,3 ¦ 109,5 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦109,0¦110,9¦109,2¦
¦ 108,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Объем платных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦населению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦Республика Беларусь
¦104,9¦109,0¦108,7¦111,4 ¦ 109,0 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦105,0¦102,8¦103,7¦
¦ 104,9 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Экспорт товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦Республика Беларусь
¦124,0¦101,7¦107,7¦123,5 <*>¦ 118,9 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦139,0¦ 97,0¦105,3¦
¦ 122,7 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Импорт товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦Республика Беларусь ¦129,6¦
95,8¦109,7¦126,5 <*>¦ 119,2 ¦
+---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
¦Российская Федерация ¦113,5¦119,8¦113,4¦
¦ 119,7 ¦
L---------------------------+-----+-----+-----+---------+---------
--------------------------------
<*> Январь - октябрь
2003 г.
Ускорение роста ВВП создает
предпосылки для увеличения реальных
денежных доходов населения в Республике
Беларусь на 6%, в Российской Федерации - на
13,8% при одновременном сохранении
относительно высоких темпов роста
инвестиций в основной капитал (в Беларуси
112% и России 112,0%) к уровню прошлого года.
Благоприятная ценовая конъюнктура на
мировых рынках способствовала достижению в
I полугодии т.г. весьма высокого темпа роста
экспорта российских товаров, составившего
129,8% к уровню I полугодия 2002 г. В Беларуси
экспорт товаров за январь - октябрь
увеличился на 23,5%.
Импорт товаров
Российской Федерации вырос в I полугодии
т.г. на 22,8%, в Республике Беларусь за 10
месяцев - на 26,5%. При этом импорт из России в
долларах США возрос на 30,6% при росте
физического его объема на 13,1%. Рост
стоимостного объема импорта из России
связан прежде всего со значительным
повышением цен на поставляемую в Беларусь
российскую нефть.
Основное внимание
правительств обоих государств уделялось
достижению сбалансированности во внешней
торговле между экспортом и импортом за счет
сдерживания роста импорта.
В целом за 2003
г. ожидается сближение темпов роста импорта
и экспорта товаров. В Республике Беларусь
за 2003 г. прирост экспорта товаров
прогнозируется на уровне 18,9% и импорта - на
19,2%. В Российской Федерации соответственно
21,3% и 19,7 процента.
Важнейшей нерешенной
проблемой в области согласования политики
внешнеэкономической деятельности в части
обеспечения взаимодействия по
товарообменным операциям между Беларусью и
Россией для создания одинаковых условий
субъектам хозяйствования обеих стран на
едином таможенном пространстве является
несогласованность