"ВЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ СТАРЕНИЯ"(Принят в г. Вене 05.08.1982 - 06.08.1982 Всемирной ассамблеей по проблемам старения)


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ВЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ СТАРЕНИЯ
(Вена, 5 - 6 августа 1982 года)
ПРЕАМБУЛА
Страны, собравшиеся на Всемирную ассамблею по проблемам старения,
сознавая, что возрастающую часть их населения составляют стареющие,
обсудив совместно стоящие перед ними вопросы, касающиеся стареющих, с учетом достижений, связанных с увеличением продолжительности жизни и вытекающими отсюда задачами и возможностями,
твердо намереваясь индивидуально и коллективно
i) разработать и применять на международном, региональном и национальном уровнях политику с целью активизации жизни стареющих как индивидуумов, с тем чтобы позволить им духовно и физически полно и свободно жить в свои преклонные годы в условиях мира, здоровья и безопасности; а также
ii) изучить влияние стареющей части населения на развитие и развития на старение с целью обеспечить условия для полного использования потенциальных возможностей стареющих и ослабить путем соответствующих мер любые отрицательные последствия такого влияния,
1. торжественно подтверждают свою уверенность в том, что основные и неотъемлемые права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, в полной мере и безоговорочно относятся к стареющим; и
2. торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем большая продолжительность жизни, и что поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Признавая необходимость уделения всеобщего внимания серьезным проблемам, волнующим все возрастающую часть населения мира, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в Резолюции 33/52 от 14 декабря 1978 года приняла решение провести в 1982 году Всемирную ассамблею по проблемам старения. Целью Всемирной ассамблеи будет обеспечить форум "для разработки международной программы действий, направленной на предоставление гарантий экономического и социального обеспечения лицам пожилого возраста, а также возможности для вклада в национальное развитие." В своей Резолюции 35/129 от 11 декабря 1980 года Генеральная Ассамблея выразила пожелание, чтобы Всемирная ассамблея "способствовала созданию обществ, более полным образом учитывающих социально-экономические последствия старения населения и конкретные потребности лиц пожилого возраста." Именно с учетом этих задач и был задуман настоящий Международный план действий по проблемам старения.
2. План действий должен рассматриваться как составная часть основных международных, региональных и национальных стратегий и программ, которые разработаны в ответ на важные проблемы и потребности мира. Его первоочередные цели состоят в расширении возможности стран эффективно решать проблемы, связанные со старением населения, а также решать особые проблемы и удовлетворять потребности пожилых и, кроме того, в содействии надлежащим усилиям международного сообщества, направленным на решение проблем старения путем действий, направленных на установление нового международного экономического порядка и расширения международного технического сотрудничества, в частности, среди самих развивающихся стран.
3. В соответствии с этими задачами поставлены следующие конкретные цели:
a) способствовать росту понимания на национальном и международном уровнях экономических, социальных и культурных последствий процесса старения населения для процессов развития;
b) способствовать пониманию на национальном и международном уровнях гуманитарных проблем и проблем развития, связанных с процессом старения;
c) предлагать и стимулировать политику и программы практического характера, направленные на гарантирование социального и экономического обеспечения престарелых, а также на предоставление им возможности участвовать в развитии и пользоваться благами, получаемыми в результате развития;
d) предлагать альтернативные решения и варианты политики, соответствующие национальным ценностям и целям, а также признанным в международном масштабе принципам в отношении проблем, связанных со старением населения, и потребностями пожилых; и
e) способствовать развитию соответствующих областей образования, подготовки кадров и исследований в целях решения проблем, связанных со старением населения земного шара, и способствовать международному обмену опытом и знаниями в этой области.
4. План действий следует рассматривать в рамках других международных стратегий и планов. В частности, он подтверждает принципы и цели Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека (Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи), Международных пактов о правах человека (Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи) и Декларации социального прогресса и развития (Резолюция 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи), Декларации и Программы действий в области установления нового международного экономического порядка (Резолюция 3201 (S-VI) и 3202 (S-VI) Генеральной Ассамблеи), и Международной стратегии развития на Третье десятилетие развития Организации Объединенных Наций (Резолюция 35/56 Генеральной Ассамблеи), а также Резолюций 34/75 и 35/46 Генеральной Ассамблеи, объявивших 80-е годы Вторым десятилетием разоружения.
В информационный банк включены Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Декларация о провозглашении 80-х годов вторым десятилетием разоружения, принятая 03.12.1980 Резолюцией 35/46 Генеральной Ассамблеи ООН. 5. Кроме того, необходимо подчеркнуть значение следующих планов и программ, принятых международным сообществом, поскольку проблема стареющих и проблема старения населения непосредственно связаны с достижением их целей:
a) Всемирный план действий в области народонаселения;
b) Всемирный план действий, направленный на достижение целей Международного года женщины;
c) Программа действий на вторую половину Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций;
d) Алма-Атинская декларация (по первичной медико-санитарной помощи);
e) Декларация принципов Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ХАБИТАТ);
f) План действий в области окружающей среды;
g) Венская программа действий по науке и технике в целях развития;
h) Программа действий по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией и Программа действий на вторую половину того же Десятилетия;
i) План действий по развитию и осуществлению технического сотрудничества между развивающимися странами, принятый в Буэнос-Айресе;
j) Конвенция N 102 Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения;
k) Конвенция N 128 и Рекомендация 131 МОТ о пособиях по инвалидности, старости и на случай потери кормильца;
l) Рекомендация N 162 МОТ о рабочих пожилого возраста;
m) Программа действий Всемирной конференции по аграрным реформам и развитию сельских районов;
n) Всемирная программа, явившаяся результатом Международного года инвалидов;
В информационный банк включена Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН. o) Каракасская декларация, принятая Шестым конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
p) Рекомендация о развитии просвещения взрослых, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее девятнадцатой сессии (Найроби, 1976 год).
q) Конвенция N 157 МОТ, касающаяся защиты прав в области социального обеспечения, 1982 год.
I. ВВЕДЕНИЕ
A. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
6. Лишь в последние несколько десятилетий страны и международное сообщество стали обращать внимание на социальные, экономические, политические и научные проблемы, возникающие в связи с явлением старения в массовом масштабе. До недавнего времени, хотя отдельные лица и могли дожить до преклонного возраста, их число и доля в совокупном населении были невелики. Однако в двадцатом веке во многих районах мира достигнуты успехи в области борьбы со смертностью во время родов и детской смертностью, отмечаются снижение норм рождаемости, улучшение питания, улучшение основных форм медицинского обслуживания и успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Все эти факторы привели к увеличению численности и доли лиц, доживающих до преклонного возраста.
7. По данным Организации Объединенных Наций, в 1950 году в мире проживало около 200 миллионов лиц в возрасте 60 лет и старше. К 1975 году это число возросло до 350 миллионов человек. По прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2000 году их число возрастет до 590 миллионов, а к 2025 году превысит 1100 миллионов человек, то есть увеличится по сравнению с 1975 годом на 224 процента. Ожидается, что за тот же период численность населения в мире в целом возрастет с 4,1 до 8,2 миллиардов человек, или на 102 процента. Таким образом через 45 лет доля стареющих в общей численности населения земного шара составит 13,7 процента.
8. Кроме того, следует отметить, что в 1975 году немногим более половины (52 процента) всех лиц в возрасте 60 лет и старше проживали в развивающихся странах. Вследствие различных темпов роста ожидается, что к 2000 году более 60 процентов всех лиц пожилого возраста в мире будет проживать в развивающихся странах, и предполагается, что к 2025 году эта доля достигнет примерно трех четвертей (72 процента).
9. Увеличение численности и доли стареющих сопровождается изменением возрастной структуры населения. Уменьшение доли детей во всем населении увеличивает долю пожилых людей. Так, по прогнозам Организации Объединенных Наций, в развивающихся регионах ожидается снижение числа лиц в возрасте до 15 лет в среднем с 41 процента от общей численности населения в 1975 году до примерно 33 процентов в 2000 году и 26 процентов в 2025 году. В этих же регионах ожидается увеличение численности населения в возрасте 60 лет и старше с 6 процентов в 1975 году до 7 процентов в 2000 году и до 12 процентов в 2025 году, что таким образом будет соответствовать уровню, существовавшему в 50-х годах в более развитых регионах. В этих последних регионах ожидается уменьшение доли лиц в возрасте до 15 лет с 25 процентов в 1975 году до 21 процента в 2000 году и 20 процентов в 2025 году; вместе с тем ожидается, что доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения возрастет с 15 процентов в 1975 году до 18 процентов в 2000 году и 23 процентов в 2025 году. Следует отметить, что эти показатели являются средними для обширных регионов и что между отдельными странами и на внутринациональном уровне существуют значительные различия.
10. Согласно типовым таблицам смертности, увеличение продолжительности жизни при рождении в более развитых регионах может привести к увеличению средней продолжительности жизни в возрасте 60 лет примерно на один год в период между 1975 и 2025 годами. В развивающихся регионах это предполагаемое увеличение составит приблизительно 2,5 года. Таким образом можно ожидать, что к 2025 году в развитых регионах мужчины в возрасте 60 лет будут жить в среднем еще не менее 17 лет, а в развивающихся регионах - еще не менее 16 лет. Ожидается, что для женщин эти показатели составят соответственно 21 год и 18 лет.
11. Следует отметить, что при сохранении существующих тенденций соотношение полов (то есть, число мужчин на 100 женщин) по-прежнему будет несбалансированным в развитых регионах мира, хотя и с небольшим улучшением. Так, например, это соотношение, которое в 1975 году составляло 74 для возрастной группы 60 - 69 лет, к 2025 году увеличится до 78, в возрастной группе лиц старше 80 лет оно возрастет от 48 до 53. В развивающихся регионах это соотношение несколько уменьшится к 2025 году с 96 до 94 для возрастной группы 60 - 69 лет и с 78 до 73 для возрастной группы старше 80 лет. Таким образом, в большинстве случаев женщины все больше будут составлять большинство населения преклонного возраста. Различия по признаку пола в продолжительности жизни могут оказать определенное влияние на жизненные условия, величину дохода, здравоохранение и другие системы поддержки.
12. Другим важным аспектом является тенденция, существующая в распределении городского и сельского населения. В 1975 году в развитых регионах две трети лиц пожилого возраста проживало в городских районах и предполагается, что эта доля к 2000 году будет составлять три четверти. В развивающихся регионах три четверти лиц пожилого возраста проживает в сельских районах. Тем не менее увеличение доли лиц пожилого возраста в городских районах этих стран может быть значительным и превысит к 2000 году 40 процентов. Определенное влияние на эти изменения может оказать миграция.
B. ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ И АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ,
СВЯЗАННЫЕ СО СТАРЕНИЕМ
13. Эти демографические тенденции, охарактеризованные выше, окажут значительное влияние на общество. Для достижения непрерывного развития требуется сохранение соответствующего баланса между социальными, экономическими и экологическими факторами и изменениями в области роста, распределения и структуры населения. Чтобы обеспечить оптимальный ход своего развития, страны должны сознавать и учитывать демографические тенденции и изменения в структуре своего населения.
14. Это потребует значительных финансовых расходов соответствующих национальных и международных институтов. Однако экономическое положение большого числа развивающихся стран не позволяет им получить в свое распоряжение необходимые средства и ресурсы для осуществления их планов развития.
15. Чтобы обеспечить указанным странам возможность решать проблемы, связанные с основными потребностями групп населения, включая престарелых, необходимо учредить новый экономический порядок, который основывался бы на новых международных экономических отношениях и на реальном, взаимовыгодном международном сотрудничестве, что создало бы возможность для справедливого и равномерного распределения имеющихся в мире богатств, ресурсов и технологии.
16. В настоящем Международном плане действий по проблемам старения рассматриваются как проблемы старения отдельных лиц, так и проблемы, связанные со старением населения.
17. Вопросы гуманитарного характера - это вопросы, относящиеся к конкретным потребностям стареющего населения. Хотя существует множество проблем и нужд, являющихся общими как для лиц пожилого возраста, так и для всего населения, некоторые из них отражают особый характер и потребности этой группы. Рассматриваемые подтемы включают здравоохранение и питание, жилищные условия и окружающую среду, семью, социальное благосостояние, гарантированный доход и занятость, а также образование.
18. Вопросы развития - это вопросы, касающиеся социально-экономических последствий старения

УКАЗ Президиума ВС СССР от 29.07.1982 n 7613-x"О РАТИФИКАЦИИ ПРОТОКОЛА О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ТОРГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И РЕСПУБЛИКОЙ КУБА ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1965 ГОДА"  »
Международное законодательство »
Читайте также