"ВЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ СТАРЕНИЯ"(Принят в г. Вене 05.08.1982 - 06.08.1982 Всемирной ассамблеей по проблемам старения)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ
ВЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ СТАРЕНИЯ
(Вена, 5 - 6
августа 1982 года)
ПРЕАМБУЛА
Страны,
собравшиеся на Всемирную ассамблею по
проблемам старения,
сознавая, что
возрастающую часть их населения составляют
стареющие,
обсудив совместно стоящие
перед ними вопросы, касающиеся стареющих, с
учетом достижений, связанных с увеличением
продолжительности жизни и вытекающими
отсюда задачами и возможностями,
твердо
намереваясь индивидуально и коллективно
i) разработать и применять на
международном, региональном и национальном
уровнях политику с целью активизации жизни
стареющих как индивидуумов, с тем чтобы
позволить им духовно и физически полно и
свободно жить в свои преклонные годы в
условиях мира, здоровья и безопасности; а
также
ii) изучить влияние стареющей
части населения на развитие и развития на
старение с целью обеспечить условия для
полного использования потенциальных
возможностей стареющих и ослабить путем
соответствующих мер любые отрицательные
последствия такого влияния,
1.
торжественно подтверждают свою
уверенность в том, что основные и
неотъемлемые права, закрепленные во
Всеобщей декларации прав человека, в полной
мере и безоговорочно относятся к стареющим;
и
2. торжественно признают, что качество
жизни не менее важно, чем большая
продолжительность жизни, и что поэтому
стареющим следует, насколько это возможно,
позволить жить в их собственных семьях и
общинах плодотворной, здоровой, безопасной
и приносящей удовлетворение жизнью и
считаться органической частью
общества.
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Признавая
необходимость уделения всеобщего внимания
серьезным проблемам, волнующим все
возрастающую часть населения мира,
Генеральная Ассамблея Организации
Объединенных Наций в Резолюции 33/52 от 14
декабря 1978 года приняла решение провести в
1982 году Всемирную ассамблею по проблемам
старения. Целью Всемирной ассамблеи будет
обеспечить форум "для разработки
международной программы действий,
направленной на предоставление гарантий
экономического и социального обеспечения
лицам пожилого возраста, а также
возможности для вклада в национальное
развитие." В своей Резолюции 35/129 от 11
декабря 1980 года Генеральная Ассамблея
выразила пожелание, чтобы Всемирная
ассамблея "способствовала созданию
обществ, более полным образом учитывающих
социально-экономические последствия
старения населения и конкретные
потребности лиц пожилого возраста." Именно
с учетом этих задач и был задуман настоящий
Международный план действий по проблемам
старения.
2. План действий должен
рассматриваться как составная часть
основных международных, региональных и
национальных стратегий и программ, которые
разработаны в ответ на важные проблемы и
потребности мира. Его первоочередные цели
состоят в расширении возможности стран
эффективно решать проблемы, связанные со
старением населения, а также решать особые
проблемы и удовлетворять потребности
пожилых и, кроме того, в содействии
надлежащим усилиям международного
сообщества, направленным на решение
проблем старения путем действий,
направленных на установление нового
международного экономического порядка и
расширения международного технического
сотрудничества, в частности, среди самих
развивающихся стран.
3. В соответствии с
этими задачами поставлены следующие
конкретные цели:
a) способствовать росту
понимания на национальном и международном
уровнях экономических, социальных и
культурных последствий процесса старения
населения для процессов развития;
b)
способствовать пониманию на национальном и
международном уровнях гуманитарных
проблем и проблем развития, связанных с
процессом старения;
c) предлагать и
стимулировать политику и программы
практического характера, направленные на
гарантирование социального и
экономического обеспечения престарелых, а
также на предоставление им возможности
участвовать в развитии и пользоваться
благами, получаемыми в результате
развития;
d) предлагать альтернативные
решения и варианты политики,
соответствующие национальным ценностям и
целям, а также признанным в международном
масштабе принципам в отношении проблем,
связанных со старением населения, и
потребностями пожилых; и
e)
способствовать развитию соответствующих
областей образования, подготовки кадров и
исследований в целях решения проблем,
связанных со старением населения земного
шара, и способствовать международному
обмену опытом и знаниями в этой области.
4. План действий следует рассматривать в
рамках других международных стратегий и
планов. В частности, он подтверждает
принципы и цели Устава Организации
Объединенных Наций, Всеобщей декларации
прав человека (Резолюция 217 A (III) Генеральной
Ассамблеи), Международных пактов о правах
человека (Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной
Ассамблеи) и Декларации социального
прогресса и развития (Резолюция 2542 (XXIV)
Генеральной Ассамблеи), Декларации и
Программы действий в области установления
нового международного экономического
порядка (Резолюция 3201 (S-VI) и 3202 (S-VI)
Генеральной Ассамблеи), и Международной
стратегии развития на Третье десятилетие
развития Организации Объединенных Наций
(Резолюция 35/56 Генеральной Ассамблеи), а
также Резолюций 34/75 и 35/46 Генеральной
Ассамблеи, объявивших 80-е годы Вторым
десятилетием разоружения.
В
информационный банк включены
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах,
Международный пакт о гражданских и
политических правах и Декларация о
провозглашении 80-х годов вторым
десятилетием разоружения, принятая 03.12.1980
Резолюцией 35/46 Генеральной Ассамблеи ООН.
5. Кроме того, необходимо подчеркнуть
значение следующих планов и программ,
принятых международным сообществом,
поскольку проблема стареющих и проблема
старения населения непосредственно
связаны с достижением их целей:
a)
Всемирный план действий в области
народонаселения;
b) Всемирный план
действий, направленный на достижение целей
Международного года женщины;
c)
Программа действий на вторую половину
Десятилетия женщины Организации
Объединенных Наций;
d) Алма-Атинская
декларация (по первичной медико-санитарной
помощи);
e) Декларация принципов
Конференции Организации Объединенных
Наций по населенным пунктам (ХАБИТАТ);
f)
План действий в области окружающей
среды;
g) Венская программа действий по
науке и технике в целях развития;
h)
Программа действий по борьбе с расизмом и
расовой дискриминацией и Программа
действий на вторую половину того же
Десятилетия;
i) План действий по
развитию и осуществлению технического
сотрудничества между развивающимися
странами, принятый в Буэнос-Айресе;
j)
Конвенция N 102 Международной организации
труда (МОТ) о минимальных нормах
социального обеспечения;
k) Конвенция N
128 и Рекомендация 131 МОТ о пособиях по
инвалидности, старости и на случай потери
кормильца;
l) Рекомендация N 162 МОТ о
рабочих пожилого возраста;
m) Программа
действий Всемирной конференции по аграрным
реформам и развитию сельских районов;
n)
Всемирная программа, явившаяся результатом
Международного года инвалидов;
В
информационный банк включена Всемирная
программа действий в отношении инвалидов,
принятая 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной
Ассамблеи ООН. o) Каракасская декларация,
принятая Шестым конгрессом Организации
Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с
правонарушителями;
p) Рекомендация о
развитии просвещения взрослых, принятая
Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее
девятнадцатой сессии (Найроби, 1976 год).
q)
Конвенция N 157 МОТ, касающаяся защиты прав в
области социального обеспечения, 1982
год.
I. ВВЕДЕНИЕ
A. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
6. Лишь в последние несколько
десятилетий страны и международное
сообщество стали обращать внимание на
социальные, экономические, политические и
научные проблемы, возникающие в связи с
явлением старения в массовом масштабе. До
недавнего времени, хотя отдельные лица и
могли дожить до преклонного возраста, их
число и доля в совокупном населении были
невелики. Однако в двадцатом веке во многих
районах мира достигнуты успехи в области
борьбы со смертностью во время родов и
детской смертностью, отмечаются снижение
норм рождаемости, улучшение питания,
улучшение основных форм медицинского
обслуживания и успехи в борьбе с
инфекционными заболеваниями. Все эти
факторы привели к увеличению численности и
доли лиц, доживающих до преклонного
возраста.
7. По данным Организации
Объединенных Наций, в 1950 году в мире
проживало около 200 миллионов лиц в возрасте
60 лет и старше. К 1975 году это число возросло
до 350 миллионов человек. По прогнозам
Организации Объединенных Наций, к 2000 году
их число возрастет до 590 миллионов, а к 2025
году превысит 1100 миллионов человек, то есть
увеличится по сравнению с 1975 годом на 224
процента. Ожидается, что за тот же период
численность населения в мире в целом
возрастет с 4,1 до 8,2 миллиардов человек, или
на 102 процента. Таким образом через 45 лет
доля стареющих в общей численности
населения земного шара составит 13,7
процента.
8. Кроме того, следует
отметить, что в 1975 году немногим более
половины (52 процента) всех лиц в возрасте 60
лет и старше проживали в развивающихся
странах. Вследствие различных темпов роста
ожидается, что к 2000 году более 60 процентов
всех лиц пожилого возраста в мире будет
проживать в развивающихся странах, и
предполагается, что к 2025 году эта доля
достигнет примерно трех четвертей (72
процента).
9. Увеличение численности и
доли стареющих сопровождается изменением
возрастной структуры населения. Уменьшение
доли детей во всем населении увеличивает
долю пожилых людей. Так, по прогнозам
Организации Объединенных Наций, в
развивающихся регионах ожидается снижение
числа лиц в возрасте до 15 лет в среднем с 41
процента от общей численности населения в
1975 году до примерно 33 процентов в 2000 году и 26
процентов в 2025 году. В этих же регионах
ожидается увеличение численности
населения в возрасте 60 лет и старше с 6
процентов в 1975 году до 7 процентов в 2000 году
и до 12 процентов в 2025 году, что таким образом
будет соответствовать уровню,
существовавшему в 50-х годах в более
развитых регионах. В этих последних
регионах ожидается уменьшение доли лиц в
возрасте до 15 лет с 25 процентов в 1975 году до
21 процента в 2000 году и 20 процентов в 2025 году;
вместе с тем ожидается, что доля лиц в
возрасте 60 лет и старше в общей численности
населения возрастет с 15 процентов в 1975 году
до 18 процентов в 2000 году и 23 процентов в 2025
году. Следует отметить, что эти показатели
являются средними для обширных регионов и
что между отдельными странами и на
внутринациональном уровне существуют
значительные различия.
10. Согласно
типовым таблицам смертности, увеличение
продолжительности жизни при рождении в
более развитых регионах может привести к
увеличению средней продолжительности
жизни в возрасте 60 лет примерно на один год
в период между 1975 и 2025 годами. В
развивающихся регионах это предполагаемое
увеличение составит приблизительно 2,5 года.
Таким образом можно ожидать, что к 2025 году в
развитых регионах мужчины в возрасте 60 лет
будут жить в среднем еще не менее 17 лет, а в
развивающихся регионах - еще не менее 16 лет.
Ожидается, что для женщин эти показатели
составят соответственно 21 год и 18 лет.
11.
Следует отметить, что при сохранении
существующих тенденций соотношение полов
(то есть, число мужчин на 100 женщин)
по-прежнему будет несбалансированным в
развитых регионах мира, хотя и с небольшим
улучшением. Так, например, это соотношение,
которое в 1975 году составляло 74 для
возрастной группы 60 - 69 лет, к 2025 году
увеличится до 78, в возрастной группе лиц
старше 80 лет оно возрастет от 48 до 53. В
развивающихся регионах это соотношение
несколько уменьшится к 2025 году с 96 до 94 для
возрастной группы 60 - 69 лет и с 78 до 73 для
возрастной группы старше 80 лет. Таким
образом, в большинстве случаев женщины все
больше будут составлять большинство
населения преклонного возраста. Различия
по признаку пола в продолжительности жизни
могут оказать определенное влияние на
жизненные условия, величину дохода,
здравоохранение и другие системы
поддержки.
12. Другим важным аспектом
является тенденция, существующая в
распределении городского и сельского
населения. В 1975 году в развитых регионах две
трети лиц пожилого возраста проживало в
городских районах и предполагается, что эта
доля к 2000 году будет составлять три
четверти. В развивающихся регионах три
четверти лиц пожилого возраста проживает в
сельских районах. Тем не менее увеличение
доли лиц пожилого возраста в городских
районах этих стран может быть значительным
и превысит к 2000 году 40 процентов.
Определенное влияние на эти изменения
может оказать миграция.
B. ГУМАНИТАРНЫЕ
АСПЕКТЫ И АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ,
СВЯЗАННЫЕ
СО СТАРЕНИЕМ
13. Эти демографические
тенденции, охарактеризованные выше, окажут
значительное влияние на общество. Для
достижения непрерывного развития
требуется сохранение соответствующего
баланса между социальными, экономическими
и экологическими факторами и изменениями в
области роста, распределения и структуры
населения. Чтобы обеспечить оптимальный
ход своего развития, страны должны
сознавать и учитывать демографические
тенденции и изменения в структуре своего
населения.
14. Это потребует
значительных финансовых расходов
соответствующих национальных и
международных институтов. Однако
экономическое положение большого числа
развивающихся стран не позволяет им
получить в свое распоряжение необходимые
средства и ресурсы для осуществления их
планов развития.
15. Чтобы обеспечить
указанным странам возможность решать
проблемы, связанные с основными
потребностями групп населения, включая
престарелых, необходимо учредить новый
экономический порядок, который основывался
бы на новых международных экономических
отношениях и на реальном, взаимовыгодном
международном сотрудничестве, что создало
бы возможность для справедливого и
равномерного распределения имеющихся в
мире богатств, ресурсов и технологии.
16.
В настоящем Международном плане действий
по проблемам старения рассматриваются как
проблемы старения отдельных лиц, так и
проблемы, связанные со старением
населения.
17. Вопросы гуманитарного
характера - это вопросы, относящиеся к
конкретным потребностям стареющего
населения. Хотя существует множество
проблем и нужд, являющихся общими как для
лиц пожилого возраста, так и для всего
населения, некоторые из них отражают особый
характер и потребности этой группы.
Рассматриваемые подтемы включают
здравоохранение и питание, жилищные
условия и окружающую среду, семью,
социальное благосостояние,
гарантированный доход и занятость, а также
образование.
18. Вопросы развития - это
вопросы, касающиеся
социально-экономических последствий
старения