РЕКОМЕНДАЦИЯ n 168 Международной организации труда"О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ"(Принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 168
О
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗАНЯТОСТИ
ИНВАЛИДОВ
(Женева, 20 июня 1983
года)
Генеральная конференция
Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным
советом Международного бюро труда и
собравшаяся 1 июня 1983 года на 69-ю сессию,
принимая к сведению существующие
международные нормы, содержащиеся в
Рекомендации 1955 года о переквалификации
инвалидов,
отмечая, что со времени
принятия Рекомендации 1955 года о
переквалификации инвалидов произошли
значительные изменения в понимании
реабилитационных потребностей, в охвате и
организации служб реабилитации, а также в
законодательстве и практике многих
государств - членов по вопросам, входящим в
сферу действия упомянутой Рекомендации,
учитывая, что 1981 год был провозглашен
Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций Международным годом
инвалидов под лозунгом "Полное участие и
равенство" и что всеобъемлющая Всемирная
программа действий в отношении инвалидов
должна проводить эффективные меры на
международном и национальном уровнях по
осуществлению целей "полного участия"
инвалидов в социальной жизни и развитии, а
также "равенства",
считая, что эти
изменения обусловили целесообразность
принятия новых международных норм по этому
вопросу, которые особо принимали бы во
внимание необходимость обеспечить
равенство обращения и возможностей для
всех категорий инвалидов как в сельских,
так и в городских районах, в занятости и
социальной интеграции,
постановив
принять ряд предложений по
профессиональной реабилитации, что
является пунктом 4 повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму
рекомендации, дополняющей Конвенцию 1983
года о профессиональной реабилитации
инвалидов и Рекомендацию 1955 года о
переквалификации инвалидов,
принимает
20 июня 1983 года следующую рекомендацию,
которая будет называться Рекомендацией 1983
года о профессиональной реабилитации и
занятости инвалидов.
I. Определения и
сфера применения
1. Государствам - членам,
применяя положения настоящей Рекомендации,
а также Рекомендации 1955 года о
переквалификации инвалидов, термин
"инвалид" следует рассматривать как
определение, распространяющееся на лиц,
возможности которых получать и сохранять
подходящую работу и продвигаться по службе
значительно ограничены в связи с
надлежащим образом подтвержденным
физическим или психическим дефектом.
2.
Государствам - членам, применяя настоящую
Рекомендацию, а также Рекомендацию 1955 года
о переквалификации инвалидов, следует
считать целью профессиональной
реабилитации, как это определено в
последней Рекомендации, обеспечение
инвалидам возможности получать и сохранять
подходящую для них работу и продвигаться по
службе, способствуя тем самым их социальной
интеграции или реинтеграции.
3.
Положения настоящей Рекомендации должны
применяться государствами - членами
посредством мер, которые соответствуют
национальным условиям и не противоречат
национальной практике.
4. Меры по
профессиональной реабилитации должны
распространяться на все категории
инвалидов.
5. При планировании и
предоставлении услуг в области
профессиональной реабилитации и
трудоустройства инвалидов следует,
насколько это возможно, использовать и
приспосабливать для инвалидов
существующие для трудящихся в целом службы
профессиональной ориентации,
профессиональной подготовки,
трудоустройства, занятости и связанные с
ними службы.
6. Профессиональная
реабилитация должна начинаться по
возможности на более раннем этапе. С этой
целью системы здравоохранения и другие
органы, отвечающие за медицинскую и
социальную реабилитацию, должны регулярно
сотрудничать с органами, отвечающими за
профессиональную реабилитацию.
II.
Профессиональная реабилитация и
возможности
занятости инвалидов
7.
Трудящиеся инвалиды должны пользоваться
равенством возможностей и обращения в
отношении обеспечения реальности
получения работы, сохранения ее и
продвижения по службе, которая там, где это
возможно, отвечает их личному выбору и
индивидуальному соответствию ей.
8. При
организации профессиональной реабилитации
и оказании содействия инвалидам в
трудоустройстве следует соблюдать принцип
равенства обращения и возможностей для
трудящихся мужчин и женщин.
9.
Специальные позитивные меры, направленные
на обеспечение подлинного равенства
обращения и возможностей для инвалидов и
других трудящихся, не должны считаться
дискриминационными в отношении других
трудящихся.
10. Следует принимать меры
содействия занятости инвалидов,
соответствующие нормам занятости и
заработной платы, которые применяются к
трудящимся в целом.
11. Такие меры, в
дополнение к перечисленным в разделе VII
Рекомендации 1955 года о переквалификации
инвалидов, должны включать:
a)
соответствующие меры по созданию
возможностей трудоустройства на свободном
рынке труда, в том числе финансовое
стимулирование предпринимателей для
поощрения их деятельности по организации
профессионального обучения и последующей
занятости инвалидов, а также по разумному
приспособлению рабочих мест, трудовых
операций, инструментов, оборудования и
организации труда, чтобы облегчить такое
обучение и занятость инвалидов;
b)
оказание правительством соответствующей
помощи в создании различных видов
специализированных предприятий для
инвалидов, которые не имеют реальной
возможности получить работу на
неспециализированных предприятиях;
c)
поощрение сотрудничества
специализированных и производственных
мастерских в вопросах организации и
управления с тем, чтобы улучшить положение
в области занятости работающих на них
инвалидов и по возможности помочь
подготовить их к работе в обычных
условиях;
d) оказание правительством
соответствующей помощи службам
профессионального обучения,
профессиональной ориентации,
специализированных предприятий и
трудоустройства инвалидов, руководимым
неправительственными организациями;
e)
содействие созданию и развитию
кооперативов инвалидами и для инвалидов, в
которых, если это целесообразно, могут
участвовать трудящиеся в целом;
f)
оказание правительством соответствующей
помощи в создании и развитии инвалидами и
для инвалидов (и, если это целесообразно,
для трудящихся в целом) мелких промышленных
предприятий, кооперативных и других видов
производственных мастерских при условии,
что такие мастерские отвечают
установленным минимальным нормам;
g)
устранение, если необходимо поэтапно,
естественных, коммуникационных и
архитектурных преград и помех,
препятствующих проезду, доступу и
свободному передвижению в помещениях,
предназначенных для профессионального
обучения и труда инвалидов; следует
учитывать соответствующие нормы в новых
общественных зданиях и оборудовании;
h)
там, где это возможно и целесообразно,
содействие развитию соответствующих
потребностям инвалидов средств транспорта,
доставляющих их к местам и из мест
реабилитации и работы;
i) поощрение
распространения информации о примерах
фактической и успешной трудовой интеграции
инвалидов;
j) освобождение от внутренних
налогов или любых других внутренних сборов,
которыми облагаются при импорте или
впоследствии определенные товары, учебные
материалы и оборудование, необходимые для
реабилитационных центров,
производственных мастерских,
предпринимателей и инвалидов, а также
определенные приспособления и аппараты,
необходимые для содействия инвалидам в
получении и сохранении работы;
k)
обеспечение занятости на условиях
неполного рабочего времени и другие меры в
области труда в соответствии с
индивидуальными свойствами инвалидов,
которые в настоящее время, а также
когда-либо в будущем практически не смогут
получить работу на условиях полного
рабочего времени;
l) проведение
исследований и возможное применение их
результатов к различным видам инвалидности
в целях содействия участию инвалидов в
обычной трудовой жизни;
m) оказание
правительством соответствующей помощи,
чтобы исключить потенциальную возможность
эксплуатации в рамках профессионального
обучения и специализированных предприятий
и содействовать переходу на свободный
рынок труда.
12. При разработке программ
трудовой и социальной интеграции или
реинтеграции инвалидов следует учитывать
все формы профессиональной подготовки; они
должны включать, где это необходимо и
целесообразно, профессиональную
подготовку и обучение, модульное обучение,
бытовую реабилитацию, обучение грамоте и
другие связанные с профессиональной
реабилитацией области.
13. Для
обеспечения нормальной трудовой и,
следовательно, социальной интеграции или
реинтеграции инвалидов необходимо также
принимать во внимание специальные меры
помощи, в том числе предоставление
приспособлений, аппаратов и оказание
других индивидуальных услуг, позволяющих
инвалидам получать и сохранять подходящую
для них работу и продвигаться по службе.
14. Необходимо осуществлять наблюдение за
мерами по профессиональной реабилитации
инвалидов с тем, чтобы оценивать результаты
таких мер.
III. Проведение мероприятий на
местном уровне
15. Как в городских, так и в
сельских районах и в отдаленных местностях
необходимо организовывать службы
профессиональной реабилитации и
осуществлять их работу по возможности при
более полном участии общественности,
особенно при участии представителей
организаций предпринимателей, организаций
трудящихся и организаций инвалидов.
16.
Проведению мероприятий по организации
служб профессиональной реабилитации
инвалидов на местном уровне необходимо
содействовать посредством тщательно
разработанных мер общественной информации
с целью:
a) информирования инвалидов и,
при необходимости, их семей об их правах и
возможностях в области занятости;
b)
преодоления предубеждений, дезинформации и
неблагоприятного отношения к занятости
инвалидов и к их социальной интеграции или
реинтеграции.
17. Руководители на местах
или местные группы, в том числе сами
инвалиды и их организации, должны
сотрудничать с органами здравоохранения,
социального обеспечения, образования, с
органами по труду и другими
соответствующими правительственными
органами в деле определения потребностей
инвалидов данного района и обеспечения
того, чтобы инвалиды, когда это возможно,
принимали участие в общедоступных видах
деятельности и услугах.
18. Службы
профессиональной реабилитации и
трудоустройства инвалидов должны быть
составной частью развития данной местности
и по мере необходимости получать
финансовую, материальную и техническую
помощь.
19. Необходимо официальное
признание добровольных организаций,
которые наиболее хорошо зарекомендовали
себя в деле оказания услуг в области
профессиональной реабилитации и в
предоставлении инвалидам возможности
трудовой и социальной интеграции или
реинтеграции.
IV. Профессиональная
реабилитация в сельских районах
20.
Необходимо принимать особые меры, чтобы
обеспечить оказание инвалидам сельских
районов и отдаленных местностей услуг в
области профессиональной реабилитации на
том же уровне и на тех же условиях, что и в
городских районах. Развитие таких услуг
должно быть составной частью национальной
политики развития сельских районов.
21. С
этой целью необходимо, где это
целесообразно, принимать меры, чтобы:
a)
назначать существующие службы
профессиональной реабилитации в сельских
районах или, в случае их отсутствия,
назначать службы профессиональной
реабилитации в городских районах в
качестве центров подготовки для сельских
районов кадров системы реабилитации;
b)
создавать передвижные службы
профессиональной реабилитации,
обслуживающие инвалидов сельских районов и
являющиеся центрами распространения
информации о возможностях
профессиональной подготовки и занятости
инвалидов в сельских районах;
c) обучать
работников программ сельского и местного
развития методике профессиональной
реабилитации;
d) предоставлять ссуды,
дотации или инструменты и материалы, чтобы
помочь инвалидам сельских районов
создавать кооперативы и управлять ими или
самостоятельно заниматься ремеслами,
кустарной или сельскохозяйственной либо
иной деятельностью;
e) включать помощь
инвалидам в осуществляемую или планируемую
общую деятельность по развитию сельских
районов;
f) содействовать инвалидам в
том, чтобы их жилье находилось на разумном
расстоянии от места работы.
V. Подготовка
кадров
22. Помимо специально
подготовленных консультантов и
специалистов по профессиональной
реабилитации, все другие лица, занимающиеся
профессиональной реабилитацией инвалидов
и развитием возможностей в области
занятости, должны получать
профессиональную подготовку или быть
ориентированы в вопросах реабилитации.
23. Лицам, занимающимся профессиональной
ориентацией, профессиональным обучением и
трудоустройством трудящихся в целом,
следует иметь необходимые знания о
физических и психических дефектах и их
ограничивающем влиянии, а также сведения о
существующих вспомогательных службах,
чтобы облегчить активную экономическую и
социальную интеграцию инвалидов. Этим
лицам необходимо предоставлять
возможности для приведения их знаний в
соответствие с новыми требованиями времени
и для накопления опыта в этих областях.
24. Подготовка, квалификация и оплата труда
персонала, занятого профессиональной
реабилитацией и обучением инвалидов,
должны соответствовать подготовке,
квалификации и оплате труда лиц, занятых
общим профессиональным обучением и
выполняющих аналогичные задачи и
обязанности; возможности продвижения по
службе должны соответствовать
возможностям обеих групп специалистов, и
следует поощрять переход кадров из системы
профессиональной реабилитации в систему
общего профессионального обучения и
наоборот.
25. Персонал системы
профессиональной реабилитации,
специализированных и производственных
предприятий должен получать, в рамках его
общей подготовки и по мере необходимости,
подготовку в области управления
производством, производственной
технологии и сбыта.
26. В случаях, когда
отсутствует достаточное число прошедших
полную подготовку сотрудников системы
реабилитации, следует рассмотреть
возможность принятия мер по набору и
подготовке ассистентов и вспомогательного
персонала по профессиональной
реабилитации. Эти ассистенты и
вспомогательный персонал не должны
постоянно использоваться вместо прошедших
полную подготовку специалистов. По мере
возможности следует предусмотреть
повышение квалификации этого персонала,
чтобы в полной мере включить его в число
сотрудников, получивших подготовку.
27. В
случае необходимости следует поощрять
создание региональных и субрегиональных
центров подготовки кадров
профессиональной реабилитации.
28. Лица,
занятые профессиональной ориентацией и
обучением, трудоустройством инвалидов и
оказанием им помощи в работе, должны иметь
надлежащую подготовку и